Введение в VBA. Типы данных
Введение в VBA
Настоящий курс является начальным руководством по разработке программ, написанных на языке Visual Basic for Application (для приложений).
VBA представляет собой набор средств программирования для создания собственных программ и подгонки имеющихся приложений под запросы пользователя.
Приложение – это полномасштабная программа, выполняющая конкретную практическую работу (например, текстовый процессор, электронные таблицы или приложение баз данных).
С помощью VBA можно изменять внешний вид или способ применения имеющихся средств приложения, а также добавлять свои, совершенно новые возможности.
В настоящее время VBA движется по направлению к тому, чтобы стать стандартом в индустрии создания программ. После освоения VBA вы сможете использовать этот язык в любом из приложений, поддерживающих VBA. Причем, зная VBA, вы автоматически изучаете язык Visual Basic.
Microsoft создала VBA и обеспечила поддержку VBA во всех главных приложениях Office: Word, Excel, Access и PowerPoint.
Объектно-ориентированное программирование
Понимание объектов лежит в основе программирования в VBA, особенно когда дело касается создания пользовательских диалоговых окон и использования возможностей ведущего VBA-приложения.
Определения
Объектом называется любая именованная сущность, имеющая:
• свойства, т. е. установки, которые можно проверить и изменить;
• методы, т. е. действия, которые может выполнить объект, когда программа попросит об этом;
• события, т. е. ситуации, в которых объект оказывается и на которые может ответить заранее определенными для таких ситуаций действиями.
Коллекция – это VBA-объект специального назначения. Коллекции предназначены для упрощения работы с набором объектов, когда этот набор объектов нужно использовать как одно целое. Как правило, все объекты в коллекции имеют один и тот же тип. Например, коллекция Pages состоит из объектов Page. Однако в VBA существует родовой объект Collection, предназначенный для хранения в нем объектов любых типов в любой комбинации.
Формой называют любое созданное в VBA пользовательское окно. Официально формы в VBA описываются в терминах объекта UserForm. Каждый объект UserForm принадлежит одновременно двум коллекциям объектов: VBA-проекту, в котором хранится форма, и коллекции UserForms, содержащей все формы, загружаемые программой.
Свойства – это характеристики объекта. Каждое свойство хранит информацию о некотором аспекте внешнего вида, поведения, содержимого объекта. Главной задачей свойства является описание некоторой характеристики объекта.
Методы – это именованные действия, которые объект может выполнить по команде. Ввиду того, что любой метод является неотъемлемой частью объекта, объект сам знает, что ему делать, когда вызывается метод. Таким образом, методы – не что иное, как процедуры, привязанные к конкретному объекту. Чтобы вызвать метод, необходимо напечатать имя объекта, точку, а затем имя метода.
Событие представляет собой нечто, случающееся с объектом, и то, на что объект может ответить заранее предусмотренным действием. К событиям можно отнести следующее:
• физические действия пользователя программы, например щелчок кнопкой мыши, перемещение курсора и т. д.;
• ситуации, в которые попадает объект в ходе выполнения программы.
Язык VBA является объектно-ориентированным. Это значит, что многие его команды имеют особенный формат. Типичная команда VBA имеет вид:
<Объект>.<Объект, входящий в первый объект>.<…>.<Тот объект, с которым нужно произвести действие>.<собственно действие>
Иными словами, каждая команда пишется как бы с «конца»: вначале определяется то, над чем надо произвести действие, – объект, а затем само действие – метод. Разделителями компонентов команды служат знаки «точка».
Например:
Application.activDocument.PageSetup.Orientation=wdOrientLandscape
Эта команда устанавливает альбомную ориентацию листа в документе.