Студопедия — Коммуникативный метод 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Коммуникативный метод 1 страница






Он принципиально противоположен рассмотренному выше. Как ясно из названия, он призван научить общаться. Для этого необходимы максимально естественные условия обучения и реальная потребность во взаимодействии. Коммуникативный метод предполагает общение учителя и ученика на изучаемом языке, объяснение грамматики сводится к минимуму. Предполагается, что усваиваться она должна интуитивно. Ошибки в речи, по возможности, не исправляются, если они не препятствуют пониманию. Внедрение этого метода началось с 1970-х годов с подачи как зарубежных, так и отечественных авторов. Он позволил многим избавиться от языкового барьера, научиться понимать язык и говорить на нем значительно быстрее. Особый интерес пробуждают и современные, красочные пособия с актуальным содержанием. Особенно высоких результатов достигали учащиеся младшего школьного возраста, у которых при достаточной мотивации изучение языка действительно происходит "естественным" путем. Сегодня коммуникативный метод признан наиболее эффективным для группового обучения и подходит большинству изучающих язык. Однако он требует от преподавателя высокого уровня подготовки. Именно с недостаточной квалификацией и пониманием основ этого метода связана его критика, суть которой сводится к тому, что обучаемый не учится говорить грамотно и не владеет грамматикой. Это не совсем верно, поскольку многое зависит и от срока обучения, и от усилий, приложенных обучаемым.

48. Методы и организация педагогического исследования

Методами педагогического исследования называют способы изучения педагогических явлений. Все многообразие методов можно разделить на три группы:

1)методы изучения педагогического опыта. В нее входят следующие методы: наблюдение, эксперимент, метод опроса (беседа, тестирование, анкетирование и интервьюирование), метод изучения продуктов деятельности учащихся, метод изучения школьной документации;

2) методы теоретического исследования. В нее входят: метод теоретического анализа, индуктивный и дедуктивный методы, метод изучения литературы;

3) математические и статистические методы: метод регистрации, метод ранжирования, метод шкалирования.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает фактический материал. В процессе наблюдения ведутся протоколы (записи). Наблюдение ведется по заранее намеченному плану.

Этапы наблюдения:

1) определение цели и задачи;

2) выбор объекта, предмета и ситуации;

3) выбор способа наблюдения;

4) выбор способов регистрации наблюдаемого;

5) обработка полученной информации.

Виды наблюдения:

а) включенное;

б) невключенное;

в) открытое;

г) скрытое;

д) сплошное;

е) выборочное.

Этот метод имеет как положительные так и отрицательные стороны.

«+» - можно наблюдать в любое время;

«-» - не естественно; на результаты наблюдения оказывает влияние личностные особенности исследователя (интересы, установки).

Требования к наблюдению:

1) должно быть системным;

2) целенаправленным;

3) всегда ведутся протоколы наблюдения.

 

Эксперимент – специально организованная деятельность с целью изучения причинноследственных связей в явлениях для выявления педагогической эффективности исследовательской деятельности и условий ее протекания (активное воздействие исследователя на педагогические явления).

Виды эксперимента:

1) естественный;

2) лабораторный.

Чаще всего используют естественный эксперимент, он бывает длительным и кратковременным; констатирующим – установление реальных состояний в педагогическом процессе; преобразующий – целенаправленная его организация для определения условий развития личности.

«+» - точность, достоверность.

«-» - необходимо владеть техникой проведения эксперимента.

 

Опрос:

Беседа – самостоятельный или дополнительный метод исследования с целью получения информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, ведется в свободной форме, без записей ответов собеседника.

Требования к вопросам:

1) заранее продуманные;

2) должны быть последовательными, систематичными и целенаправленными;

3) четкие и доступные для восприятия;

4) не должны содержать в себе односложных ответов;

5) они должны развивать логику мышления и связанную речь.

Интервьюирование – разновидность беседы, вошедшая из социологии. При интервьюировании исследователь придерживается заранее составленных вопросов, которые задаются в определенной последовательности. Во время интервьюирования записи ведутся открыто.

Анкетирование – метод массового сбора информации с помощью анкеты.

Ответы письменные, ее называют еще заочным опросом, а беседу и интервьюирование называют опросом «лицом к лицу»..

Тесты – стандартное задание для выявления познавательной сферы и интеллектуального развития.

Изучение продуктов деятельности учащихся: контрольные работы, самостоятельные работы, графики, таблицы, рисунки, творческие работы. Изучая их мы получим сведения об индивидуальности учащихся, их отношении к работе и узнаем уровень ЗУНов.

Изучение школьной документации: личные дела, классные журналы, медицинские карты, ученические дневники, протоколы собраний и другое.

Методы теоретического исследования:

Теоретический анализ – выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей и свойств педагогических явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных данных (индукция – от частного суждения к общему, дедукция – наоборот).

Теоретические методы необходимы для определения проблемы, формирования гипотезы и для оценки собранных фактов.

Метод изучения литературы:

Дает возможность узнать какие стороны и проблемы хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены.

Работа с литературой предполагает использование следующих методов:

а) составление библиографии – перечень источников;

б) реферирование – сжатое изложение основного содержания текста или нескольких работ по общей тематике;

в) конспектирование – выделение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей работы;

г) аннотирование – краткая запись общего содержания статьи;

д) цитирование – дословная запись выражений, которые содержатся в литературном произведении.

 

Математические и статистические методы:

Математические методы в педагогике применяются для обработки полученных данных. Наиболее распространенными методами являются:

а) регистрация – фиксация результатов изучения каждого отдельного ученика с помощью знаков или символа (количество активных и пассивных учеников, уровень воспитанности);

б) ранжирование (метод ранговой оценки) – расположение собранных данных, каких-либо показаний в порядке убывания или возрастания;

в) шкалирование – используется, когда на поставленный вопрос предлагаются ответы: «да», «нет», «иногда» и вводятся цифровые показатели. Воспитуемому задают вопросы, отвечая на которые он должен выбрать себе одну из указанных оценок.

Статистические методы:

Применяются при обработке массового материала. Например: определение количества ошибок в проверочной контрольной работе.

 

Организация педагогического исследования

Исследование в области педагогики - это процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, воспитания, их структуру и механизм, содержание, принципы и технологии Оно призвано объяснять и предсказывать педагогические факты и явления

Педагогические исследования по их направленности можно разделить на фундаментальные, прикладные или методические Фундаментальные исследования своим результатом имеют обобщающие концепции, которые подводят итоги теоретических и практических систем на прогностической основе Прикладные или методические исследования - это работы, направленные на углубленное изучение отдельных аспектов педагогического процесса, раскрытие закономерностей педагогической практики; раскрытия конкретных научно-практических рекомендаций, основанной уються на уже известных теоретических положения.

Любое педагогическое исследование предполагает определение общепринятых методологических параметров: проблемы, темы, объекта, предмета, цели, задач, гипотезы исследования Основными критериями качества педагогического исследования критерии актуальности, новизны, теоретической и практической значимости

Программа исследования, как правило, имеет два раздела: методологическим и процедурный Первый содержит обоснование актуальности темы, проблемы, определение объекта, предмета, целей и задач, формулировка основных понятий (категориального аппарата), предварительный системный анализ объекта к ослидження и выдвижение рабочей гипотезы Во втором разделе раскрывается стратегический план исследования, а также основные процедуры сбора и анализа первичных даныих.

Обоснование актуальности содержит указание на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания Актуальные исследования дают ответ на самые острые вопросы ния, отражающие социальный запрос общества педагогической науке, обнаруживают важнейшие противоречия, которые имеют место в практике Критерий актуальности динамичен, подвижен, зависит от времени учетов ния конкретных и специфических обстоятельств В самом общем виде актуальность характеризует степень различия между спросом на научные идеи и практические рекомендации (для удовлетворения той или иной потребности) и предложениями, которые может дать наука и практика в настоящее чачас.

Наиболее убедительной основой, определяющей тему исследования, является социальный заказ, которое отражает острые, общественно значимые проблемы, требующие безотлагательного решения Социальный заказ требует обоснования конкретной темы Чаще всего это анализ степени разработанности проблемы в наукеці.

Если социальный заказ вытекает из анализа педагогической практики, то сама научная проблема находится в другой плоскости Она выражает основные противоречия, которые должны быть решены средствами науки Решение проблемы в целом и есть целью исследования.

Формулировка проблемы обусловливает выбор объекта исследования Им может быть педагогический процесс, область педагогической действительности или какое-либо педагогическое отношение, содержащее в себе противоречия Иными словами, объектом может быть все то, что явно или неявно городов тить в себе противоречия и порождает проблемную ситуациюю. Объект - это часть объективной реальности, то, на что направлен процесс познания

Предмет исследования - это существенные, характерные практической или теоретической точки зрения свойства, особенности, черты объекта, которые подлежат непосредственному анализу, изучению

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определяются исследовательские задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы Последняя - является совокупностью теоретически обоснованных предположений, истинность которых нужно проверить

Критерий научной новизны предусматривает оценку качества завершенных исследований и характеризует новые теоретические и практические выводы, закономерности образования, его структуру и механизм, содержание, принципы и технологии, которые на данный момент не е были известны и не зафиксированы в педагогической литературе.

Новизна исследования может иметь как теоретическое, так и практическое значение Теоретическое значение исследования заключается в создании концепции, подтверждении гипотезы, выявлении закономерности, метода, модели, проявления проблемы, тенденции, направления

Практическая значимость исследования заключается в подготовке предложений, рекомендаций и тп Критерии новизны, теоретической и практической значимости меняются в зависимости от типа исследований, они зависят также от времени получения ния нового знанияня.

Логика и динамика исследовательского поиска предусматривает реализацию ряда состояний: эмпирического, гипотетического, экспериментально-теоретического, прогностического

На эмпирическом этапе получают функциональное представление об этапах исследования, проявляют противоречия между реальной образовательной практикой, уровнем научных знаний и потребностью постичь сущность явлений, формулируют научную проблему О Основным результатом эмпирического анализа является гипотеза исследования, как система ведущих предположений, правомерность которых требует проверки и подтверждения ее предварительной концепции исследованияя.

Гипотетический этап направлен на разрешение противоречий между фактическими представлениями об объекте исследования и необходимостью постичь его сущность Он создает условия для перехода от эмпирического уровня исследования к тео оретичного (или экспериментально-теоретического).

Теоретический этап связан с преодолением противоречий между функциональными и гипотетическими представлениями об объекте исследования и необходимостью системных представлений о нем

Создание теории позволяет перейти к прогностического этапа, который требует разрешения противоречий между полученными представлениями об объекте исследования как о целостное образование и необходимостью предвидеть его развитие в новых условиях

 

49.Нравственное воспитание. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в развитии личности

Нравственное воспитание - это воспитательное воздействие школы, семьи, общественности, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали и практ тической деятельности.

Нравственное воспитание - очень тяжелая работа для учителя, так как не всегда совпадают требования школы и семьи, в обществе происходит много негативного, нелегко составить программу воспитательной работы, все в ни й предусмотреть и выполнить Кроме того, воспитание имеет внутренние противоречия: не срабатывает сразу обратной связи (результатов воспитательной работы сразу не увидишь), воспитание нужно осуществлять за б агатьма направлениям (умственным, нравственным, трудовым, эстетическим, экологическим, правовым, половым, физическим и т.д.) И все это нужно сделать учителялю.

Методологической основой нравственного воспитания является этика - наука о морали, ее природу, структуру и особенности происхождения Мораль - это система принципов, норм и правил, регулирующих поведение человека в су успильстви, делают ее правильной Понятие \"моральный\", \"нравственность\" используют, когда речь идет о конкретном поступке, практическую сторону отношений Итак, мораль, этику и нравственность нельзя считать синонимамами.

Содержание нравственного воспитания в национальной школе дается в концепциях национального воспитания (1996 г.), внеклассной воспитательной работы (1994 г), украинской национальной школы-семьи (1994 г), непрерывно й системы национального воспитания (1994 г.) и в других нормативных документах Он включает в себя формирование национального сознания, воспитание любви к развитию национальной государственности, патриотизм; участие молодежи в практических делах развития нашего государства формирование у учащихся чувства достоинства, гордости за свою Родину, верности Украине В укреплении патриотических чувств большую роль играет героическое воспитания - формирование боевого морально-психологического духа, воспитание глубокого понимания гражданского долга, готовности защищать Родину, овладение военными знаниями, изучении я боевых традиций и героических страниц истории украинского народа, его вооруженных силх сил,

О Вишневский выделяет три этапа развития национального сознания ребенка

И Этап этнического самосознания с раннего детства - это формирование культа родного дома, семьи, предков, родного села, города В процессе етнизации большое значение имеет родной язык, сказки, народные песни и обычаи, обряды, творчествоть.

II этап национально-политического самосознания в подростковом возрасте - это восстановление исторической памяти, формирование чувства национального достоинства

III этап общественно-государственного самосознания - это формирование правильного понимания понятий \"патриотизм\", \"национализм\", \"интернационализм\", привития чувства национальной, расовой, конфессиональной тол лерантности Моральные ценности делятся на следующие группы: в общечеловеческие, абсолютно вечные, которые имеют неограниченную область применения (гуманизм, доброта, честность, правда, достоинство, мудрость, справедливой весть, чувство прекрасного и т.д.));

в национальные - значимые для одного народа (патриотизм, чувство национального достоинства, историческая память и т.д.);

в гражданские - это признание прав и свобод человека, долга перед другими людьми, уважения к закону, государственных символов, правительства, к идее социальной гармонии и т.п.;

в семейные - нравственные основы жизни семьи, отношения поколений, законы супружеской верности, заботы о детях старше, память о предках, взаимоуважение в семье;

в ценности личной жизни - девиз, по которому живет человек, ориентиры поведения, цели, стремления Они определяют черты ее характера, поведение, успехи, стиль личной жизни

Законы рыцарской чести, кодекс рыцарских подвигов раскрывает казацкая педагогика

В системе нравственного воспитания важной подсистемой является экологическое воспитание

ИДЕИ ИЗВЕСТНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИКИ О РОЛИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ
Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем, что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что писал об этом Я. А. Коменский. В своем трактате «Наставление нравов» он приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает». Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся швейцарский педагог-демократ Г. Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей детского воспитательного учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер и сочувственное отношение к людям. Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на первый план немецкий педагог И. Гербарт. Другое дело, что в соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в понятие нравственного воспитания насаждение в детях покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесет пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания... могли сделать гоголевского городничего честным чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он останется тем же, весьма вредным для общества пронырой... Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что... влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями...»2 Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого его члена. 3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его морального сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требовании в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение. Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных отношении, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек должен проявлять к труду, родине, другим людям и т.д. Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений: а) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе, высокое сознание гражданского долга; честность и правдивость; простота и скромность в общественной и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность, личное достоинство и т. д. Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность. Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся. В условиях обновляющихся в стране социальных отношений, демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные нормы и правила не благодаря внешним общественным стимулам или принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости, благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в виду Н.В. Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать их; нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то, чтобы его держали другие; чтобы он был строже к себе в несколько раз самого закона». Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив (от лат. imperativus - повелительный, настойчивый) личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы. В этом смысле A.C. Макаренко большое значение придавал «поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его нравственной воспитанности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет глубинную сущность нравственного воспитания. В этом смысле нравственность личности органически связана с ее моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в своих аморальных поступках - сильнейшие стимулы ее нравственного развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние, - пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений в истории человеческого духа - в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть человеком без раскаяния, без того потрясения и прозрения, которые достигаются через осознание вины - в действиях ли, через порывы самобичевания или самоосуждения?» Все это показывает, что нравственное развитие личности невозможно без формирования ее моральной сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к моральному благородству. Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы ее внешние и внутренние психологические механизмы? 4. Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связаны с деятельностью человека и обусловливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует, что нравственное воспитание представляет собой сознательно осуществляемый процесс формирования у учащихся положительных моральных отношений в системе организуемой в школе разнообразной учебной и внеклассной деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических качеств. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми и др. В процессе активного участия в разнообразной деятельности (при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения (патриотизм, трудолюбие и т.д.). Без хорошо организованной практической деятельности и ее умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения. Но чтобы вырабатывать эти личностные качества, необходимо - и это опять-таки уже отмечалось во вступлении к этому разделу пособия - формировать у учащихся соответствующую потребностно-мотивационную сферу, включать их в моральнопознавательную деятельность по овладению нормами и правилами нравственности, развивать их взгляды и убеждения, вырабатывать навыки и привычки поведения и укреплять волевые свойства. В таком плане и будут раскрываться эти вопросы в последующих главах. Нужно, однако, сделать такое замечание. Поскольку проблема формирования мировоззренческих убеждений будет рассматриваться в главе о воспитании научного мировоззрения учащихся, а вопросы формирования коллективизма освещены в главе об организации воспитательного коллектива, последующие главы будут посвящены воспитанию патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины и культуры поведения.

 







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 710. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия