ПОСТУПАЙТЕ ПРАВИЛЬНО
Поступать правильно – второй краеугольный принцип меншизма. Это означает следовать прямой, и зачастую трудной, дорогой правды. Вот три примера такого поведения: – СОБЛЮДАЙТЕ ДЕЛОВУЮ ЭТИКУ. Инвестиционный банк находит для вашей компании покупателя, помогает вам договориться о приемлемой цене и оформляет сделку. Однако заключение сделки происходит спустя месяц после истечения договора об оказании услуг, и у вас есть возможность сэкономить на вознаграждении банку 500 ООО долларов. Тем не менее вы выплачиваете банку причитающиеся комиссионные. И делаете это с радостью. – ПЛАТИТЕ ЗА ТО, ЧТО ПОЛУЧАЕТЕ. Вы – розничный торговец ювелирными изделиями, и вы получаете партию колец от производителя. Производитель прислал вам чек на 14-каратное золото, но кольца оказались из золота в 18 каратов. Вы звоните производителю и сообщаете о несоответствии. – ОТЛИЧАЙТЕ ГЛАВНОЕ ОТ ВТОРОСТЕПЕННОГО. Вы в любительской хоккейной лиге. В разгар сезона ваша команда ведет со счетом 8:0. Следующая после вас команда ведет со счетом 4:4; худшая команда сезона – проигрывает со счетом 0:8. Некоторые из ваших лучших игроков предлагают поменяться местами с игроками худшей команды[64]. Главное здесь – это чтобы всем было весело, а победа в чемпионате – второстепенное. Менш делает то, что правильно, – а не то, что удобно и целесообразно, позволяет сэкономить деньги или легко сходит с рук. Есть правильное и есть неправильное: правда и ложь, добро и зло. В жизни есть абсолютные понятия – и менши помнят эту истину и иллюстрируют ее своим примером.
ПЛАТИТЕ ОБЩЕСТВУ ЗА ДОБРО
Третий краеугольный принцип меншизма – платить обществу за добро. Менша можно рассматривать как инвестора, которого не заботят доходы с капитала. Истинный доход для менша – это возможность отблагодарить общество, а не срубить побольше денег. Это не означает, что менш обязательно должен быть богатым. В действительности, меншей среди богатых людей – меншинство. (Хотите узнать, что Бог думает о деньгах, – посмотрите, кому Он их раздает.) Менш стремится отблагодарить общество за такие подарки, как: – семья и друзья; – духовная самореализация; – хорошее здоровье; – красота окружающего мира; – экономическая успешность; – хет-трик[65] время от времени. Существует много разных «валют», в которых можно отплатить обществу. Деньги – лишь одна из них; в числе прочих – время, профессиональный совет, эмпатия. Менши с радостью делятся этой валютой с другими людьми. Суть в том, что они платят обществу за уже полученное от него добро, – а не инвестируют в него в ожидании дохода.
УПРАЖНЕНИЕ
Представьте, что ваша жизнь подошла к концу. Запишите три факта о себе, которые вы считаете достойными запоминания: 1. ______ 2. ______ 3. ______
ЧИВО
В. Как избежать головокружения от успеха? О. В этом смысле на меня оказали глубокое воздействие такие явления, как болезнь и смерть, И той, и другой плевать, что вы богаты, знамениты или влиятельны. И все ваши богатства, слава и власть ничего не значат, если вы больны или мертвы. Поэтому, когда чувствуете себя непобедимым, просто помните, что вас может не стать в долю секунды, а «самый богатый человек в больнице» или «самый богатый человек на кладбище» – хреновое самопозиционирование. В. Как я могу делать коммерческие звонки и заключать бизнес-сделки без постоянного чувства, что я «впариваю» свой товар покупателю? О. Если вы продаете нечто, в чем покупатель нуждается, то вы ни в коем случае не должны так себя чувствовать. Если вы все-таки не можете избавиться от этого ощущения – прекратите продавать этот товар либо продавайте его людям, которым он действительно нужен. В. Не противоречат ли идеи милосердия и альтруизма основной цели бизнеса делать деньги? Не выглядит ли милосердный человек в глазах потенциального инвестора мягкотелым, слабым – в общем, не способным к успешной предпринимательской деятельности? О. Если потенциальный инвестор рассуждает таким образом, это характеризует в большей степени его, чем вас. Быть успешным, делая добро, – вполне реально. Это не взаимоисключающие понятия. Однако инвестор отнюдь не обязан участвовать в вашей благотворительной деятельности. И если хотите заниматься благотворительностью – делайте это за счет ваших собственных ресурсов, а не чьих-то еще. В. Что, если мне, обычно отзывчивому и позитивному, иногда просто необходимо на кого-нибудь наорать? О. Вот как раз для этого существует хоккей – хотя, чего уж там, сам грешен: бывало, срывался на людей и за пределами катка (на катке – тоже). Но ни к чему хорошему это не приводило. С годами я научился вовремя закрывать рот (либо не отправлять мейл) и отходить в сторону. В. Люди постоянно просят у меня профессионального совета, но это отрицательно сказывается на моей способности выполнять текущую работу. Как же мне быть? О. Написать книгу и советовать всем купить ее.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Halberstam J. Everyday ethics: inspired solutions to real-life dilemmas. New York: Viking, 1993 (Хальберстам Дж. Каждодневная этика: божественные решения земных дилемм).
|