Студопедия — К теме: Опера и крупные вокально-инструментальные жанры
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К теме: Опера и крупные вокально-инструментальные жанры






 

де Кавальери, Эмилио (Emilio De'Cavalieri) – итальянский композитор ( ок. 1550, Рим – 11.3.1602, там же).Дебют в опере: 1600, Рим, «Представление о душе и теле». Вместе с Пери, Дж. Каччини и Ринуччини начинает оперную историю. Как автор первой духовной оперы-оратории намечает традицию римской школы (Агаццари, Ланди, Д. Маццокки). Один из создателей речитативного стиля. Превосходный танцор и распорядитель искусств при дворе Фердинанда I Медичи во Флоренции (с 1588), В 1600 возвращается в Рим, где сочиняет четыре произведения для сцены (утеряны).

Кавалли, Франческо ( Francesco Cavalli;14.2.1602. Крема – 14.1.167б, Венеция).Дебют в опере: 1639, Венеция, театр Сан Кассиано,«Свадьба Фетиды и Пелея».«Шекспир оперы». В его искусстве венецианская опера обрела законченное выражение.Подлинное имя – Пьер Франческо Калетти-Бруни сменил в честь богатого венецианца Федериго Кавалли, пославшего его мальчиком учиться к Монтеверди в капеллу собора Сан Марко (1617 – хорист, 1640 – 2-й органист, 1665 – 1-й органист, 1668 – капельмейстер).Уступая Монтеверди в глубине драматического, концентрирует музыкальное начало в чувственных и мощных формах арий и речитативов, влияние которых не ослабевает до А. Скарлатти и Генделя. Не случайно исследователи сопоставляют две пары: Кавалли – Монтеверди и Гендель – Бах. Феномен Кавалли отвечает эпохе открытых оперных театров Венеции (с 1637, Сан Кассиано), для которых композитор писал по две оперы в год, в т. ч. «Дидона» (1640/1641), «Орминдо» (1644), «Ясон» (1648/1649) и «Каллисто» (1651). Его «Ксеркс» (1654) покоряет Париж (1660), а «Влюблённый Геркулес» сочинён к свадьбе Людовика XIV (1662). Преодолев влияние римской школы в первом периоде творчества (1639–1642), Кавалли достигает виртуозности стиля в центральном (1643–1652) и гармонии – в позднем (с 1653). Из 43 опер композитора сохранилось 27.

Кантата (итал. cantata, от лат. canto – пою), крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Подразделяются на светские и духовные (религиозные). Обычно состоит из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров. Кантата близка к оратории, отличается от неё меньшими масштабами, отсутствием драматической разработки сюжета, преимущественно камерным характером.

Каччини, Джулио (Giulio Caccini;1551, Рим (?) – 10.12.1618, Флоренция).Дебют в опере: 1597/1598, Флоренция, «Дафна» (с Пери).Носил прозвище Римлянин (Romano).Один из главных деятелей Камераты. Наряду с Пери, Кавальери и Ринуччини создал речитативный стиль и оперу как вид искусства. Автор «Эвридики» (1602), знаменитый певеци лютнист.Зафиксировал исторический переход от полифонии к монодии в предисловии к сборнику «Новая музыка» (1601), где обосновал применение stile recitativo в композиции и пении. Музыкант (с 1564) и музыкальный руководитель при дворе Фердинандо I Медичи (с 1600, после Кавальери). Воспитатель известных певцов нового типа,в т. ч. дочерей Франчески и Сеттимии. Сочинения для сцены, среди них пастораль «Похищение Кефала» (1600).

Кино, Филипп (фр. Philippe Quinault, 3.07.1635, Париж – 26.11.1688, Париж) – французский поэт, драматург, либреттист, один из выдающихся литераторов классицизма. В его произведениях возникает типичный для классицистских трагедий конфликт чувства и долга, при этом побеждает долг. Сюжетная фабула у Кино как правило связана с темами войны, подвигов («Персей»), единоборства героя против роковых сил, конфликта злых чар и добродетели («Армида»), возмездия («Тезей»), самопожертвования («Альцеста»).

Ланди, Стефано (Stefano Landi;1587, Рим – 28.10.1639, там же).Дебют в опере: 1619, Падуя, «Смерть Орфея».Один из ведущих композиторов первого этапа оперы. Созданный к открытию театра Барберини «Святой Алексей» (1632) – классический образец римской школы (Кавальери, Агаццари, Д. Маццокки). Капельмейстер в Падуе (с 1618), певец-кастрат (альт) папской капеллы в Риме (с 1624) и капельмейстер римской церкви Санта Мария деи Монти. Вводит в оперу увертюры («синфонии»). Сочинил либретто к своей пасторальной трагикомедии «Смерть Орфея».

Маццокки, Доменико (Domenico Mazzocchi; 8.11.1592, Чивита Кастеллана - 21,1.1665, Рим). Дебют в опере: 1626, «Цепь Адониса» (Рим). Выдающийся мастер, определивший черты римской оперной школы (Кавальери, Агаццари, Ланди). Брат композитора Вирджилио Маццокки, священник (с 1619). Служит у кардинала Альдобрандини (до 1638), пользовался милостью папы Урбана VIII (семья Барберини). Кроме «Цепи Адониса», сохранилось либретто духовной оперы-оратории «Мученичество святого Абундио, священника».

Монтеверди, Клаудио – великий итальянский композитор, новатор оперного жанра. Родился в Кремоне 15.05.1567. В 1580-х годах жил в Милане, откуда по приглашению герцога Винчензо Гонзага отправился к мантуанскому двору в качестве певца и виртуоза на виоле. Впоследствии (с 1601 г.) – придворный капельмейстер у Гонзага. Здесь сформировался как зрелый и выдающийся мастер. В 1580–1600-х гг. в Кремоне, Милане и Мантуе были написаны первые 5 книг пятиголосных мадригалов. Значение этого жанра в формировании творческого метода мастера огромно; мадригал для Монтеверди – своего рода творческая лаборатория, место приложения многих новаций. Всего им создано около 200 мадригалов на тексты Тассо, Марине, Гварини, Стриджо и др.). Огромным достижением Монтеверди стало слияние ренессансной полифонии и нового гомофонного склада – драматически индивидуализированной мелодии разнообразнейших типов с инструментальным сопровождением (назвал это «второй практикой»).

Оратория (итал. oratorio, от позднелат. oratorium – молельня, от лат. оrо – говорю, молю; франц., англ. oratorio, нем. oratorium) – крупное музыкальное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра на тексты драматического, эпического или созерцательного характера, часто на религиозные темы. Предназначено для концертного исполнения. Нередко оратория напоминает оперу, так как в оратории используются оперные средства выразительности и такие оперные формы, как ария, речитатив, вокальный ансамбль, хор, оркестровая интерлюдия, однако в оратории исключено сценическое оформление и сценическое действие. В оратории обычно преобладает хоровое, а не сольное вокальное начало, что является одним из основных различий между ораторией и оперой.

Пери, Якопо (Jacopo Peri) – итальянский композитор (20.8.1561, Рим – 12.8.1633, Флоренция). Дебют в опере: 1597/1598, Флоренция, «Дафна» (с Дж. Каччини).Носил прозвище Длинноволосый (Zazzerino), Певец, выдающийся лютнист (китарроне) и органист во Флоренции (с 1579, с 1588 – при дворе Фердинандо I Медичи) и Мантуе (с 1618, придворная должность). Выдающийся представитель Флорентийской камераты, создатель «Эвридики» (1600). Сочинения для сцены: «Адонис», «Сельский бал», «Любовная война», «Рождение Геркулеса», «Бракосочетание Медоро и Анжелики» (1б19) и «Флора» (1б28, обе – с Гальяно).

Провенцале, Франческо ( Francesco Provenzale; 1627, Неаполь – 1704, там же). Дебют в опере: 1653, Неаполь, «Кир».Основатель и первый крупный мастер неаполитанской школы.Выдающийся педагог (среди учеников – Лео),преподает в консерватории Санта Мария ди Лорето (1663–1674) и руководит консерваторией делла Пьета деи Туркини (1673–1701). Второй капельмейстер капеллы вице-короля Неаполя (с 1680) и первый капельмейстер собора святого Януария (1686–1699). Искусство Провенцале привлекает свежим для оперы обращением к неаполитанскому и калабрийскому диалектам, народным интонациям и ритмам. Кроме двух сохранившихся опер – «Мстящая Стеллидаура» (1674) и «Раб своей жены» (1672), созданы «Лесей» (1б58), «Антигона», «Артемизия», «Кандавл, царь Лидии», «Ксеркс», «Орфей», «Раненая голубка», «Эритера».

Скарлатти, Алессандро (Alessandro Scarlatti;2.05.1660, Палермо – 22.10.1725, Неаполь). Отец и учитель композитора Доменико Скарлатти, обучал также Хассе и Логрошино. Дебют в опере: 1679, Рим, «Недоразумения из-за сходства, или Невинная ошибка». Крупнейший мастер римско-неаполитанской традиции, творчество которого соединяет XVII век – искусство Провенцале и Страделлы – с эпохой Генделя, испытавшего его влияние. Учился у Кариссими. В 1684 г. переехал в Неаполь, где получил звание королевского капельмейстера и пробыл до 1702 г., создавая оперы. В период 1702–1708 гг. жил то в Риме, то во Флоренции. В Риме работал в церкви Санта Мария Маджоре помощником капельмейстера, писал кантаты, оратории, мессы и другие произведения для церкви. Тогда же он вошёл в Аркадскую академию, наряду с Корелли и Генделем. Во Флоренции создавал оперы по заказам Фердинандо III Медичи, надеясь получить место капельмейстера в придворном театре. В 1708 г. вернулся в Неаполь на прежний пост капельмейстера и начал преподавать в одной из местных консерваторий. Одновременно создавал оперы, кантаты и оратории для Неаполя и Рима. В 1718–1721 гг. в Риме поставил свои последние оперы. Затем возвратился в Неаполь. Скончался в 1725 г., создав свыше 125 опер, более 800 кантат, огромное множество ораторий и духовных произведений, писал также инструментальную музыку. В творчестве Скарлатти преобладают оперы на историко-легендарную тематику: «От зла – добро», «Альцимир, или Услуга за услугу», «Флавий», «Сатира», «Розаура, или Причуды любви», «Пирр и Деметрий», «Безумная Дидона», «Падение децемвиров», «Анакреон», «Эраклеа», «Коринфский пастух», «Тит Семпроний Гракх», «Великий Тамерлан», «Митридат Евпатор», «Любовь непостоянная и тираническая», «Верная принцесса», «Кир», «Сципион в Испании», «Тиберий, император Востока», «Телемак», «Марк Аттилий Регул», а также десятки других.

Страделла, Алессандро (Alessandro Stradella) – знаменитый итальянский композитор и певец, живший во второй половине XVII в., ученик Скарлатти. Был убит вместе со своей женой в Генуе вследствие мщения одного знатного венецианца. Романическая судьба Страделла послужила сюжетом для оперы Флотова «Страделла». Автор ораторий, опер: «La forza del amor Paterno», «Corispero», кантат и пр.

Чести, Антонио (Antonio Cesti;5.8.1623, Ареццо – 14.10.1669, Флоренция).Дебют в опере: 1649, Венеция, «Оронтея».Наряду с Монтеверди и Кавалли крупнейший композитор венецианской оперной школы.Учился музыке у разных музыкантов. В 1637 г. вступил во Францисканский орден. Во время пребывания в г. Вольтерра обратился к светской музыке, возможно, под патронатом семьи Медичи. Там же встретился с Сальваторе Роза, написавшего либретто к его кантатам. К 1650 г. его монашеские обеты вступили в конфликт с желанием писать светскую музыку. В 1652 г. Чести стал служить при дворе Князя Фердинанда Карла в Инсбруке. Затем занимал пост руководителя капеллой где-то во Флоренции. Поступил на службу в папскую капеллу в 1660. В 1666 г. стал вице-капельмейстером в Вене. Умер во Флоренции в 1669.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 535. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия