Студопедия — ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XIX ВЕКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ XIX ВЕКА






 

2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза

Родоначальник немецкой классической философии, выдающийся философ-идеалист Иммануил Кант (1724-1804) заложил основы современной концепции правового государства. Анализу основных проблем политической философии и политико-правовой теории непосредственно посвящены фундаментальная "Метафизика нравов" (1797), а также такие работы, как "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" (1784) и "О вечном мире" (1795).

Кант считал, что истинное назначение права - надежно гарантировать человеческой нравственности то социальное пространство, в котором она могла бы проявить себя, где могли бы беспрепятственно реализоваться свобода и гражданское равенство индивидов. Государство, по Канту, - объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Целью и смыслом его существования является реализация правовых норм и положений, для чего оно действует трояким способом: создает законы (общие нормы права); осуществляет ис (97)полнигельную и распорядительную деятельность (административные акты), производит юрисдикционные акты. Отсюда проистекает функциональное разделение органов власти на законодательные, исполнительные и судебные.

В теории Канта делается определенная попытка совмещения либеральной, радикально-демократической и авторитарной линий развития политической мысли.

Во-первых, Кант воспринимает идею Руссо о народном суверенитете: центральным институтом публичного права является прерогатива народа участвовать в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю.

Во-вторых, он принимает идею разделения властей Монтескье, но вносит в нее определенные изменения. Вместо "равновесия" властей выдвигается принцип их коорди-нации и взаимодополнения, при котором законодательная власть (как выражающая волю народа) охраняет определенный приоритет перед властью исполнительной. С этой позиции Кант производит принципиальное разграничение деспотических и республи-канских форм правления. "Республиканизм есть государственный принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм - принцип самовластного исполнения государством законов, данных им самим"' [Кант И.- О вечном мире // Соч.: В 6-ти т.- М., 1963 - 1966.- Т. 6. - С. 269]. Поэтому деспотическим правлением может быть и абсолютная монархия, и демократия, ибо в обоих случаях субъект власти (монарх и народ) одновременно и создает законы, и сам их выполняет. Напротив, республиканским правлением может быть и ограниченная конституционная монархия, коль скоро в ней исполнительная власть отделена от законодательной. Конечным критерием различения "республиканских" и "деспотических" государств у Канта является наличие конституционных гарантий и уважения прав гражданина (элементом системы которых и выступает разделение властей).

В-третьих, философ определенным образом (в русле авторитарной парадигмы) пытается застраховаться от возможных негативных последствий передачи суверенитета народу. Он накладывает вето на право народа обсуждать издаваемые государством законы и насильно изменять существующий государственный строй, как на (98) противозаконные акты, противоречащие правовому состоянию государства. По мнению Канта, изменять государственное устройство можно лишь путем конституционных реформ, проводимых только исполнительной, а не законодательной властью.

Выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) про-должил авторитарную и государственно-центричную линии развития мировой поли-тической мысли. Среди его многочисленных работ, затрагивающих в той или иной степе-ни политическую тематику, следует выделить фундаментальную "Философию права" (1820).

Авторитарный этатизм Гегеля строится на разведении и исследовании двух ключевых понятий: гражданского общества и государства. Гражданское общество в его концепции является определенной совокупностью формально равных индивидов, частнособственнический интерес которых тесно вплетен в систему "всесторонней зависимости". Поэтому гражданское общество есть прежде всего сфера реализации особых частных целей и интересов отдельной личности, причем здесь каждый для себя есть высшая цель, а все другие значимы лишь как средства. Важным моментом внутреннего строения гражданского общества является подсистема полицейского надзора и опеки, которая должна обеспечить безопасность частноэкономической деятельности индивида, "всеобщую наличную возможность для достижения индивидуальных целей" [Гегель Г. В. Философия права.- М., 1990.- С.267].

Само по себе гражданское общество внутренне дифференцировано на различные сословия: субстанциональное (крупные и мелкие землевладельцы, дворяне и крестьяне), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники), всеобщее (чиновники). Сословие

есть особая форма связи частного интереса с интересом всеобщим, с государством: индии-вид трансформирует свой частный (экономический) интерес в политический только как член того или иного сословия. Поэтому быть политическим, а не частным чем-то возмож-но только в рамках своего сословия. Такой механизм выявления индивидуального полити-ческого интереса гарантирует то, что он будет, во-первых, действительным, а, во-вторых, конкретным и не выходящим "за пределы (99) того, что заключено в данном ПРОМЫСЛЕ" или "собственном деле и интересе" (Там же.- С.275].Сословно-корпоратив-ное строение гражданского общества призвано, с одной стороны, содействовать регла-ментации частноэкономических свобод индивида (свободы частной инициативы, распо-ряжения собственностью и т. д.), а с другой, - определенным образом репрезентировать вытекающие из них политические интересы, направляя их изъявление в конституционно-правовое русло.

Если гражданское общество является сферой социально-экономической деятельно-сти, то государство есть сфера деятельности политической. Государство в качестве целого функционально состоит из трех властей: законодательной, правительственной и власти государя. Гегель не соглашается с теорией равновесия и взаимосдерживания разделенных властей Локка-Монтескье, ибо она делит государство на враждебные и противодействую-щие друг другу части, что ослабляет, а не усиливает мощь "живого единства" государст-венного целого.

Разделение властей для Гегеля есть просто "технико-организационная" необходи-мость, они "самостоятельны" лишь в том смысле, в каком "самостоятелен", например, желудок в человеческом организме. Сущностью государства является суверенитет, кото-рый символизирует верховную власть идеального целого над любым элементом общест-венной структуры. В концепции Гегеля суверенитет государства принадлежит конституционному монарху. Вне конституционного и правового состояния суверенитет не может существовать, ибо при деспотизме (единоличном или демократическом) "воля монарха или народа" заменяет собою закон.

Гражданское общество представляет свои интересы и принимает участие в делах государства через законодательные органы (двухпалатный парламент). Но делает оно это не через единичных лиц, не как бесформенная масса, а будучи расчлененным и офор-мленным по сословиям. Верхняя палата парламента является наследственной. Основная же нижняя палата парламента формируется не путем индивидуального всеобщего голосования, а по "выборам" депутатов от корпораций, общин, товариществ и других организаций, которые направляют своего делегата путем внутреннего отбора ("простым способом посылки"). Именно таким путем, (100)по мысли Гегеля, можно лучше всего выявить и представить партикулярные интересы гражданского общества, гарантировать компетентность этого представительства и "выбор" самого достойного делегата.

Концепция Гегеля представляет собой теорию "конституционного" этатизма, построенного на принципах сословного корпоративизма и господства государства над личностью и обществом.Авторитарная парадигма мировой политической мысли (Платон - Макиавелли - Боден - Гоббс) получает свое "логически чистое" выражение. Ключевые идеи Гегеля были в той или иной степени использованы теорией и практикой тоталитар-

ных режимов фашизма и социализма XX в.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия