Студопедия — ПОЛЕЗНОСТЬ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОЛЕЗНОСТЬ






Анализ Кондильяка, Галиани, Гралена, Дестю де Траси соответствует грамматической теории предложения. В качестве

отправной точки он выбирает не то, что отдано, но то, что по­лучено в обмене: та же самая вещь, по правде говоря, но рас­сматриваемая с точки зрения того, кто в ней нуждается, кто ее просит и кто согласен отказаться от того, чем он обладает, чтобы получить эту другую вещь, оцениваемую им как более полезную и с которой он связывает большую стоимость. Фи­зиократы и их противники движутся фактически в рамках од­ного теоретического сегмента, но в противоположных направле­ниях; одни спрашивают, при каком условии и какой ценой бла­го может стать стоимостью в системе обменов, а другие — при каком условии суждение, связанное с оценкой, может превра­титься в цену в той же самой системе обменов. Поэтому по­нятно, почему анализы физиократов зачастую так близки к исследованиям утилитаристов, иногда дополняя их; почему Кантильон понадобился одним из-за его теории тройного позе­мельного дохода и того значения, которое они придает земле, а другим — из-за его анализа оборотов и той роли, которую он приписывает деньгам1; почему Тюрго смог быть верным прин­ципам физиократии в работе «Образование и распределение бо­гатств» и был очень близок к Галиани в работе «Стоимость и деньги».

Предположим самую примитивную ситуацию обмена: одно­му человеку — у него есть только кукуруза или зерно, противо­стоит другой — у него есть только вино или дрова. Еще нет никакой установленной цены, никакой эквивалентности, ника­кой общей меры. Тем не менее если эти люди заготовили эти дрова, посеяли и собрали кукурузу или хлеб, то они опреде­ленным образом судили об этих вещах. Не имея возможности сравнивать их с чем бы-то ни было, они считали, что этот хлеб или эти дрова могли бы удовлетворить одну из их нужд — были бы полезными: «Сказать, что вещь представляет цен­ность, значит сказать, что она является таковой или что мы считаем ее годной для какого-то употребления. Стоимость ве­щей основывается, таким образом, на их полезности или, что то же самое, на употреблении, которое мы можем им дать»2. Это суждение образует то, что Тюрго называет «оценочной стоимостью» вещей3, стоимостью, являющейся абсолютной, так как она касается каждого продукта в отдельности вне его сравнения с другими; тем не менее она является и относитель­ной и изменчивой, изменяясь вместе с аппетитом, желаниями и потребностью людей.

Между тем совершаемый на основе этих первичных полезностей обмен не есть их простое сведение к общему знамена­телю. Он в самом себе есть создатель полезности, поскольку он

1 Сantillоn. Essai sur le commerce en général, p. 68—69, 73,

2 Condillac. Le Commerce et le gouvernement (Œuvres, t. IV, p. 10). 3 Turgot. Valeur et monnaie (Œuvres complètes, éd. Schelle, III,

p. 91—92).

предоставляет для оценки одного то, что до того времени пред­ставляло для другого лишь немного полезности. Тут возникают три возможности. Во-первых, «излишек каждого», как говорит Кондильяк 1, — то, что он не использовал или не рассчитывает немедленно использовать, — качественно и количественно со­ответствует потребностям другого: весь излишек владельца зерна в ситуации обмена оказывается полезным для владель­ца вина, и обратно. Начиная с этого момента то, что было бесполезным, становится полностью полезным благодаря созда­нию одновременно существующих и равных стоимостей с каж­дой стороны; то, что в оценке одного было ничем, становится чем-то положительным в оценке другого, а так как ситуация является симметричной, то созданные таким образом оценоч­ные стоимости автоматически оказываются эквивалентными; полезность и цена полностью соответствуют друг другу; при­чем такое определение цены вполне совпадает с оценкой. Во-вторых, излишек одного недостаточен для нужд другого, кото­рый будет воздерживаться от полной отдачи того, чем он об­ладает. Он будет сохранять часть своего продукта с тем, что­бы получить необходимое для его потребности дополнение у третьего лица. Эта изъятая из данного обмена часть, кото­рую партнер стремится насколько возможно уменьшить, так как он нуждается во всем излишке первого, обусловливает це­ну: больше не обменивают излишек хлеба на излишек вина, но в результате пререканий дают столько-то мюидов2 вина за столько-то сетье3 зерна. Можно ли сказать, что тот, кто дает больше, теряет при обмене на стоимости продукта, которым он обладал? Нет, так как этот излишек для него лишен полез­ности или, во всяком случае, поскольку он согласился его об­менять, он приписывает большую стоимость тому, что он полу­чает, чем тому, что он отдает. Наконец, третья гипотеза пред­полагает, что ничто ни для кого не является абсолютно излиш­ним, так как каждый из двух партнеров знает, что он может, рассчитывая на более или менее долгий срок, использовать полностью все то, чем он обладает: состояние потребности яв­ляется всеобщим, и каждая часть собственности становится богатством. Поэтому оба партнера могут прекрасно обходиться без обмена; но каждый может в равной мере считать, что часть товара другого была бы ему более полезной, чем часть его соб­ственного товара. Один и другой устанавливают — причем каж­дый для себя, следовательно, согласно особому расчету — ми­нимальное неравенство: столько-то мер кукурузы, которой у ме­ня нет, говорит один, будут стоить для меня немного больше,

1 Condillac. Loc. cit., p. 28.

2 Старинная мера емкости: один мюид составляет 268 литров. — Прим. ред.

3 Старинная мера жидкостей и сыпучих тел, равная 0,466 литра. — Прим. ред.

чем столько-то мер моих дров. Такое-то количество дров, гово­рит другой, для меня будет стоить дороже, чем столько-то ку­курузы. Эти два оценочных неравенства определяют для каж­дого относительную стоимость, которую он придает тому, чем он обладает, и тому, чего он не имеет. Для согласования этих двух неравенств нет другого средства, кроме установления между ними равенства двух отношений: обмен свершится, ког­да отношение кукурузы к дровам для одного станет равным отношению дров к кукурузе для другого. В то время как оце­ночная стоимость определяется одной игрой потребности и объ­екта — следовательно, только интересом каждого изолирован­ного индивида, — в оценивающей стоимости, как она теперь по­является, «имеются два человека, которые сравнивают, и име­ются четыре сравниваемых интереса; по два частных интереса каждого из двух договаривающихся партнеров прежде сравни­вались между собой особо, и именно результаты, которые затем сравнивались вместе, образуют среднюю оценочную стоимость. Это равенство отношения позволяет, например, сказать, что че­тыре меры кукурузы и пять вязанок дров имеют равную обмен­ную стоимость 1. Однако это равенство не означает, что полез­ности обмениваются равными частями. Обмениваются неравен­ства, это значит, что две стороны — хотя каждый элемент сдел­ки обладал действительно полезностью — получают больше стоимости, чем имели ее раньше. Вместо двух непосредствен­ных полезностей обладают двумя другими, предназначенными удовлетворять потребности еще более обширные.

Такого рода анализы обнаруживают пересечение стоимости и обмена: обмена не происходило бы, если бы не существовало непосредственных стоимостей, то есть если бы в вещах не су­ществовало «атрибута, являющегося для них случайным и за­висящего единственно от потребностей человека, как действие зависит от своей причины»2. Но обмен в свою очередь создает стоимость, причем двумя способами. С одной стороны, он де­лает полезными вещи, которые без него обладали бы слабой полезностью или были бы лишены ее вовсе: что может стоить для голодных или раздетых людей бриллиант? Но достаточно, чтобы в мире существовали одна женщина, желающая нра­виться, и торговля, способная доставить этот бриллиант в ее руки, чтобы камень стал «для его владельца, не нуждающегося в нем, косвенным богатством... Стоимость этого объекта ока­зывается для него меновой стоимостью»3; и он может достав­лять себе пропитание, продавая то, что служит лишь для блес­ка: отсюда значение роскоши4; отсюда тот факт, что с точки

1 Тurgot. Valeur et monnaie (Œuvres, t. III, p. 91—93).

2 Graslin. Essai analytique sur la richesse, p. 33.

3 Id., ibid., p. 45.

4 Hume. De la circulation monétaire (Œuvres économique p. 41).

зрения богатств нет различия между потребностью, удобством и украшением 1. С другой стороны, обмен порождает новый тип стоимости, которая является «оценивающей»: между полезностями обмен организует взаимное отношение, которое дубли­рует отношение к простой потребности и прежде всего его из­меняет: дело в том, что в плане оценки, следовательно, в плане сравнения каждой стоимости со всеми малейшее создание но­вой полезности уменьшает относительную стоимость уже име­ющихся полезностей. Совокупность богатств не увеличивается, несмотря на появление новых объектов, способных удовлетво­рять потребности; любое производство порождает лишь «новый порядок стоимостей относительно массы богатств; при этом первые объекты потребности уменьшились бы в стоимости для того, чтобы дать место в массе богатств новой стоимости объ­ектов удобства или украшения»2. Следовательно, обмен — это то, что увеличивает стоимости (порождая новые полезности, которые, по крайней мере косвенно, удовлетворяют потребнос­ти); но обмен — это также то, что уменьшает стоимости (одни по отношению к другим в оценке, которую дают каждой). По­средством обмена бесполезное становится полезным и — в той же самой пропорции — более полезное становится менее полез­ным. Такова конститутивная роль обмена в игре стоимости: он дает цену любой вещи и уменьшает цену каждой.

Мы видим, что теоретические основы у физиократов те же, что и у их противников. Совокупность их основных положений является общей для них: любое богатство рождается землей; стоимость вещей связана с обменом; деньги значимы в качестве представления обращающихся богатств; причем обращение должно быть по возможности простым и полным. Однако эти теоретические положения у физиократов и у «утилитаристов» располагаются в противоположном порядке, благодаря чему то, что для одних играет положительную роль, становится отри­цательным для других. Кондильяк, Галиани, Грален исходят из обмена полезностей как из субъективного и позитивного осно­вания всех стоимостей; все, что удовлетворяет потребность, имеет, следовательно, стоимость, и любое превращение или лю­бая передача, позволяющая удовлетворить более многочислен­ные потребности, полагает возрастание стоимости: именно это возрастание позволяет оплачивать рабочих, давая им, изъятый из этого прироста, эквивалент их средств к существованию. Но все эти положительные элементы, конституирующие стоимость, опираются на определенное состояние потребности у людей,

1 Грален под потребностью понимает «необходимость, полезность, вкус и украшение» (Essai analytique sur la richesse, p. 24).

2 Graslin. Op. cit., p. 36.

следовательно, на конечный характер плодородия природы. Для физиократов же тот же ряд должен быть пройден в об­ратном направлении: всякое превращение и любой труд на зем­ле оплачиваются средствами к существованию работника; сле­довательно, они сказываются на уменьшении общей суммы благ; стоимость рождается лишь там, где имеется потребление. Таким образом, для появления стоимости необходимо, чтобы природа была наделена безграничным плодородием. Все то, что воспринимается позитивно и как бы выпукло в одной интер­претации, воспринимается негативно и затеняется в другой. «Утилитаристы» основывают на сочленении обменов приписы­вание вещам определенной стоимости, в то время как физио­краты посредством существования богатств объясняют после­довательное разъединение стоимостей. Но у одних и у других теория стоимости, как и теория структуры в естественной исто­рии, связывает момент, который приписывает, с моментом, ко­торый сочленяет.

Возможно, проще было бы сказать, что физиократы пред­ставляли земельных собственников, а «утилитаристы» — ком­мерсантов и предпринимателей, что, следовательно, они верили в возрастание стоимости в то время, когда естественные про­дукты превращались или перемещались; что они были в силу вещей заняты экономикой рынка, где законом были потреб­ности и желания. Напротив, физиократы верили всецело лишь в земледелие и требовали для него самых больших затрат; будучи собственниками, они приписывали земельной ренте ес­тественное основание, и, требуя политической власти, они же­лали быть единственными налогоплательщиками, следователь­но, носителями соответствующих прав. И несомненно, через сцепление интересов можно было бы выявить существенные различия в экономических воззрениях тех и других. Но если принадлежность к социальной группе всегда можно объяснить тем, что такой-то или такой выбрал бы скорее одну систему мышления, чем другую, то условие мыслимости этой системы никогда не основывается на существовании этой группы. Нуж­но тщательно различать две формы и два уровня исследова­ний. Одно исследование было бы анализом мнений, позволяю­щим узнать, кто же в XVIII веке был физиократом и кто был антифизиократом; чьи интересы отражала эта полемика; како­вы были спорные вопросы и аргументы; как развертывалась борьба за власть. Другое исследование, не принимающее во внимание ни конкретных деятелей, ни их историю, состоит в определении условий, исходя из которых стало возможным мыслить в связных и синхронных формах «физиократическую» и «утилитаристскую» системы знания. Первое исследование относилось бы к области доксологии. Археология же признает и применяет только второе.

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА

Общая организация эмпирических подразделений может быть теперь изображена в своей совокупности 1.

Прежде всего следует отметить, что анализ богатств под­чиняется той же самой конфигурации, что и естественная исто­рия и всеобщая грамматика. Действительно, теория стоимости позволяет объяснить (либо нуждой и потребностью, либо не­исчерпаемостью природы), как некоторые объекты могут быть введены в систему обменов, как благодаря примитивному про­цессу одна вещь может быть отдана как равноценная за дру­гую; как оценка первой вещи может быть соотнесена с оценкой второй согласно отношению равенства и В обладают одной и той же стоимостью) или аналогии (стоимость А, которой об­ладает мой партнер, для моей потребности представляет то же самое, что для него — стоимость В, которой я обладаю). Таким образом, стоимость соответствует атрибутивной функ­ции, которая во всеобщей грамматике обеспечивается глаголом и, конституируя предложение, полагает тот первичный порог, начиная с которого возникает язык. Но когда оценивающая стоимость становится стоимостью оценочной, то есть когда она определяется и ограничивается пределами системы, составлен­ной всеми возможными обменами, тогда каждая стоимость по­лагается и расчленяется всеми другими: начиная с этого мо­мента стоимость обеспечивает функцию сочленения, которую всеобщая грамматика признавала за всеми неглагольными элементами предложения (то есть за именами существитель­ными и за каждым из слов, которое явно или скрыто обладает именной функцией). В системе обменов, в игре, позволяющей каждой части богатства означать другие или быть означаемой ими, стоимость является одновременно и глаголом и именем существительным, возможностью связывать и принципом ана­лиза, сочленением и расчленением. Стоимость в анализе бо­гатств занимает, таким образом, в точности то же самое поло­жение, которое в естественной истории занимает структура; как и структура, она в одной и той же операции связывает функцию, позволяющую приписывать знак другому знаку, од­но представление другому, и функцию, позволяющую сочленять элементы, составляющие совокупность представлений или зна­ков, которые их расчленяют.

Со своей стороны, теория денег и торговли объясняет, ка­ким образом любой материал может наделяться функцией означения, соотносясь с любым данным объектом и являясь для него постоянным знаком; она объясняет также (путем функционирования торговли, роста и уменьшения денежной массы), как это отношение знака к означаемому может изме-

1 См. схему на стр. 239.

няться, никогда не исчезая, как один и тот же денежный эле­мент может означать больше или меньше богатств, как он мо­жет скользить, распространяться, суживаться по отношению к стоимостям, которые он обязан представлять. Следовательно, теория денежной цены соответствует тому, что во всеобщей грамматике выступает в форме анализа корней и языка дейст­вия (функция обозначения),и тому, что выступает в форме тропов и смещений смысла (функция деривации). Деньги, как и слова, наделены функцией обозначать, но они не прекращают колебаться вокруг этой вертикальной оси: колебания цен так относятся к первоначальному установлению отношения между металлом и богатствами, как риторические смещения относят­ся к первому значению словесных знаков. Более того, полагая, на основе своих собственных возможностей, обозначение бо­гатств, установление цен, изменение номинальных стоимостей, обеднение и обогащение наций, деньги функционируют по от­ношению к богатствам так, как признак по отношению к при­родным существам; они позволяют сразу же придать им осо­бую метку и указать им место, несомненно временное, в про­странстве, в настоящее время определяемом ансамблем вещей и знаков, которыми располагают. Теория денег и цен занимает в анализе богатств то же самое место, что теория признака занимает в естественной истории: как и эта последняя, она в одной и той же функции связывает возможность давать ве­щам знак, представляя одну вещь через другую, и возможность отклонения знака от того, что он обозначает.

Четыре функции, определяющие специфические свойства словесного знака и отличающие его от всех других знаков, ко­торые представление может полагать, повторяются, таким об­разом, в теоретической системе естественной истории и в прак­тическом использовании денежных знаков. Порядок богатств, порядок природных существ раскрываются по мере того, как среди объектов потребности, среди видимых особей устанавли­вают системы знаков, позволяющих одни представления обоз­начать через другие, полагающих возможность деривации озна­чающих представлений по отношению к означаемым, расчле­нения того, что представлено, приписывания определенных представлений другим. В этом смысле можно сказать, что для классического мышления системы естественной истории и тео­рии денег или торговли обладают теми же самыми условиями возможности, что и сам язык. Это означает две вещи: во-пер­вых, что порядок в природе и порядок в богатствах в рамках классического опыта наделены тем же самым способом бытия, что и порядок представлений, как он обнаруживается посред­ством слов; во-вторых, что слова образуют достаточно приви­легированную систему знаков, когда дело идет о выявлении порядка вещей, для того, чтобы естественная история, если она хорошо организована, и деньги, если они хорошо упорядочены,

функционировали наподобие языка. Алгебра является тем же для матезиса, чем знаки, и в особенности слова, — для таксоно­мии: установлением и выявлением порядка вещей.

Тем не менее имеется существенное различие, препятству­ющее классификации быть спонтанным языком природы, а це­нам — естественной речью богатств. Или, скорее, существуют два различия, одно из которых позволяет область словесных знаков отличить от областей богатств или природных существ, а другое позволяет отличить теорию естественной истории от теории стоимости и цен.

Четыре момента, определяющие основные функции языка (определение, сочленение, обозначение, деривация), тесно свя­заны между собой, поскольку они предполагают друг друга, начиная с того момента, когда вместе с глаголом преодолевают порог существования языка. Однако в действительном проис­хождении языков движение различается как по направлению, так и по точности: начиная с исходных обозначений воображе­ние людей (сообразно странам, в которых они живут, усло­виям их существования, их чувствам и страстям, их практиче­ской жизни) вызывает деривации, изменяющиеся вместе с на­родами и объясняющие, несомненно, помимо разнообразия языков, относительную неустойчивость каждого. В определен­ный момент этой деривации и внутри отдельного языка люди имеют в своем распоряжении совокупность слов, имен суще­ствительных, сочленяющихся одни с другими и расчленяющих их представления; но этот анализ настолько несовершенен, он допускает столько неточностей и столько накладок, что по от­ношению к одним и тем же представлениям люди используют различные слова и образуют различные предложения: их реф­лексия не является безошибочной. Между обозначением и де­ривацией множатся сдвиги воображения; между сочленением и атрибутивностью распространяется ошибка рефлексии. Поэто­му на горизонт языка, может быть бесконечно удаленный, прое­цируется идея универсального языка, в котором значение слов в выражении представлений было бы достаточно четко фикси­ровано, достаточно хорошо обосновано, с достаточной очевид­ностью признано для того, чтобы рефлексия могла бы со всей ясностью убедиться в истинности любого предложения, — бла­годаря такому языку «крестьяне могли бы лучше судить об ис­тине вещей, чем теперь это могут философы» 1; совершенно отчетливый язык дал бы возможность вполне ясной речи: этот язык был бы в себе самом Ars combinatoria. В равной мере поэтому применение любого реального языка должно дублиро­ваться Энциклопедией, определяющей движение слов, предпи­сывающей им наиболее естественные пути, обрисовывающей законные сдвиги знания, кодифицирующей отношение сосед-

1 Descartes. Lettre à Mersenne, 20 nov. 1629 (A. T. I, p. 76).

ства и сходства. Как Словарь создан для того, чтобы, исходя из первичного обозначения слов, контролировать игру дерива­ций, так и универсальный язык создан для того, чтобы, исходя из хорошо установленного сочленения, контролировать ошибки рефлексии, когда она формулирует суждение. Ars combinatoria и Энциклопедия с разных сторон отвечают на несовершенство реальных языков.

Естественная история, раз уж она является наукой, обра­щение богатств, раз уж оно учреждено людьми и контролиру­ется ими, должны избежать этих опасностей, присущих спон­танно возникшим языкам. В плане естественной истории нет возможности для ошибки в зазоре между сочленением и атри­бутивностью, так как структура раскрывается в непосредствен­но данной зримости; нет также нереальных сдвигов, ложных сходств, неуместных соседств, которые размещали бы природ­ное существо, правильно обозначенное, в пространстве, кото­рое не было бы его собственным, так как признак устанавли­вается или связностью системы или же точностью метода. Структура и признак в естественной истории обеспечивают теоретическую замкнутость того, что в языке остается откры­тым и порождает на его границах искусственные проекты, по существу незавершенные. Также оценочная стоимость автома­тически становится оценивающей, а деньги, которые благодаря своему возрастающему или убывающему количеству вызывают, но всегда ограничивают колебания цен, гарантируют в плане богатств совмещение определения и сочленения, атрибутивности и деривации. Стоимость и цены обеспечивают практическую замкнутость сегментов, которые остаются открытыми в языке. Структура позволяет естественной истории незамедлительно оказаться в стихии комбинаторики, а признак позволяет ей установить по отношению к существам и их сходствам точную и определенную поэтику. Стоимость соединяет одни богатства с другими, а деньги позволяют осуществить их реальный обмен. Там, где расстроенный порядок языка предполагает непрерыв­ное отношение с искусством и с его бесконечными задачами, там порядок природы и порядок богатств раскрываются в чи­стом и простом существовании структуры и признака, стоимости и денег.

Тем не менее нужно заметить, что естественный порядок формулируется в теории, которая представляет ценность как верная интерпретация одного ряда или одной реальной карти­ны: к тому же структура существ является одновременно не­посредственной формой видимого и его расчленением; так же и признак обозначает и локализует одно и то же движение. Напротив, оценочная стоимость становится оценивающей лишь благодаря превращению; и начальное отношение между метал­лом и товаром становится лишь постепенно ценой, подвержен­ной изменениям. В первом случае речь идет о точном совпа-

дении атрибутивности и сочленения, обозначения и деривации, а в другом случае — о переходе, связанном с природой вещей и с деятельностью людей. Вместе с языком система знаков при­нимается пассивно в своем несовершенстве, и одно искусство может ее улучшить: теория языка является непосредственно предписывающей теорией. Естественная история сама устанав­ливает для обозначения существ систему знаков, и поэтому она является теорией. Богатства — это знаки, произведенные, при­умноженные и измененные людьми; теория богатств тесно свя­зана с политикой.

Однако две прочие стороны основополагающего четырех­угольника остаются открытыми. Как могло случиться, что обо­значение (единичный и точный акт) делает возможным рас­членение природы, богатств, представлений? Как, вообще го­воря, могло случиться, что два противоположных сегмента (суждение и обозначение для языка, структура и признак для естественной истории, стоимость и цены для теории богатств) соотносятся друг с другом, делая возможным, таким образом, язык, систему природы и непрерываемое движение богатств? Для этого совершенно необходимо предположить, что представ­ления сходны между собой и одни вызывают другие в вообра­жении, что природные существа находятся в отношении сосед­ства и подобия, что потребности людей взаимосвязаны и находят свое удовлетворение. Сцепление представлений, непре­рывная череда существ, плодородие природы всегда необходимы для того, чтобы имелись язык, естественная история, а также богатства и их практическое движение. Континуум представ­ления и бытия, онтология, негативно определенная как отсут­ствие небытия, всеобщая представимость бытия, обнаруживаю­щееся в присутствии представления бытие — все это входит в полную конфигурацию классической эпистемы. Мы сможем распознать в этом принципе непрерывности метафизически значительный момент в мышлении XVII и XVIII веков (позво­ляющий форме предложения иметь эффективный смысл, струк­туре — упорядочиваться в признак, стоимости вещей — исчис­ляться в цене); в то же время отношения между сочленением и атрибутивностью, обозначением и деривацией (обосновыва­ющие, с одной стороны, суждение и смысл, с другой — струк­туру и признак, стоимость и цены) определяют в этом мышле­нии в научном отношении значительный момент (то, что делает возможными грамматику, естественную историю, науку о богатстве). Так, упорядочивание сферы эмпирического ока­зывается связанным с онтологией, характеризующей классиче­ское мышление; действительно, оно развертывается непосред­ственно внутри онтологии, ставшей прозрачной благодаря тому, что бытие дано без разрывов представления, и внутри пред­ставления, озаренного тем, что оно высвобождает непрерывность бытия.

Что касается перелома, свершившегося к концу XVIII века во всей западной эпистеме, то уже сейчас возможно охаракте­ризовать его в общих чертах, сказав, что значимый в научном отношении момент полагается там, где классическая эпистема помещала метафизически значимый момент; зато пространство философии возникло там, где классицизм установил свои наи­более прочные эпистемологические преграды. Действительно, анализ производства в качестве нового проекта новой «поли­тической экономии», по существу, предназначен анализировать отношение между стоимостью и ценами; понятия организмов и организации, методы сравнительной анатомии, короче гово­ря, все темы рождающейся «биологии» объясняют, как наблю­даемые структуры особей могут представлять ценность в каче­стве общих признаков для родов, семейств, типов, наконец, для того, чтобы унифицировать формальную структуру языка (его способность образовывать предложения) и смысл, принадле­жащий его словам, «филология» будет изучать не функции дискурсии в связи с представлениями, но совокупность морфо­логических констант, подчиненных истории. Филология, биоло­гия и политическая экономия образуются на месте Всеобщей грамматики, Естественной истории и Анализа богатств, а там, где эти знания не существовали, в том пространстве, которое они оставляли нетронутым, в глубине той впадины, которая разделяла их основные теоретические сегменты и которую за­полнял гул онтологической непрерывности. Объект, знания в XIX веке формируется там же, где только что умолкла клас­сическая полнота бытия.

Напротив, новое пространство для философии будет осво­бождаться там, где распадаются объекты классического зна­ния. Момент атрибутивности (в качестве формы суждения) и момент расчленения (в качестве общего расчленения существ) разделяются, порождая проблему отношений между формаль­ной анофантикой и формальной онтологией; момент исход­ного обозначения и момент деривации в ходе времени разде­ляются, открывая пространство, в котором встает вопрос об от­ношениях между изначальным смыслом и историей. Таким образом, устанавливаются две основные формы современной фи­лософской рефлексии. Одна из них исследует отношение меж­ду логикой и онтологией, развертываясь на путях формализа­ции и сталкиваясь под новым углом зрения с проблемой матезиса. Другая же исследует связи обозначения и времени; она занимается дешифровкой, которая не завершена и, несомнен­но, никогда не будет завершена, и развертывает темы и методы интерпретации. Несомненно, что наиболее фундаментальный вопрос, который мог бы в таком случае возникнуть перед фи­лософией, касается отношения между этими двумя формами рефлексии. Конечно, не дело археологии говорить о том, воз­можно ли это отношение и как оно может быть обосновано, но

она может очертить район, где оно стремится возникнуть, в каком месте эпистемы современная философия пытается об­рести свое единство, в каком пункте знания она открывает свою наиболее широкую область: это то место, в котором формаль­ное (апофантики и онтологии) соединится со значащим, как оно освещается в интерпретации. Основная проблема класси­ческого мышления касалась отношений между именем и поряд­ком: открыть номенклатуру, которая была бы таксономией, или же установить систему знаков, которая была бы прозрач­ной для непрерывности бытия. То, что современное мышление, по существу, обсуждает, — это соотношение смысла с формой истины и формой бытия: на небе нашей рефлексии царит дискурсия — дискурсия, может быть, недостижимая, которая была бы сразу и онтологией, и семантикой. Структурализм не явля­ется новым методом; это бодрствующая, тревожная совесть современного знания.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 395. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Репродуктивное здоровье, как составляющая часть здоровья человека и общества   Репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия