Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Признаки системности общества




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общим для многих интерпретаций общества является характерный для современной науки системный подход.Общество мыслится как целостная динамическая система. Система— это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающее структурой и организацией и обра­зующее целостное единство. Общество с позиций филосо­фии и социологии представляет собой сложную систему, поскольку характеризуется рядом признаков. Наиболее простым признакомобщества как системы является его ка­чественная обособленность, т. е. способность быть автоном­ным явлением, отличным от других явлений природы. Вто­рым необходимым признакомсистемности общества является гетерогенность строения, которая означает, что дан­ная система не только выделяется среди прочих объектов, но и сама состоит из автономных частей. Третьим признакомобщества как системы является то, что все его части взаи­мосвязаны, что проявляется в некоторых интегральных свойствах системы. Таким образом, общество как система выделяется относительно других явлений, состоит из вза­имосвязанных частей и обладает интегральными свойства­ми, которые отсутствуют у отдельных его частей.


 

2. Те м а 1 Общество как динамическая система

3. Понятие общества

4. В широком смысле под понятием «общество» понимается обособившая­ся от природы часть материального

5. мира, которая представляет собой исторически развивающую­ся совокупность отношений между людьми, складывающуюся в процессе его жизнедеятельности. В более узком смысле — это определенный этап человеческой истории • (например, феодальное общество) или отдельное конкретное общество (например, современное российское общество).

6. Общество — продукт совокупной деятельности множества людей. Человеческая деятельность есть способ существова­ния, или бытия, общества. Общество не навязывается и не да­ется кем-то или чем-то извне, оно вырастает из самого жиз­ненного процесса, из обычной и повседневной деятельности людей.

7. Латинское слово зосю означает «соединять, объединять, затевать совместный труд». Первоначальное значение понятия «общество» и означало «общность, союз, сотрудничество». Не случайно Аристотель, подразумевая, что только люди спо­собны добровольно и сознательно объединяться в общество, называл человека «политическим животным». Другими слова­ми, общественное, социальное — это все то, что характеризует совместное существование людей, результатом которого явля­ется передача и усвоение социального опыта, духовных цен­ностей, достижений культуры, норм поведения, общения и деятельности, без чего невозможно становление личности.

8. Усвоение социального опыта осуществляется через про­цесс обучения, воспитания, социализации индивидуума, в ходе которого и формируется сознание человека, способное не

9. только отражать, познавать природный и социальный мип, но и творчески его преобразовывать.

10. В отличие от природы, общество есть деятельность пре­следующего свои цели человека. Если в природе действуют сле­пые, бессознательные силы, во взаимодействии которых и проявляются общие законы, то в обществе, где действуют лю­ди, ничего не делается без сознательного намерения, мотива, без желаемой цели.

11. Таким образом, общество обособляется от природы в ре­зультате практической и духовной деятельности человека, так как эта деятельность создает особый мир — мир культуры, тех­ники, науки, то есть всего того, что не существует в природе. Это дало возможность говорить о том, что человек, реализуя заложенный в нем потенциал, создает как бы «вторую природу» — культуру.

12. Как способ существования людей общество должно вы­полнять набор определенных функций,а именно: производство материальных благ и услуг; воспроизводство и социализацию человека; духовное производство и регулирование активности людей; распределение продуктов труда (деятельности); регла­ментацию и управление деятельностью и поведением.

13. Для реализации этих функций формируются соответст­вующие организации (институты) и отношения.

14. Таким образом, общество— это обособившаяся от приро­ды часть материального мира, которая включает в себя формы и способы объединения и взаимодействия людей, отражаю­щие их всестороннюю зависимость друг от друга.

15. Общественные отношения

16. Сущность общества проявляется в тех отношениях, в которые вступают друг с другом люди в процессе своей жиз­недеятельности. Поэтому будет пра­вильным сказать, что общество есть совокупность обществен­ных отношений между людьми. Общественные отношения— это исходный элемент, клеточка человеческого общества, это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязей, воз­никающих в процессе деятельности между большими социаль-

ными группами (этнос, класс, организация, сообщество и т.д.), а также внутри них.

При объяснении этих отношений, связей и закономернос­тей сложились три основных подхода: натуралистический, куль­турно-исторический и психологический.

В рамках натуралистического подхода общество рассмат­ривается по аналогии с природой как естественное продолже­ние закономерностей природы, как «венец» природы, хотя и не самое совершенное ее образование. С этих позиций об­щество и тип общественного устройства определяются:

—силовыми взаимодействиями (вариант классического
механицизма — Т. Гоббс, П. Гольбах);

—особенностями географической и природоклиматиче-
ской среды («географизм» — Ш. Монтескье, И. И. Мечников);

—спецификой человека как природного существа, его ге­
нетическими, половыми и расовыми особенностями (предста­
вители социобиологии — Э. Уилсон, Р. Докинс и др.);

—ритмами солнечной активности и космических излуче­
ний (А. Л. Чижевский, Л. Н. Гумилев);

—особенностями общества как живого организма (орга-
нистская версия, которая восходит к трудам Г. Спенсера);

—особым статусом экономики, которая признается опре­
деляющей в развитии истории, а люди оказываются пассивным
«элементом» производительных сил, «продуктами» производ­
ственных отношений (в целом характерны для марксизма).

Как видим, в рамках этого подхода используются различные области научных знаний для объяснений общественных явлений.

Кризис натуралистического подхода и формирование куль­турно-исторического (культур-центристского) подхода к объясне­нию закономерностей развития общества в конце XIX — на­чале XX в. были связаны с осознанием различий природы и культуры, отличия природных объектов от общественных, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, искусство, культурология, этнология, психология и др.

В рамках культурно-исторического подхода изучение об­щества рассматривается как реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей и культур­ных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной

истории и деятельности отдельных индивидов (И. Кант, Г. Ге­гель, И. Гердер, Г. Риккерт, Ф. Тейлор и др.).

Поскольку в обществе действуют люди, являющиеся по природе биосоциальными существами, естественным выглядит стремление понять и объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов.

Психологический подходпредполагает объяснение смысла общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компо­нентов, сферы бессознательного, социальной психологии меж­личностных отношений. Наиболее известным представителем этого направления был 3. Фрейд.

Натуралистический, культурно-исторический и психоло­гический подходы в объяснении общества, как правило, в «чис­том виде» не встречаются. Они взаимодополняют друг друга, свидетельствуя об объективной сложности исследования об­щества и отношений между людьми, а следовательно, и скла­дывающихся общественных отношений.

 

 

Мы живем в мире людей. Наши желания и планы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто нас окружает, находится рядом. Родители, братья, сестры и другие близкие родственники, учителя, друзья, одноклассники, соседи — все они составляют наш ближайший круг общения.

Обратите внимание: не все наши желания можно осуществить, если они идут вразрез с инте­ресами окружающих. Мы должны согласовывать свои действия с мнением других людей, а для этого необходимо общаться. За первым кругом человеческого общения идут следующие круги, которые становятся все шире. За ближайшим окружением нас ждут встречи с новыми людьми, целыми коллективами и организациями. Ведь каждый из нас не только член семьи, жилец дома, но и гражданин государства. Мы можем быть также членами политических партий, клубов по интересам, профессиональных организаций и т. д.

Мир людей, организованный определенным образом, и составляет общество. Что такое обще­ство? Любую ли группу людей можно назвать этим словом? Общество складывается в процессе взаимодействия людей. Его признаками можно считать наличие поставленных перед ним совокуп­ных целей и задач, а также деятельность, направленную на их осуществление.

Итак, общество — это не просто хаотичное множество людей. Оно имеет стержень, целост­ность; у него есть четкая внутренняя структура.

Понятие «общество» является основополагающим для социального знания. В повседневной жизни мы довольно часто используем его, говоря, к примеру, «он попал в плохое общество» или же «эти люди составляют элиту — высшее общество». Это значение слова «общество» в обыденно-житейском смысле. Очевидно, что ключевой смысл этого понятия заключается в том, что это — определенная группа людей, отличающаяся особыми признаками и характеристиками.

А как понимается общество в социальных науках? Что является его основой?

Наука предлагает разные подходы в решении этого вопроса. Один из них состоит в утвержде­нии, что исходной общественной клеточкой являются живые действующие люди, совместная де­ятельность которых формирует общество. С этой точки зрения, индивид — это первичная частица общества. На основе вышесказанного мы можем сформулировать первое определение общества.

Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.

Но если общество состоит из индивидов, то закономерно возникает вопрос, а не следует ли рассматривать его как простую сумму индивидов?

Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной со­циальной реальности, как общество в целом. Реально существуют индивиды, а общество — это плод умозаключений ученых: философов, социологов, историков и т. д. Поэтому в определении общества недостаточно указать, что оно состоит из индивидов, следует также подчеркнуть, что важнейшим условием формирования общества является их единство, общ­ность, солидарность, связь людей.

Общество — это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

По степени обобщения выделяются также широкий и узкий смысл понятия «общество». В са­мом широком смысле обществом можно считать:

• обособившуюся от природы в процессе исторического развития, но тесно связанную с ней
часть материального мира;

• совокупность всех взаимосвязей и взаимодействий людей и их объединений;

• продукт совместной жизнедеятельности людей;

• человечество в целом, взятое на всем протяжении человеческой истории;

• форму и способ совместной жизнедеятельности людей.

«Российская социологическая энциклопедия» под ред. Г. В. Осипова дает следующее опреде­ление понятия «общество»: «Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между боль­шими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ».

Это определение представляется обобщением тех частных определений, которые приведены выше. Таким образом, в узком смысле это понятие обозначает любую по численности группу лю­дей, обладающую едиными чертами и признаками, к примеру, общество рыболовов-любителей, общество защитников дикой природы, объединение спортсменов-серфингистов и т. д. Все «ма­лые» общества, равно как и отдельные личности, являются «кирпичиками» «большого» общества.

 

 

Представление об обществе и при­роде как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформирова­лось еще в эпоху Античности. В XIX—

XX вв. проблема системности общества стала предметом спе­циального исследования (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, П. А. Сорокин, Т. Парсонс и др.). В конце 60-х —на­чале 70-х годов XX столетия идеи об обществе как едином, це­лостном организме (и о мире в целом), получили рациональное обоснование в таком междисциплинарном направлении, как си­нергетика (Г. Хакен, И. Пригожий и др.). С точки зрения этих подходов, общество характеризуется как сложноорганизованная саморазвивающаяся открытая система,включающая в себя от­дельных индивидов и социальные общности, объединенные разными связями и процессами саморегуляции, самострукту­рирования и самовоспроизведения.

Общество как система обладает следующими специфиче­скими чертами:

1. Оно отличается большим разнообразием различных со­циальных структур, систем и подсистем. Это не механическая сумма индивидов, а сложная система, в которой формируются и функционируют различные общности и группы — роды, племена, сословия, классы, нации, семьи, коллективы и т. д. В соответствии с этим общество имеет сверхсложный и иерар­хический характер: различного рода подсистемы в нем связа-

ны соподчиненными отношениями. Вместе с тем каждая из подсистем обладает известной степенью автономии и само­стоятельности.

2. Общество несводимо к людям, его составляющим, это
система вне- и надындивидуальных форм, связей и отноше­
ний, которые человек создает своей активной деятельностью
вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные связи
и отношения даны людям в их языке, в различных поступках,
программах деятельности, общении и т. п., без которых лю­
ди не могут вместе существовать. Все это свидетельствует о су­
ществовании многообразных общественных связей, на базе
которых возникают общественные отношения, позволяющие
рассмотреть общество как целостность, функционирующую и
развивающуюся по собственным законам. Человек, живущий
в обществе, чаще всего поступает в соответствии с нормами
коллективной культуры и традициями, с тем, что составляет
суть общественных отношений. Вместе с тем это не становит­
ся преградой на пути к осмысленным поступкам, сознатель­
ному выбору человека, созданию новых образцов поведения,
а следовательно, и к изменению общественных отношений.

3. Важнейшая черта общества — его самодостаточность,
т. е. способность общества как сложной системы своей актив­
ной совместной деятельностью создавать и воспроизводить
необходимые условия собственного существования. Общество
в данном случае характеризуется как целостный единый орга­
низм, в котором тесно переплетены различные социальные
группы, самые разнообразные виды деятельности, обеспечи­
вающие жизненно необходимые условия существования. Об­
щество как самодостаточная социальная система — это про­
дукт совместной деятельности людей, где все ее виды связаны
друг с другом. На основе деятельности происходят все измене­
ния в общественной жизни, в самом обществе. А изменившее­
ся общество начинает формировать и самих людей, способных
воспроизводить и сохранять это общество.

4. Общество как продукт человеческой деятельности отли­
чают исключительная динамичность, незавершенность и альтер­
нативность развития. Причем если проблема выбора вариантов

развития в других областях осуществляется естественным об­разом в процессе самоорганизации природного бытия и без наличия человека, то в обществе главным действующим ли­цом является человек. Выбор того или иного пути развития -это своеобразное связующее звено между прошлым, настоя­щим и будущим.

5. Общество отличается и особым статусом субъектов,оп­
ределяющих его развитие. Человек есть универсальный ком­
понент социальных систем, включенный в каждую из них.
За противостоянием идей в обществе всегда скрывается столк­
новение определенных потребностей, интересов, целей, воз­
действие таких социальных факторов, как общественное мнение,
официальная идеология, политические установки и традиции.
Неизбежным для общественного развития является острая
конкуренция интересов и устремлений, в связи с чем в обще­
стве часто происходит столкновение альтернативных идей,
осуществляется острая полемика и борьба.

6. Важнейшей особенностью человеческого общества высту­
пает непредсказуемость, нелинейность развития.Наличие в об­
ществе большого количества подсистем, постоянное столкнове­
ние интересов и целей различных людей создают предпосылки
для реализации различных вариантов и моделей развития об­
щества. Вместе с тем непредсказуемость, нелинейность разви­
тия общества не означает, что ученые вообще не могут строить
модели социального прогнозирования. Напротив, проведение
работ в сфере глобального моделирования, обоснование во,з-
можных вариантов развития социальной системы в ее самых
различных областях — это вполне рациональный и необходи­
мый, особенно в современных условиях, акт. Социальный мир
не является абсолютно произвольным и неуправляемым. Из
этого следует еще одна специфическая черта общества как
системы.

7. При построении различных моделей развития общест­
ва, при вмешательстве (даже слабом) человека в характер раз­
вития социальных процессов (например, возникающих на на­
циональной или религиозной почве) обязательно необходимо
осмысление последствий такого вмешательства. Прежде чем
принять решение, вмешаться в тот или иной процесс, проис-

8. ходящий в обществе, необходимо всесторонне продумать его последствия. Если бы эти решения всегда были эффективны, то, быть может, в истории было бы меньше трагических стра­ниц, невостребованных талантов, безвременно загубленны жизней, нереализованных целей.

 

Общество как целостная система. Системное строение общества. Его элементы

В современной науке широкое распространение получил системный подход к пониманию раз­личных явлений и процессов. Возник он в естествознании, одним из его основателей был ученый Л. фон Берталанфи. Гораздо позднее, чем в науках о природе, системный подход утвердился в обществознании, согласно которому, общество представляет собой сложную систему. Для того чтобы разобраться в данном определении, нам необходимо прояснить суть понятия «система».

Признаки системы:

1) некая целостность, общность условий существования;

2) наличие определенной структуры — элементов и подсистем;

3) наличие коммуникаций — связей и отношений между элементами системы;

4) взаимодействие данной системы и других систем;

5) качественная определенность, т. е. признак, позволяющий отделять данную систему от
иных систем.

В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся сис­тема, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя воз­можность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества. Динамические свойства присущи также связям и отношениям, пронизывающим обще­ственную жизнь. Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Гераклит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил лее, дополняя Гераклита, заметил, что «в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных связей.

Система определяется также как комплекс взаимодействующих элементов. Элементом, со­ставной частью системы, называется некоторый далее неразложимый компонент, принимающий непосредственное участие в ее создании. Для анализа сложноорганизованных систем, подобных той, которую представляет собой общество, учеными было выработано понятие «подсистема». Под­системами называются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система.

Общество представляет собой сложную систему, так как включает в себя разнотипные состав­ные элементы: подсистемы, которые сами являются системами; социальные институты, определя­ющиеся как совокупность социальных ролей, норм, ожиданий, социальных процессов.

В качестве подсистем выступают следующие сферы общественной жизни:

1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возни­
кающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жиз­
необеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы.
В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком ко­
личестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен
в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя,
продавца или потребителя различных благ и услуг.

2) социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодей­
ствий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по
своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этничес­
ким (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В соци­
альной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы,
объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосо­
стояния, культуры, образования.

3) сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государ­
ство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из
которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи;
в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть.

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие
явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, обществен­
ная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более само­
стоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, мора­
ли и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться
в состоянии конфликта.

Какая из указанных подсистем является наиболее значимой? Каждая научная школа дает свой ответ на поставленный вопрос. Марксизм, например, признает в качестве ведущей, определя­ющей экономическую сферу. Философ С. Э. Крапивенский отмечает, что «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Однако это не единственная точка зрения. Есть научные школы, признающие в качестве основы сферу духовной культуры.

Каждая из названных сфер-подсистем, в свою очередь, является системой по отношению к эле­ментам, ее составляющим. Все четыре сферы общественной жизни взаимосвязаны и взаимообус­ловлены. Трудно привести примеры таких явлений, которые затрагивают только одну из сфер. Так, великие географические открытия повлекли за собой существенные перемены в экономике, государственной жизни, культуре.

Разделение общества на сферы несколько условно, но оно помогает вычленять и изучать от­дельные области реально целостного общества, многообразную и сложную общественную жизнь; распознавать различные общественные явления, процессы, отношения.

Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимае­мая как способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, а также производить все необходимое для жизни людей.

Помимо самого понятия системы мы часто используем определение системный, стремясь под­черкнуть единый, целостный, комплексный характер каких-либо явлений, событий, процессов. Так, к примеру, говоря о последних десятилетиях в истории нашей страны, употребляют такие характеристики, как «системный кризис», «системные трансформации». Системность кризиса означает, что он затрагивает не одну какую-то сферу, допустим, политическую, государственное управление, а охватывает все — и экономику, и социальные отношения, и политику, и культуру. Так же и с системностью изменений, трансформаций. Одномоментно эти процессы затрагивают как общество в целом, так и отдельные его сферы. Комплексность, системность стоящих перед обществом проблем требует и от него системного подхода к поиску путей их разрешения.

Подчеркнем также, что в своей жизнедеятельности общество взаимодействует и с другими сис­темами, прежде всего с природой. Оно получает от природы внешние импульсы и, в свою очередь, воздействует на нее.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 1766. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия