Тема сочинения и ее раскрытие
Тема — это предмет сочинения, то, что составляет его содержание. Она определяет отбор материала, фактов, явлений, признаков, которые в сочинении отражены. От того, как сформулирована тема учителем, как подведены школьники к ее пониманию, зависят правильность и полнота сочинения. Первым по времени и по значимости шагом в работе учителя над предстоящим сочинением является выбор темы, а при планировании на длительный период — определение тематики устных и письменных сочинений. Тема и заглавие не всегда совпадают в словесном выражении. Так, детям предложена тема «Первые признаки весны». Конечно, сочинение может быть так и озаглавлено, но учитель и сами школьники могут его озаглавить по-иному: «Добро пожаловать, весна!», «Первые вести о весне», «Весна идет». Дети любят яркие, меткие, художественные заглавия. В то же время нельзя забывать, что заглавие помогает понять замысел. Так, название сочинения «Бегут ручьи» предполагает живой, эмоциональный рассказ о наступлении долгожданной весны; природоведческая тема «Перелетные птицы нашего края» предполагает более строгое содержание, стиль, близкий к деловому. Выше, в данном пособии, уже говорилось об идейной направленности детских сочинений. Идея художественного произведения — это мысль писателя, выраженная в художественных образах, т. е. в картинах жизни, в поведении действующих лиц, их переживаниях. Изображая людей и явления жизни, писатель выражает свое отношение к ним и стремится вызвать такое же отношение у читателя. «Идейный замысел» школьных сочинений скромнее: их авторы не ставят перед собой цели воздействовать на читателя. Однако и дети стремятся выразить свое отношение к фактам, свои чувства, поделиться ими. В школьных сочинениях.отражается внутренний мир детей, содержатся оценки поступков людей, жизненных явлений. Это и есть идейное содержание детских рассказов и сочинений: в них отражается позиция авторов. Если в работе над устным или письменным сочинением дети не просто выполняют задание учителя, а стремятся рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами и стремлениями, то свободнее, полнее проявляется их творчество: в таких сочинениях идея неразрывно слита с раскрытием темы. Залогом успеха детских сочинений является ясная, «узкая», конкретная тема. Если учащимся предлагается слишком «широкая тема», например «Осень» или «Зима», школьники теряются перед ней, не могут охватить ее с достаточной полнотой; пишут об отдельных деталях, слабо связывая их между собой. Тема «Осень» настолько широка, что школьник не может даже приблизиться к ее раскрытию хотя бы потому, что объем его сочинения очень мал. Отбор материала не может быть целенаправленным, так как цель сочинения не ясна из формулировки темы. Узкая тема приучает школьника не только к полноте, но и самостоятельности: она конкретна, школьник сам накапливает материал и располагает его. Самый распространенный, типичный недостаток раскрытия темы — неумение найти ее границы: тема оказывается неточно понятой. Дети пишут обо всем, что хотя бы отдаленно, по их мнению, связывается с темой. Рассмотрим с этой точки зрения сочинение, озаглавленное «Золотая осень»: Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на осине и березе. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки. Деревья скоро будут стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов. Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже ходит голодный! С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк. Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овес, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста. В этом сочинении немало конкретных признаков осени: описание леса, наблюдения над осиной и березой, замечание о капусте, которую убирают позже других овощей, о картофельной ботве. Но в целом сочинение — «не на тему»: материал отобран нецеленаправленно. Ученик не понял темы «Золотая осень», не сумел ее отграничить, придать сочинению нужную стилистическую окраску, внести в него элемент настроения. Ученик не понял, какая пора осени называется золотой. Явление природы, называемое золотой осенью,— это сравнительно небольшая часть осени: Есть в осени первоначальной – Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера. (Ф. И. Тютчев.) Леса в эту пору одеваются в багрец и золото, воздух чист и прозрачен, и паутины тонкой волос блестит на праздной борозде. Известны превосходные картины И. Левитана, И. Остроухова,; В. Поленова, на которых запечатлены картины золотой осени. Сочинение на эту тему не может не быть эмоциональным. В нем описывается прогулка, поход, передаются наблюдения за изменениями в природе, наконец, оно может быть написано и по картине, но в любом случае оно должно раскрывать тему золотой осени. Поскольку тема предполагает изображение изумительных по красоте картин, вызывающих радостное настроение, то здесь неуместны сообщения о тучах, о медвежьей берлоге. А строки о волке, взятые из пушкинского описания поздней осени (стоял ноябрь уж у двора), находятся в явном противоречии с картинами золотой осени. Наконец, разбираемое сочинение не соответствует действительности: лето в тот год было прохладное и дождливое, а осень, наоборот, сухая и ясная. Следовательно, школьник писал не о том, что он сам увидел и пережил", а повторил то, что принято говорить об осени (обобщенные признаки осенней природы). Дети учатся раскрывать тему начиная с I класса. Здесь они составляют предложения на тему, например, о зимней погоде, о хитрой лисице, о родном селе. Затем составляют и пишут несколько предложений, объединенных одной темой, по вопросам. Полезно деление темы на более узкие. Так, из темы «Осень», темы весьма широкой, могут быть выделены частные темы, достаточно узкие для учащихся: «Уборка овощей в нашем совхозе», «Погода в октябре», «Хмурый осенний день», «Золотая осень», «Как мы помогали убирать капусту», «Поздняя осень в саду» и др. В работе над устным и письменным сочинением возможен путь не только от поставленной темы к ее раскрытию, но и обратный путь — от накопленного материала к формулировке темы. Так, вторым способом можно работать на материале длительных наблюдений. Подводя итог работы над темой, приведем текст сочинения, которое может служить положительным примером раскрытия поставленной темы.
|