Музыка и репертуар
Какую же музыку играли люди Халлингдаля на своих мунхарпах? Очевидно, это были повсеместно известные у них мелодии, народные песни и песенки-частушки, темы и фразы мелодий для лура (норвежский альпенхорн, прим.ред.), козлиных рожков и различных духовых, например, костяной дудки и тростниковой флейты. Многие мелодии для лангелейка [норвежский горный дульцимер/цитра] прекрасно подходят для мунхарпы, и наоборот. В очень малой степени они играли «slåttar» в современном значении этого слова [«slått» (мн.ч. «slåttar») означает старинную народную танцевальную мелодию], по крайней мере пока не появилась скрипка и не оказала своё влияние на музыку. Скрипка хардингфеле в Норвегии была впервые изготовлена семьёй Ботнен в середине XVII века. Инструмент пересёк горы с запада и за следующую сотню лет распространился по всей Халлингдальской долине. Но и до появления хардингфеле там существовали устоявшиеся темы, легко запоминающиеся мелодии и разные инструменты попроще. Есть основания верить, что эти фрагменты были абсорбированы скрипичной музыкой и использованы в качестве строительного материала наиболее творческими скрипачами с чувством формы. Эпоха Возрождения, с более свободными стилем жизни, большими компаниями, чувственными танцами и весельем потребовала более громкой музыки с твёрдым ритмом халлинга в размере 2/4 и 6/8, или «халлингспрингара» в 3/4. Скрипка стремительно набрала популярность и стала основным инструментом. Изобретательность и энтузиазм музыкальных душ были вложены в музыку хардингфеле – не столь лирическую и поэтичную, сколь зажигательную и драматичную. С XIX века игра на мунхарпе в Халлингдале и других сельских местностях столкнулась с вопросом интеграции скрипичной музыку в варганный репертуар и попыток превзойти природные ограничения мунхарпы. Музыка ограничивалась лаусом (размером 2/4 и 6/8) и спрингаром (3/4), с парным вальсом или райнлендером (шоттисом) между ними. В некоторых местностях, таких как Гудбрандсдаль и Сетесдаль, существовали оригинальные «slåttar» для мунхарпы, но это было редкостью. Многие люди играли на мунхарпах, и некоторые были в этом настолько хороши, что были востребованы как мастера и учителя. Тем не менее, трудно отыскать ясно выраженные передававшиеся устно через поколения традиции. Те, кто играют на мунхарпах в Халлингдале в наши дни, к примеру, я, Халльгрим Берг (род. в 1945) и Бьорн Квиннегард (род. в 1961), принадлежат к «новой» традиции Нильса Эллингсгарда [см.предыдущую статью Х.Берга.], потому что мы переняли местные скрипичные мелодии, и к тому же играли мелодии для хардингфеле и лангелейка из других областей страны, изученные от других музыкантов или через записи. Городской парень из Осло, Эрик Ройне, работает с этим материалом с тех пор, как сделал себе имя в 1966 году своим блестящим выступлением на мунхарпе под аккомпанемент Роберта Нормана на гитаре. На семинаре, посвящённом мунхарпе, в Фагернесе в 1995 г. широко обсуждалось «пуританство», т.е. вопрос, что «правильно» исполнять на мунхарпе, а что нет. В конце семинара был концерт, и из чистого бунтарства я сыграл три мелодии, не относящиеся ни к одной из народных традиций: одна была «ротовой музыкой», вторая мелодией для флейты, и последняя - для аккордеона. Я адаптировал их под мунхарпу и играл множество раз, и ТЕПЕРЬ они вошли в число традиционных варганных мелодий! Я надеюсь, никто в 2050 году не сможет сказать, что эволюция остановилась в 1995. Ваш покорный слуга также начал создавать новые мелодии, которые подходили к структуре старых «slått». Моей целью было создание материала, отвечающего требованиям мунхарпы, и увеличение репертуара всего Халлингдальского региона. При этом важно было сфокусироваться на энергичном танцевальном ритме, характерном для него. Первый норвежский CD с исключительно варганной музыкой вышел в 1999. [“Munnharpe”, издан Heilo.] На этом диске Эрик Ройне и я играем порознь и вместе (в унисон, в две партии и в гармонирующих тональностях, таких как фа и до). В то же время его обложка (с варганом, гимбардой, маультроммелем и скаччиапенсьери) говорит о том, что звукозаписывающая компания Heilo хочет привлечь и возможных слушателей за границей, поскольку варган – один из самых интернациональных инструментов повсюду. Одна из целей выпуска – показать, что варган – вполне прогрессивный инструмент, если находится в правильных руках. У него есть потенциал. Репертуар его охватывает спрингары, халлинги, рилы, польки, американский сквэр дэнс и даже имитации лягушки в ритме 3/4. Нелегко найти подходящий репертуар, если хочешь прилично играть на мунхарпе. Старые пластинки и кассеты могут стать настоящим сокровищем. Если перелопатить добрых полторы сотни халлингдальских скрипичных мелодий, обнаружишь, что едва ли 20-30 из них могут быть перенесены на мунхарпу. Наиболее старые мелодии часто подходят для мунхарпы или тростниковой флейты, потому что звукоряд и интервалы согласуются с возможностями инструмента. Новейшие, более продуманные мелодии труднее. Но даже такие сложные мелодии, как «Skinntroya» имеют форму, которая будет совпадать с оригиналом, если вы поменяете октаву в некоторых мелодических фразах, чтобы заставить мелодию зазвучать. И тогда вы идёте от мелодии к мелодии, совершенствуя свою игру и затем добавляете её в свой личный репертуар. Хорошим началом для отработки движений руки, контроля рта, дыхания и ритма является «Pål sine hønu» [широко известная в Норвегии детская песенка с плясовым ритмом в две четверти.] Позже, когда у вас наладится исполнение устойчивого ритма в трёх четвёртях, можно рискнуть и попробовать «Utpå Vassfjorden på ein plankji» [дословно: Сидя на коряге в Вассфьорде.] Существуют ли традиции мунхарпы в Халлингдале или Вальдресе? Трудно сказать – я не уверен, что таковые традиции существуют вообще. По крайней мере, они должны быть воссозданы. Но, имея доступ к хорошим инструментам, молодые игроки в наши дни следуют по стопам традиции Эллингарда/Ройне, отыскивая скрипичные мелодии и адаптируя их к мунхарпе, насколько это возможно. В то же время другие исполнители, копирующие старых варганистов вплоть до неприятных рыгающих звуков и наподобие [Халльгрим здесь использует слово «matrøygulping», которое можно перевести как «сжатие грудной клетки».] Во многих дискуссиях мы встречаемся с претензиями типа: «Это должно играться так-то и так-то, потому что Такой-то сыграл так в 1935 году». Во всех спорах о народной культуре всегда есть любители выяснять, что правильно, а что нет. Как бы то ни было, а всё-таки варганная игра в Норвегии на рубеже тысячелетий стала куда богаче, чем когда-либо до того. Кросс-музыкальные эксперименты, проводившиеся с 1996 года, в которых ваш покорный слуга принимал участие, - смесь народной музыки и техно, нацеленная на дискотеки и радио, - это настолько сложная концепция, что находится за пределами темы этой статьи. CD “Licensed to dance” (MNW) не содержит элементов старинной народной музыки, и там есть фрагменты народной музыки между треками, но это больше «этно-поп», нежели фольклор.
|