д). Учение о государстве
Человек по природе – существо государственное. Совершенным человеком предполагается совершенный гражданин. Аристотель убежден, что есть правильные формы правления, имеющие в виду общую пользу. Но при известных условиях они могут вырождаться в неправильные. правильные:неправильные: монархия тирания аристократия олигархия полития демократия Идеальной формой правления Аристотель считал политию – государство «среднего класса», особую комбинацию умеренной олигархии и умеренной демократии, где нет резкой поляризации бедных и богатых. Чем больше людей среднего достатка в обществе, тем оно стабильнее развивается. Среднего класса должно быть более 50%. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы. Э н е р г и я п о н и м а н и я 1. «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют» (Протагор). Как изменится смысл этого высказывания, если убрать слова после двоеточия Я знаю, что я ничего не знаю». Что этим хотел сказать Сократ? Может ли это быть формулой его превосходства над собеседником? На основании чего философию Платона признают объективным идеализмом? 4. как соотносятся категории «сущность» и «форма» в философии Аристотеля?
Ф р а г м е н т ы и з к л а с с и ч е с к и х п р о и з в е д е н и й Протагор (480 – 410 гг. до н.э.) «У каждого человека своя истина, ее критерием является восприятие здорового и нормального человека». Горгий (483 – 375 гг. до н.э.) «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела». Аристофан «Облака» «Кривда хвалится тем, Что прежде всех придумала я оспаривать законы, И правду криво толковать, и побеждать неправдой… Кривой дорогой приводить к победе дело слабых».
Ксенофонт «Воспоминания о Сократе» «Из красоты и из знаний можно делать равно благородное и гнусное употребление. Так, красоту если кто за деньги продает кому угодно, того обзывают распутником… Точно так же, кто продает свои знания за деньги кому угодно, тех обзывают софистами». Диоген Лаэртский о Протагоре «Он первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом, и сам стал пользоваться доводами. Свое сочинение он начинает следующим образом: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, – и вопрос темен, и людская жизнь коротка. Он первый стал брать за уроки плату в сто мин; первый стал различать времена глагола и точно выражать время действия; стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берет свое начало от него». (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов [Текст] / Д. Лаэртский // АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья А. Ф. Лосева. – М.: Мысль, 1979. – С. 375–376). Сократ (469 – 399 до н.э.) «Я сам, конечно, нимало не считаю себя мудрым. Что же Бог хочет сказать, говоря, что я мудрее всех? Ведь не лжёт же он: не пристало ему это. Потом прибегнул я к такому разрешению вопроса: пошёл я к одному из тех людей, которые слывут мудрыми… Но когда я присмотрелся к этому человеку, когда я побеседовал с ним, решил, что этот человек только кажется мудрым и многим другим людям, и особенно самому себе, а чтобы в самом деле он был мудрым, этого нет. Потом я попробовал показать ему, что он только мнит себя мудрым, а на самом деле не мудр. Из-за этого и сам он, и многие из присутствующих возненавидели меня. Уходя оттуда, я рассуждал сам с собою, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним, пожалуй, оба ничего дельного и путного не знаем, но он, не зная, воображает, что, будто что-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю. На такую-то малость, думается мне, я буду мудрее, чем он, раз я коли ничего не знаю, то и не воображаю, будто знаю». (Платон. Апология Сократа [Текст] / Платон // Платон. Избр. диалоги. М.: Худ. лит., 1965. – С. 279–280).
××××××××ØØØØØØØØØ
|