Тема 12. Модернизм и постмодернизм в европейской культуре.
Модернизм – общее название разветвленной системы различных направлений и школ философии, искусства, литературы ХХ века, представители которых отрицали традиционные формы прошлого и классическую эстетику, дистанцировались друг от друга. Они ориентировались на рационализм, условность и абстрактное моделирование. Кратко опишите разновидности модернистских течений в европейском искусстве: символизм, абстракционизм, акмеизм, дадаизм, имажизм, кубизм, фовизм, футуризм, школа «потока сознания», экспрессионизм и др. Охарактеризуйте авангард как масштабное художественное движение ХХ века, охватившее различные модернистские течения с эстетической ориентацией на поиск передовых идеалов, методов, средств выражения художественных образов и идей. На примере творчества любого модерниста (С.Дали, М.Шагал, В.Кандинский, В.Маяковский, И.Северянин, С.Прокофьев, В.Мейерхольд или др.) покажите их отношение к традиции. Обоснуйте свое мнение. Постмодернизм – состояние современной европейской культуры, отражающее завершение эпохи модернизма. Поясните, почему постмодернизм ориентирован на плюрализм и многообразие истин в стремлении к целостности европейской культуры (глобализации).Осознают ли постмодернисты необходимость ограничения модернистского рационализма? Что означает их девиз: «Пересекайте рвы, засыпайте границы» (Л.Фидлер). Объясните первый пункт ситуации постмодерна: не существует абсолютной истины. (Ж.-Ф.Лиотар «Постмодернистское состояние: доклад о знании») Теоретики постмодернизма: Ж.Деррида, Ж.Делез, Ф.Гваттари и др. К понятиям постмодернизма относятся: деконструкция, «смерть субъекта», «смерть автора», «смерть Бога», симулякр, пустой знак, языковые игры, постмодернистская чувствительность, переоткрытие времени, плоскость и поверхность, постмодернистская ирония и др. Объясните их.
Тема 13. Русская культурологическая мысль XIX – ХХ вв.
Опишите противоречие первой половины XIX в. между западниками и славянофилами по вопросу: каким путем развиваться России? Кто такие западники? Какие ценности отстаивали славянофилы? В чем сущность «теории официальной народности» (С. Уваров)? Какие идеи обосновал в книге «Россия и Европа» славянофил Н.Данилевский? Охарактеризуйте русский космизм как направление русской философии и науки второй половины XIX – ХХ вв., рассматривающее космос в качестве активной силы, влияющей на жизнь человека, на общество, на культуру. Представители русского космизма: Н.Федоров (идея «патрофикации»), К.Циолковский («космическая философия»), Вл.Соловьев (философия всеединства), В.Вернадский («живое вещество Природы»), Л.Гумилев (теория этногенеза), А.Чижевский, Н.Умов, и др. На примере одной из теорий покажите основополагающую идею «космического начала». Дайте характеристику культуры России начала ХХ – «серебряного века». Объясните влияние религиозно-мистического учения Вл.Соловьева о «душе мира» – Софии – на русских символистов. Течения модернизма (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм) формировались в условиях кризиса культуры, выражали декадентские пессимистические настроения (Д. Мережковский). Что вы знаете о творчестве русских неотомистов Какие задачи культуры выдвинула социалистическая революция в России? (В.Ленин «О кооперации») Расскажите о соцреализме как господствующем течении советской культуры, художественном методе литературы и искусства СССР и стран социалистического содружества ХХ в. Раскройте эстетическую концепцию мировоззрения человека в ходе борьбы за социализм и коммунизм. (Труды М.Горького, М.Коцюбинского, А.Луначарского, А.Воронского и др.) Можно ли описать особенности соцреализма, как: эклектическое сочетание реализма с пафосным героическим романтизмом, монументальность, интернациональность, агрессивность к инакомыслию?
|