Студопедия — Функции моды
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Функции моды






Так как мода действует практически во всех сферах современной жизни, то она выполняет самые разнообразные функции, которые превращают ее в не­обходимый регулятор социальных отношений. Американский социолог Г. Блумер предложил семь социальных функций моды, считая, что она обеспечивает возможность:

1) безобидной игры фантазии и каприза;

2) безболезненного и обоснованного отказа от тирании обычая;

3) социально санкционированного вторжения в сферу новизны;

4) демонстрации и выставления напоказ своего «Я»;

5) замаскированного выражения сексуальных интересов;

6) вызывающей зависть демаркации высших классов;

7) внешней и поддельной идентификации людей, обладающих низким ста­тусом, с высокостатусными группами.

Блумер считает, что на различных фазах своего развития мода служит раз­личным целям, однако функция модного процесса не может быть сведена к таким целям. С его точки зрения, в общем виде социальная роль моды состоит в том, что она способствует коллективному приспособлению к подвижному миру и в подвижном мире разнообразных возможностей. В свою очередь, именно в таком мире, как справедливо полагает Блумер, и может существовать мода.

В зависимости от угла зрения на моду (как на социально-статусное, эстети­ческое, социально-коммуникативное или психологическое явление) можно выделить следующие функции моды:

инновационную — мода стимулирует экспериментальное начало в обществе и культуре, поиск нового, выявляет новые, более совершенные культурные образцы, способствует введению и принятию нововведений в самых разных сферах деятельности;

регулятивную — мода внедряет в образ жизни новые формы поведения и новые культурные образцы, отбирая из множества культурных моделей одну, которая на какое-то время становится нормой; облегчает человеку выбор и помогает тем самым приспосабливаться к меняющемуся миру. Мода обеспечивает возможность разрыва с ближайшим прошлым и подготавливает к ближай­шему будущему;

психологическую — мода удовлетворяет психологические потребности человека в новизне, создавая иллюзию изменений, в самовыражении, компенсирует неудовлетворенность своим социальным статусом. Мода является спосо­бом эмоциональной разрядки и, будучи элементом механизма защиты от пси­хологических перегрузок, предлагает готовые образцы поведения личности в массовом масштабе, удовлетворяет потребность в психофизиологической раз­рядке, что особенно актуально для обитателей современных мегаполисов с их монотонной и однообразной повседневной жизнью;

социализации — мода является одной из форм приобщения человека к соци­альному и культурному опыту, помогая восприятию определенных социальных норм и ценностей и воспроизводству определенной социальной системы; спо­собствует формированию самосознания индивида;

социальной дифференциации и нивелирования — мода регулирует социальное напряжение в обществе, выполняя регулирующую функцию, т.е. одновремен­но обозначая и маскируя социально-статусные различия;

престижную — мода является формой выражения престижа, связанного с определенным социальным статусом, демонстрируя либо высокий социальный статус, либо создавая иллюзию более высокого социального статуса. Путем подражания модным стандартам и объектам элитарных социальных групп мода позволяет преодолевать чувство неполноценности. Мода является фактором, повышающим или понижающим престиж тех или иных культурных образцов;

коммуникативную — мода представляет собой одну из форм массовой ком­муникации — процесс передачи модных стандартов от одних индивидов или социальных групп к другим, т.е. передачи культурных образцов, наделяемых модными значениями, а также передачи информации о самих участниках моды. Такая коммуникация способствует формированию у ее участников согласия и общности в ценностных ориентациях;

экономическую — мода является формой потребления и формой рекламы новых товаров, регулятором поведения потребителей и средством расширения сбыта. Мода влияет на поведение человека в сфере потребления, на формиро­вание определенной структуры потребностей. В области моды вырабатываются стандарты потребления и социальные образы вещей;

эстетическую — мода удовлетворяет эстетические потребности, отражая особенности массового эстетического вкуса, является способом распростране­ния и изменения эстетических оценок в обществе.

Современная мода отражает изменения, соответствующие переходному пе­риоду от индустриального общества к постиндустриальному (эпоха постмо­дерна). Основными признаками нового мировоззрения становятся децентрали­зация и многомерное сознание. На смену унифицированной массовой культу­ре приходит культура разнообразия, уникальности и полицентричности, по сути, множество равноценных субкультур вместо единой модели культуры. Многообразие, плюрализм и принципиальный эклектизм постмодерна, от­вергающего иерархическую систему норм и оценок, привели к тому, что в современной моде отсутствует единый для всех модный стандарт, как это было Раньше (так же как отсутствует понятие «хорошего вкуса»), С 1970-х гг, более не существует единой моды, властно диктующей всем свои правила. Вместо од­ной «моды» мы наблюдаем много «мод», связанных с образом жизни и осо­бенностями поведения разных социальных групп, которые имеют различные системы ценностей и соответственно различные множественные и постоянно Изменяющиеся стандарты моды.

С 1970-х гг. в сфере потребления господствует эклектизм, что обусловлено Эстетическими предпочтениями массового потребителя. Как выявили исследо­вания, большинство потребителей не обладают способностью к сложным ассоциациям, не чувствуют диссонансов при смешении стилей, что и приводит * эклектизму как следствию потребительских предпочтений. Эклектизм в дизайне одежды в 1980-х гг. получил определение «необарокко». Для эстетики необарокко характерны небрежность, беспорядок, сложность, вольность и при­хотливость вкуса, личного выбора, отрицание стандарта.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 1963. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Почему важны муниципальные выборы? Туристическая фирма оставляет за собой право, в случае причин непреодолимого характера, вносить некоторые изменения в программу тура без уменьшения общего объема и качества услуг, в том числе предоставлять замену отеля на равнозначный...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия