Студопедия — ТОЛКОВАНИЕ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ТОЛКОВАНИЕ.






Чрез сие Богоносный Отец показывает, что не всякий, но только смиренномудрствующий и уничижающий себя может сказать: я осел, ибо сказать это не есть бесчестие, но напротив величайшая честь. Потому и говорит Отец: не высокомудрствуй. Ибо когда кто достигнет в меру осла, то подобно ему, получая удары, терпя поношения, будучи отягощаем, влеком, связываем, и, терпя все подобное, что свойственно терпеть ослу, переносит все сие, не противореча, не помня зла, и отнюдь не возмущаясь в сердце, подобно ослу, но пребывая при всем том, как бесчувственный, что и означает уже желаемое двоякое, или и троякое умерщвление; тогда может быть (человек) осмелится сказать: я осел но и то со многим стыдом, размышляя о высоте такого преуспеяния. Однако думаю, что и тогда он не скажет сего: но видя, что ему многого не достает до такого состояния, тем менее осмелится сказать: я осел, и даже не посмеет и подумать сего, зная, что это есть высокомудрие, в котором состоит падение души и по истине совершенная погибель.

Вопрос 41. Того же к тому же. Если кто из Старцев, высших меня, спросит меня о чем-нибудь: должен ли я сказать, что нахожу полезным.

Ответ Иоанна. Не твое дело говорить это, потому что ты не знаешь воли Божией, действительно ли сие полезно; но если кто из них спросит тебя, скажи ему со смирением: “прости меня” и: “я не знаю”.

Вопрос 42. Того же к тому же. Когда брат делает что-нибудь среднее, но не согласное с моею волею, и я скорблю о сем, как мне поступить; промолчать ли и не успокоить своего сердца, или ласково сказать и тем избавиться от смущения? Если же дело это другим причиняет скорбь, а не мне: сказать ли мне ради других, или сие будет напрасное вмешательство в чужое дело?

Ответ Иоанна. Если дело будет безгрешное, среднее, и ты хочешь сказать для того только, чтобы успокоить твое сердце, то в сем обнаруживается твое побеждение, что ты, по немощи своей, не можешь потерпеть. Укори же себя и молчи. А когда брат другим причиняет скорбь, то скажи Авве твоему, и он или сам скажет тому брату или тебя вразумит, что тебе сказать ему, и ты будешь спокоен.

Вопрос 43, того же. Если я говорю все ради других и догадываюсь, что брат смущается сим: как мне поступить? Также, когда он оскорбляет и других, и меня: сказать ли мне ради других, или промолчать, потому что это и меня беспокоит? Если же знаю, что брат не скорбит о сем, сказать ли и себя ради, или принудить себя промолчать?

Ответ Иоанна. Если ты скажешь Авве, а брат смутится сим, то тебе нет до того дела. Когда нужно будет сказать ради других, и это тебя озабочивает, скажи ради их, себя же ради принудь себя не говорить.

Вопрос 44, того же. Но помысл говорит мне, что, если брат смутится на меня, он сделается мне врагом, полагая, что я его оклеветал перед Аввою.

Ответ Иоанна. Это злой помысл, возбраняющий исправление брата. Не удерживайся, но говори Авве только по Богу, а не по страсти; ибо и на врачей ропщут больные, которых они лечат, но врачи пренебрегают сим, зная, что после они их будут благодарить.

Вопрос 45, того же. Когда вижу, что помысл побуждает меня сказать не для пользы брата, но для того, чтобы оклеветать его [Здесь разумеется не то, чтобы грубо клеветать на брата, но сказать о ком-либо истину пристрастно.]: сказать ли мне, или промолчать?

Ответ Иоанна. Вразуми свой помысл сказать по Богу, а не по страсти. Если же побеждаешься желанием оговорить (брата), скажи Авве, исповедуя ему клевету свою, чтобы обоим вам получить исцеление: брату от греха, а тебе от клеветы.

Вопрос 46. Если же помысл не допустит меня исповедать Авве, что я говорю с намерением оклеветать брата: что мне делать, сказать ли, или нет?

Ответ. Не говори ничего, и Господь попечется о сем. Тебе не должно говорить со вредом душевным. Господь исправит брата, как ему угодно.

Вопрос 47. Бывает, что я, кажется, делаю что-нибудь, как должно, а другой поправляет мое дело; а я ответ ему даю с тщеславием: как мне поступать в подобных случаях?

Ответ Иоанна. Если тебе не нужно отвечать, молчи. А когда дело братнее наводит тебе сомнение, укори себя в тщеславии и уврачуй брата.

Вопрос 48. Если делаю нечто среднее и вижу, что, когда брат узнает, что я это делаю, он соблазнится сим, и тщеславие понуждает меня скрыть это дело (ибо стыжусь, ежели брат увидит его): должен ли я его скрыть для избежания соблазна, или не скрывать во избрание тщеславия? Также когда не знаю наверное, соблазняется ли брат, но только подозреваю сие; как мне поступать?

Ответ Иоанна. Если сердце осуждает тебя, что подаешь брату соблазн, то скрой это дело и не давай сам повода к подобным помыслам. А когда не знаешь наверное, но только подозреваешь, не заботься о сем.

Вопрос 49, того же. Если скажу кому-нибудь колкое слово, а он не поймет его: должен ли я покаяться перед ним, или промолчать и не давать ему мысли об том?

Ответ Иоанна. Если брат не поймет, что ты сказал ему колкость, молчи и не смущай его; но постарайся покаяться в том.

Вопрос 50. Если кто-нибудь увидит, что брат согрешил, и скажет о сем Авве; тот о котором сказано, как должен быть расположен к сказавшему на него?

Ответ Иоанна. Если согрешивший верный (т.е. истинный христианин.) и живет по Богу, то, хотя бы кто-нибудь и по вражде сказал на него Авве, он должен подумать: брат сказал сие, желая доставить мне пользу; и так исполнится на нем слово Писания: благий человек от благого сокровища сердца своего износит благая (Мат. 12, 35); помышляя сие, он скорее должен возлюбить того брата, нежели ненавидеть. Кто всегда таким образом поступает, тот преуспевает о Боге.

Вопрос 51, того же. Так как я ощущаю, что по тщеславию своему немного краснею, когда делаю поклон при некоторых; то должен ли я стараться с намерением кланяться при других, или как случится?

Ответ Иоанна. Ты не должен ухищряться с намерением кланяться при других или особенно (наедине), но делать это, как придется.

Вопрос 52. Должен ли я делать поклон и младшим, или врачевать их словами, чтобы с другой стороны не вкралось (в меня) тщеславие?

Ответ Иоанна. Случается, что великие и почтенные люди бывают должны ничтожным и самым последним и обязаны отдать долг, не тщеславясь, потому что были должны; так и ты, если должен кому-либо младшему тебя, поклонись ему без тщеславия, зная, что ты его должник.

Вопрос 53, того же. Если страстный помысл войдет в мое сердце, чем я должен отразить его: тем ли, чтобы противоречить ему, или произнести запрещение и как бы прогневаться на него, или тем, чтобы прибегнуть к Богу и повергнуть пред Ним свою немощь?

Ответ Иоанна. Брат! страсти те же скорби, и Господь не отделил их, но сказал: призови мя в день скорби твоея, и изму тя, и прославиши мя (Пс. 49, 15). И потому в отношении всякой страсти ничего нет полезнее, как призывать имя Божие. Противоречить же прилично не всем, но только сильным о Боге, которым повинуются демоны; если же кто из несильных будет противоречить, демоны ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит. Также и запрещать им дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал сие потому, что имел власть. Нам же немощным остается только прибегать к имени Иисусову; ибо страсти, как сказано, суть демоны и исходят (от призывания сего имени). Чего же ты хочешь более сего? Бог да укрепит тебя во страхе своем и да подаст тебе победу.

Вопрос 54. Прошение того же: прошу тебя, Отец мой, дай мне слово, что ты молишься о мне, как и святый Старец дал мне оное. И когда я бываю побежден в чем-либо, помысл говорит мне: Бог потому не дает тебе силы овладеть страстью, что в тебе есть гордость, или затем, чтобы, овладев ею, ты не впал в тщеславие, или, - если легко получишь сию власть, легко и потеряешь ее, или для того, чтобы ты, желая получить ее, часто прибегал к Богу, или по другой какой-либо причине. Или это происходит от расслабления моего; и как мне поступать?

Ответ Иоанна. Если все мы едино, то дерзаю сказать, что старец в Боге и я с ним. Если он дал тебе слово, то и я чрез него. Знаю, что я немощен и самый последний, но удалиться от Старца не могу, ибо, по милости его, мы двое составляем единое. И так внимай себе, брат. Постарайся трудиться, чтобы сохранить оные заповеди. Если же и побежден будешь в чем-либо, не ослабевай, не отчаивайся, но встань снова, и Бог поможет тебе. То, что ты побеждаешься и не преодолеваешь страсти, происходит и от первых причин, упомянутых тобою; но случается, что и от расслабления подвергаешься тому. Для освобождения же от того и от другого надобно повергнуть себя перед благостью Господнею с плачем, да освободит Он тебя от сих и от иных страстей молитвами Святых. Аминь.

Вопрос 55. Того же к тому же, прошение помощи в том, что заповедал Великий Старец.

Ответ. Брат! Старец ничего не оставил без решения в своих к тебе ответах и заградил чрез то уста всем. Чего ты еще хочешь, когда тебе сказано: сохрани слова мои, и завет мой с тобою пребудет нерушим. По силе твоей, старайся сохранить завет его; ибо в нем заключается наследие царствия, рай сладости, и ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Ты должен привнести свои усилия и старание; а покров, милость и подаяние силы зависит от Бога. Ему слава во веки. Аминь.

Вопрос 56. Что мне делать? я боюсь стыда бесчестия. И если вступлю в разговор с некоторыми, очень увлекаюсь оным и пленяюсь, так что совершенно забываю себя; когда же опомнюсь, стыжусь оставить разговаривающих и уйти.

Ответ Иоанна. Чтобы немощному не впасть во все сие и в славолюбие, ему должно всячески избегать многословия и прекращать разговор, извиняясь Аввою, будто бы тот повелел ему нечто сделать, и потому он спешит. А не переносить бесчестия есть дело неверия. Брат! Иисус сделался человеком и перенес бесчестия, а разве ты больше Иисуса? Это неверие и обольщение демонское. Кто желает смирения, как говорит, и не понесет бесчестия, тот не может достигнуть смирения. Вот, ты слышал (сказанное), не презирай же сего; ибо и самое дело презрит тебя. Когда разговор приносит пользу и не служит препятствием более нужному делу, то стой, пока разговаривают. Если же разговор этот не полезен, скажи: прости, я немощен. О стыде же (скажу): размышляя о всенародном стыде, который пред Господом постигнет грешников, вменишь ты временный ни во что.

Вопрос 57, того же. Когда приходят в монастырь некоторые, или мирские, или Отцы, помысл внушает мне спросить у них о пользе души или о делах. Как ты рассудишь о сем?

Ответ Иоанна. Брат! кто по истине желает быть учеником Христовым, тот ни в чем не имеет власти над самим собою, чтобы самому по себе делать что-либо. Хотя он и думает получить пользу от беседы с приходящими, но нарушает заповедь, которая говорит: вся с советом твори (Сир. 32, 21). Что же ты еще хочешь слышать сверх того, что сказали Отцы. Если некоторые пришедшие будут беседовать о слове Божием, спроси Авву твоего со смирением: “Авва, желаешь ли, чтобы я подождал и послушал, или мне идти”? И что он скажет, то и делай спокойно. Если же и по надобности хочешь спросить кого-либо, инока или мирского; то скажи Авве, и когда он, найдет нужным сам спросит то, что ты хочешь узнать; а когда тебе скажет: спроси ты, тогда спроси.

Вопрос 58. Если же я не хочу спрашивать, но случится мне встретиться с кем-либо из них или кто сам спросит меня о чем-нибудь; то как повелишь тогда поступить?

Ответ Иоанна. При встрече с кем-либо, ограничивайся только приветствием, и потом скажи: помолись о мне, я иду по делу, и уйди. А когда спросят тебя о чем-либо, и ты знаешь это, то скажи и проходи далее; при незнании, скажи: не знаю, и проходи далее.

Вопрос 59. Если же (кто-либо) застанет меня в то время как я сижу или делаю что-нибудь, и сядет возле меня и захочет говорить со мною, то что мне делать?

Ответ Иоанна. Если (кто-либо) застанет тебя сидящим где-нибудь и подойдет к тебе, прими от него благословение и сделай тоже самое, что и прежде, и скажи ему: помолись о мне; и хотя бы едва не руками удерживал тебя, скажи ему: “прости меня, мне дана заповедь ни с кем не разговаривать, без воли Аввы; но скажу ему, и что он повелит, то и сделаю”. Если же кто-либо подойдет к тебе и сядет в то время, как ты делаешь что-нибудь; то по данной тебе заповеди, найди какой-нибудь предлог и встань.

Вопрос 60, того же. Что же значит сказанное Аввою Исаиею: приветствовав странника спроси его: каково он живет, и потом сиди с ним молча?

Ответ. Ты написал мне, что Авва Исаия заповедал принять странника и после приветствия спросить его, каково он живет и потом сидеть с ним молча; но все это было сказано Старцу, который был уже в летах и достиг (высокой) меры (духовной). Истинный же ученик и желающий быть иноком хранит себя от подобных бесед, ибо от них рождаются: нерадение, расслабление, непокорство и лютая дерзость. В ином месте (Отеческих сказаний) написано: “Иоанн сим не занимается”. И сие-то значит устранить от себя заботы в отношении всякого человека.

Вопрос 61. Помысл говорит мне: одним разом отсеки свидания, и ты избавишься (от увлечения оными). И опять говорит: отсекай мало помалу, чтобы видящие тебя не стали удивляться. Скажи мне, что из этого лучше?

Ответ Иоанна. О том, чтобы прекратить свидания однажды навсегда или мало помалу, дабы видящие тебя не стали удивляться, (скажу): если отсечешь свидания одним разом, то будешь спокоен; а иначе подашь повод (к новым разговорам и различным помыслам). К разговорам, потому что будут говорить: он беседовал со мною прежде, побеседую и я с ним; к помыслам же, потому что иной подумает: верно этот брат имеет что-нибудь против меня, ибо прежде говорил со мною, а теперь не говорит. Пожелай достигнуть сего, и Бог поможет тебе.

Вопрос 62. того же. Иногда некоторые больные приходят в монастырь, прося чего-нибудь из больницы, и мне назначено Аввою раздавать им нужное, чрез что я принужден бываю разговаривать с ними, и думаю, не по своему ли желанию я это делаю: объясни мне сие, Отец мой, и помолись о мне, чтобы иметь мне при этом покой.

Ответ Иоанна. Касательно приходящих больных и имеющих нужду получить что-нибудь из больницы (скажу): если ты всем одинаково будешь раздавать, ты не должен беспокоиться об этом, потому что тебе велено так делать. Но будь весьма внимателен к тому, чтобы не завести с кем-либо разговора по сему случаю и не продолжить свидания, случившегося по необходимости, исключая того, когда надобно будет спросить о каком либо деле или покупке; но и при сем ограничивайся только необходимым вопросом, чтобы злая воля твоя не нашла себе пищи. Сохрани сие и получишь покой.

Вопрос 63. Помысл говорит мне что безмолвие всего нужнее и что оно мне полезно; справедливо ли он мне так внушает?

Ответ Иоанна. В чем состоит безмолвие, как не в том, чтобы удерживать сердце свое от того, чтобы давать (другим вещи и самому) принимать (от них), от человекоугодия и других подобных действий. Когда Господь обличил книжника через притчу о впадшем в руки разбойников, и при том спросил его, кто был ближний его; книжник отвечал: сотворивый милость с ним (Лук. 10, 37); и еще сказал Господь в Писании: милости хощу, а не жертвы (Мат. 12 7). Если и ты веришь, что милость более жертвы, то к милости приклони твое сердце. Безмолвие дает человеку повод к высокоумию, прежде, нежели он приобретет самого себя, т.е. будет непорочен. Тогда (только) имеет место (истинное) безмолвие, когда человек понес уже крест. Посему, если будешь сострадать(ближним), получишь помощь; если же удержишь себя (от сострадания), желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь. И так не оставайся ни внутри, ни во вне, но держись средины, разумевая, что есть воля Господня, яко дние лукави суть (Ефес. 5, 16).

Вопрос 64, того же. Объясни мне, Отец мой, что значит: не оставайся ни внутри, ни во вне, но держись средины? Не нужно ли некоторые дни назначать безмолвию, и некоторые попечениям внешним?

Ответ Иоанна. (Слова мои) значат: не дерзать на безмолвие и не нерадеть о себе, когда находишься среди попечений, - вот средний путь, безопасный от падения: в безмолвии должно иметь смирение, и при попечениях бдительность над собою и удерживать свой помысл и все сие не ограничивается определенным каким-нибудь часом, тем более днями. Всякий должен с благодарением терпеть то, что по необходимости постигает его, и сострадать всем, находящимся в общежитии; ибо исполняет чрез сие заповедь Апостола, т.е., если кто скорбит, поскорби с ним, увещай его, утешь его (Рим. 12 15. Сол, 5, 11. 14). В сем-то и состоит сострадание; сострадать же больным и помогать им врачеваниями - доброе дело. Если врач, пекущийся о больном, получает награду, не тем ли более тот, кто по силе своей во всем сострадает ближнему? Ибо не сострадающий ему во всем, и в том, в чем сострадает, исполняет только волю свою.

Вопрос 65, того же. Ты повелел мне держаться средины, но случается, что, когда я освобожусь от занятий и выберу удобное время, чтобы посидеть немного в своей келлии, меня очень беспокоят приходящие по обыкновению возлюбленные мне иноки или мирские: и если выйду к ним, скорблю; когда же не захочу выйти, то мне надобно сидеть в своей келлии, а чрез сие является препятствие в исполнении потребностей по больнице. Не повелишь ли мне сказать одному из братий, находящихся со мною при больнице, чтобы, когда я не выйду, он пошел бы и позаботился о том, что нужно. Или совершенно удалиться мне? Это я думаю, как человек; но если в помысле моем таится самооправдание, то да будет по воле Божией, а не по моей, потому что моя воля не может устоять, но оканчивается погибелью.

Ответ Иоанна. Чем более человек нисходит в смирение, тем более преуспевает. Пребывание в келлии не делает тебя опытным, потому что ты пребываешь в ней без скорби. А чрез то, чтобы прежде времени оставить все попечения, враг готовит тебе не покой, а более смущение, так что заставит тебя наконец сказать: лучше бы я и не родился. О беспокойстве же от людей Отцы сказали: бывает, что человек находится уже при смерти, а все еще внимает содружеству мира сего. Не давай им ничего и не принимай от них ничего; таким образом они и оставят тебя. И о служении брата (в больнице вместо тебя, скажу): что если ты делаешь что-нибудь, себе и помогаешь; если же чрез другого, то он получит более, нежели ты за труд твой и молитву. В прежнем ответе моем я говорил тебе о сострадании, подвизайся же в нем, если веруешь Апостолу, который говорит: кто изнемогает, и не изнемогаю аз? кто соблажняется и аз я не разжизаюся (2 Кор. 11, 29)? Со озлобляемыми озлобляеми, аки и сами суще в теле (Евр. 13, 3).

Вопрос 66. Отец мой! Если кто просит вещи, как мне выдать ее с приветливостью, когда я сомневаюсь сначала? Ибо когда даю с принуждением то душа моя бывает жестока и недовольна.

Ответ Иоанна. Если узнаешь, что просящий просит по нужде, дай ему с радостью, как выдавая из даров Божиих. В этом и состоит приветливость. Если же знаешь, что он просит без нужды, не давай ему, но скажи: мне дана заповедь от Аввы ничего не давать не имеющему нужды и это не будет жестокость. Господь да вразумит тебя.

Вопрос 67. Читая книгу Василия Великого о подвижничестве, я нашел, что имеющий что-нибудь и дающий то другому, по заповеди Господней, не другому благодетельствует, а более себе. Как же мне исполнить сию заповедь?

Ответ. Оная глава относится к тому, кто живет отдельно и может управлять собою с рассуждением; а живущий в общежитии находится в повиновении Отца, и на него не простирается сия заповедь, ибо он ни в чем не имеет власти поступать по своей воле.

Вопрос 68. В книге Св. Василия о подвижничестве нашел я и то, что невозможно быть учеником Господним человеку, пристрастному к чему-либо настоящему или обращающемуся с кем-либо из тех, которые, хотя на малое время, отвлекают его от заповеди Божией. Но родственники мои должны мне несколько, и я желаю сию сумму раздать нищим, а родные, может быт, не захотят мне ее возвратить: как мне поступить в таком случае?

Ответ Иоанна. Если ты не отсечешь плотского мудрования и не сделаешься несколько настойчивым ради Бога, то впадешь и в человекоугодие. Бог да подаст тебе силу во всем исполнять волю Его. Аминь.

Вопрос 69, того же: что значит не умалчивать” по слову Отцов и как сие исполняется на деле?

Ответ. Думаю: то, чтобы не молчать о своих помыслах; ибо скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен и исправляется только частным вопрошением о них Отцов духовных. Как сам разумею, сказал я и тебе, брату моему. Если же ты лучше это понимаешь, Господь да даст тебе разум (2 Тим. 2 7), ниспосылаемый от Него (Еккл. 2, 26. Иов. 12. 13, 16. 1 Иоан. 5 20), так же и мне, худейшему рабу Его.

Вопрос 70. Что значит сказанное тобою, Отец мой, что внимательному ни мало не вредит сон?

Ответ Иоанна. Кто хранит стадо свое подобно Иакову (Быт. 1, 40), от того отступает сон (Быт. 31, 40); и когда он и уснет немного, сон его бывает, как у иного бодрствование; ибо огнь сердечного горения не допускает его погрузиться в сон, и он воспевает с Давидом: просвети очи мои, да не когда усну в смерть (Пс. 12, 4). Кто достигает сей меры и вкусил уже сладость ее, тот разумеет сказанное; такой человек не упояется чувственным сном, а только пользуется естественным.

Вопрос 71. Если кто-нибудь попросит меня войти в его келлию и сотворить молитву, или я попрошу кого-нибудь зайти ко мне, или желаю помочь кому-либо в деле; то сколько раз должно отказываться и не соглашаться, там, конечно, где нет преступления заповеди?

Ответ. Если ты войдешь в келлию брата, или он в твою, и скажет тебе: “помолись, брат”, до трех раз отвечай: “прости”. Если он и после третьего раза будет просить, то исполни (желание его) со смирением. И ты также три раза говори другому, и если не захочет, оставь его, потому что спорить - худое дело. И во всяком случае, предлагают ли тебе принять помощь, или ты желаешь подать кому-нибудь руку (помощи), проси до трех раз, и если он не согласится, перестань с миром и не оскорбляй его. Таков истинный путь Божий; внимай себе, чтобы подвизаться на нем нелицемерно, с чистым сердцем, при содействии Бога, Который простирает тебе руку и помогает своею благодатью. Аминь.

Вопрос 72, того же. Если случится трапеза любви [Любовью () назывались общие трапезования, происходившие из любви и служившие побуждением для вкушавших к любви и общению. См. 74 прав. 6-го Вселенск. Собора] и мне будут давать часть мою, но я не имею в ней нужды: повелишь ли мне взять ее, чтобы не показалось, что я не принимаю из воздержания и раздать ли ее, кому нужно в больнице, или нет?

Ответ Иоанна. Брат! Если имеешь нужду в этой части, то прими ее; если же нет, то не принимай, ибо иначе возродится в тебе тщеславие.

Вопрос 73, того же. Случается, что я делаю братии трапезу любви, и меня за то прославляют; не вредно ли мне сие и не лучше ли делать ее тайно, через Авву, или самому собою, для своего обучения? И как, Отец мой, освободиться от сей славы, потому что она следует и за правыми, и за неправыми делами человека?

Ответ Иоанна. Ты должен быть внимателен к обоим сим преднамерениям, ибо они дают повод к тщеславию. Однако через Авву легче делать (трапезу любви), ибо в таком случае тебе надобно будет бороться только с собственным сердцем. А когда сам собою будешь делать ее, тебе предлежит двойная брань, не только с собственным сердцем, но и с мнением других людей. Быть свободными от славолюбия и тщеславия могут только те, которые совлеклись ветхого человека. Господь да подаст тебе свободу сию о Христе Иисусе Господе нашем, Которому слава во веки. Аминь.

Вопрос 74. Когда закрываю глаза во время службы, помыслы мои собираются. Но хорошо ли это? может быть, не кажется ли сие странным другим, стоящим со мною братиям, и они соблазняются?

Ответ Иоанна. Если помыслы твои действительно собираются, когда Бога ради закрываешь глаза во время службы; то не обращай внимания на некоторых, хотя бы, как ты говоришь, это и казалось странным стоящим с тобою братиям.

Вопрос 75, того же. У меня есть собственные мои книги, и помысл внушает мне отдать их в общежитие и не заботиться о них более; ибо когда они будут общие монастырские, то и каждый будет получать их для чтения. Подобно сему думаю и об одеждах. Скажи мне, Отец мой, должно ли сие сделать? и какие одежды оставить мне себе, по телесной моей немощи?

Ответ Иоанна. Если хочешь избавиться от заботы о книгах, то хорошо сделать так, как ты говорил, т.е. отдать их в общежитие; ибо все, что принадлежит общежитию, есть Божие. Что касается одежд, какие для тебя необходимы, ты оставь себе для зимы две короткие коловии [одежда без рукавов] и один левитонарий [монашеская верхняя одежда, сотканная из волос], и для лета две легкие коловии и один левитонарий. И еще для зимы, на случай сильной стужи, небольшой нагрудник. Если же не бывает сильной стужи, то достаточно иметь куколь и две мантии: одну зимнюю, а другую летнюю, также и два покрывала: одно теплое, а другое легкое. Имей также власяницу и подушку, они тебе нужны. Если нужен тебе тюфяк, имей и его. И когда тебе дают одежду, и ты нуждаешься в ней, прими ее, а старую вместо нее отдай Авве; если же не нужна тебе та, которую дают, и ее также отдай Авве. Господь да укрепит тебя слышать и исполнять; ибо в сем и состоит преуспеяние и исправление, угодное Богу.

Вопрос 76, того же к Великому Старцу. Так как вами назначено дни находиться в сем служении, при больнице, то скажи Отец мой, должно ли мне читать некоторые врачебные книги и обучаться самому собою составлять лекарства, или лучше не заботиться об этом, как о рассеивающем ум, и оставить сие (чтобы оно не возбудило во мне, как в невнимательном, тщеславия)и довольствоваться тем, что я уже знаю, делая, что возможно, с помощью масла, муки, мазей и вообще простых средств, в которых упражняются и не читающие (врачебных книг). Как же мне поступать? Ибо сердце мое трепещет при сем служении, чтобы не погрешить в нем и не прибавить к страстям моим еще других грехов.

Ответ Великого Старца. Так как мы не пришли еще в совершенство, чтобы вовсе избавиться от пленения страстей, то лучше занятия врачебные, нежели страстные. Но не на врачевания должны мы надеяться, а на Бога, который умерщвляет и оживотворяет и говорит: поражу и Аз исцелю (Втор. 32, 29). Читая врачебные книги, или спрашивая о них кого-либо, не забывай, что без Бога никто не получает исцеления. И так, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь. Врачебное искусство не препятствует человеку быть благочестивым, но занимайся им, как рукоделием для (пользы) братии. Что делаешь, делай со страхом Божиим и сохранишься молитвами Святых. Аминь.

Вопрос 77, того же. Ты сказал мне прежде, что отсечение своей воли состоит и в том, чтобы не спорить из желания поставить на своем. Как же мне быть, Отец мой: иногда случается, что приношу больному вещь, по видимому, полезную; но она не редко вредит ему, и я скорблю, что исполнил в том свою волю? Вижу также, что я целый день нахожусь в занятии, и оно как бы не допускает меня вспомнить о Боге, и чревоугодие беспокоит меня. Скажи мне, что мне делать? Ибо верую, что в сем заключается мое спасение.

Ответ Варсануфия. Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по своему и случится напротив, что она принесет им вред; то Бог, взирающий на твое сердце, не осудит тебя; ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто-нибудь знающий скажет тебе о сем наперед, а ты с пренебрежением прослушаешь его; то это будет гордость и своеволие. Многие всегда слышат о каком-либо городе, и им случается войти в него, не зная, что он тот, самый город; так и ты, брат, целый день проводишь в памяти Божией и не знаешь того. Иметь заповедь и стараться сохранять ее - в сем заключается и повиновение и память Божия. Справедливо сказал тебе брат Иоанн: оденься прежде листьями, а потом, когда повелит Бог, принесешь и плоды. Если не знаешь полезного, то последуй знающим, и это есть смирение, и получишь благодать Божию. Справедливо сказал ты, что в сем заключается твое спасение; ибо ты по сам собою пришел сюда, но Бог путеводил тебя сюда. Возмогай о Господе (Ефес. 6, 10); ты не малую пользу получаешь от занятия, на которое жалуешься. Сколько возможно, подвизайся против чревоугодия, и Господь поможет тебе познавать и делать полезное. Мужайся и крепись о Господе.

Вопрос 78, того же. Так как ты сказал мне, что повиновение и память о Боге состоит в том, чтобы иметь заповедь [т.е заповедь Отеческую относительно какого-либо послушания] и стараться исполнять ее; то прошу тебя, научи меня и сему; возможно ли озабоченному таким служением по Богу и находящемуся среди людей иметь непрестанную память Божию? И когда возможно, испроси мне ее, Отец мой, если сие мне будет полезно. Ибо тебе и Богу вся возможна (Мат. 19, 26).

Ответ Варсануфия. О непрестанной памяти Божией: каждый может сохранять ее по своей мере. Ты только смирись, а я лучше тебя знаю, что тебе полезно, и сего прошу тебе у Бога; ибо Ему вся возможна (Мат. 19, 26).

Вопрос 79, того же. Опять прибегаю к тебе, милосердый Отец мой, и не перестану беспокоить тебя, пока не укрепишь меня; ибо если Бог, по вашим молитвам, и дает мне некоторую печаль о грехах моих, а мало помалу снова теряю ее чрез внешнее развлечение. И так прошу тебя, Отец мой, и в сем укрепи меня, чтобы все было со мною по милости Божией и вашей, и ничего не было моего собственного; ибо я ничего не могу, если не буду укреплен вашими молитвами. Опасаюсь, Отец мой, и того, что управляю больницею, ибо это есть некое властительство, и как бы не подало повода к тщеславию и свободе в обращении. Также и от частого вкушения снедей могу уклониться в чревоугодие. И так не рассудите ли вы, чтобы мне, для предварительного обучения себя, побыть прежде в более низком послушании, и потом, когда легче будет мне, опять вступить в оное служение? Ты знаешь, Отец мой, что я говорю так не потому, чтобы тяготился сим делом, ибо что я делаю, окаянный? Но боюсь, не раздражаю ли я свои страсти, живя здесь; сам ли я так, думаю, или демоны мне внушают то, - не знаю. Ты же, Отец мой, объяви мне волю Божию; избавь от смущающих меня помыслов, укрепи меня твоими молитвами исполнять, что ты говоришь, и прости меня.

Ответ Варсануфия. Выслушай, брат, и будь уверен о Господе, что, когда мы поручили тебе оное дело, рука наша и сердце наше с тобою, точнее же сказать, рука Бога, умоляемого нашими молитвами о спасении души твоей, и о том, чтобы Он укрепил тебя в деле, даровал тебе успех и покрыл тебя в нем. Ты не иначе можешь спастись, как только чрез сие (послушание). И так не унывай, падая и восставая, поползаясь и укоряя себя, пока Господь не окажет тебе милости, которой ты желаешь; только не будь нерадив. Не бойся, ибо Господь, поставивший тебя на сие дело, и устроит оное, и мы разделяем с тобою попечение. Да не прельстит тебя диавол под видом добра, как сказано: благими словесы и благословением прельщают сердца незлобивых (Рим. 16, 18). Тот, который поставил тебя на сие дело, есть все: Он сказал ученикам своим: се Аз посылаю вас (Матф. 10, 16), и еще: се Аз с вами есмь (Матф. 28, 20). Не бойся и ни мало не смущай себя сомнениями о больнице, унывая от забот, сопряженных со властью. Если уразумеешь написанное тебе, то будешь спокоен. Только себе должен ты внимать по силе своей, и Бог поможет тебе. Здравствуй о Господе и укрепляйся о Нем.

Вопрос 80, того же к другому Старцу. Если братия, находящиеся со мною, в чем-либо согрешат, как исправить мне их без смущения?

Ответ Иоанна. Если напечатлеешь в сердце волю Божию, то не будешь смущаться, но приобретешь добрый навык, как и Отцы; если же забудешь ее и увлечешься, как человек, то скажи Богу с покаянием: “прости меня, Владыко и помилуй меня”, и скажи находящимся с тобою братиям: “берегитесь, братия: ибо чрез то мы подвергаем себя осуждению и погубляем наши души”, и не говори слишком громко, но только так, чтобы было слышно. Когда обучишь себя в сем, достигнешь и такого устроения души, которое угодно Богу.

Вопрос 81, того же. Прошу тебя, Отец мой, скажи мне, каким образом должно исправлять (ближних), и в каком случае надобно юродствовать, т.е. представлять себя как бы не понимающим дела и не обращать на него внимания. А если не буду иметь успеха в деле, должен ли положить на себя запрещение относительно оного?

Ответь Иоанна. Относительно людей поступай так: когда знаешь, что согрешивший человек разумный и принимает слова твои, вразумляя его, скажи: “брата! если мы с нерадением делаем дело Божие, это погибель для души. Ну, хорошо ли ты теперь сделал? Постарайся вперед (исправиться)”. Если же он неразумен, скажи ему: “поверь мне брат, что ты стоишь наказания за твое нерадение, и как скоро скажу Авве, он строго тебя накажет”. А когда можно представляться не понимающим, для сего соображайся с погрешностью брата; и если она не велика, покажи вид, что ты не понял ее; если же велика, то не должно представляться не понимающим. Ты не должен налагать на себя запрещения (к занятию делом), в случае безуспешности, но и не пренебрегать ею. Испытав ее, проси прощения у Бога, ибо иначе впадешь в нерадение.

Вопрос 82, того же. Если кто-либо из братии или из самых больных согрешит, и я, желая исправить его скажу что-нибудь со смущением: должен ли я после поклониться ему (прося прощения)? И если случится, что он разгневанным на меня уйдет из больницы: что мне делать? И вообще, за какие согрешения надобно делать поклонение? Ибо гордость и самооправдание помрачают ум. А когда кто и поклонится, то тщеславие снова найдет себе повод.

Ответ Иоанна. Со смущением ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысл твой успокоится, и тогда скажешь мирно. И если брат послушается тебя, - хорошо; если же нет, скажи ему; “не хочешь ли, я открою это Авве, и как он рассудит, так и сделаем, и ты будешь спокоен”. Но ежели разгневавшись уйдет, то скажи Авве, и он вразумит его, а ты не делай ему поклонения (т.е. не проси прощения), ибо чрез то дашь ему повод думать, что ты действительно виноват перед ним, и он еще более на тебя вооружится. У других же людей тщательно проси прощения, соображаясь с согрешением: как скоро видишь, что согрешение твое велико, - поклонись; а когда оно не велико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния; “прости меня, брат”. Берегись гордости и самооправдания, ибо они препятствуют покаянию; впрочем бывает и то, что человек по тщеславию делает поклон. Презирая три сии страсти [Гордость, самооправдание и тщеславие], где нужно, делай поклонение со смирением, страхом Божиим и рассуждением. По силе твоей старайся пребывать в сих добродетелях, и Бог поможет тебе молитвами Святых.

Вопрос 83, того же. Если во время служения больным настанет час псалмопения или святой проскомидии, или случится другая надобность, и находящиеся со мною братия знают, что кому нужно дать: повелишь ли мне пойти, или сие будет мне в тяжкую вину? Равным образом, ежели захочу побыть в своей келлии, когда мне нет надобности быть в больнице; позволишь ли мне, Отец мой, или нет?

Ответ Иоанна. Когда братия знают, не будет на тебе вины пойти, или побыть в своей келлии, только посещай больных.

Вопрос 84. Если скупость беспокоит меня в то время, как выдаю кому-либо нужное ему, так что не могу и дать ему: то дать ли ему менее того, сколько ему нужно, или постараться выдать не менее надлежащего? Также если, стыдясь, как бы из человекоугодия или тщеславия, по внушению помысла, я хочу дать больше: то дать ли мне, вопреки моей страсти, немного меньше, или должное по заповеди?

Ответ. Если скупость препятствует дать ближнему то, что ему надобно, то соображайся с тем, что имеешь. Когда у тебя много ве







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 295. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия