Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Регистрация движения глаз. Автоматтия саккад





В целях научного эксперимента были разработаны различные способы фиксации, регистрации движения глаз: электроокулографический, телевизионный, а также фотоэлектрический методы.

Глазодвигательный рефлекс называется саккада (от старинного французского слова, переводимого как «хлопок паруса»). В основном в ходе эксперимента вели запись рефлекторного движения влево—вправо (горизонтальных саккад). Отклонение на графике, регистрирующем саккады вверх, соответствовало движению глаза вправо, вниз — движению глаза влево. Перемещение глаза достигается двумя видами движений: медленными и быстрыми. Быстрые движения глаз на записи имеют вид вертикальных прямых тонких линий, которые и получили в литературе название саккад. Саккад довольно много — две и более за 1 сек (рис. 107, 108).

Саккады левого и правого глаза совершенно синхронны и имеют одинаковую амплитуду. Ориентированы саккады также в одном направлении. Наличие большого количества саккад означает, что зрительная ось глаза меняет свое направление каждые полсекунды, что позволяет утверждать, что глаз постоянно сканирует окружающее пространство. Саккады возникают и во время сна, и у слепых людей, что говорит об автоматии саккад (такое же физиологическое явление как автоматия сокращений сердца, автоматия дыхания).

Автоматия саккад резко увеличивает область охвата видимой картины. Люди, лишенные подвижности глаз, являются инвалидами — невзирая на высокую остроту зрения и полную подвижность головы они с большим трудом перемещаются в пространстве.

Автоматия саккад создает условия для зрительной системы в оценке величины, удаленности и взаиморасположения видимых объектов. После каждой саккады происходит уточнение видимой картины, что совершается дважды в секунду. За 16 часов зрительного восприятия уточнение происходит 60—120 тыс. раз. Автоматия саккад создает гарантию непрерывности зрительного восприятия.


1- о.

о

I

О. m


194



 


Рис. 107. Типичный образец записи движений глаз (горизонтальная составляющая) при фиксации испытуемым

(правый глаз) неподвижной точки. Верхняя запись — правый глаз, нижняя — левый. Отклонение луча вверх

соответствует движению глаза вправо, вниз — влево. Вертикальная линия — калибровка 1°,

горизонтальная — время 1 с, t — интервал между саккадами, А — амплитуда саккады


Q-U

О о


Рис. 108. Образцы записей движений глаза при фиксации неподвижной точки (а = 2'):

1 — П-образный тип. На неизменном фоне медленных движений глаз появляется саккада, а через некоторое
время последующая саккада приводит глаз в исходное состояние, в результате чего на записи получится буква
«П». Такой тип движения глаз встречается наиболее часто и присущ уравновешенным людям. П-образный тип
нередко встречается у близоруких людей;

2 — саккадический тип. Много саккад, которые меняются на фоне медленных движений глаза. Сами саккады
различаются по амплитуде и имеют выраженные проскоки. Саккадический тип чаще встречается у возбудимых
людей;

3 — оптокинетический тип движения глаз встречается у лиц со скрытым косоглазием. Не исключено, что в
этом случае имеются еще какие-то деффекты зрительной системы;

4дрейфовый тип движения глаз регистрируется у спокойных и флегматичных людей, характеризуется
малым числом саккад и большими колебаниями медленного компонента движений;

5 — взрывной тип характеризуется появлением серии саккад, после чего наступает пауза в 3—4 секунды.
Этот тип встречается крайне редко, по наблюдениям, он присущ людям с психическими отклонениями в
скрытой форме

195








Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 764. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Стресс-лимитирующие факторы Поскольку в каждом реализующем факторе общего адаптацион­ного синдрома при бесконтрольном его развитии заложена потенци­альная опасность появления патогенных преобразований...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия