Торжественное и учительное красноречие как вид литературного творчества
Администратор дня: Бекмачева Анастасия
Листопада 2011 року арт-поверх «15» (вул.Тургенєвська, 8-14)
У програмі можливі зміни та доповнення. Програма заходу online: www.ifon.npu.edu.ua Куратори: д. філос. наук, проф. Галина Мєднікова, викл. Сергій Русаков Інформаційний партнер: 12.02.2015
12-13.02.2015
13-14.02.2015
14-15.02.2015
16.02.2015
16-17.02.2015
17-18.02.2015
18-19.02.2015
19-20.20.2015
20-21.02.2015
23-24.02.2015
25-26.02.2015
26-27.02.2015
27-28.02.2015
28.02.2015
Торжественное и учительное красноречие как вид литературного творчества
Задания. 1. Выписать примеры использования образов и событий Ветхого Завета при объяснении автором «Слова о Законе и Благодати» содержания Нового Завета. 2. Выявить традиции символического реализма в памятнике, методы и принципы комментирования и толкования текста Святого Писания, сложившиеся в христианской письменности и усвоенные древнерусским автором, через сопоставление текста Иллариона с отрывками из творений св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Василия Великого. 3. Проанализировать использование пары сравнений –– солнце––свеча; истина––тень на примере сопоставления «Слова Законе и Благодати» и 1 и 2 бесед св. Иоанна Златоуста «О предательстве Иуды». Св. Иоанн Златоуст из «О предательстве Иуды» (беседы первая и вторая»: «И не только ту пользу получали они, что он напоминал им о древних благодеяниях (праздник ветхозаветной пасхи, –– Д.Б.), но и другую, большую, от того, что он прообразовал будущее. Тот агнец был образом другого Агнца –– духовного, овца –– Овцы, то были тень, а это –– истина. Когда же явилось Солнце правды, тогда тень наконец исчезла, так как при восходе солнца тень скрывается. Поэтому на самой этой трапезе соверщается та и другая пасха, -– и прообразовательная, и истинная. Как живописцы на одной и той же доске проводят черты и изображают тень и потом накладывают на нее истинныя краски, так поступил и Христос: на одной и той же трапезе Он преднаписал прообразовательную пасху, и присоединил истинную. Где хощешы уготоваемъ ти ясти пасху? Тогда была пасха иудейская; но когда взошло солнце, то светильник пусть уже не является; когда наступила истина, то тень пусть уже исчезнет»; «...та жертва была образом жертвы духовной. И чтобы убедиться тебе, смотри, сколько сродства (между той и другой). (Там) агнец, (и здесь) Агнец, только один бессловесный, а другой –– словесный. Там (овца) (и здесь) овца, но (там) тень, а (здесь) истина: явилось Солнце правды и тень исчезла, так как при солнце тень скрывается. Поэтому, и на таинственной трапезе (предлежит) Агнец, чтобы мы освещались Его кровию. С восходом солнца не может быть виден светильник, потому что бывшее служило образом будущаго». Митрополит Иларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Прежде Закон, потом она Благодать. Прежде лишь тень, потом –– истина»; «Как отошел свет луны, когда солнце воссияло, так и Закон - пред Благодатью явившейся. И стужа ночная побеждена, солнечная теплота землю согрела. И уже не теснится человечество в Законе, а в Благодати свободно ходит. Ибо иудеи при свече Закона себя утверждали, христиане же при благодетельном солнце свое спасение зиждут, ибо иудеи тенью и Законом утверждали себя, а не спасались, христиане же истиной и Благодатью не утверждают себя, а спасаются». 4. Установить ряд устойчивых смыслов и значений образов и символов Святого Писания, к которым прибегает Иларион, и объяснить характер соотнесения реалий действительности (солнце, луна, свеча, стена, тень и т.д.) с тем духовным содержанием, которое с ними связывает автор. 5. Выписать из пересказанной в «Слове о Законе и Благодати» библейской истории об Агари и Сарре. антитезы (10), из которых складывается соотношение Ветхого и Нового Заветов: аллегорические параллели (1–5) и прообразы (6–10). 6. Выписать образцы риторических восклицаний, обращений, олицетворений, синтаксических параллелизмов, различных типов повторов в «Слове о Законе и Благодати». 7. Определить текстовые границы вступления, рассказа, доказательства, эпилога на примере того фрагмента «Слова», который посвящен святому Владимиру. 8. Проиллюстрировать внутреннее единство сокровенного духовного смысла содержания и ритмической организации фрагмента, посвященного исповеданию полноты божественного и человеческого в Сыне Божием в «Слове о Законе и Благодати» Илариона.9. Сопоставить представленное в «Слове о Законе и Благодати» понимание догмата о Сыне Божием со взглядами преп. Максима Грека, высказанными по поводу обнаруженных им ошибок в переводах богослужебных книг на церковно–славянский язык. Митрополит Иларион из «Слова о Законе и Благодати»: «Вполне человек - по плоти человеческой, Он - не привидение. Но вполне Бог - по Божественному, это не просто человек, явивший на земле Божеское и человеческое. Как будто человек, утробу Материну тяготил, и, как Бог, родился, девства не повредив. Как человек, Материнское млеко принял, и, как Бог, приставил ангелов с пастухами петь: «Слава в вышних Богу!» Как человек, повит был в пелены, и, как Бог, волхвов звездою вел. Как человек, возлежал в яслях, и, как Бог, от волхвов дары и поклонение принял. Как человек, бежал в Египет, и, как Богу, рукотворенья––кумиры египетские ему поклонились. Как человек, пришел на крещение, и, как Бога, Иордан, устрашившись Его, вспять обратился. Как человек, обнажившись, влез в воду, и, как Бог, от Отца, свидетельство принял: «Вот он, Сын мой возлюбленный». Как человек, постился сорок дней, взалкав, и, как Бог, победил искушающего. Как человек, пришел на брачный пир в Кане Галилейской, и, как Бог, воду в вино превратил. Как человек, в корабле спал, и, как Бог, преградил ветры и море, и те послушали Его. Как человек, по Лазаре прослезился, и, как Бог, воскресил его из мертвых. Как человек, на осла воссел, и, как Богу, Ему возглашали: «Благословен Грядущий во имя Господне!» Как человек, распят был, и, как Бог, своею властию сораспятого с Ним впустил в Рай. Как человек, вина вкусив, испустил дух, и, как Бог, солнце помрачил и землю потряс. Как человек, во гроб положен был, и, как Бог, ад разрушил и души освободил. Как человека, запечатали Его во гробе, и, как Бог, восстал, печати целыми сохранив. Как человека, тщились иудеи утаить Его воскресение, подкупая стражей, но, как Бога, Его уведали, и познан был всеми концами земли» Преп. Максим Грек из «Слова оправдательного об исправлении русских книг; здесь же и против говорящих, что плоть Господня по воскресении из мертвых стала неописуемою»: «...Блаженный же Косьма, творец канонов, приведенным стихом, учит нас, говоря, как бы от лица Самого Богочеловека––Слова: сугуба естеством должно исповедовать воплощенного Бога–Слова, то есть, совершенным Богом и совершенным человеком, при чем два естества сошлись, не переменяясь и не смешиваясь, и ни Божественное естество не переменилось в человечество, и ни человеческое естество не переменилось в Божество: ипостасию же единого должно знать и исповедывать Богочеловека, а не двух, как мудрствовал злочестивый Несторий, разделяя нечестиво единого Богочеловека на два лица. Отводя нас от этого нечестивого разделения, блаженный Косьма говорит как бы от лица единого Богочеловека - Христа: как человек Я по существу, а не привидением, иначе говоря, в действительности, а не обманчиво, так и Бог Я по свойству воссоединения. Я по естеству совокупился с человечеством, соединившись с ним по ипостаси, поэтому «Христа единого Меня знайте», сохраняющего оба естества, из которых Я сложен и в коих пожил с вами прежде Своих страданий, и которые соблюдаю и ныне, после страдания и воскресения из мертвых... …Затем, в каноне в неделю Фомину, в 3–й песне находится некое неприличное, чтобы не сказать хульное, мудрование некоторых, не наученных основательно богословию. Ибо блаженный Иоанн Дамаскин, достигший высшего познания философии и богословия, зная хорошо, что Божество несозданно, непревратно и неизменяемо, и что по этой причине Оно одно неописуемо и неприступно, а все твари описуемы и изменяемы, хотя некоторые по благодати Божией, а не по естеству, и пребывают неизменными, в этом смысле, зная Господа нашего Иисуса Христа неописуемым, поелику Он Бог истинный, а поелику Он истинный человек - описуемым плотию, то есть, что Он по плоти ограничивается и объемлется местом, - так выразился во 2–м стихе 3–й песни: «Во гробе заключен описанною плотию Своею неописанный Божеством» и прочее... …Божественному существу свойственно быть несозданным, присносущным, бессмертным, неизменяемым, неописуемым, бесстрастным. И какие еще подобные свойства имеются и усматриваются в божественном величестве, все это Единородный сохранил неизменно, то есть, в целости, присоединив все по ипостаси человеческому существу и естеству. Ибо ни страданию не подверглось Божество на кресте, ни смерти, и не преложилось в человечество, но пребыло в своем достоинстве неизменно - несмесным, бесстрастным, бессмертным, безлетним и неописанным. Человеческому же естеству, говорю плоти, свойственно: быть созданным, смертным, тленным, страстным, изменяемым, описуемым, то есть, вместимым и объемлемым местом, - свойственно алкать, жаждать, утруждаться от путешествия, скорбеть. И какие еще подобные свойства присущи нашему немощному естеству и усматриваются в нем, - все это Единородный имел прежде спасительных Своих страданий, как совершенный человек, кроме страстей предосудительных; ибо Он, как человек, и алкал, как тогда, когда пришел к смоковнице, ища плода на ней, чтобы утолить голод, как написано; Он и жаждал, когда просил воды у самаряныни; скорбел, когда говорил: прискорбна есть душа Моя до смерти (Мф. 26, 38), и утруждался от путешествия, и пострадал и умер плотию, как человек, а не Божеством. Все это Он претерпел, а по воскресении из мертвых все это сложил с Себя, то есть - то, чтобы подлежать тлению, смерти, изменению, чтобы алкать и жаждать, утруждаться в путешествии, скорбеть, бояться чаши смертной...» 10. Выписать примеры эпитетов, метафор, синтаксических параллелизмов, риторических амплификаций, антитез из сочинений св. Кирилла Туровского и определить их связь с библейской стилистикой. 11. Провести сравнительный анализ описания весны в «Слове на неделю новую, на весну, на память мученика Маманта» св. Григория Богослова и в «Слове» св. Кирилла Туровского. Охарактеризовать сходство и различия. Св. Григорий Богослов из «Слова на неделю новую, на весну и на память мученика Маманта»: «Смотри», каково видимое! Царица годовых времен исходит во сретение царице дней, и приносит от себя в дар все, что есть прекраснейшего и приятнейшего. Ныне небо прозрачно; ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд чище. Ныне вступают в примирение волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями, растения со взорами. Ныне источники струятся прозрачнее, ныне реки текут обильнее, разрешившись от зимних уз; луг благоухает, растение цветет, трава посекается, и агнцы скачут на злачных полях. Уже корабль выводится из пристани с восклицаниями, притом большею частью благоугодными, и окриляется парусом; дельфин, с возможным удовольствием переводя дыхание и поднимаясь наверх, играет около корабля и неутомимо сопровождает пловцов. Уже земледелец воздружает в землю плуг. Возводя взор горе и призывая на помощь Подателя плодов; уже ведет он под ярмо вола–оратая, нарезывает пышную борозду, и веселится надеждами. Уже пасущие овец и волов настроивают свирели, наигрывают пастушескую песнь, и встречают весну под деревьями и на утесах; уже садовник ухаживает за деревьями; птицелов заготавливает клетки, осматривает лучки, замечает полет птиц; рыболов всматривается в глубины, очищает сетки, и сидит на камнях. Уже трудолюбивая пчела, расправив крылья и оставив улей, показывает свою мудрость, летая по лугам, собирает добычу с цветов, и иная обделывает соты, переплетая шестиугольные и одна на другую опрокинутые чашечки, и смыкая их попеременно, то прямо, то под углом, и вместе для красоты и для прочности; а иная складывает мед в сии хранилища, и возделывает для пришлого гостя сладкий и без плуга возращенный плод. О если бы поступали так и мы, Христос пчельник, мы - имеющие перед собою такой образей мудрости и трудолюбия! Уже птица вьет себе гнездо; одна прилетает в него временно, другая живет в нем постоянно, а иная летает вокруг, оглашает лес и как бы разговаривает с человеком. Все воспевает Бога и славит Его бессловесными гласами». Преп. Кирилл Туровский из «Слова Кирила мниха недостойного о поновлении въскресениа, и о Артусе, и о Фомине испытании ребр Господень» «Днесь весна красуется, оживляюще земное естьство, бурнии ветри тихо повевающе плод гобзуют, и земля семена питеющи (питающи) зеленую траву ражает. Весна убо красна - вера Христова, яже крещением поражает человечьское естьство; бурнии же ветры - грехотворнии помысли, иже покаанием претворишеся на добродетель; душеполезныя плоды гобзуют, земля естьства нашего, аки семена слово Божие приимши и страхом Его присно болящи, дух спасениа ражает. Ныне новоражаемии агньци и унци быстро путь перуще скачют и скоро к матерем възвращьшеся веселятся, да и пастыри свиряюще веселием Бога хвалят. Агньца глаголю кроткыа от язык люди, унца - кумирослужителя неверных стран, иже Хрисирвым въчеловечением (и апостольским учением) и чюдесы скоро по закон емшеся, к святей Церкви възъратишеся, млеко учения ссут, да учители Христова стада о всех молящеся Христа Бога славят, вся вокы и агньца в едино стадо събравшаго. Ныня древа леторасли испущают и цвети благоухания процвитают, и сеи уже оград сладку подают воню, и делатели с надежею тружающеся плододавца Христа призывают. Бехом бо преже акы древа дубравнаа не имуще плода, ныне же присадися Христова вера в нашем неверии, и уже держащеся корене Иосеова, яко цветы добродетели пущающе, райского пакибытия о Христе ожидают. Ныне ратаи слова словесныя овца (унца) к духовному ярму приводяще, и крестное рало в мысьленых браздах браздах погружающе, и бразду покаяния прочертающе, семя духовное въсевающе, надежами будущих благ веселятся. днесь ветхаа конець приаша, и се быша вся нова въскресениа ради. Ныне рекы апостолскыя наводняються, и язычныя рабы (рыбы плод) пущают, и рыбари, глубину Божия въчеловечения испытавше, полну церковную мрежю ловитвы обретают. Реками бо, рече пророк, раседеся земля, узрят и разболятся нечестивии людие. Ныне мнишьского образа трудолюбивая пчела свою мудрость показающи вся удивляет, якоже бо они в пустынях самокормием живущи аггелы и человекы удивляют, и си на цветы излетающе, медвены сты стваряют, да человеком сладость и Церкви потребнаа подаст. Ныне вся доброгласныа птиця церковных ликов гнездящеся веселятся...»
Подготовить сообщение: Роль евангельского повествования в тексте "Слова о Законе и Благодати" и характер использования цитат из Евангелия в нем.
План занятия 1. Характеристика жанра поучения – «слова», их тематика, особенности композиции, основные риторические приемы. 2. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона как выдающийся памятник ораторского красноречия. а) характеристика времени создания памятника. Древняя Русь в годы правления Ярослава Мудрого. Как описывается в «Повести временных лет» расцвет культуры в эту эпоху? Что ставит в заслугу Ярославу Мудрому Нестор летописец? Какие сведения о митрополите Иларионе содержатся в летописи? Что послужило поводом, по предположению исследователей, для создания «Слова», при каких обстоятельствах оно было произнесено? б) основные темы «Слова о Законе и Благодати»; в) философия священной истории: Закон и Благодать как два этапа духовного становления человечества; предобразительность Закона и торжество Благодати в судьбах людей; г) отражение преобразующего характера понимания Ветхого Завета в его отношении к Новому Завету в «Слове» Илариона. Образное осмысление антитезы Закона и Благодати: сопоставление образов Агари и Сарры, Измаила и Исаака. Характеристика типологии (аллегорико–типологическое толкования) образов Агари и Сарры как типов будущих событий; д) отражение в памятнике вселенского значения христианства и равноправия всех христианских народов; значение антитез озеро–источник; ветхие мехи –– новое вино в контексте осмысления в памятнике духовных истоков древнерусского государства, его исторической судьбы как проявления действия Благодати. е) образ святого Владимира. Какое главное событие отмечает автор в его судьбе? Как описывает Иларион действие Благодати на личность Владимира и распространение этого действия на Русскую землю? Кому уподобляется Владимир в своем деянии? Почему становятся возможны эти сравнения? Способы воплощения образа: из каких фактических сведений он складывается, их характер; к помощи каких риторических приемов прибегает автор? Особенности композиционной схемы энкомия (похвального слова); ж) характер цитат из «Слова о Законе и Благодати» в житии св. Стефана Пермского Епифания Премудрого. Какие особенности композиции и стиля жития обусловили художественное единство эмоционально–экспрессивного характера этого заимствования с характером житийного повествования? з) тема полноты божественного и человеческого в Сыне Божием: принципы художественной интерпретации в памятнике ее догматического содержания. 3. «Послание к Фоме» Климента Смолятича: а) взгляд на историю человечества в «Послании к Фоме» Климента Смолятича. Связь этих представлений со «Словом о Законе и Благодати»; б) какие три ступени духовного состояния человечества называет автор? в) характеристика символико–аллегорическое восприятия ветхозаветных событий –– «Завета» Авраама и «Закона» Моисея –– через их отношение к «Благодати». Какой отпечаток оно накладывает на понимание тех примеров из Священного Писания, которые приводит автор (прообразы и пророчества)? Как в этом аспекте можно сформулировать главный вопрос, вызвавший спор между Климентом и Фомой? г) «исход из Египта» как факт библейской истории и как символ духовного состояния человека; смысл и значение этого символа в христианской письменности: «египтянин» и «иерусалимляне» у Климента Смолятича как символы мирского и духовного образа жизни. Трактовка Климента Смолятича и сравнение св. Феодосием Печерским ухода в монастырь с «исходом из Египта», а также характер использования этого образа в размышлениях преп. Иоанна Лествичника в «Лествице» о духовном «странничестве»; как выглядит «духовная география» «странничества», исхода из мира этого автора? Связь понимания «странничества» как нравственного состояния человека с формированием жанра «хожения». Как это отразилось в содержании произведений этого жанра? Какова цель написания «хожений» по мнению Игумена Даниила? д) постижение сокровенного значения явлений природы как отражения Божественной Премудрости и Промысла сквозь призму судьбы человека в «Послании». 4. Сочинения св. Кирилла Туровского: а) общая характеристика и классификация литературного наследия св. Кирилла Туровского: основные темы и жанры, их связь с духовной деятельностью автора; б) тематические циклы: молитвы, Пасхальный, в честь Пятидесятницы, о монашестве, дидактические и догматико–дидактические сочинения, а внутри последних празднично–догматические и празднично–торжественные. Полемические и покаянные мотивы в сочинениях Кирилла Туровского; в) жанровое своеобразие молитв, канонов, притч, посланий, праздничных проповедей, панегириков, назидательных проповедей Кирилла Туровского; г) соотношение традиционного и оригинального в текстах св. Кирилла Туровского, их интертекстуальность; д) способы организации (архитектоника) текста; е) принципы ритмической организации текста. Привести примеры изохронизма –– деления текста на ровные ритмические отрезки; ж) место аллегории в творческом методе св. Кирилла Туровского. Привести примеры символического использования аллегорических образов; з) понимание смысла человеческой жизни, проблемы соотношения духовного и телесного в человеке, природы его чувств в «Повести о белоризце–человеке и о монашестве» и в «Притче о человеческой душе и теле». и) роль и значение аскетических идеалов монашества в представлениях св. Кирилла Туровского о человеке и целях его бытия. Источник сюжета притчи, лежащей в основе «Повести о белоризце–человеке и о монашестве» и характер его переработки. Какие жанровые и содержательные особенности притчи позволяют в границах устойчивого выражения в ней строго определенного духовного и нравственного идеала придать динамизм и напряженность размышлениям автора? к) Символический характер осмысления действительности в притче: выражение сокровенного в обыденном, идеального в материальном, вечного во временном. л) Какой смысл и значение вкладывает автор в реалии монашеского бытия? Представления св. Кирилла Туровского о духовной и нравственной ответственности человека, его взгляды на сущность соотношения церковной и светской власти в «Притче о человеческой душе и теле» («Слове о слепце и хромце»). м) книжная деятельность и книга в творчестве св. Кирилла Туровского. Что понимает он под «учением книжным» в «Слове о книжном почитании и о учении»? Книга как путь спасения в «Притче о человеческой душе и теле» и в «Наказании». н) естественное и духовное в изображении весны в «Слове на новую неделю». 5. Сочинения Владимира Мономаха. а) личность князя Владимира Всеволодовича Мономаха как выдающегося государственного деятеля и высокообразованного человека; б) жанровая природа «Поучения чадам своим». Как проявились в ней традиции учительно–дидактической литературы? В чем ее самобытность и своеобразие? в) аспекты рассмотрения автором проблемы человека. Характер обращения к Псалтири, его роль в достижении психологической выразительности описания сложных жизненных ситуаций, в «Поучении». Как соотносятся картина чудесного устроения мира и духовная насыщенность размышлений о «братолюбии»? г) автобиографичность образа идеального князя–воина и правителя. Что пишет Владимир Мономах о своих обязанностях и ответственности за судьбы земли и народа? д) духовный аспект в постановке проблемы междоусобных войн автором. С помощью каких способов, средств и приемов художественной выразительности он вводится в ткань общих размышлений и личных переживаний Владимира Мономаха? Какой идеей проникнуто описание личной трагедии Владимира Мономаха (гибель сына) в его письме к Олегу Святославовичу Черниговскому?
Издания текстов. Альманах библиофила: Вып.26. Тысячелетие русской письменной культуры. – М., 1989. Златоструй. Древняя Русь. Х –– ХIII вв. – М., 1990. Иларион. Слово о Законе и Благодати.– М, 1994. Красноречие Древней Руси: ХI––ХVII вв. – М., 1987. ПЛДР. ХI––начало ХII века. – М.,1978. ПЛДР. ХII век. – М., 1980. Мельнiкау А.А. Кiрыл Епiскап Тураускi. – Мн., 1997. – С.252––452.
Исследования Основная литература Антонова М.Ф. Кирилл Туровский и Епифаний Премудрый. // ТОДР– Л. 1981. – Т.ХХХIV. Бегунов Ю.К. Древнерусская ораторская проза как жанр (к постановке вопроса) // Пути изучения древнерусской литературы и письменности.– Л.,1970. Еремин И.П. Ораторское искусство Кирилла Туровского // ТОРДЛ. – Л, 1962. – Т.ХVIII. Идейно––философское наследие Илариона Киевского. Ч.2. – М., 1986. Колесов В.В. К характеристике поэтического стиля Кирилла Туровского // ТОРДЛ.– Л.,1981. – Т.ХХХVI. Орлов А.С. Владимир Мономах. – М; Л., 1946. Сазонова Л.И. Принцип ритмической организации в произведениях торжественного красноречия старшей поры // ТОРДЛ. – Л., 1974. – Т.ХХVIII.
Дополнительная литература Зееман К.Д. Приемы аллегорической экзегезы в литературе Киевской Руси // ТОРДЛ. – Т.48.– СПб. 1993. Матьесен Р. Текстологические замечания о произведениях Владимира Мономаха // ТОРДЛ.– Л., 1971. – Т. ХХVI. Преподобный Иоанн Лествичник. Лествица. –– СПб., 1996. – С.26––31. Путешествия в Святую Землю: Записки русских паломников и путешественников ХII––ХХ вв. – М., 1995. – С.10––50.
|