Постыдные грехи сгораются стыдом
Тот, у кого сердце чистое, и всех видит чистыми, а кого сердце заполнено страстями, то и других видит себе подобными, иначе говоря, свои страсти он видит в другом человеке, как в зеркале... - Преп. Макарий Великий Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира - афонский старец Силуан Отчаяние у человека- великая радость для дьявола - преп. Варсонофий Великий Во всех делах своих, как светильником, пользуйся руководством совести - схиигумен Савва Говоря, ты рождаешь слово. Ты произнес слово и оно никогда уже не умрет, но будет жить до Страшного Суда. Оно станет с тобой на Страшном Суде и будет за тебя или против тебя - Свт. Феофан Затворник ...ученик Симеона Нового Богослова, смиренный Никита Стифат, разделил то, что мы называем сновидениями, на три группы. Первые он почитал за обычные, другие определял как зрения, третьи — как откровения. Простой сон быстро забывается. 3рения посылаются для душевной пользы людям, очищающим свои чувства, и остаются напечатленными в уме на много лет. Откровения даются совершенным и славным - из сборника «Русское Небо» Ной звал всех людей, а пришли одни скоты - из бесед старца Амвросия Оптинского с монахиней Нектарией Лукавые духи, разосланные по Вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об Антихристе, общий восторг и непреодолимое влечение - Ефрем Сирин Когда услышите, что на землю пришел Христос, знайте, что это Антихрист - Преп.3осима Соловецкий Страшно будет второе пришествие Христово и ужасен последний суд всего мира, но не без великих ужасов будет пред тем владычество Антихриста - оптинский старец Амвросий Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно - от Луки 21, 34 Человеку дана жизнь, чтобы она ему служила, а не он ей,— говорил он.— Служа жизни, человек потеряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоразумение. Он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение, и оно часто бывает. Он, как лошадь, везет и вдруг останавливается, на него находит такое стихийное препинание - оптинский старец Нектарий Те, которые из-за светских приличий стыдятся ограждать себя крестным знамением перед вкушением пищи и других заповеданных случаях, уже в наше время принимают на себя печать Антихриста, ибо неогражденные силой креста и молитвы, они делаются игралищем и посмешищем для врагов - оптинский старец Амвросий Будем учиться себя мысленно за всех укорять и осуждать, а не других ибо чем смиреннее, тем прибыльнее; смиренных бо любит Бог и благодать Свою на них изливает - преп. Антоний Оптинский Какое бы не постигло тебя огорчение, какая бы не случилась тебе неприятность, ты скажи: «Стерплю я это для Иисуса Христа!» Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Его сильно. При нем все неприятности утихают, бесы исчезают. Утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчайшее Имя Его - преп. Антоний Оптинский Святой Исихий Иерусалимский говорит: «Если знаешь, и дано тебе заутро предстоять и не только зриму быть, но и зрить (Пс. 5, 4), то ты поймешь, о чем я говорю; если же нет, - трезвись и получишь» - Схиигумен Герман Только тот, кто прилепляется умом и сердцем ко Господу и отвращается от всего видимого плотскими очами, тем самым получает зрение внутри себя, сердечными очами, невидимого Бога, отчего неудержимо изливается из сердца и ума его непрестанная хвалебная песнь своему Творцу и вопль души его о помиловании, дабы не лишиться вечного благодатного соединения с Ним в будущей жизни. - схиигумен Герман Но не всякая молитва приводит человека на высшую духовную область, хотя бы кто молился по виду много и долго, но без внимания и упования на Божию милость - схиигумен Герман Чтобы смирить душу, попускаются Богом разные скорби и искушения, которые так терзают душу, что человек бывает жизни не рад, но Господь силен внезапно обогатить нищего духом и вместо духа уныния даровать великую радость спасения - схиигумен Герман В сокровищницу Божию нельзя вводить, не испытав верности вводимого - схиигумен Герман Молитва других о нас бывает сильна только тогда, когда есть и наша собственная молитва - Свт. Феофан Затворник «Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). Но когда святой и праведный молятся за грешного, то и грешный, по силе своей, должен содействовать молению святых покаянием; будучи сам собою недостаточен к уплате долгов своих, он принесет малое, а молитвы святых - многое - Св. Варсонуфий Великий Прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. - Симеон Новый Богослов Спрашивают, почему в самом устройстве не дано нам безгрешности, так что нельзя было бы согрешить, хотя бы и хотели? Потому же, почему и ты не тогда признаешь служителей исправными, когда держишь их связанными, но когда видишь, что добровольно выполняют перед тобой свои обязанности. Поэтому и Богу угодно не вынужденное, но совершаемое добровольно -добродетель же происходит от произволения, а не от необходимости, а произволение зависит от того, что в нас; и что в нас, то свободно. - Св. Василий Великий Подобным образом и блаженный Феодорит признает, что грех происходит из нашей свободы, когда говорит: «Поелику от произволения зависит избрание доброго и противного тому, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи» (Твор. блаженного Феодорита в русском переводе, ч. I, с. 39). - Г.Дьяченко Зло не имеет ни особой сущности, ни царства, оно ни безначально, ни самобытно, ниже сотворено Богом, но есть наше дело и дело лукавого, и привзошло в нас от нашего нерадения, а не от Творца - св. Григорий Богослов (Творения в русском переводе, ч. III, с. 320). Ржа - пагуба твердому железу, а я, самоубийца, насадил в себе пагубу - грех, по своему умышлению, последовав коварным внушениям завистника - (Творения св.Григория Богослова, ч. IV, с. 228). Поелику от произволения зависит избрание доброго и противного тому, то справедливо одни получают победные венцы, а другие несут наказание за произвольные грехи - блаж. Феодорит (Творения в русском переводе, ч. I, с. 39). Не Бог - причина зол, а мы сами; потому что началом и корнем греха служит от нас зависящее, наша свобода - Св. Василий Великий Не доискивайся зла вовне, не представляй себе, что есть какая-то первородная злая природа, но каждый да признает себя самого виновником собственного злонравия - Свт. Василий Великий Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания - Феофил Антохийский (Theophil. ad Autol. II, 25) Адам, как согрешил по причине худого произволения, так умер по причине греха: оброцы бо греха, смерть (Рим. VI, 23); в какой мере удалился от жизни, в такой приблизился к смерти: потому что Бог - жизнь, а лишение жизни - смерть; поэтому Адам сам-себе уготовал смерть через удаление от Бога, по-написанному: удаляющие себя от Тебя погибнут» (Пс. LXXII, 27). - Свт. Василий Великий Преступивши заповедь Божию, Адам вдался в греховные помышления, не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому, что дьявол всеял их обманом в разумной природе человека, впадшей в преступления и удалившейся от Бога, так что дьявол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех - Афанасий Великий (Contr. Apollin. lib. II, п. 6) Человек сотворен по образу и по подобию Божию; но грех исказил красоту образа увлекая душу в страстные пожелания - Василий Великий (Слово о подвижниках в Твор. св. отцов, т. IX, с. 68) Если монета, имеющая в себе образ царев, бывает испорчена, то и золото теряет цену, и образ ничего не пользует; тоже испытал и Адам - Макарий Великий (Homil. XII) Он (Адам), возжелавши быть Богом, погубил и то, чтобы быть образом Божиим - блаж. Феодорит (In Paralipom. quaest. I)^ ...проклята земля в делах твоих...; терния и волчцы возрастит тебе (Быт. II, 17, 18). «И справедливо это проклятие, - замечает св. Златоуст, - ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем, происходящим из нее; так теперь ради человека согрешившего она предается проклятию, чтобы проклятие ее послужило во вред благоденствию и спокойствию человека» (In Genes, homil. XVII, п. 9) - из Догматического богословия Макария, т. II, с. 184-190) Пока Адам еще не согрешил, звери были рабами ему и покорными, и он, как рабам, нарек им имена; но когда он омрачил вид свой грехом, тогда звери не узнали его и рабы соделались его врагами... Пока Адам сохранял чистым свой вид, созданный по образу Божию, звери повиновались ему, как слуги; но когда он помрачил этот вид непослушанием, они не узнали своего господина, возненавидели его, как чужого - св. Златоуст (Exposit. in Psalm. III, Opp. Т. V, p. 3-4, ed. Montfauc). ... хотя Адам нарушил всю заповедь и преступил весь закон, Бог лишил его не всей чести и отъял у него не всю власть, но изъял из подначальства его только тех животных, которые не очень пригодны ему для потребностей жизни, а которые необходимы и полезны и много могут служить нам в жизни, тех всех оставил в услужение нам - Свт. Иоанн Златоуст Если ты все знаешь, а Бога не знаешь, то ты ничего не знаешь; если же ты ничего не знаешь, Бога же знаешь, то ты знаешь все ..Один брат спросил у аввы Сисоя: «Что мне делать, авва, когда я пал?» Старец говорит: «Снова восстань». Брат ему свое: «Я восстал и опять пал». Старец продолжает: «Восстань снова и снова». Тогда брат спрашивает: «До каких же пор?» Старец отвечает: «Пока не застанет тебя смерть либо в добре, либо в падении. В чем обрящется человек, с тем и отходит» - Отечник свт. Игнатия Брянчанинова Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, а использует ее для воздействия на окружающих тебя людей. Нельзя думать, что если ты грешишь, то это – твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих других, так и грех одного человека касается многих - священник Олег (Стеняев) Только смерть может наполнить величием и смыслом все, что кажется как будто мелким и незначительным - митрополит Антоний Сурожский Достоевский, рассуждая в «Братьях Карамазовых» об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: «Слишком поздно!» Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно. Поздно произнести слова, которые можно было сказать, поздно сделать движение... - митрополит Антоний Сурожский Габриель Марсель говорит: «Сказать кому-нибудь: «Я тебя люблю» – то же самое, что сказать: «Ты никогда не умрешь...» - митрополит Антоний Сурожский ...никогда при умирающем не говори, что не стоит на него обращать внимания, потому что он-то тебя слышит, если даже ты не можешь его как-то воспринимать - из воспоминаний митрополита Анатолия Сурожского Каждое дело необходимо начинать с призыванием в помощь имени Божия - преп. Илларион Оптинский Не стыдись обнажать струпы твои (грехи) духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтоб через него избежать вечного стыда - преп. Илларион Оптинский Поле не может само собою очиститься от плевелов, оно не может само собою засеяться семенами соответственно почве своей; не могут произрастать на нем растения, приносящие плод, вместе со злокачественными плевелами, потому что нежные плодовитые растения заглушатся и подавятся дебелыми плевелами. Так и человек, если не получит Божественной помощи, то не возможет очиститься от плотских похотей и соблюстись от греха - Авва Исайя Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние. - из отечника свт. Игнатия Брянчанинова Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Не увлекись усладительным воспоминанием соделанных тобою согрешений, чтоб ощущение этих согрешений не обновилось в тебе. - из Отечника свт.Игнатия Брянчанинова От любви к славе человеческой рождается ложь. Кто ведет себя лукаво в отношении к брату своему, тот не возможет избежать печали сердечной - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Хранись от лжи: она изгоняет страх Божий из человека - из Отечника св. Игнатия Брянчанинова Не открывай помыслов твоих пред всеми, чтоб это не послужило причиною преткновения для ближнего твоего - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Не советуйся о помыслах твоих со всеми: советуйся о них только с отцами твоими. Иначе навлечешь себе скорбь и смущение - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Не окажи презрения кому-либо по причине его телесного недостатка - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Если кто прославляет тебя и ты с услаждением принимаешь похвалу, то нет в тебе страха Божия - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Если скажут о тебе что несправедливо, и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите худо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, отнюдь не ропщите ни на кого, не подозревайте никого в каком-либо зле - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Если пренебрегут твоим словом, и ты обидишься этим, то нет в тебе страха Божия - из Отечника свт. Игнатия Брянчанинова Авва Сисой сказал однажды с дерзновением: поверь, вот уже тридцать лет, как я не молюсь Богу о прочих Грехах своих, но, молясь, говорю Ему: Господи, Иисусе Христе, покрый мя от языка моего! Ибо даже доселе я падаю, согрешая чрез него - «Древний патерик» (4, 47) Один из отцов, увидев некоего согрешающего, сказал с горькими слезами: сей ныне пал, а я - завтра - «Древний Патерик» (9. 17) Авва Пимен сказал: по мне лучше человек согрешающий и сознающий грех свой и раскаивающийся, нежели человек не согрешающий и не смиряющийся. Тот считает себя грешником и смиряется в своих мыслях - а этот представляет себя праведником, как будто он праведен, и возносится - «Древний Патерик» (10, 50) Авва Авраам спрашивал авву Пимена: отчего это демоны так нападают на меня? - На тебя нападают демоны? - сказал ему авва Пимен. - Не демоны нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами: они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, - это с Моисеем и подобными ему - «Древний Патерик» (10, 86) Некий из отцов сказал: берегись хвалящих тебя братьев и помыслов людей, уничижающих ближнего; ибо мы ничего не знаем. Разбойник был на кресте, и за одно слово оправдался. Иуда был сопричтен апостолам, и в одну ночь погубил весь труд свой, и сошел с неба во ад. Посему никто делающий добро да не хвалится; ибо все надеявшиеся на самих себя пали в одно мгновение - «Древний Патерик» (11, 107) Сказал авва Антоний: я видел все сети диавола, распростертые по земле и, вздохнувши, сказал: кто же обходит их? И услышал голос, говорящий: смиренномудрие - «Древний Патерик» (15, 3) Старец сказал: во всяком искушении не порицай человека, но только самого себя, говоря: сие случилось со мною за грехи мои - «Древний Патерик» (15, 75) Авва Антоний сказал: от ближнего нам жизнь и смерть. Ибо если приобретем брата, то приобретаем Бога; если же соблазним брата, то согрешим против Христа - «Древний Патерик» (17, 2) Дивная премудрость и благость Божия в попущениях Божиих человеку падать - иеромонах Никон Не всякое сострадание и сочувствие похвально. Всякое дело требует духовного отношения к себе, а не общечеловеческого. Терпение есть непрерывающееся благодушие - еп. Феофан Вышенский Понуждать себя на исполнение всех заповедей и все, что делают с нами другие люди, что без содействия людей с нами совершается – считать праведным судом Божиим для нашей пользы, нашего спасения и смиренно все то терпеть - иеромонах Никон Страх – как проявление ненадеяния на свои силы. Мужество – как проявление надежды на всесильную силу Божию и помощь - иеромонх Никон Сколько душа может вместить в перенесении скорбей, столько вмещает и благодати Божией - Старец Александр Гефсиманский Оставив несбыточные мечты о непосильных подвигах и возвышенных образах жития, начнем во смирении с терпения скорбей. Когда уготовятся души наши, аще будет воля Божия на то, дано будет нам и высшее - иеромонах Никон Скорби обнаруживают злые мысли наши, открыв себе эти мысли – смиримся - иеромонах Никон С каждым встречается должное, соответственно настроению его; попускаемые наведения бывают разнообразны, приличное наведение для каждого ведает Един Бог - преп. Марк Подвижник. Если скорби зависят от нашего душевного устроения, то не на кого роптать - иеромонах Никон
|