Варганные традиции в Халлингдале.
Munnharpe #7&9
В Халлингдале этот инструмент был популярен, как и во всём мире. Но статус его был невысок, его не ставили в один ряд с другими, более академичными инструментами. Обычно первые «капплейки» (соревнования в области народной музыки) в Норвегии, в г.Оль, Халлингдаль, в 1880-х годах, не включали в себя мунхарпу. На тех соревнованиях призы вручались за игру на лангелейке (дульцимере), луре (рожке) и приллархорне (козлиный рожок с отверстиями для пальцев). Мунхарпа была слабым инструментом, практически не приспособленным для игры на большую аудиторию. Однако существуют весомые доказательства того, что на ней играли во время танцев в помещениях – т.н.танцев в носках. Но на капплейках она не появлялась до 1960-х гг. С приходом индустриализации и урбанизации традиции народной музыки отошли на задний план и окопались на задворках сельской местности. Большая часть из сохранившихся полевых записей игры на мунхарпе пришла из отдалённых сельских районов в горах. Мунхарпы импортировались в Норвегию с начала XVII века. Но до этого и позднее, параллельно импорту дешёвых варганов, во многих поселениях существовали устоявшиеся традиции ковки мунхарп. Самодельные инструменты разных форм были найдены в нескольких музеях в этой долине [Халлингдаль – долина Халлинга.], но не факт, что сделаны они были именно там. Хальвор Андерсен (род.в 1732 г.), из Грёв, был варганным мастером. Он поселился в Гулльхауге в Эйгардо, путешествовал и продавал сделанные им инструменты. Перепись населения в 1801 г. показывает, что он тогда был ещё жив, но назад не вернулся. Ларс из Ларсхуса в Голе (1755-1833) был родом из Биндарплассен в Эйгардо, и носил прозвище Биндар-Ларс. Невысокий, он тем не менее был хорошим танцором, всегда носил с собой мунхарпу и постоянно играл на ней. Из более поздних варганистов стоит отметить Олу Х.Муена (род.в1871г.). Он также родом был из Эйгардо. По свидетельству Терье Эйстро, был варганистом гораздо выше среднего уровня. В городе Оль было несколько человек - достаточно искусных музыкантов, чтобы быть замеченными в своих общинах: Ларс Б.Сель (род.в 1857г.) изучал и записывал старые народные традиции. Прославился своей игрой, ковал мунхарпы для продажи. Его сын, Торгер Сель, род. в 1917 г., в основном известен своей игрой на мелодеоне, но также имел репертуар мелодий для мунхарпы. Сивер Эйнарсен (род. в 1884) был скрипачом и варганистом. Существует несколько полевых записей его игры в Халлингстадском собрании музейных архивов в Оле. Кристи Колбьёрнсен была энтузиастом. Она сыграла мне спрингар «Skriulåtten» на своей кухне в Сундре, её игра обладала уверенным ритмом и была полна юмора. Она также исполнила для меня отрывок «ротовой музыки» [?] [Халльгрим использует глагол «huga», который редактор не смог найти даже в большом словаре лингвиста Ивара Осена.] Олаф Опсато (род. в 1940г.) был вундеркиндом. Он играл на мунхарпе изготовления Ларса Селя в Сольхов, Фотлькетс Хус и Сундрехалле. Будучи двадцати лет от роду он взял первый приз уже в третий раз; а призом было пребывание в Осло. Когда он был представлен кронпринцу Олафу, он поклонился так низко, что произвёл глубокое впечатление на будущего короля. Парень достал свою мунхарпу и сыграл “Purka sat fast I grinde” [Свиноматка, что застряла в воротах] Мунхарпы часто были невысокого качества. Звук был тих и расслоён. Инструменты были либо самодельными, либо дешёвками, завезёнными из Австрии или США. Первым действительно выдающимся варганистом, которого я встретил, был Нильс Эллингсгард (род.в 1927), из Ватса, известный художник, декоратор и писатель. Он знал множество прекрасных мелодий, и исполнял их в бодром ключе. Он один из тех, кто всё ещё владел мастерством ротовой музыки. На своей мунхарпе он играл скрипичные мелодии, часто в ускоренном темпе, в почти агрессивном стиле. Когда он жил в Осло, он приобрёл одну из замечательных мунхарп Хаугли из Бюгдьёй - в аккуратной деревянной коробочке удобного карманного размера. В 1960-х они стоили около 50 крон за штуку, сейчас же они обойдутся вам примерно в тысячу. Коллекционер Райдар Севог оценил эти инструменты как «орган среди варганов». В Хольсбоке II нам повествуют о Халдисене из южного Рейнтона. Он был хорошим мастером и играл тоже отлично. Фото на странице 632 [Det tilla og detlæt] изображает другую мунхарпу, лучшей формы, чем та, что была найдена в Халлингдале. «Bøyle» (закруглённая часть корпуса) маленькая, а деки длинные. Язычок совершенно подогнан к декам, и прекрасно вибрирует при игре. Всё это зависит от правильного использования рук, рта и постановки зубов. Я пережил нечто необычное, когда встретился с Сандером и Ларсом Роенами в 1973 г. Сандер Роен (род. в 1888 г.) только что вернулся домой после многих лет работы в США. Он был миллионером, и притом довольно эксцентричным. Я посещал его и прежде, в доме без электричества и мебели на Лаккегата, 27 [Осло]. Он расхаживал по нему в сумерках и готовил еду на примусе. Примус он украл у немецких оккупантов в 1944 г. Одна из первых вещей, которые он сделал вернувшись в Хол (Халлингдаль), в возрасте уже за 80, - выковал мунхарпу в большой кузнице в Рёа. Это была впечатляющая поделка. Люди в Рёа – шотландского происхождения. Когда Сандер увидел в моих руках красненький билет в сто крон, он продал свою мунхарпу без промедления. И тогда случилось невероятное: Сандер взял свою мунхарпу и приставил ко рту обратной стороной коленом языка внутрь. Он привёл его в движение своим языком, и инструмент зазвучал! Ранее я только читал об этом феномене, а теперь мне посчастливилось увидеть это своими глазами! Язычок же был почти таким же жёстким, как на других хороших мунхарпах, но Сандер, должно быть, много тренировался играть таким образом: он показал мне нечто похожее на большую мозоль на языке. Продолжение в следующем выпуске. [Последний абзац несколько бессвязен и в норвежском оригинале. Я попытался воспроизвести его так достоверно, как только возможно.] 37) Эта выдержка взята из статьи Халльгрима Берга в Paul Breihagen, Det tilla og det læt, Folkemusikken i Hallingdal, spel, dans, song og leik. 1999. 38) Халльгрим Берг по-прежнему член норвежского парламента (консервативная партия) См. мунхарпа №2 для примера звучания.
|