Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Определение и структура моды





Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff; 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже[74][75]. Работы Шумова хранятся в Музее Родена[76] и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)[77][78].

 

Мода.

Определение и структура моды

Дизайнер, основным содержанием деятельности которого является созда­ние культурных образцов, которые могут стать (а в ряде случаев и должны стать) модными, должен иметь целостное представление о природе такого феномена, как мода. Дизайнеру одежды для успешной работы в модной инду­стрии особенно необходимы знание основных закономерностей моды, пони­мание моды как социального явления, знакомство с социально-психологичес­кими и экономическими аспектами ее развития, с основными методами про­гнозирования моды, а также знание инновационных и циклических механиз­мов модных изменений. Все это дает возможность не просто копировать или создавать модные образцы, а осознанно влиять на моду и управлять ею. Мода, являясь важным фактором эволюции не только костюма, но и современного общества в целом, выступает в качестве одного из регуляторов социальных и экономических отношений в современном обществе.

Изучать моду как особый феномен человеческой культуры начали еще в конце XVIII в., трактуя ее как эстетическое явление, связанное прежде всего с изменением эстетического идеала и вкуса в области искусства и в костюме. Исследователи моды конца XIX—XX в, рассматривали моду прежде всего как социальный и психологический феномен, анализируя социальные причины ее происхождения и развития, а также социальные, экономические и культур­ные последствия ее действия. Моду изучали с самых разных точек зрения — социальной психологии и психоанализа, с позиций экономики рыночного капитализма и культурологии, и в каждом случае мода представала как важ­нейший компонент современного человеческого общества, определяющий динамику его развития.

В каждом европейском языке есть слово, аналогичное русскому «мода» (от лат. modus — мера, правило, предписание, образ действия): французское mode, итальянское moda, немецкое Mode, английское mode (чаще употребляется fashion).

Мода является одной из форм массового поведения в современном обще­стве. Исходя из этого можно предложить следующие определения понятия «мода»:

мода — это особый способ, образ, мера обработки социальной информа­ции (определение психолога Л. Петрова);

мода — тип реагирования, свойственный значительному количеству людей. Она зачастую проявляется как периодическая смена объектов выбора, как новый­ образ действия или мышления (определение американского социального психолога Э.Богардуса);

мода — серия повторяющихся изменений в предпочтениях социальных групп (определение американского социального психолога Э. Росса).

Мода наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является фор­мой социальной регуляции поведения. Мода — специфическая регуляция, обус­ловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение российского теоретика моды А. Гофмана).

Мода распространяется на все явления культуры — на все, что относится к материальным и духовным ценностям и находится в процессе изменения: ис­кусство (живопись, литературу, музыку, театр, кино, дизайн), науку, техни­ку, политику, спорт. Дизайн является областью культуры, где активно дей­ствуют механизмы моды.

Мода влияет на все предметное окружение современного человека — офор­мление интерьеров и витрин магазинов, дизайн бытовых приборов и органи­зацию массовых праздников, индустрию развлечений.

Но чаще всего мода проявляется в оформлении внешности человека — в его одежде, прическе, макияже, манере поведения, в его вещном окружении. Это привело к распространению своеобразных «мифов» или заблуждений относи­тельно моды (кстати, достаточно опасных для самих дизайнеров) — между понятиями «мода» и «одежда» часто ставится знак равенства, а создателями моды считают известных кутюрье и дизайнеров одежды, так как именно кос­тюм и поведение человека быстрее всего реагируют на все изменения моды. То, что в костюме человека отражаются его желания и стремления, его пред­ставления о самом себе и отношение к окружающим людям, а также его соци­альный статус, дало основание канадскому социологу М.Маклюэну назвать одежду и дом человека «продолжением нашей кожи».

Может быть мода на вещи (одежду в том числе), свойства вещей, идеи, действия, слова, т.е. на все то, что является модными образцами (и мини­юбка, и цвет волос, и марка автомобиля, и отдых на горнолыжном курорте или тропических островах, и манера двигаться и танцевать). Зависит это от того, будет ли их считать модными достаточно большое количество людей. Структура моды состоит из следующих элементов:

§ модные стандарты — способы или образцы поведения или действия;

§ модные объекты, которые могут быть материальными и нематериальными: вещи, идеи, слова, свойства объектов;

§ модные значения, или ценности, моды; модное поведение участников моды — поведение, ориентированное на мод­ные стандарты, объекты и ценности.

Когда модный стандарт или объект приобретает модное значение (т. е. боль­шое количество людей считает его модным), он «входит в моду», когда он утрачивает модное значение — «выходит из моды». Каждое проявление моды предоставляет возможность ее последователям стремиться к достижению оп­ределенных целей: казаться современными, выделяться или, наоборот, не вы­деляться в толпе, сообщать окружающим определенную информацию о себе.

Роль моды как средства общения особенно велика в современных крупных бродах-мегаполисах, где общение между людьми носит поверхностный и крат­ковременный характер (на улице, в транспорте, общественных местах), и ин­формацию о человеке передает его костюм — как правило, ту информацию, которую он сам хочет сообщить.

Большое значение в структуре моды имеют ценности, среди которых выде­ляют первичные (атрибутивные, или внутренние) и вторичные (денотатив­ные, или внешние).

К первичным ценностям моды относятся современность, уни­версальность, демонстративность и игра.

Современность — фундаментальная ценность в структуре моды. Однако по­ложительная оценка современности свойственна именно современной запад­ной цивилизации, которая и породила моду. В архаических и традиционных обществах современность и нововведения воспринимаются как недостаток. В традиционных обществах универсальным социальным регулятором является обычай, функции которого в современном обществе выполняет мода. Не вся­кое нововведение становится модным, так же как и не всякие новые модные стандарты и образцы являются действительно новыми. Бывает мода на «стари­ну», например, в начале 1970-х гг. в моду вошел стиль «ретро», когда более современными казались предметы антиквариата или новые вещи, специально сделанные «под старину».

Экологический стиль вызвал моду на использование в одежде не самых новых высокотехнологичных синтетических материалов, а традиционных, ко­торые известны уже несколько тысячелетий — льна, хлопка, шелка. Кроме того, естественному стремлению человека к новизне противостоит не менее естественная потребность в сохранении культурных традиций (экология куль­туры). Новое в моде — это всегда новое по отношению к непосредственно предшествующей моде. Ценность современности позволяет последователю но­вой моды ощущать себя «идущим в ногу со временем», приспосабливаться к стремительно меняющемуся миру.

Универсальность (диффузность) связана с тем, что мода не признает ника­ких границ, кроме временных. Универсальность не является повсеместно рас­пространенной ценностью, например, она не существовала в архаическом и сословном обществах. В социально значимом масштабе мода возникла в XIX в., когда окончательно сформировалось буржуазное общество, но уже в начале XVI в. можно было говорить о первой общеевропейской моде на основе италь­янского костюма, затем по всей Европе распространились «испанские моды». Развитие моды отражало изменения, которые происходили во всех сферах об­щества: бурный рост производства, возникновение новых средств коммуника­ции и транспорта, усиление культурных контактов между народами. Если в феодальном обществе культурные образцы были постоянно и неподвижно зак­реплены за определенными социальными группами, то в буржуазном обще­стве они становятся более текучими и подвижными. В движении культурных образцов от одной общности к другой, от одной социальной группы к другой, из одной страны в другую и выражается универсальность как одна из важней­ших модных ценностей. В свое время советский ученый В. М. Краснов выделил три формы проявления моды в истории в связи с универсальностью:

1) единичная мода (в первобытном обществе);особенная мода (в сословном обществе);

2) всеобщая мода (в капиталистическом обществе).

Существуют явления, имеющие отношение к ценностям современности и универсальности, сходные с модой, но отличающиеся от нее более короткими сроками развития и степенью распространения, — это так называемые «внут­ренние течения в рамках моды» (это понятие ввел американский социолог Э Богардус). К ним относятся fad (прихоть, чудачество, быстропроходящее увлечение, которое охватывает не все общество, а отдельные социальные группы \ появляется из-за стремления к новизне), craze, или фетиш (форма массово­го увлечения внутри моды, которая отличается склонностью к преувеличе­нию, мания).

Демонстративность связана с тем, что мода является одной из форм ком­муникации, и демонстративность дает возможность участникам модного по­ведения передавать другим определенную информацию о себе, особенно если речь идет о коммуникации, которая носит непродолжительный и поверхно­стный характер. В первую очередь мода позволяет продемонстрировать свой социальный статус или создать иллюзию более высокого социального ста­туса.

Такая ценность моды, как игра, связана с тем, что мода является эвристи­ческой творческой деятельностью, стимулирует поиск нового, создание ново­го и открытие старого в качестве нового. Культурология XX в. рассматривает игру как универсальный элемент человеческой культуры. В постмодернизме игра становится способом создания культуры путем бесконечного комбинирования культурных ценностей и знаков. В современном дизайне игровые элементы имеют важное значение, так как игра направлена на развитие творческих способнос­тей человека, для нее важен сам процесс деятельности, а не ее результат (связь с концепцией сотворчества потребителя в дизайне). Игра является формой по­стижения мира, а мода — одной из форм игрового поведения со своеобразными «правилами игры» (модные стандарты). Моде присущи основные черты игры — добровольность, ограниченность во времени (но не в пространстве), выход за пределы обычной жизни (мода создает иллюзии изменений в жизни человека и иллюзии, связанные со статусом в обществе), существование определенных «правил игры». Мода также связана с понятиями ролевой игры и «социальной роли», когда обозначается определенный социальный статус или имитируется более высокий социальный статус.

Вторичные (внешние) ценности моды определяются конкрет­ной ситуацией и категорией участников моды, которые могут преследовать Противоположные ценности: социальное равенство или элитарность, красоту Или удобство и т.п. Одни и те же модные образцы позволяют своим обладате­лям преследовать разные цели. Так, потертые джинсы для одного — это воз­можность выделиться, похвастаться их престижной маркой, а для другого — Возможность, наоборот, не выделяться, демонстрировать свою «демократич­ность» и «скромность» в потреблении.

Вторичные ценности демонстрируют отношение человека к миру и самому себе, к обществу и социальным институтам, к природе (экологические ценности). Выбирая те или иные модные образцы, один человек тем самым как бы заявляет: «Я такой же, как все», другой: «Я имею то, что имеют те, на кого я хочу быть похожим», третий: «Я имею то, чего не имеют другие», четвертый: «Я не такой, как другие». Выбирая определенную моду, человек демонстриру­ет и свое отношение к моде вообще.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 955. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия