Два Бхагавана
Есть два бхагавана: гуру и Кришна. Гуру — это ашрая-виграха-бхагаван, Господь, который служит; его также называют севака-бхагаван. А Кришна — это вишая-виграха-бхагаван, Господь, которому служат, или севья-бхагаван. Главное занятие ашрая-виграха-ачарьи — это хари-киртан. Если Шрила Гурудева, ашрая-виграха-бхагаван-ачарья, не будет совершать киртан, мы не сможем познать Кришну, который суть иша-таттва, вишая-виграха — верховное почитаемое Божество. Мы не постигнем имя, облик, качества, окружение и деяния вишая-виграхи-бхагавана, пока ашрая-виграха, гуру-ачарья не даст нам знание. Когда гурудева совершает киртан, то есть говорит об имени, облике, качествах, окружении и лилах Кришны, все это является нам в звуке, называемом шабда-брахма. Тогда мы становимся способными понять шастра-аватару, священные писания (особенно бхагавата грантха-аватару — «Шримад-Бхагаватам»), а также постичь иша-аватару, Верховного Господа, и узнать, какова наша сварупа, наш духовный облик. Шри-нама и шри-мантра низошли в этот мир в виде шабда-аватары, трансцендентного звука. Если ачарья-аватара, ашрая-виграха-ачарья, гурудева не будет совершать киртан, если ученик, шишья, не будет слушать его киртан, то мантра и «Бхагавата» не окажут на него воздействия. Мантра записана в шастрах, и кто-то может сказать: «Я возьму мантру оттуда. Зачем мне гуру?» Но если мантра не сойдет с уст истинного гуру, ачарья-аватары, она не возымеет действия: она лишена силы. Поэтому нужно обратиться к истинному гуру, получить от него мантру и слушать его послание. Иначе нельзя обрести таттва-гьяну. Шри-нама, шри-мантра и грантха-бхагавата — все это вишая-виграха. Все они откроются нам, только когда мы будем слушать киртан, который совершает ашрая-виграха. Иначе они никогда не появятся в этом мире. Шри-наму, шри-мантру и грантха-бхагавату нельзя понять, только совершая пуджу, обряды поклонения. Для этого необходимо слушать ачарья-аватару. Вот почему Махапрабху говорил:
трнад апи суничена тарор ива сахишнуна аманина манадена киртанийах сада харих Кто считает себя ниже соломинки, лежащей на дороге, кто терпением превосходит деревья, кто не стремится к почестям, но всегда готов почитать других, только тот сможет беспрерывно повторять святые имена Господа («Шикшаштака» 3).
Киртанийах сада харих. Найди истинного гуру, который принадлежит к гаудия-ачарья-парампаре, и под его руководством совершай киртан:
харе кршна харе кршна кршна кршна харе харе харе рама харе рама рама рама харе харе Это — киртанакхья-бхакти. Шрила Джива Госвами пишет в «Бхакти-сандарбхе» (173): йадйапи анйа бхактих калау картавйа, тада киртанакхйа бхакти-самйо г енаива. Хотя в Кали-югу действенны и другие виды бхакти, они должны сопровождаться киртанакхья-бхакти. Другими словами, нужно всегда воспевать святые имена Господа, слушать и пересказывать повествования о Его деяниях. Иначе мы не поймем сиддханту. Киртан, который совершает махат-гуру, есть нитья-киртана-дхарма — он длится в этом мире вечно. И ученик должен его слушать, слушать всегда, вечно, беспрерывно — нитья-шравана. Ученик получит таттва-гьяну, если будет слушать. Это традиционный метод передачи знания, называемый шрота-парампарйа. Мы должны как следует это понять, иначе нам на обрести шрота-гьяну, или таттва-гьяну. Шукадева Госвами был истинным гуру, садху, в преемственности духовных учителей. Махараджа Парикшит обратился к нему с вопросами, ибо знал, что Шукадева Госвами даст верные ответы на все вопросы. Это и есть сат-сампрадая.
|