Когда же родился Иисус Христос?
Мне доставили немалое удовольствие письменные ответы моих бывших студентов. На вопрос «когда родился Иисус Христос?» некоторые ответили с ужасающей точностью: «7 января 1 года н. э.»! Вероятно, они по наивности полагали, что в отобранном на допросе чиновниками Понтия Пилата «паспорте» Иисуса Иосифовича Христа значилась именно эта дата, удостоверенная к тому же печатью вифлеемского загса. Увы! Мы не знаем и никогда не узнаем точной даты рождения Основателя Христианства: рождение у галилейского ремесленника (плотника) Иосифа сына Йешуа (что значит «Господь (Яхве) спасает») было почти для всех его современников вполне заурядным событием. «Научно год рождения Христа [даже только год, а не месяц и число!] установить невозможно»1, – так вопреки мнению легкомысленных прогульщиков студентов констатировал знаменитый профессор Санкт-Петербургской Духовной академии Василий Васильевич Болотов († 18.IV.1900), великий церковный историк, ориенталист и хронолог, член-корреспондент Российской Академии наук, сотрудник Комиссии по реформе календаря, возглавляемой Д. И. Менделеевым. Создатель нашего летосчисления римский аббат Дионисий Малый († в середине VI века), отнесший дату Рождества Христова к 754 году «от основания Рима (ab Urbe Condita)», в своих расчётах ошибся на несколько лет. В настоящее время твердо установлено, что иудейский царь Гер о д (в позднем произношении – Ирод) Первый «Великий» умер в 750 году от основания Рима (13 марта 4 года до н. э.). Желая устранить «законного претендента» на иерусалимский престол, но зная лишь место Его рождения, он «пришел в великую ярость и послал умертвить в Вифлееме и по всей округе всех младенцев в возрасте от двух лет и менее, в соответствии с тем сроком, который он уточнил у волхвов» (Евангелие от Матфея 2:16). Это произошло незадолго до его смерти и, следовательно, Христос родился за 7–5 лет до начала предложенной Дионисием эры «от Рождества Христова». Вероятно, он опирался на авторитетный памятник, находившийся в его библиотеке, известный науке как римский «Хронограф 354 года». Здесь рождение Христа отнесено на год консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла (т. е. 1 год н. э.): «При этих консулах Господь Иисус Христос родился в 8-й день до январских календ (25 декабря) в пятницу 15-й луны»2. Согласно некоторым косвенным данным, Рождество Христово праздновали в Риме уже во II–III веке, а в IV столетии его фиксируют сохранившиеся календари. С этого времени календарная дата этого римского по происхождению праздника Dies Natalis Domini (День Рождения Господа), 25 декабря, устанавливается в качестве обязательной для всего христианского мира. Разумеется, она имеет не строго историческое, но апологетическое и назидательно-символическое значение.
- 4 - Понятно, что живущий не по истинному времени, а по дедушкиным часам человек всюду отстает на 13 минут: когда стрелки его часов указывают ровно полночь – на самом деле уже 0 часов 13 минут, т. е. реальная, астрономическая, полночь наступает тринадцатью минутами ранее, чем её фиксируют его часы. То же происходит и с датами по юлианскому календарю. Цифровые значения в современных богослужебных книгах остаются прежними: Рождество – 25 декабря, Новый год – 1 января, но из-за отставания календаря от истинного времени они смещаются в настоящее время на 13 дней вперед: Рождество – на 7 января, Новый год – на 14 января, поэтому он и становится «старым», и так со всеми датами, по формуле n + 13 (но лишь для XX–XXI в.). Этим и объясняется постоянное запаздывание на 13 дней всех христианских праздников неподвижного цикла, отмечаемых Православной Церковью в России. Таким образом, Русская Православная Церковь празднует Рождество 25 декабря (а не 7 января!), но только – по юлианскому календарю («старому стилю»), отстающему в XX–XXI столетиях от истинного времени на 13 дней. Именование же Рождества, отмечаемого в его законную – установленную Вселенской Церковью в IV столетии – дату зимнего солнцеворота (25 декабря) «католическим» тем более нелепо, что в этот же день его празднует и весь огромный протестантский мир и, «кстати», – почти все здравомыслящие православные христиане: 12 из 15-ти автокефальных («самовозглавляемых») Церквей, в том числе и Первенствующая – Константинопольская Православная Церковь. (Сторонником календарной реформы был и наш святейший патриарх Тихон5.) Поэтому Рождество 25 декабря – столь же «католическое», сколь «протестантское» и «православное». Но у нас и в этом вопросе – не вероучительном, но чисто научном, астрономическом – свой «особый путь».
|