ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
В обыденной речи звуки используются произвольно, т. к. носитель языка специально не задумывается над тем, какие из них следует применять. Между тем многие авторы художественных произведений, особенно поэты, осуществляют тщательный отбор звуков, руководствуясь эстетическими задачами. Совокупность приёмов фонетической организации текста называется звукопись. К их числу таких приёмов относятся: Аллитерация – повтор согласных звуков: «Выходит Пётр. Его глаза // Сияют. Лик его ужасен. // Движенья быстры. Он прекрасен. // Он весь, как божия гроза. // Идёт. К нему коня подводят. // Ретив и смирен верный конь. // Почуя роковой огонь, // Дрожит. Глазами косо водит // И мчится в прахе боевом, // Гордясь могучим седоком» (А.С. Пушкин). Ассонанс – повтор гласных звуков, преимущественно ударных: «Взложу на тетиву тугую, // Послушный лук согну в дугу, // А там пошлю наудалую, // И горе нашему врагу». (А.С. Пушкин). Ономатопея – звукоподражание, образование слов, условно воспроизводящих природные звуки, крики животных и т. д. (гав-гав, ку-ка-ре-ку, мяу), а также создание слов путем звукоподражания (гавкать, кудахтать, куковать, мяукать). Может сочетаться с окказиональностью: «Идешь по улочке, сразу скажешь: праздник был да веселье: тот на костыликах клякает» (Т.Н. Толстая). Липограмма – фонический прием, при котором в тексте не встречается один или несколько звуков (см. стих-е Г.Р. Державина «Тишина», в котором отсутствуют звуки [р] и [р’]).
РИФМА Рифма – это комплекс звуков, повторяющийся в разных строках стихотворного текста в одной и той же позиции. Рифма помогает читателю ощутить интонационное членение речи и вынуждает соотнести по смыслу те стихи, которые она объединяет. В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки. Достаточной рифмой считают повтор ударного гласного звука, дополненный повтором опорного согласного: она – у окна. Если в рифме совпадают не опорные гласные, а все заударные звуки (кроет – воет), она называется бедной. Если звуковое подобие перемещается от конца слова к его началу, рифма называется богатой (умираю – краю), а если охватывает всё слово, то глубокой (законом – загоним). В точных рифмах все звуки после ударного гласного совпадают (болтающих – погибающих); в приблизительных отдельные звуки после ударного гласного не совпадают (ложись – жизнь); в ассонансах, начиная с ударного, совпадают только гласные (разруха – рассудка); в диссонансах совпадают все звуки, кроме ударного гласного (о стиле – на стуле); в разноударных совпадают звуки срифмованных слов, но ударные гласные занимают разные позиции в них (об очках – бабочках); в неравносложных в заударной части разное количество слогов (наружно – жемчужинами); в составных звуковой комплекс умещается в одном из слов, но выходит за пределы второго, рифмующегося с ним (от года расти – бодрости); в каламбурных повтор звуков одного слова целиком охватывает несколько других слов (до ста расти – старости); в банальных рифмах используются слова, часто встречающиеся в поэзии (кровь – любовь); в экзотических используются слова, редко встречающиеся (боливар – бульвар). Существует классификация рифм по месту расположения ударного слога. Мужской называется рифма с ударением на последнем слоге в сроке (волн – челн), женской называется рифма с ударением на предпоследнем слоге в сроке (летом – светом), дактилической называется рифма с ударением на третьем от конца слоге (вешнюю – безутешнее), гипердактилической называется рифма с ударением на четвертом от конца слоге (угадывались – оглядываясь). Кроме того, существуют различные способы рифмовки. - Смежная – рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым и т.д. Такие стихи обладают большей динамикой, быстрейшим темпом прочтения. Выткался на озере алый свет зари, На бору со звонами плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло. Только мне не плачется – на душе светло. (С. Есенин) - Перекрестная – рифмовка первого стиха с третьим, второго – с четвертым. Она более гибка в ритмическом плане и позволяет лучше передать необходимое настроение. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И. Тютчев) - Кольцевая (опоясывающая) – рифмовка первого стиха с четвертым, второго – с третьим. Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой. (Ф.И. Тютчев) - Сплетенная – рифмовка, которая может иметь множество схем, зависящих от воли автора. Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои. (Ф.И. Тютчев)
|