Теории Пиаже, Спитца и Анны Фрейд подводят нас к мысли, что
- Личность формируется под влиянием процесса созревания, окружения и личного опыта.
- Развитие характеризуется непрерывностью и прерывистостью одновременно.
- Развитие может происходить разными путями, каждый из которых обладает своим набором последовательных, частично перекрывающих друг друга стадий – и в этом смысле развитие непрерывно.
- Однако, каждая из стадий имеет собственную структуру с определенной доминантной характеристикой, которую нельзя предсказать, находясь на предыдущей стадии – и в этом смысле оно прерывисто.
- Именно появление этих характеристик, а вовсе не возраст человека является критерием поступательного развития. Это означает, что каждый ребенок продвигается вперед со своей собственной скоростью и прогресс в его развитии измеряется в сравнении с его собственными прошлыми стадиями, а не нормами, вычисленными для всего населения.
- Поступательное развитие – не гладкий процесс. Оно, скорее, характеризуется значительными сдвигами, так что поступательное движение сменяется периодами интеграции и консолидации перед подготовкой для следующего рывка. Некоторые исследователи обращали внимание, в основном, на эти сдвиги в развитии и, что самое интересное, они соглашаются с временными интервалами этих сдвигов.
Основные изменениями происходят, видимо, в возрасте от двух до трех месяцев, от семи до девяти месяцев, от пятнадцати до восемнадцати месяцев, около трех лет, семи лет, от одиннадцати до тринадцати лет, от пятнадцати до шестнадцати лет и от восемнадцати до двадцати лет. Однако каждый исследователь обозначает шаги, или стадии, в соответствии со своей собственной терминологией и концептуальными рамками. Так, Фрейд описывал последовательные реорганизации в процессе развития влечений. Пиаже использовал эти сдвиги в развитии как показатели когнитивной интеграции и описывал стадии в соответствии с преобладающим способом мышления. Спитц использовал сдвиги в развитии как показатели прогрессивной реорганизации в развитии Эго. Малер (1972а, 1972b) также обращала внимание на развитие психических структур, но она делала это в рамках опыта, приобретаемого младенцем в процессе взаимодействия с окружающим миром и приводящем к развитию объектных отношений. Штерн (1985) тоже занимался детьми младенческого возраста и их взаимоотношениями с окружающим миром в рамках последовательных стадий субъективного самовосприятия, но он не связывал эти стадии с развитием Эго и Ид. Анна Фрейд использовала все эти структурные единицы и применяла наборы демонстративного поведения для обозначения их постоянного взаимопроникновения и взаимного влияния.
До сегодняшнего дня теоретики почти не предпринимали попыток связать все эти различные перспективы развития воедино. Например, Гринберг и Митчел (1983), обсуждая теорию влечений и теорию объектных отношений, высказывали мысль, что различные модели, характеризующие психоаналитическую мысль, – это не просто приемы организации материала, а, скорее, отражение различного восприятия реальности, и, следовательно, не могут быть соединены или объединены. Мы несогласны с этой точкой зрения. Хотя каждая из теорий и подходит к личности под своим углом зрения, мы полагаем, что структурная модель личности может использоваться на разных уровнях абстрагирования (см. Rotstein 1983, 1988 в работе) и достаточно эластична, чтобы включать в себя различные модели. Мы убеждены, что интеграция теорий и моделей является необходимым условием разработки исчерпывающего взгляда на формирование личности. Мы также уверены, что эффективное вмешательство в лечение ребенка или в реконструировании детства во взрослом возрасте требует комплексного понимания всех факторов, влияющих на развитие личности. Поэтому объединение теорий представляется нам крайне желательным. Это мы и собираемся сделать. После более подробного обсуждения характеристик процессов развития мы покажем, каким образом можно объединить рассмотренные теории, представив всестороннюю картину психоаналитических воззрений на развитие человека.