Студопедия — ВВЕДЕНИЕ. С 1990-х гг. в России начался всплеск национально-культурного движения, характеризующийся осознанием своей принадлежности к определенному этносу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВВЕДЕНИЕ. С 1990-х гг. в России начался всплеск национально-культурного движения, характеризующийся осознанием своей принадлежности к определенному этносу






 

С 1990-х гг. в России начался всплеск национально-культурного движения, характеризующийся осознанием своей принадлежности к определенному этносу, стремлением сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада. Это явление в мировой практике называется этническим парадоксом современности, так как оно сопутствует нарастающей унификации духовной и материальной культуры индустриального общества, называемой сейчас процессом глобализации. «Но в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века» [1, с. 20].

Социологические школы объясняют рост этнической идентичности по-разному: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых; б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой, несмотря на унификацию материальной и духовной культуры, интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие; в) усилением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. Так или иначе, любая из этих концепций рассматривает этнос как группу, призванную обеспечить экономические и политические преимущества. При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы [2, с. 38].

Психологов этнос интересует «как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Человеку необходимо ощущать себя частью «мы». Этнос - не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, профессиональные объединения, церковные организации, молодежные неформальные объединения и т.д. …но опора в них оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этнических статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам, этнос является для человека надежной группой поддержки» [1, с. 22].

Вторая причина роста этнической идентичности по мнению психологов – это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, беженцы, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет». Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «еврейство» и т.п. как нечто особое [1, с. 23.].

В жизни современного человека осознание принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей играют важную роль и оказывают влияние на отношения между людьми - от межличностных до межгосударственных, поэтому необходимо изучение всех аспектов этнического фактора. Процесс общения в полиэтничном государстве, таком, как современная Россия, должен строиться с учетом этнического фактора. Одним из примеров осознания этого является подготовка и издание в 1999 г. справочника для государственных служащих «Что нужно знать о народах России», дающего целостное описание социально-экономических и этнокультурных составляющих жизни российских народов [3].

Формы проявления интереса к своим корням у отдельных людей и целых народов различны: от попыток реанимации старинных обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления восстановить или создать свою национальную государственность. В качестве одной из форм проявления интереса к своим корням можно назвать развитие туризма.

Характерной тенденцией развития туризма второй половины XX в. стало увеличение спроса на туристские услуги людей среднего и ниже среднего достатка [4, с. 37]. Туризм стал массовым явлением. В то же время в связи ужесточением конкурентной борьбы на международном туристическом рынке большинство туристских фирм стало предлагать своим клиентам комплексное обслуживание по определенной программе. Во многих странах стали очень популярны такие виды программного туризма, как сельский и этнический туризм.

Этнический туризм - это познавательные и приключенческие туры, целью которых является знакомство с культурой, традициями, обычаями различных народов своей страны и других стран мира. В борьбе за клиента целые группы гостиничных предприятий и каждый отель в отдельности постоянно расширяют спектр услуг, вынося на рынок новые оригинальные предложения, в том числе основанные на этнографических и исторических данных.

Туристов привлекает традиционная культура в различных ее проявлениях: материальные памятники и свидетельства (жилища, одежда, предметы обихода и средства передвижения), и духовная культура, то есть выработанная коллективным разумом людей вся система производящих навыков, народных знаний, традиций и обычаев, различных видов искусства, народного творчества, религиозных представлений и верований [5, с. 5].

Ситуация знакомства с другой культурой, межэтническое общение дают индивиду больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических группах, способствует развитию толерантности и формированию коммуникативных навыков [1, с. 221]. Одним из наиболее привлекательных способов создания ситуации межэтнического общения является этнический туризм. Именно этнический туризм способствует сохранению традиционной культуры и историко-культурного наследия.

Современная Самарская область многонациональна. История формирования ее населения, как и Урало-Поволжья в целом, имеет несколько этапов. Они характеризуются контактами различных по происхождению групп населения, разными направлениями движения миграционных потоков, своеобразным сочетанием элементов хозяйственной и культурной деятельности [6, с. 266].

В I тыс. н.э. на территории Урало-Поволжья происходили интенсивные контакты групп финского, тюркского, угорского и славянского населения. В X в. н.э. часть территории нынешней Самарской области вошла в состав государства Волжская Болгария. В рамках государства процессы этнического взаимодействия стали еще более интенсивными, особенно в связи с принятием Ислама в качестве государственной религии [7, с. 42-67]. По территории Самарской области проходила южная граница Волжской Болгарии, о чем свидетельствуют руины одного из крупнейших городов Волжской Болгарии, известного под названием «Муромский городок» [8; 9, с. 13-15].

В 1236 г., несмотря на упорное и длительное сопротивление булгар и всего населения Среднего Поволжья и Южного Урала, Волжская Болгария была разгромлена монгольскими завоевателями и вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды). Многие булгарские поселения, в том числе и Муромский городок, были разрушены и больше не восстанавливались. Значительная часть населения была истреблена, другая – перешла на новые места. На некоторое время южные районы бывшей Волжской Болгарии опустели, но не надолго. Монгольские ханы проводили политику переселения народов в пределах завоеванных ими земель. Именно в золотоордынское время на Самарской Луке появилось русское и мордовское население [8, с. 6].

Конец XIV в. ознаменован упадком Золотой Орды, усугубившимся разгромом хана Тохтамыша войсками Тимура (Тамерлана) в 1391 г. на реке Кондурче (ныне – Красноярский район Самарской области) [10, с. 5]. После победы на Кондурче Тимур совершил карательный поход по территории Золотой Орды, в результате которого многие ее районы, включая заволжские степи и даже Самарскую Луку, вновь обезлюдели, теперь на достаточно длительное время. Вплоть до середины XVII в., даже после включения Поволжья в состав Московского царства и строительства крепости Самары в 1586 г., на территории Самарского Заволжья не существовало оседлого земледельческого населения. Хозяевами территорий севернее рек Самары и Кинеля были кочевые башкиры, южнее - ногаи [6, с. 266]. С 30-х годов XVII в. ногаи попали в подчинение к калмыкам, которые появились в Поволжье из Западной Монголии и стали почти единственными обитателями левобережных земель.

Аграрное освоение края в XVI-XVII вв. начиналось с правобережья Самарской Луки. Массовое оседлое население в Заволжье появилось только во второй половине XVII-XVIII вв. после строительства крепостей и оборонительных линий. Состояло оно из представителей разных национальностей: русских, мордвы, татар и чувашей. В 40-е гг. XVIII в. из-под Харькова и Полтавы по правительственным указам в Заволжье были переселены украинцы, и возник ряд украинских селений. Позднее, в 60-е гг., после обращения правительства Екатерины II к крестьянам и ремесленникам зарубежных стран с призывом переселяться в Россию для освоения свободных земель, в Среднем Поволжье начали образовываться немецкие поселения. Так же во второй половине XVIII в. Екатерина II пригласила для освоения степных участков старообрядцев.

В XVII-XVIII вв. переселенцы основывали однонациональные селения. В XIX в. из-за аграрного перенаселения характер расселения меняется. Русские, мордва, татары и чуваши стали селиться дисперсно (чересполосно), создавая двух-, трех- и более национальные селения, в которых этнокультурное взаимодействие было особенно интенсивным [6, с. 272].

К концу XIX в. определился этнический состав населения Самарской губернии: в трех северных уездах – Бугульминском, Бугурусланском и Ставропольском русские лишь незначительно превосходили по численности остальное население. В Бугульминском уезде проживали в основном татары и башкиры; в Бугурусланском уезде значительную часть составляли мордва и татары. В двух южных уездах - Николаевском и Новоузенском одну треть населения составляли немцы. Только в двух уездах – Бузулукском и Самарском значительно преобладало русское население [11, с. 7-8].

Таким образом, Самарскую область характеризуют следующие этнодемографические и культурные особенности:

1. Территория края не являлась ядром формирования ни одного из проживающих на ней сегодня этносов, но всегда выступала как контактная зона. Примечательно, что территория области носит контактный характер и с точки зрения оценки ареалов распространения многих животных и растений. Это разнообразие очень привлекательно для рекреационной деятельности.

2. Представители этносов, составляющих сегодня основу населения области, появились на ее территории практически одновременно. В непосредственном контакте оказались этносы различных языковых групп (славянской, тюркской, финской, германской) и конфессий (христианство, ислам, язычество, с конца XIX в. – небольшие иудейские общины). Следствием этого является ситуация этнической и конфессиональной толерантности.

3. Дисперсное проживание способствовало тесным контактам представителей разных этносов и формированию общерегионального культурного слоя, нашедшего отражение в распространении общих элементов в одежде, питании, способах хозяйствования, жилых постройках и т.д. Это так же является основой для взаимной терпимости, взаимопонимания и взаимного интереса.

По данным Самарского областного комитета государственной статистики, в настоящее время на территории области насчитывается 225 национальностей, этнических групп и различных самоназваний. Наиболее многочисленным является русское население (2,7 млн. человек), составляющее 83,6 % общей численности населения. Второе место по численности населения в области, как и в целом по России, занимают татары, их насчитывается 127,9 тысяч человек или 3,9 % населения. Затем по численности следуют: чуваши 101,4 тысяч человек (3,1 %), мордва 86 тысяч человек (2,7 %), украинцы - 60,7 (1,7 %), армяне 21,6 (0,7 %), азербайджанцы – 15 тысяч (0,5 %), казахи – около 15 тысяч (0,5 %), белорусы 14 тысяч (0,4 %), немцы 9,6 тысяч (0,3 %), башкиры 7,9 тысяч (0,2 %), евреи 6,4 тысячи (0,2 %), узбеки 5,4 тысячи (0,2 %). Численность таких народов, как таджики, марийцы, грузины в области составляет 0,1%. [12, с. 1]

Полиэтничным является не только сельское, но и городское население области. Городское население составляет 2612 тыс. человек, которые населяют 10 городов с пригородами [13, с. 21-23]. Исследования закономерностей и особенностей межэтнических отношений в г. Самаре показывают, что примерно для половины жителей их этническая принадлежность является значимой жизненной ценностью [14, с. 19]. Следовательно, отдых горожан в сельской местности может быть организован с учетом интереса к культуре своего и окружающих этносов, с учетом национальных традиций и даже стандартов рекреации.

Этнографическое наследие Самарской области, вовлекаемое в туристские маршруты, может быть представлено двумя видами: 1) памятники и экспонаты музейных коллекций; 2) элементы живой культуры.

Этнографические коллекции, то есть собрания народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения нашего региона, достаточно широко представлены в музеях области, как городских, так и сельских. В первую очередь нужно отметить яркие и представительные этнографические коллекции Самарского областного историко-краеведческого музея им.П.В.Алабина, Самарской государственной академии культуры и искусств, Самарского государственного университета, Музейного комплекса «Наследие» (г. Тольятти), Дома-музея И.Е. Репина (село Ширяево), Этнографического музея в селе Большая Рязань и др. Этнографические коллекции представлены в городских краеведческих музеях (Тольятти, Сызрань, Жигулевск, Октябрьск, Похвистнево), а так же в целом ряде районных музеев (Алексеевка, Большая Глушица, Большая Черниговка, Борское, Кошки, Красный Яр, Сергиевск).

К элементам живой культуры, которые могут быть вовлечены в туристско-экскурсионные маршруты, можно отнести существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, обряды, народное искусство (творчество единичных народных мастеров и промыслы), календарно-праздничный цикл народов области.

Очень важную роль в развитии этнического туризма могут сыграть национально-культурные объединения. Сегодня их насчитывается более шестидесяти. Среди наиболее известных можно назвать Самарское областное татарское общество «Туган Тел», Самарское областное чувашское культурно-просветительское общество «Пехиль», Самарские региональные общественные организации «Мордовский национально-культурной центр «Масторава», Украинский национально-культурный центр «Проминь», Самарский региональный центр немецкой культуры «Hoffnung» («Надежда») и другие [14, с. 280-282]. Для многих общественных организаций настоящим домом стало государственное учреждение культуры «Дом дружбы народов Самарской области», учрежденное министерством культуры и молодежной политики Самарской области. Сегодня в нем разместились девятнадцать национально-культурных общественных организаций.

Эти объединения являются активными организаторами и участниками проведения национальных праздников – еще одного элемента живой культуры, который так же можно использовать для развития этнического туризма. Традиционными в Самарской области стали «Масленица» и «Троица» - у православных народов, чувашские праздники «Акатуй» и «Уяв», эрзяно-мокшанский праздник «Масторава», татарские - «Сабантуй» и «Навруз» и другие. Очень популярны ежегодные фольклорные фестивали, как национальные, так и межнациональные (например, «Венок дружбы»). В этих праздниках принимают участие многочисленные национальные творческие коллективы области.

Гуманитарные задачи изучения курса «Региональная культура» состоят в формировании толерантности к культурам различных этнических общностей и познанию культуры своего народа. Практическая значимость изучения дисциплины заключается в раскрытии возможности использования этнических знаний в социально-культурном и туристском обслуживании населения региона.

Настоящее учебно-методическое пособие имеет целью помочь студентам подготовиться к семинарским занятиям и аттестации по Региональной культуре. Семинары - составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Они способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов.

Как готовиться к семинарам? Прежде всего, внимательно изучите и осмыслите вопросы предлагаемой темы. Они нацеливают вас на исследовательский подход к изучению литературы, документов и т.д. Не полагаясь на память, законспектируйте обязательную литературу. Составьте краткий план выступления по каждому вопросу предстоящего занятия.

Чтобы наиболее эффективно усвоить прочитанное – ведите записи. При этом используется не только зрительная, но и двигательная память, к тому же запись представляет собой творческий процесс, критический анализ изучаемого текста. Основные формы записей: план, выписка, тезисы, аннотация, резюме, конспект.

План - наиболее краткая форма записей, перечень вопросов, рассматриваемых в книге, статье. Приступая к составлению плана, необходимо написать название произведения, документа, дату и место издания.

Выписки - это либо цитаты, т.е. дословное воспроизведение того или иного отрывка изучаемого произведения, характерных фактов, статистических данных, либо краткое, близкое к дословному изложение.

Тезисы - сжатое изложение основных мыслей прочитанного. Особенность тезисов - их утвердительный характер.

Аннотация - краткое обобщение содержания произведения. Аннотация помогает сохранить общее представление о содержании книги или статьи.

Резюме - краткая оценка прочитанного, выводы, главные итоги. Используется в процессе подготовки доклада или реферата, когда требуется сравнить различные точки зрения.

Конспект - наиболее совершенная форма записей. Конспектировать можно лишь тогда, когда достигнута полная ясность о прочитанном, осознана смысловая связь идей, фактов, понятна логика рассуждений автора. Надо стремиться к тому, чтобы основные положения были записаны словами автора с указанием страницы, остальной текст можно передать своими словами [15].

Организация и проведение семинаров по Региональной культуре имеют свои особенности: для проведения семинарских занятий студенты академической группы разбиваются на подгруппы, представляющие наибольшие по численности народы Самарской области (русских, украинцев, татар, мордвы, чувашей), а так же башкир, как носителей традиционной кочевой скотоводческой культуры. Таким образом, студенты учатся работать в малых группах. Кроме того, каждое семинарское занятие предполагает практическое домашнее задание: подготовку презентаций, буклетов, игр и т.д.

Материалы данного учебного пособия подобраны и систематизированы в соответствии с семинарскими вопросами, однако не способны в полной мере заменить учебник, лекции и самостоятельную работу студентов. Кроме материалов для подготовки к семинарским занятиям учебно-методическое пособие включает так же список учебной литературы, список тем контрольных работ для студентов заочной формы обучения и список вопросов для подготовки к зачету по курсу.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 497. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия