Студопедия — К теме: Инструментальная музыка
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

К теме: Инструментальная музыка






 

Букстехуде, Дитрих (1637–1707). Немецкий композитор, орагнист.Родился в 1637 году в Ольдесло в семье органиста. С детства занимался музыкой под руководством отца. С 1657 г. стал органистом в Хельсингборге (семья Букстехуде находилась тогда в Швеции), затем в 1660-1667 гг. - тоже органистом в Хельсингере (Дания). С 1668 года Букстехуде обосновался в Любеке, где и работал до конца жизни. С его именем связывается организация годовых церковных концертов в так называемых «Abendmusiken» (с 1673 года), которые проходили в последние пять воскресений перед рождеством. Букстехуде выступал перед городской аудиторией как органист, а также сам писал музыку для этих «музыкальных вечеров» (на которых исполнялись и разнообразные инструментальные произведения, и кантаты). Он умер в Любеке 9 мая 1707 года.

Вёрджинел (англ. virginal, от «virgin» — «дева», «барышня») — небольшой столообразный клавишный струнный музыкальный инструмент, разновидность клавесина с одним набором струн и одним мануалом (клавиатурой).

Вивальди, Антонио ( 1678-1741) Итальянский композитор. Родился 4 марта 1678 года в Венеции в семье скрипача из капеллы собора св. Марка, получил музыкальное образование под руководством отца. С юности приобрел известность как блистательный скрипач-виртуоз. В течение ряда лет (до 1718 г.) был связан с музыкальной жизнью Венеции, участвуя в ней как исполнитель, педагог-скрипач, дирижер оркестра, директор консерватории («Ospedale della Pieta», с 1713 г.) и необыкновенно плодовитый композитор. Вивальди принял сан аббата, хотя не был склонен к церковной жизни. В 1718-1722 гг. Вивальди работал в Мантуе при герцогском дворе, позднее вернулся в Венецию, откуда спустя некоторое время снова был вынужден уехать - на этот раз в Вену. В течение ряда лет он концертировал в различных городах Италии, в Париже и других европейских центрах совместно с певицей Анной Жиро и другими музыкантами. Умер Вивальди 28 июля 1741 года в Вене.

Виола – (итал. viola) тип старинных струнных смычковых музыкальных инструментов с ладами на грифе. Развился из испанской виуэлы. Из-за довольно крупного первоначального размера инструмента на виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро, – поэтому инструмент приобрёл название виола да гамба (итал. viola da gamba), то есть ножная виола. В дальнейшем появились разновидности виолы меньшего размера.

Каприччио (множественное число — каприччи) (итал. capriccio, буквально – каприз, прихоть), каприс (франц. caprice), блестящая виртуозная инструментальная пьеса свободной формы, нередко с причудливой сменой эпизодов, настроений. Первоначально К. были вокальными пьесами типа мадригала, на рубеже XVI-XVII вв. появились инструментальные каприччио полифонического склада, близкие к ричеркару,канцоне, фантазии токкате. Сольные каприччио позволяли исполнителю продемонстрировать богатство его фантазии.

Клавесин – щипковый клавишный инструмент, струны которого приводятся в колебание щипком при помощи стерженьков из птичьих перьев. Популярность клавесина началась в Европе с конца XV в. Его использовали в качестве солирующего или аккомпанирующего инструмента в составе оркестра. Если у клавесина есть две клавиатуры (два мануала), то они могут управлять тремя наборами струн и могут применяться в самых различных комбинациях для изменения громкости и тембра. Наличие двух клавиатур позволяет исполнителю играть мелодию на одном мануале и аккомпанировать самому себе на другом.Разновидности: спинет, клавикорд, вёрджинел.

Концерт (итал. concerto, лат. Concertus согласие или сотязание) — музыкальное сочинение, написанное для одного или нескольких инструментов, с аккомпанементом оркестра, с целью дать возможность солистам показать свою виртуозность в «соревновании» с оркестром. Концерт, написанный для 2-х инструментов, называется двойным, для 3-х — тройным. Первое упоминание названия в XVI в (Коцерты А. и Дж. Габриэли 1587).

Concerto grosso (итал. «большой концерт») жанровая разновидность концерта, в основе лежит принцип чередования всего состава исполнителей (tutti) и группы солистов (concertino).

Корелли, Арканджело (1653–1713). Итальянский композитор, скрипач, педагог. Он учился игре на скрипке под руководством Джованни Бенвенути. Корелли был избран членом болонской «академии филармоников». В начале 1670-х гг. переехал в Рим, где и прожил до конца жизни. В Риме он изучил контрапункт под руководством Маттео Симонелли. Музыкальная деятельность Корелли началась в церкви (скрипач в капелле), затем продолжалась в оперном театре Капраника (капельмейстер). С 1681 г. Корелли начал публиковать свои сочинения: до 1694 вышли четыре сборника его трио-сонат, которые принесли ему широкую известность. С 1687 по 1690 гг. возглавлял капеллы кардиналов Б. Панфили и П. Оттобони..В 1700 г. был опубликован сборник сонат Корелли для скрипки с сопровождением. С 1710 г. музыкант перестал выступать в концертах и сосредоточился на педагогической деятельностиюСкончался Корелли в Риме 8 января 1713 года. 12 его концертов (concerti grossi) вышли в свет уже посмертно в 1714 году.

Куперен, Луи (1626-1661).Луи Куперен - первый прославившийся представитель музыкальной династии Куперенов. Он был разносторонним музыкантом: клавесинистом, органистом, исполнителем на скрипке и виоле. Занимая должность органиста в одной из парижских церквей, играл также в оркестре при постановках балетов Люлли.

Куперен, Франсуа (1668-1733). Французский композитор. Родился 10 ноября 1668 в Париже в потомственной музыкальной семье церковного органиста Шарля Куперена. Его, первым учителем его был отец; затем музыкальные занятия продолжались под руководством органиста Ж. Томлена. В 1685 г. Франсуа Куперен занял должность органиста в церкви Сен-Жерве, где ранее работали его дед Луи Куперен и отец. С 1693 г. началась также деятельность Франсуа Куперена при королевском дворе - как педагога, затем органиста придворной капеллы, камер-музыканта (клавесиниста). Одновременно он не оставлял частных уроков и сохранял за собой должность органиста в церкви Сен-Жерве. Хотя прижизненная и посмертная слава Куперена связана в основном с его заслугами композитора-клавесиниста, им написано немало произведений для камерного ансамбля (концерты, трио-сонаты), а среди его духовных сочинений есть две органные мессы, мотеты и так называемые «Lecons des Tenebres» («Ночные чтения»). Около 1730 г. он оставил свою работу при дворе и в церкви. Его должность придворного клавесиниста перешла к младшей дочери Маргарите-Антуанетте, одаренной исполнительнице. Скончался Куперен 12 сентября 1733 года в Париже.

Орган – клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Cостоит как бы из трех и более органов, причем исполнитель может управлять одновременно всеми. Каждый из органов, входящих в состав такого «большого органа», имеет свои регистры (наборы труб) и свою клавиатуру (мануал). Трубы, выстроенные в ряды, располагаются во внутренних помещениях (камерах) органа; часть труб может быть видна, но в принципе все трубы скрыты за фасадом (проспектом), состоящим частично из декоративных труб. Органист сидит за т.н. шпильтишем (кафедрой), перед ним – клавиатуры (мануалы) органа, расположенные террасами одна над другой, а под ногами – педальная клавиатура.

Пахельбель, Иоганн (1653-1706). Иоганн Пахельбель родился около 1 сентября 1653 года в Нюрнберге в семье виноторговца. С детства проявил способности и интерес к музыке. В 1669 г. посещал лекции в Альтдорфском университете. В 1673 году молодой Пахельбель перебрался в Вену, где, возможно, стал помощником органиста в соборе св. Стефана. В 1677 г. Пахельбеля пригласили в Эйзенах на должность придворного органиста. С 1678 г. Пахельбель обосновался в Эрфурте, где работал органистом в церкви, создал множество произведений (в том числе для органа) и выдвинулся как авторитетный педагог. Иоганн Кристоф, старший брат И. С. Баха, тогда в течение трех лет был учеником Пахельбеля. В 1690 г. Пахельбель недолго пробыл в Штутгарте как придворный музыкант и органист герцогини, а затем до 1695 года занимал должность городского органиста в Готе. Весной 1695 г. он вернулся в родной Нюрнберг. Он скончался в Нюрнберге 3 марта 1706 года.

Ричеркар (итал. ricercar, от ricercare - искать) – жанр инструментальной музыки. Возник в XVI в. Ранние образцы ричеркара – небольшие импровизационные пьесы (типа интонаций и преамбул), преимущественно аккордового склада, с краткими пассажными фрагментами, дошедшие в лютневых табулатурах. В 40-х гг. XVI в. появились полифонические ричеркары. Тематический материал и некоторые композиционные принципы в полифоническом ричеркаре могли заимствоваться из вокальной музыки (многотемные ричеркары в мотетной музыке). В ричеркаре откристаллизовалась однотемная имитационная форма подготовившая форму фуги. В однотемных ричеркарах широко применялись приемы подвижного контрапункта, стретты, увеличение, уменьшение, обращение темы. Тонико-доминантовые соотношения определяли не только начальный экспозиционный раздел ричеркара, но и всю форму в целом. Интермедии для ричеркара (в отличие от фуги) не характерны. В XVII в. некоторые ричеркары предварялись токкатами, намечая будущий полифонический цикл токката (прелюдия) – фуга; зародилась также форма сложной фуги (ричеркар “con quattro soggetti”). В дальнейшем ричеркары все более сближались с фугой и в XVIII в. были вытеснены ею из композиционной практики.

Свелинк Ян ( 1562–1621 ). Нидерландский композитор. Родился в мае 1562 года в Девентере в семье церковного органиста. В 1573 г. унаследовал должность отца. В 1584 г. Свелинк издал 18 пятиголосных chansons. Другие сборники chansons Свелинка были изданы в 1592 и 1593 гг. Позднее он сочинял мотеты, псалмы и другие духовные сочинения (в 1619 г. вышли из печати 37 мотетов под названием «Cantiones sacrae»). Наиболее ценная часть его наследия – сочинения для клавишных инструментов. Скончался Свелинк 16 октября 1621 года в Амстердаме.

Скрипка (итал. violino, фр. violon, нем. Violine или Geige) — смычковый струнный музыкальный инструмент высокого регистра. Имеет народное происхождение, современный вид приобрела в XVI веке, получила широкое распространение в XVII веке. Имеет четыре струны, настроенные по квинтам: g, d1,a1,e²; (соль малой октавы, ре, ля первой октавы, ми второй октавы), диапазон от g (соль малой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем и блестящий в верхнем.

Старинная соната Термин «соната» появился в XVI веке и, в противовес контаре (итал. cantare — петь), обозначал любую инструментальную музыку, а также вокальный мотет, переложенный на инструменты. В это время сонаты исполнялись полифонически, например трио-соната для скрипки или флейты, виолы да гамба и клавесина. В XVII веке термин уже приобрел современное значение, а сами сонаты разделились на два вида: церковные (в которых преобладал контрапунктический стиль, исполнялись на богослужениях) и камерные сонаты (состояли из прелюдий, ариозо, танцев, написанных в разных тональностях, исполнялись на концертах одним или двумя интрументами)

Сюита (с фр. Suite — «ряд», «последовательность», «чередование») — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом.Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами. Вначале танцевальная сюита состояла из двух танцев, паваны и гальярды. Павана — это медленный торжественный танец, название которого произошло от слова Павлин. Танцоры изображают плавные движения, гордо поворачивают головы и кланяются, такие движения напоминают павлина. Очень красивы были костюмы у танцоров, но у мужчины обязательно должны были быть плащ и шпага. Гальярда – это быстрый танец. Некоторые движения танца имеют смешные названия: «журавлиный шаг» и мн. др. Несмотря на то, что танцы разные по характеру, они звучат в одной тональности.

В конце XVII века в Германии сложилась точная последовательность частей:

  • 1. Allemande
  • 2. Courante
  • 3. Sarabande
  • 4. Gigue

Трио-соната – музыкальное произведение для инструментального ансамбля, состоящего из трех партий, преимущественно из 2 скрипок и генерал-баса (цифрованного баса), который исполнялся на клавесине или органе, часто в унисон с басовым инструментом (например, виолончелью или фаготом).

Фрескобальди, Джироламо (1583-1643). Итальянский композитор. Родился 9 или 15 сентября 1583 года в Ферраре. В юные годы пел в церковном хоре, обучался игре на органе, затем работал при дворе герцога Феррарского. С 1604 г. церковный певец и органист в Риме. В 1607 г. посетил в Брюссель, Швейцарию, Лотарингию и Люксембург. С 1608 г. – органистом собора св. Петра в Риме. Слава о замечательном, блестящем исполнителе на органе привлекала в Рим многочисленных слушателей. Сочинения Фрескобальди производили сильное впечатление в его собственной интерпретации, тем более что он был и превосходным импровизатором. Творческое влияние Фрескобальди испытали на себе многие современники, как органисты, так и клавесинисты. До конца жизни (скончался 1 марта 1643 года) Фрескобальди работал в Риме.

Фробергер, Якоб (1616-1667). Ученик Д. Фрескобальди. В 1641-1645 гг. и 1653-1657 работал при дворе в Вене. Концертировал во многих странах Европы как органист-виртуоз. В 1652 г. в Париже встретился с Ф. Купереном. Соединил достижения немецкой, итальянской и французской школ.

Фуга (лат. Fuga бег преследование) – высшая форма полифонического стиля, развившаяся из имитации. Фуга состоит из трех частей: экспозиции, разработки и репризы.

Экспозиция содержит первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах. Иногда используются дополнительные проведения, которые могут образовать и контроэкспозицию (дополнительные проведения темы по всем голосам). Мелодические построения между проведениями называются интермедиями. Они используются во всех частях фуги, в экспозиции же интермедия чаще всего используется между вторым и третьим проведением темы. Классическая экспозиция фуги заканчивается модуляцией и каденцией в параллельной тональности.

Разработка (Свободная часть фуги) начинается с проведения темы в новой тональности. Строение этой части не типично, поэтому можно выделить лишь общие закономерности её структуры. Темы в разработочной части фуги чаще всего проводятся по тональностям первой степени родства, хотя и возможны отклонения в далекие тональности. Большее значение приобретают интермедии (они играют важную роль во всей форме фуги - могут придавать черты других форм, например, сонатной или рондообразной). Широко используются тематические преобразования: обращение и ракоход темы, её увеличение или уменьшение.

Реприза обычно начинается с проведения темы в главной тональности и может не выходить за её рамки, но иногда используется и доминантовая тональность. Нередко важное значение приобретает субдоминантовая тональность, с которой может даже начаться реприза. По размеру реприза чаще всего короче экспозиции, но не ограничивается одним проведением. Кодой называется заключительное повторение фуги, возникающее после заключительного каданса в главной тональности.

Шайдт, Самюэль (1587-1654). Ученик Я. Свелинка. В 1603-1608 гг. органист в Галле. С 1609 – придворный органист, 1619 придворный капельмейстер, 1628 – музыкальный руководитель там же Основположник немецкой органной школы.

Шанбоньер, Луи Жак Шампион де (1601–1672). Основоположник школы французских клавесинистов.Шамбоньер происходил из потомственной семьи музыкантов (его отец, органист и клавесинист, работал при дворе Людовика XIII), был известен как превосходный исполнитель на клавесине и органе, талантливый композитор и преуспевающий педагог. С 1640 г. он находился на придворной службе (эпинетист - по названию малого клавесина).

 


[1] В Священном писании неоднократно встречаются слова осуждения в адрес ханаан и филистимлян, проживавших в непосредственной близости к израильтянам.

[2] Данный принцип впоследствии стал универсальным в литургической практике многих, в т.ч. христианских, народов.

[3] В одном из эпизодов Паралипоменона [Паралипоменон, V, 1214 ] присутствует описание освящения храма Соломона, участниками которого были 4000 музыкантов-левитов и 120 священников с трубами.

[4] Так, в «Исходе» сказано: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою Синайскою и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане <…> и звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему»[Исх. XIX, 16-19 ].

[5] «Tubamirum» – «труба предвечного» или «труба дивнозвучная», оповещающая о «конце времен», начале Страшного суда и воскрешении мёртвых, со времен древнееврейских пророчеств устойчиво связывается со звучанием труб и тромбонов.

[6] Её сложение – 1 век н. э.

[7] См. раздел Музыкальная культура Средневековья.

[8] Его арабы в свою очередь заимствовали от египтян.

[9] Названия отдельных тонов: sa, ri, ga, ma, pa, dha, ni. При этом первый тон - «sa» соответствует современному «а», и, т.о., индийская гамма имеет следующей вид: sa, ri, ga, ma, pa, dha, ni / a, h, cis, d, e, fis, gis.

[10] Так, при императоре Цинь Ши-Хуа-ди (246 – 210 гг. до н. э.) оркестр состоял из 829 музыкантов и 132 танцовщиц.

[11] Первый ряд – «гун»: e, fis, gis, h, cis; второй – «шан»: fis, gis, h, cis, e; третий – «чао»: gis, h, cis, e, fis; четвертый – «чжи»: h,cis,e, fis, gis; пятый – «ю»: cis, e, fis, gis, h.

[12] Согласно легенде, на этом инструменте играл Конфуций.

[13] Изображения подобных процессий имеются на аттических (дипилонских) вазах (VIII – VII вв. до н. э.).

[14] В образе Демодока, согласно античному преданию, Гомер запечатлел сам себя.

[15] Кифара – струнный инструмент типа лиры.

[16] Параллельно кифародии развивалась авлодия (пение под авлос).

[17] Возможно, под этим имелось в виду соединение мелодии вокальной партии с её вариантом в инструментальной партии (принцип гетерофонии).

[18] Биографические данные о Сапфо скудны и крайне противоречивы.

[19] Само слово «лирика» происходит от лиры: игрой на лире поэты сопровождали пение своих стихов.

[20] Предположительно, до этого трагедии представляли собой последовательность песенных и танцевальных эпизодов в хоровом исполнении.

[21] В 534 г. до н. э. на Великих дионисиях Феспид ввёл декламатора.

[22] Известно, к примеру, что Эсхил сам участвовал в исполнении своих пьес.

[23] См. об этом в разделе Опера.

[24] Секст Эмпирик. Против логиков, I, 94–97.

[25] Речь в данном случае ведётся об интервале октавы.

[26] По предположениям Б.Л. ван дер Вардена, VIII книга «Начал» Евклида, а также входящий в евклидовский корпус трактат «Деление канона» написаны на основе сочинений Архита.

[27] Рим эпохи расцвета представлял собой мощнейшую империю, простиравшуюся на тысячи километров.

[28] Сохранившиеся римские форумы, дворцы, храмы, крепостные стены амфитеатры, бани и т.д. и сегодня восхищают своей монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

[29] Власть имущие считались с этими требованиями: нередко устраивались раздачи денег и средств пропитания, население привлекали в колоссальные цирки, где устраивались уже упомянутые гладиаторские бои, травля зверей и другими кровавыми зрелищами.

[30] В течение нескольких столетий это был единственный гражданский праздник римлян.

[31] До нас дошли все произведения Горация: сборник стихов «Ямбы», или «Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений, известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги посланий.

[32] Своеобразной инструкцией влюблённым о том, как добиться любви, явилась его поэма «Искусство любви», которая вызвала гнев Августа, увидевшего в стихах Овидия пародию на его законодательство об укреплении семейной жизни римской знати и выславшего поэта за пределы империи.

[33] История сохранила сведения о наиболее прославленных исполнителях. Это кифаред Анаксенор, певец Тигеллий при Цезаре и Августе, кифаред Менекрат при Нероне, Мезомед при Адриане, кифареды Терпний и Диодор при Веспасиане.

[34] Вазари Дж. Жизнеописание знаменитых художников, 1550 г.

[35] Приводимая здесь таблица дана по материалам учебного пособия Е.О. Китаевой Западноевропейское Средневековье. Картина мира. – Волгоград, 2007.

[36] Герцман Е. Византийское музыкальное мышление. – Л., 1988.

[37] При византийском дворе он применялся как декоративный и громкозвучный инструмент в торжественной обстановке. Если небольшие органы и встречались в отдельных церквах на Западе с VII в., то особое впечатление большой орган произвел в 757 г., когда послы византийского императора Константина Копронима доставили этот инструмент в дар королю франков Пипину Короткому. Его сын Карл Великий затем приказал скопировать византийский орган.

[38] Схема дана в соответствии с материалом, изложенным в книге Н. Симаковой. Вокальные жанры эпохи Возрождения. – М., 2005.

 

[39] Легенда относит к 1206 году происходившее в Вартбурге большое состязание певцов при участии Вальтера фон дёр Фогельвейде и автора «Парсифаля» поэта Вольфрама фон Эшенбаха. Состязания певцов-миннезингеров в самом деле происходили при немецких дворах, а что касается Вартбурга, то там, в резиденции Германа., ландграфа Тюрингского, действительно некоторое время находился Вальтер фон дёр Фогельвейде и работал над своей поэмой Вольфрам фон Эшенбах. Таким образом, легенда, положенная в основу вагнеровского «Тангейзера», опирается на исторические факты.

 

[40] История связывает появление первых лауд как духовных стихов на местном наречии со Средней Италией, с Франциском Ассизским и его деятельностью, начавшейся в XII веке и захватившей и первую четверть XIII (Франциск умер в 1226 году). Основатель «еретической» общины, позднее давшей начало нищенствующему монашескому ордену францисканцев, Франциск Ассизский сам был поэтом и музыкантом, а его последователи в XIII веке Якопоне да Тоди и Фома Челано известны как создатели наиболее прославленных и доныне не забытых секвенций «Stabat mater» и «Dies irae».

[41] Интересно, что в тех же трактатах приведен пример не только параллельного движения голосов. К хоральной мелодии приписан второй голос, который исходил из унисона и двигался параллельными квартами, но задевая и другие интервалы (секунду, терцию).

[42] Он получил в науке обозначение «Аноним IV» – по публикации его текста, осуществленной Э. де Куссмакером в 1864 г.

[43] Например, 454 такта органума – при переводе на позднейшие метрические понятия.

[44] Степень этой замедленности григорианской мелодии неодинакова: на одну её единицу приходится местами всего три-четыре единицы в верхних голосах, местами же – более двадцати единиц. Это само по себе уже отчасти расчленяет форму целого. Но более всего она членится благодаря модальности ритма в верхних голосах, способствующей впечатлению периодичности в узких масштабах. Вместе с тем интонационное развертывание верхних голосов, как это было уже и у Леонина, скорее объединяет их в едином токе движения, создающего эффект непрерывности процесса.

[45] Однако далеко не везде направление школы Нотр-Дам было воспринято местными музыкантами. Италия, в частности, осталась в стороне от него: у неё были иные традиции.

[46] Примечательно, что именно к тому или иному деятелю парижской творческой школы современники относили определение «нотатор» или замечали «учил нотировать»; вскоре стали известны еще «английский нотатор», «бургундский магистр» и другие музыканты из разных стран, тоже прославившиеся как умелые нотаторы.

[47] В булле папы Иоанна XXII с порицанием говорилось, что певцы рассекают церковные песнопения гокетами.

[48] Как известно, средневековая теория объявила альтерированные звуки (нарушающие систему модальных ладов) «фальшивой музыкой».

[49] Помимо неё от XIV века до нашего времени дошли ещё три анонимные мессы: из Турне, Тулузы и Барселоны. В каждой из них ещё не ощутим определённый и единый авторский замысел. Более ранние мессы были одноголосными. Машо стал первым в ряду многочисленных композиторов мира, создавших мессы; среди них были Гийом Дюфаи, Жоскен Депре, Палестрина, Орландо Лассо, Бах, Бетховен и многие другие.

 

[50]. Пародиями назывались полифонические сочинения, созданные на материале иных произведений (песен, мотетов и т. д.).

[51] Особенной популярностью пользовались такие песни как «L'homme arme» («Вооруженный человек»), Se la face ay pale (Если бледно [мое] лицо), «Fortuna desperata» («Несчастная судьба») и т.д.

[52] Пролация (prolatia) — термин старинной нотации, обозначавший деление семибревиса на три или на две минимы.

[53] Ранние фроттолы создавались, например, другом Жоскена Депре поэтом Серафино даль Аквила (а затем и самим Жоскеном под именем Жоскин д'Асканио).

[54] Сверху вниз e-cis-c-h-a-fis-f-e.

[55] Предположительно Жоскен Депре родился около 1440 года. В 1459 году он отправляется в Италию, где работает певчим в составе соборной капеллы в Милане. С 1474 года Жоскен находился на службе при дворе герцога Сфорца в Милане, где общался с выдающимися музыкантами. В 1486 – 1499 гг. Жоскен работал в папской капелле в Риме. Далее Жоскен служит при дворе французского короля Людовика XII. Одновременно Жоскен набирал во Фландрии певцов для двора Эрколе д'Эсте, а с 1503 года стал «маэстро ди капелла» у герцога в Ферраре. Одна из месс Жоскена была посвящена герцогу и стала известна под названием «Hercules Dux Ferrarie». В поздние годы жизни Жоскен принял духовный сан и жил в Конде, где и умер в 1524 году.

 

[56] Так в мессе «Брат Тибо» Kyrie составляет 25 тт., Gloria – 44 тт., Agnus - всего 20 тт..

[57] В этой связи показательно сравнение месс Лассо и Палестрины, написанных в технике пародий на одну и ту же четырехголосную французскую песню П Кадеака «Je suis desheritee», предпринятое Ю. Евдокимовой. Сравнение сочинений Лассо и Палестрины показывает два возможных пути построения мессы-пародии: посредством введения нового, авторского материала и посредством детализированного, многостороннего освещения данного. Лассо больше привлекает первый путь, Палестрину – второй.

[58] До «a» второй октавы.

[59] Известно, что Лютер любил музыку, высоко ценил произведения Жоскена (о котором говорил, что он властвует над звуками, а над другими властвуют звуки), поддерживал издание песенных сборников и хотел бы, чтобы все искусства, особенно музыка, служили религии.

[60] Р. Вагнер стремился воссоздать этот исторический колорит в своей опере «Нюрнбергские мейстерзингеры.

[61] Инструментальная музыка английских вёрджиналистов рассматривается в разделе «Инструментальная музыка XVII в.

[62] Так, Рене Декарт, изучая функции сетчатой оболочки глаза, объяснил тайну радуги и открыл закон преломления света. Исаак Ньютон(1643–1727) разложил спектр на основные цвета.

[63] Законы классической механики были обоснованы И. Ньютоном.

[64] Dramma per musica (драма на музыку) и favоla in musica (музыкальная сказка) – жанровые определения первых итальянских опер.

[65] Цит. по: Ярославцева Л.К. Зарубежные вокальные школы. – М., 1981. С. 7.

[66] Впоследствии «Дафна» была утрачена, до нашего времени дошла «Эвридика», созданная на основе сюжета известного античного мифа об Орфее.

[67] Оркестр «Эвридики» состоял из чембало, лиры, лютни, басовой лютни, басовой гитары (китарроне). Отдельно были выписаны партии трёх солирующих флейт.

[68]Каччини был одним из выдающихся теноров-виртуозов своего времени, прославился как блестящий исполнитель сложных мадригалов, украшенных колоратурами. Особой выразительностью отличалось его пение собственных вокальных партий, написанных для музыкально-сценических представлений.

[69]Сам композитор подчёркивал, что в своём произведении всячески старался усилить выразительность вокального начала.

[70] Римский патриций отрёкается от земных наслаждений ради небесного блаженства и пилигримом странствует по свету; вернувшись через много лет в родной дом, он живёт там под видом нищего. Лишь после смерти и достижения святости Алексея узнают.

[71] Автором декораций к опере был Лоренцо Бернини.

[72] Монтеверди являлся выдающимся певцом и вокальным педагогом, отлично разбиравшимся в специфике певческого голоса.

[73] Монтеверди – автор опер: «Орфей» (1607), «Ариадна» (1608), «Андромеда» (1618–1620), «Мнимо безумная Ликори» (1627, одна из первых итальянских комических опер), «Любовь Дианы и Эндимиона» (1628), «Похищенная Прозерпина» (1630), «Адонис» (1639), «Свадьба Энея и Лавинии» (1641), «Возвращение Улисса на родину» (1641), «Коронация Поппеи» (1642). Из них полностью сохранились «Орфей» и «Коронация Поппеи».

[74] Первое исполнение оперы состоялось 24 февраля 1607 г. в Палаццо Дукале (Мантуя).

[75] В либретто, раздававшемся на первой постановке, опера оканчивалась смертью Орфея. Возможно, композитор изменил финал в последний момент, руководствуясь конъюнктурными соображениями.

[76] Опера завершается появлением Аполлона, он обещает Орфею встречу с Эвридикой в сонме небожителей и вместе с ним возносится в Эмпиреи.

[77] Группа струнных включала 2 скрипки, 10 виоло да браччо, 3 виолы да гамба, 2 контрабасовые виолы, группу щипковых составляли 2 басовых лютни, арфа; духовая группа была представлена двумя маленькими флейтами, 2 корнетами, кларино (высокая труба), 3 трубами с сурдинами, 4 или 5 трмбонами; клавишные инструменты включали 2 чембало, 3 органа различного типа. Всего в оркестр входило около 40 инструментов, что являло грандиозный для того времени состав.

[78] Трёхчастная ария Орфея из второго акта признана в качестве первой оперной арии.

[79] Герой трижды повторяет: «Верните мне мое счастье!», каждый раз начиная фразу на тон выше.

[80] Данную арию Монтеверди написал в двух вариантах – для пения соло с сопровождением и в виде пятиголосного мадригала (более поздний вариант).

[81] Сюжетная основа оперы – «Анналы» Тацита, а также «Двенадцать цезарей» Светония, «Римская история» Дио Кассия, «Октавия» Псевдо-Сенеки.

[82] Мифологические персонажи (Меркурий, Венера, Паллада, Амур) и в дальнейшем периодически вторгаются в действие. Т.о., Монтеверди отдаёт дань традициям пасторально-мифологических опер.

[83] Полный текст партитуры оперы не сохранился, поэтому достоверных сведений о составе оркестра нет.

[84] В рамках венецианской школы возник институт импресарио.

[85] Первый публичный оперный театр – Сан-Кассиано был открыт в Венеции в 1637 г. На рубеже 1630–1640-х гг. функционировали 4 оперных театра, на протяжении XVII в. их было открыто десять.

[86] Как правило, венецианские спектакли включали не менее 7 – 9 перемен декораций (в т.ч. морские пейзажи, сцены в порту, в гроте, на дворцовой площади), разнообразные чудеса (внезапные появления чудовищ, птиц и зверей, полёты, потоки воды, пожары, возникновения и разрушения замков и т. д.).

[87] Со временем хоры были окончательно вытеснены из венецианской оперы.

[88] Опера являлась частью карнавальных празднеств по случаю бракосочетания императора Леопольда I и Маргариты Испанской. Показ состоялся в только что отстроенном роскошном театре Ауф дер Кортина (Вена), рассчитанном на пять тысяч мест.

[89] Первоначально консерватории представляли собой приюты для детей-сирот, однако постепенно музыка вышла на первый план в системе образования. В процессе обучения изучалась теория музыки, основы композиции. Преподавали в консерваториях прославленные музыканты, композиторы. Особое внимание уделялось красоте голоса, что привело к формированию особого стиля пения – bel canto с присущими ему качествами широтой дыхания, виртуозностью, красотой вокальной кантилены.

[90] Так, композитор и педагог Николо Порпора (1686–1768) является автором свыше 500 (!) опер-seriа, ставших классическими образцами жанра и стиля бельканто.

[91] Несмотря на это в операх Скарлатти как и других неаполитанских мастеров принцип исторической точности соблюдался далеко не всегда.

[92] В арии da capo первая часть повторялась с виртуозными импровизациями.

[93] В становлении данного типа оперного спектакля можно отметить заслугу А. Скарлатти – автора комической оперы «Триумф чести» (1718), Леонардо Винчи – учителя Перголези, мастера неаполитанской диалектной комедии (из его 11 опусов в этом жанре выделяется опера «Девушки на галере», 1722).

[94] Двухактная опера Перголези «Служанка-госпожа» (La Serva-Padrona, 1733) являет собой первый классический образец этой разновидности жанра.

[95] Настоящее имя Люли – Джованни Баттиста Л у лли.

[96] Оперы Люлли: «Кадм и Гермиона» (1673), «Альцеста» (1674), «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Изида» (1677), «Психея» (1678, оперная версия трагедии-балета 1671 г.), «Беллерофонт» (1679), «Прозерпина» (1680), «Персей» (1682), «Фаэтон» (1683), «Амадис» (1684), «Роланд» (1685), «Армида» (1686). Опера «Ахилл и Поликсена» (1687)) на стихи Жана Гальбера де Кампистрона была завершена уже после смерти Люлли его учеником Паскалем Колласом. К этому ряду можно добавить «героическую пастораль» «Ацис и Галатея» поставленную в 1686 г. и неоднократно возобновлявшуюся.

[97] С 1663 по 1671 гг. Люлли сотрудничал с Мольером. Для комедий-балетов «Господин де Пурсоньяк», «Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной» Люлли писал танцевальную и вокальную музыку.

[98] В русском музыковедении принято использовать менее точный термин «лирическая трагедия».

[99] В этом смысле можно провести аналогии с трагедиями П. Корнеля, Ж. Расина, живописью Н. Пуссена.

[100] По свидетельству современников Люлли часто ходил слушать игру великих трагических актёров. Нюансы их сценического поведения – паузы, повышение и понижение тона и пр. он фиксировал в своём блокноте.

[101] Вместе с тем, по преимуществу, эти хоры выполняли декоративную функцию.

[102] В их числе – «Цирцея» (1685), «Парижская резня» (1690), «Император индейцев, или Завоевание Мексики» (1691), «Генрих II, король Англии», «Регул», «Эдип» (все – в 1692), «Искусные женщины» (1693), «Тимон Афинский» (1694), «Оруноко», «Фиктивный брак» (обе – 1695) и др.

[103] Английские «маски» представляли собой придворные спектакли, близкие к французскому балету. Они появились в Англии в начале XVI в. благодаря заимствованиям из Франции и Италии. В период с восшествия на престол Якова I и до революции Кромвеля «маска» являлась наиболее значительным из празднеств английского двора. В этих спектаклях объединялись все жанры: лирика, драматический диалог, комические интермедии, языческие аллегории, сатирические вставки на современные темы, танцы, переодевания, пение, инструментальная музыка, декорации, машинерия, даже ароматы.

[104] Сюжет оперы таков: Эней, спасающийся бегством из разрушенной Трои и направляющийся в Лациум, занесен штормом в Карфаген, где правит вдовствующая царица Дидона. Вспыхивает страстная взаимная любовь, но боги препятствуют этому союзу. Следуя предначертанию судьбы, Эней уплывает на корабле в Италию, а Дидона избавляет себя от страданий своей собственной рукой.

[105] Сцена самосожжения была заменена Тейтом на смерть от горя, которое разрывает сердце героини.

[106] How can so hard a fate be took

One night enjoy’d, the next forsook

«Кто уготовил мне судьбу такую: одну ночь счастлива – покинута в другую»

[107] Сказанное относится и к балетным номерам: по замыслу Тэйта, в опере должно было быть 17 балетов, из них Пёрселл оставил только 4. Каждый из них появляется только в конце крупного раздела драмы, завершая и обрамляя его.

[108] Одно из таких сочинений – школьная драма о Готфриде Бульонском (1630) Мельхиора Франка, «интерсцений» которой состоит из ряда песен и танцев, объединенных мифологической фабулой.

[109] Singspiele – букв. перевод «песенные игры».

[110] Автор либретто – Мартин Опиц. Это сочинение не сохранилось.

[111] Он же явился автором оперы-балета «Орфей и Эвридика» (1638), балета «Парис и Елена» (1650), двух пасторалей «с музыкой и танцами» и множество других дивертисментов. К великому сожалению, лучшие музыкально-театральные опусы Шютца, созданные для дворцовых празднеств (наряду с письмами), были бесследно уничтожены в 1760 году при пожаре







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 455. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия