Студопедия — ЖЕЛАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЖЕЛАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ






Люди XVII и XVIII веков думают о богатстве, природе или языках, не используя наследие, оставленное им предыдущими эпохами, и не в направлении того, что вскоре будет открыто; они осмысливают их, исходя из общей структуры, которая пред­писывает им не только понятия и методы, но на более глубо­ком уровне определяет способ бытия языка, природных особей, объектов потребности и желания; этот способ бытия есть спо­соб бытия представления. Отсюда возникает та общая почва, где история наук выступает как какое-то поверхностное явле­ние. Это не означает, что отныне ее можно оставить в стороне; • но это означает, что рефлексия историчности знания не может больше довольствоваться прослеживанием движения познаний сквозь временную последовательность; действительно, они не представляют собой проявлений наследования или традиции; мы ничего не говорим о том, что их сделало возможными, выс­казывая то, что было известно до них, и то, что, как говорится, они «внесли нового». История знания может быть построена, исходя лишь из того, что было современным для него, и, конеч­но, не в понятиях взаимного влияния, а в понятиях условий и полагаемых во времени априори. Именно в этом смысле ар­хеология может засвидетельствовать существование всеобщей грамматики, естественной истории и анализа богатств и рас­чистить, таким образом, пространство без разрывов, в котором история наук, история идей и мнений смогут, если они того хотят, резвиться.

Если анализы представления, языка, природных порядков и богатств являются вполне связными и однородными по от­ношению друг к другу, то все же существует и глубокая не-

устойчивость всей системы. Дело в том. что представление определяет способ бытия языка, особей, природы и самой по­требности. Таким образом, анализ представления имеет опре­деляющее значение для всех эмпирических областей. Вся клас­сическая система порядка, вся эта грандиозная таксономия, позволяющая познавать вещи благодаря системе их тождеств, развертывается в открытом внутри себя пространстве посред­ством представления, когда оно представляет само себя: бытие и тождество находят здесь свое место. Язык есть не что иное, как представление слов, природа — представление существ, а потребность — представление потребности. Конец классиче­ского мышления — и этой эпистемы, сделавшей возможными всеобщую грамматику, естественную историю и науку о бо­гатствах, — совпадает с устранением представления или же, скорее, с освобождением, в отношении представления, языка, живой природы и потребности. Непросвещенный, но упорный ум народа, который говорит, необузданность жизни и ее неуто­мимый напор, глухая сила потребностей ускользнут от способа бытия представления. Представление станет удвоенным, огра­ниченным, может быть, мистифицированным, во всяком слу­чае управляемым извне благодаря грандиозному порыву сво­боды, или желания, или воли, которые предстанут как метафи­зическая изнанка сознания. В современной практике возникнет нечто вроде воли или силы, возможно, конституирующей ее, указывающей, во всяком случае, что классическая эпоха толь­ко что завершилась и вместе с ней окончилось царство дискурсии, в ее соотнесенности с представлениями, династия представления, означающего самого себя и высказываю­щего в последовательности своих слов спящий порядок вещей.

Маркиз де Сад — современник этого переворота. Точнее, его неиссякаемое творчество обнаруживает хрупкое равновесие между беззаконным законом желания и тщательной упорядо­ченностью дискурсивного представления. Порядок дискурсии находит здесь свой Предел и свой Закон, хотя он все еще со­храняет силу сосуществовать с тем, что им управляет. Несомненно, в этом состоит принцип того «распутства», кото­рое было последним словом западного мира (затем начинается эра сексуальности): распутник — это тот, кто, подчиняясь всем прихотям желания и всем его неистовствам, не только может, но и должен осветить его малейшее движение светом ясного и сознательно используемого представления. У распутной жизни имеется строгий порядок: каждое представление должно сразу же одушевляться в живой плоти желания, а любое желание должно выражаться в чистом свете дискурсии-представления. Отсюда происходит строгая последовательность «сцен» (у Са­да сцена — это упорядоченный беспорядок представления), при­чем внутри сцен имеется тщательно поддерживаемое равнове-

сие между комбинаторикой тел и сцеплением причин. Возмож­но, что «Жюстина» и «Жюльетта» занимают то же ключевое место у колыбели современной культуры, которое занимает «Дон Кихот» между Возрождением и классицизмом. Герой Сервантеса, интерпретируя связи мира и языка так, как это делали в XVI веке, расшифровывая единственно лишь при по­мощи игры сходства трактиры как замки, а крестьянок как дам, замыкался, сам того не ведая, в модусе чистого представ­ления; однако поскольку это представление имело в качестве закона лишь подобие, то оно не могло избежать своего появле­ния в комической форме бреда. Но во второй части романа Дон Кихот извлек из этого представленного мира свою истину и свой закон; ему ничего другого не оставалось, как ожидать от этой книги, в которой он был рожден, которую он не читал, но за которой он должен был следовать, судьбы, отныне навя­занной ему другими. Ему было достаточно жить в замке, где он сам, захваченный своим наваждением в мире чистого пред­ставления, стал в конце концов чистым и простым персонажем в инструментарии представления. Герои Сада перекликаются с ним с другого конца классической эпохи, то есть в момент ее упадка. Это не ироническое торжество представления над сходством, а темная навязчивая сила желания, разрывающая пределы представления. «Жюстина» где-то соответствует вто­рой части «Дон Кихота»; она представляет собой постоянный объект желания, чистым источником которого она является, как Дон Кихот поневоле является объектом представления, ко­торое и есть он сам в своей глубокой сути. В Жюстине жела­ние и представление соединяются исключительно при посред­стве Другого, представляющего себе героиню как объект же­лания, в то время как она сама знакома с желанием лишь слегка, в его отстраненной, внешней и застывшей форме пред­ставления. В этом ее несчастье: ее невинность пребывает всег­да между желанием и представлением как посредник. Жюль­етта представляет собой не что иное, как носительницу всевоз­можных желаний, но все эти желания без остатка воспроизво­дятся в представлении, которое разумно их обосновывает в дискурсии и сознательно превращает их в сцены. Так эпиче­ское повествование о жизни Жюльетты, разворачивая исто­рию желаний, насилий, зверств и смерти, создает мерцающую картину представления. Но эта картина столь тонка, столь прозрачна по отношению к любым фигурам желания, неустан­но собирающимся в ней и приумножающимся единственно лишь силой их комбинаторики, что она столь же безрассудна, сколь и картина, представляющая Дон Кихота, когда он, идя от по­добия к подобию, верил, что движется по запутанным дорогам мира и книг, хотя лишь углублялся в лабиринт своих собствен­ных представлений. «Жюльетта» прореживает эти заросли представлений для того, чтобы в них открылись без малейшего

изъяна, без всяких недомолвок, без какой бы то ни было за­весы все возможности желания.

Поэтому это повествование замыкает классическую эпоху, в то время как «Дон Кихот» ее открывал. И если верно то, что в нем живет еще язык Руссо и Расина, если верно, что это — последний дискурс, предназначенный «представлять», то есть именовать, то хорошо известно, что он сводит этот ритуал к максимально лаконичному выражению (он называет вещи их точными именами, уничтожая тем самым все пространство риторики) и до бесконечности растягивает этот ритуал (назы­вая все, не забывая ничтожнейшей из возможностей, так как они все рассматриваются в соответствии с Универсальной ха­рактеристикой Желания). Сад достигает предела классической дискурсии и классического мышления. Его царство у их границ. Начиная с него, насилие, жизнь и смерть, желания и сексуаль­ность развернут под покровом представления бесконечное тем­ное пространство, которое мы теперь пытаемся в меру своих способностей включить в нашу речь, в нашу свободу, в наше мышление. Но наша мысль так коротка, наша свобода так по­корна, а наша речь настолько набила оскомину, что нам необ­ходимо учитывать, что, по сути дела, эта сокрытая тень необъ­ятна. Успех «Жюльетты» — это во все большей степени успех у одиночек. И этому успеху не поставлен предел.

 

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 381. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

В теории государства и права выделяют два пути возникновения государства: восточный и западный Восточный путь возникновения государства представляет собой плавный переход, перерастание первобытного общества в государство...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия