Студопедия — МЕКСИКАНСКИЙ БЛИЗНЕЦ ВИРАКОЧИ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

МЕКСИКАНСКИЙ БЛИЗНЕЦ ВИРАКОЧИ






Читатель помнит, что в Андах Виракоча путешествовал под разными именами. То же самое делал и Кецалькоатль.

В некоторых районах Центральной Америки (особенно у майя-киче) его называли Гукумац. В других местах, напри­мер, в Чичен-Ица, его знали как Кукулкана. Когда оба эти имени перевели с местных наречий, оказалось, что они оз­начают в точности одно и то же: Пернатый Змей. Кстати, так же переводится и Кецалькоатль.

Были. и другие боги, особенно у майя, чье описание было очень близко к описанию облика Кецалькоатля. Один из них, великий просветитель Вотан, был, по описаниям, тоже светлокожим, бородатым и носил длинную рубаху. Ученые не смогли перевести его имя, но его символом, как и у Кецалькоатля, была змея. Другим родственным боже­ством был Ицамана, бог врачевания майя, тоже бородатая личность в длинной рубахе; его символом была гремучая змея.

Из всего этого, по мнению ведущих специалистов, сле­дует, что мексиканские легенды, собранные испанскими хронистами во время конкисты, зачастую являются про­дуктом взаимопроникновения и соединения очень древних устных преданий. При этом, однако, складывается впечат­ление, что за ними стоит некая историческая реальность. По мнению наиболее авторитетного исследователя майя Сильвануса Грисвольда Морли:

"Великий бог Кукулкан, или Пернатый Змей, является "майским аналогом ацтекского Ке­цалькоатля, мексиканского бога света, обра­зования и культуры. В пантеоне майя он счи­тался великим организатором, основателем городов, автором законов и календаря. При­чем его основные черты и биография настоль­ко реалистичны, что представляется вполне вероятным, что это — реальный историчес­кий персонаж, крупный законодатель и орга­низатор, память о деяниях которого намного пережила его, а в дальнейшем стала причиной его обожествления".

Все легенды недвусмысленно утверждают, что Кецаль­коатль (он же Кукулкан, Гукумац, Вотан, Ицамана...) при­был в Центральную Америку издалека (из-за "Восточного моря") и впоследствии снова уплыл в том же направлении, к всеобщей великой печали. ' Легенды добавляют, что он торжественно обещал когда-нибудь вернуться — слишком

точная аналогия с Виракочей, чтобы считать это простым совпадением. Вспомним вдобавок, что отъезд Виракочи по волнам Тихого океана» был описан в андских преданиях как волшебное событие. Отбытие Кецалькоатля из Мексики так­же выглядит достаточно странно: утверждают, что он от­плыл "на плоту из змей".

В общем, я чувствовал, что Морли был прав в своих поисках реальной фактической подоплеки мифов майя и других народов. Похоже только, что, судя по преданиям, бородатый светлокожий иностранец по имени Кецалько-атль (он же Кукулкан и пр.) был не одним лицом, а не­сколькими людьми, прибывшими из одного места и при­надлежавшими к одному, но явно не индейскому этничес­кому типу (борода, светлая кожа и т.д.). В пользу такой гипотезы о существовании целого семейства родственных 18, но слегка различных богов с общим символом змеи гово­рит, в частности, то, что, согласно многим источникам, Ке­цалькоатля — Кукулькана — Ицаману сопровождали "спут­ники", или "помощники".

В некоторых мифах, которые приводятся в сборнике древних религиозных текстов майя "Книги Чилам-Бала-ма", сообщается, что первыми жителями Юкатана были "Люди Змеи". Они приплыли на лодках с востока во главе со своим вождем Ицаманой, "Змеей Востока" — великим лекарем, который мог лечить наложением рук и оживлял мертвых".

"Кукулькан, — как гласит другое предание, — при­плыл с девятнадцатью спутниками, двое из которых были богами рыбы, двое других — богами земледелия и еще один — богом грома... Они оставались в Юкатане десять лет. Ку­кулькан сотворил мудрые законы, после чего поднял парус и исчез в направлении восходящего солнца..."

Согласно испанскому хронисту Лас Касасу: "Туземцы утверждают, что в древние времена в Мексику прибыли двадцать человек, вождя которых звали Кукулькан... Они носили свободные рубахи и сандалии, у них были длинные бороды и непокрытые головы... Кукулькан преподал лю­дям искусство жить в мире и научил их, как сделать раз­личные важные орудия..."

Тем временем Хуан де Торквемада записал следующее довольно своеобразное предание о пришельцах, которые приплыли в Мексику с Кецалькоатлем:

"У этих людей была благородная осанка и хоро­шая одежда; они были одеты в длинные руба­

хи из черного холста, без капюшона и ворот­ника, с глубоким вырезом впереди, с коротки­ми рукавами, не доходящими до локтей... Эти последователи Кецалькоатля были людьми ве­ликих знаний и чрезвычайно сведущими во вся­ческих сложных работах".

Подобно своему задолго до того исчезнувшему близне­цу, белому и бородатому андскому богу Виракоче, Кецаль-коатль, как говорят, принес в Мексику все ремесла и на­уки, необходимые для перехода к цивилизованной жизни, чем обеспечил наступление золотого века19. Верили, что он принес в Центральную Америку письменность, изобрел ка­лендарь и был блестящим строителем, который научил лю­дей секретам каменной кладки и архитектуры. Он был от­цом математики, металлургии и астрономии; про него гово­рили, что он "измерил землю". Он также явился родона­чальником продуктивного земледелия, открыл и внедрил кукурузу — основу жизни в этих краях. Великий врачева-тель, он был покровителем лекарей и чародеев, "открыл людям загадочные свойства растений". Кроме того, он был почитаем как законодатель, покровитель ремесел и искусств.

Как и можно бьыо ожидать от такой высококультур­ной личности, он категорически запрещал грязную практи­ку человеческих жертвоприношений во время своего прав­ления. После его отбытия кровавый ритуал возродился с новой силой. Тем не менее даже ацтеки, самые неистовые последователи ритуала человеческих жертвоприношений в долгой истории Центральной Америки, вспоминали о вре­менах Кецалькоатля "с ностальгией". "Он бьет учителем, — вспоминает легенда, — который учил, что не следует при­чинять вреда никакому существу и что уж если приносить в жертву, то никак не людей, а птиц и бабочек".







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 504. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия