Студопедия — РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ






В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Ре­бенок, не испытывающий этого желания, по меткому определе­нию Н.К.Крупской, «или болен или перепедагогизирован». Под­вижная игра составляет обширный, многообразный и вполне са­мостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт Иоганн Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хёйзинга называет совре­менного человека «гомо луденс» — «человек играющий».

Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразно­го символа младенчества — погремушки, до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило челове­чество от первобытного состояния до современного. Это положе­ние дает основание рассматривать подвижную игру как неотъем­лемую часть развития культуры общества.

Глубокий смысл подвижной игры — в ее полноценной роли в физической и духовной жизни народа, которая существует в ис­тории и культуре каждой страны. Подвижная игра не только куль­турная ценность, но и создатель культурных ценностей. Причем


культуры разных народов отражают сходство и неистощимое мно­гообразие. Подвижная игра является важным воспитательным ин­ститутом. В ней не только развиваются физические и умственные способности, но и изучаются и осваиваются общие правила по­ведения в коллективе, усваиваются этические ценности обще­ства. Она развивает фантазию и воображение, формирует духов­ное богатство человека. Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю.В.Бромлей, Ю.Г.Полольный, М.Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык», играя.

Мир подвижной игры — это, кроме всего прочего, своеобраз­ный музей истории культуры. Например, жителю нашей страны по собственному детству знакома игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Дети из рук в руки передают предмет, символически обозначающий огонь. Сколько лет этой игре? Она вполне могла возникнуть и в палеолите.

Поскольку игра служит носителем социального аспекта — тра­диций, культуры, то она является важнейшей формой преемствен­ности между поколениями.

Подвижные игры — одно из условий развития культуры ребен­ка. В ней маленький человек, двигаясь, осмысливает и познает окружающий мир. Наряду с развитием движений она развивает интеллект, будит фантазию, воображение, формирует социальную направленность.

Физическая культура как неотъемлемая часть общей культуры общества всегда предполагает творческое преобразование челове­ком своей природы. Подвижная игра составляет основу физичес­кой культуры дошкольника. Она всегда является творческой дея­тельностью, так как в ней проявляется естественная потребность ребенка в движении. Играя, ребенок познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности.

В социальном воспитании ребенка подвижные игры имеют ис­ключительное педагогическое значение. Ряд ученых отмечают, что игры отражают индивидуальность и творческую деятельность де­тей, в основе которой обычно лежат унаследованные от прошло­го, но приспособленные к современным условиям традиции. Со­вершенно очевидно, что игровая деятельность таит в себе огром­ные воспитательные возможности, которые недостаточно полно используются в работе с детьми (А.В.Запорожец, Т.А.Маркова, К.Ринцлер).

Отмечая разнообразное содержание детских игр, их свойств, ха­рактера, следует подчеркнуть, что общим во всех подвижных иг-


pax является творчество. Творческая деятельность свойственна только человеку. Она всегда социальна по содержанию и выражает свобо­ду личности.

Игровая деятельность ребенка имеет два источника — объек­тивный и субъективный: 1) объективно игра моделирует жизнен­ную ситуацию; 2) субъективно для ребенка она полна реального смысла, теснейшим образом связана с действительностью, ведь творя свой фантастический мир в игре, ребенок верит в его реаль­ность. Нередко он изображает ситуацию, с которой может столк­нуться в жизни. Игра воспитывает в ребенке чувство свободы, не­зависимости. Он чувствует себя хозяином своей судьбы, а это ос­нова человеческого достоинства.

Человек, как и всякое живое существо, с самого рождения обладает рефлексами голода и подражания. Однако ребенок, в отличие от своих животных предков, наполняется социальным содержанием и приобретает социальную значимость. В ней он ре­ализует воображаемую свободу, и поэтому игра как условие со­циальной свободы ведет к творческой деятельности, формируя и развивая ее.

Начальным этапом формирования творческой деятельности у детей является подражание, особенно характерное для подвижных игр детей младшего возраста. В этот период ребенок подражает все­му, что видит. Характерно, что подвижные игры малышей отража­ют не общение со сверстниками, а изображают ту жизнь, которую ведут взрослые или окружающий животный мир.

У малышей великолепно развито воображение, они могут с удо­вольствием летать, как «воробушки», взмахивать руками, как «ба­бочки крылышками», и т.д. Это стремление к одухотворению пред­метов объясняется желанием ребенка придать изображаемому об­разу живой характер. Его интересует такое игровое действие, в изоб­ражении которого он вживается в образ. В этот момент у него ак­тивно включаются механизмы симпатии, формируя ценнейшие личностные качества: сопереживание, соучастие, сопричастность к игровым событиям. *

Воспитательное значение подражания отмечала Н. К. Крупская: «Подражательность ребенка есть не что иное, как особая форма творчества — перевоплощение чужих мыслей и чувств. Это пери­од, когда у ребенка очень сильно начинают развиваться обществен­ные инстинкты, и человеческая жизнь, и человеческие отноше­ния делаются центром внимания» [53, с.72]. Именно благодаря раз­витой способности к имитации большинство подвижных игр де-Тей младшего возраста носят сюжетный характер. На пятом году ^зни меняется характер игровой деятельности детей. Их начинает Интересовать результат подвижной игры. В игровой деятельности


дети стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить за­думанное, творчески отобразить в своем воображении и поведе­нии накопленный двигательный и социальный опыт.

Однако подражательность и имитация продолжают играть важ­ную роль и в старшем дошкольном возрасте. Взрослые часто не­дооценивают тот факт, что в подвижной игре дети осваивают разнообразие окружающего мира, испытывают глубокие пережи­вания и чувства. Детские переживания влияют на весь дальней­ший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его дальней­шие поступки.

Являясь следствием естественной потребности в деятельности, подвижная игра, с одной стороны, дает возможность ребенку по­знать и преобразовать окружающую действительность, а с другой — развивает его способности и творческую деятельность.

Для подвижных игр характерен большой эмоциональный подъем, наличие правил, которые серьезны и обязательны для всех играю­щих, являются «законом» для них.

Таким образом, в каждой подвижной игре творчество является обязательным компонентом. Даже при отсутствии специального пе­дагогического руководства развитием творческой деятельности она спонтанно-стихийно всегда присутствует и развивается в игре. Це­ленаправленное, методически продуманное руководство подвиж­ной игрой значительно совершенствует, активизирует творческую деятельность детей, поднимает ее на более высокий социальный уровень. Поэтому методика руководства игровой деятельностью предполагает ведущую роль педагога, который направляет и фор­мирует творческую деятельность.

Продуманная подготовка воспитателя к игре, комплексный меж­предметный подход к формированию двигательного и социально­го опыта подводят ребенка к более осмысленному восприятию иг­ровой ситуации, обеспечивают вхождение его в роль.

Важная роль в подготовке и проведении игры принадлежит ху­дожественному слову. Оно действует на детей не только смысло­вым содержанием, но и внутренним ритмом, мелодичностью, что значительно увеличивает силу воздействия на фантазию и вообра­жение. Поэтому объяснение подвижной игры не должно быть су­хим, ситуативным. Оно должно быть образным, лаконичным, мак­симально вразумительным, воздействующим на фантазию, вооб­ражение; будить мысль и чувства.

Большинство подвижных игр включает множество физических упражнений, выполнение которых требует переноса имеющихся двигательных навыков в игровую ситуацию. Поэтому важно при


обучении физическим упражнениям направлять творческую дея­тельность детей. Особое значение имеет использование метода твор­ческих заданий, обеспечивающего развитие творчества при состав­лении комбинаций физических упражнений.

По нашему мнению, использование разнообразных комбина­ций движений в подвижных играх не только активизирует твор­ческую деятельность детей, но и способствует использованию фи­зических упражнений в качестве средства решения двигательных задач и как основной фактор их выразительности. Важно, чтобы дети в игре стремились к наслаждению физическими упражнения­ми, которые способны дать интенсивные мышечные усилия. Ори­гинальные комбинации движений дети придумывают в ряде под­вижных игр, таких, как «Затейники», «Сделай фигуру», «Цветные домики», «День и ночь» и во многих других. Чем больше внимания педагог уделяет развитию творческой деятельности детей при обу­чении физическим упражнениям, тем необычнее, интереснее при­думывают дети упражнения, движения в таких играх.

При ведущей роли воспитателя дети привлекаются к составле­нию вариантов игр. Многочисленные и довольно интересные ва­рианты составляют дети в таких играх, как «Ловишки», «Пере­бежки», «Пожарные на учении» и др.

Следующим чрезвычайно важным этапом развития детского творчества является умение самостоятельно организовывать под­вижные игры, знакомые ребенку. Наивысшим уровнем детского творчества является придумывание новых подвижных игр по мате­риалам знакомых художественных произведений, эпизодам из жиз­ни. При систематическом, целенаправленном руководстве воспи­татель, вооруженный соответствующей методикой, может добить­ся значительных результатов в комбинировании движений, варьи­ровании игр, проведении знакомых игр со всей группой и неболь­шими группами детей.

Придумывание новых игр дается не всем детям. По нашему мне­нию, причинами этого,являются индивидуальные особенности, Уровень двигательного и социального опыта и заорганизованность педагогического процесса, не всегда достаточно побуждающего ре­бенка к творчеству.

Чрезвычайно важна атмосфера добра, радости, веселья в игре. Это не означает, что в проведении игры не должно быть строгости и требовательности, но воспитатель должен помочь ребенку рас­крыть его лучшие интеллектуальные и физические способности.

По своей природе каждая подвижная игра является носителем творческой деятельности. При умелом руководстве игровой дея­тельностью можно значительно повысить творческий потенциал Ребенка. Развивая, совершенствуя творчество детей в игре, мы вос-


питываем социально активного, умного, разносторонне развитого человека, относящегося к любой деятельности вдумчиво и твор­чески. Удовлетворяя потребность в движении, развивая творчество в процессе двигательной деятельности, мы формируем физичес­кую культуру. А. С. Макаренко писал, что культурное воспитание ребенка начинается очень рано, когда ему еще далеко до грамот­ности, когда он только научается хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Развивая гармонию движений, было бы неправильно сводить роль подвижной игры только к физическому развитию.

В игре красота движущегося человеческого тела должна достиг­нуть кульминации. В наиболее развитых формах игры движения ре­бенка насыщены ритмом и гармонией — благородными дарами эстетического восприятия, которые доступны только ему.

Плавность, изящество движений, приобретенные при обуче­нии физическим упражнениям, играют важную роль в творческом проявлении ребенка в подвижной игре. Наслаждение в подвижной игре достигается за счет полного раскрытия личности ребенка. Все органы тела могут быть упруги, развиты и тренированы. Чувства обострены для впечатлений, мощь и выносливость мускулов мо­жет быть увеличена. Чувственная восприимчивость может быть раз­вита для более полного ощущения тела и происходящего в нем преобразования. Моторный контроль может быть усовершенство­ван до такой степени, что результатом будет достижение пластич­ности, красоты, грациозности движения, улучшения координа­ции и сноровки физического совершенства.

Подвижная игра формирует духовное богатство личности, куль­туру чувств, широту интересов. «Стремление к совершенству фор­мы — биологическое стремление, — писал А.М.Горький, — в основе его лежит желание человека воспитать в себе самом гиб­кость и силу мускулов, легкость и ловкость движений. Это стрем­ление к физической культуре тела особенно ярко воплощено было древними греками в непревзойденных образцах их скульптуры. Люди знают, что здоровью сопутствует полнота ощущения радостей жиз­ни; людям, работающим над изменением вещества, материи и ус­ловий жизни, доступна величайшая из радостей — радость твор­цов нового, необыкновенного».

Подвижная игра проходит через всю человеческую жизнь. «Дол­гое, очень долгое расставание с игрой у нормального человека... — пишет В.Белов. — Только сломленный, закостеневший, не во вре­мя постаревший, злой или совсем утративший искру Божию чело­век теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении».

Ребенок, не доигравший в детстве, не познавший радость сво­бодной и самопроизвольной творческой деятельности, вырастает менее социально активным, заорганизованным.


Педагогически правильно организованная игра дарит ребенку радость, функциональное удовольствие от движения, чувство то­варищества, дружбы, взаимопомощи и взаимопонимания, успеха в достижении общих игровых целей. Радость творчества дает не­повторимое ощущение раскованности и свободы, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, столь необходи­мого в будущей жизни.

Развитие творчества формирует пытливый ум ребенка, заряжа­ет его весельем, радостью, формирует стремление быть здоровым и крепким, готовым к решению сложнейших задач, поставленных перед ним разнообразными жизненными обстоятельствами.

При проведении подвижных игр создаются широкие возмож­ности для формирования у детей творчества, потому что игры никогда не состоят только из автоматизированных действий. Твор­ческая инициатива проявляется у детей уже в младшем дошколь­ном возрасте: в начальной форме у двухлетних и в более развитой у детей трех лет.

В репертуаре подвижных игр для маленьких детей преобладают сюжетные игры: они уточняют представления детей об окружаю­щем их мире, содействуют активности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, воздействуют на возникновение и развитие воображения.

Реально-условная ситуация сюжетных игр помогает ребенку свое­образно воспроизвести знакомый ему жизненный образ. Малыш испытывает радость от самих движений, подражания птицам и жи­вотным: летает, как птичка; прыгает, как зайчик, бегает, как ло­шадка. Поэтому во время игры слышится смех, веселые восклица­ния, и в основе игрового процесса заключается уже простейшая исполнительская активность ребенка, начальная попытка вопло­щения в игровой образ.

Творческая направленность игровой деятельности детей во всех возрастных группах, особенно в младших, определяется проду­манной эмоционально-образной методикой руководства воспита­теля. Задача его состоит в том, чтобы постепенно формировать у детей положительно-эмоциональное отношение к игровым обра­зам, отражающим окружающую жизнь, чувство сопереживания и действенного творческого соучастия в данной игровой ситуации. Для успешного проведения подвижной игры большое значение имеет ознакомление детей с ее содержанием, игровыми действия­ми персонажей и правилами.

Учитывая особенности детей младшего возраста, педагог про­думывает приемы общения с воспитанниками, наиболее содей­ствующие возникновению у них эмоциональной заинтересован­ности при восприятии содержания, нетерпеливого желания дей-

Нр Степаненкона 225


ствовать. Он намечает игровые приемы, включающие некоторую сюрпризность, неожиданность, уместные для начала и в процессе всей игровой деятельности; краткий эмоционально-образный рас­сказ сюжета игры, уточняющий наглядно-образно ее ситуацию, характеристику и действия игровых персонажей; создает варианты игры для использования при повторении. В них, сохраняя основу сюжета игры, педагог вводит новые персонажи, действия, изме­няет ситуацию (например, игра «Воробушки и кошка» и ее вари­анты: «Воробушки и автомобиль», «Воробушки и лошадка» и т.п.). Указанные приемы содействуют возникновению и сохранению ин­тереса детей к игре благодаря некоторой новизне восприятия, вы­зывающей работу творческого воображения, ориентировку в раз­личной игровой ситуации, освоение несколько усложненных дви­гательных действий.

Приведем примеры подобных приемов. Так, перед игрой «Мыши в кладовой», когда все дети приготовились послушать, как они будут играть, из-за двери вдруг раздается мяуканье (это няня по­могает воспитателю). «Кто-то мяукает за дверью, — говорит вос­питатель, — вы тихонько посидите, а я посмотрю, кто там». Он подходит к двери, открывает ее и ласково говорит: «Это кисонька пришла к нам в гости». Он вносит игрушку-кошку и обращается к детям: «Посмотрите, детки, какая красивая кошечка. Поздоровай­тесь с ней!». Затем воспитатель предлагает детям погладить кошеч­ку, рассмотреть, какие у нее красивые глаза, ушки, большие усы, бантик, какая мягкая, шелковая шерстка. «Кошечка пришла с нами поиграть». Воспитатель сажает игрушку к себе на колени и обраща­ется к детям:

«Сейчас я вам расскажу, как мы будем играть... В большой кладовой, где хранились сыр, крупа, горох, сладкие сухарики, появились мыши. Они прибегали из своих норок и грызли все, что было вкусно. Тогда в кладовую посадили кошку, и она приготовилась ловить мышей: прислу­шивалась и смотрела, когда они появятся.'А мышки увидели кошку и спрятались в своих норках. Стало тихо-тихо. Когда кошка заснула, мышки пробрались в кладовую, разбежались в разные стороны и стали грызть — кто сыр, кто крупу, а кто сухарик. Кошка проснулась, сердито мяукнула и бросилась ловить мышей. Мышки испугались и быстро-быстро побежали к себе в норки... Вы все будете маленькие мышки, а ваши норки будут за стульчиками. А кошка будет сидеть вот здесь, в кладовой у двери. Игра начинается».

Воспитатель ведет игру, поясняя происходящее, изменяя инто­нацию в соответствии с сюжетом, направляет деятельность детей-Бывает, что первоначально педагог выполняет ведущую роль и в то же время играет вместе с детьми. Он и кошка, и мышка, и воробу­шек, и автомобиль и т.д. Практика показала, что дети не замечают такого перевоплощения воспитателя и действуют с увлечением.


В процессе игры очень важно бережно сохранять игровую ситу­ацию и роли, взятые на себя детьми, время от времени поощрять детей: «Хорошо клюет зернышки воробушек Ира» или: «Какая лов­кая мышка Настенька, нашла сухарик и грызет его». В ходе игры педагог не делает замечаний. Если необходимо направить действия детей, то он старается так их подать, чтобы не нарушался игровой сюжет, образ. Замешкавшемуся или расшалившемуся ребенку вос­питатель говорит: «Все мышки побежали быстро, а мышка Ната­ша и мышонок Сережа не успеют убежать. Кошка проснулась, то­ропитесь!»

Руководя игровой деятельностью ребенка, педагог поощряет ма­лейшее проявление самостоятельности, следит за образным вы­полнением движений, за тем, чтобы дети по возможности двига­лись выразительно, действовали в соответствии с сигналом. Закан­чивая игру, воспитатель, естественно, выводит детей из игровой ситуации. Он не забывает о внесенном в игру персонаже и может, например, сказать детям: «Мы очень хорошо поиграли с кошеч­кой, ей у нас понравилось, и она поживет у нас в игровом уголке. Мы с ней еще поиграем». Такая законченность игровой деятельно­сти очень важна для полного ее завершения и вместе с тем для создания у детей уверенности в возможности последующих игро­вых действий с игрушкой.

При повторении игры «Мышки в кладовой» воспитатель ис­пользует разные варианты: мышки возвращаются только в свои норки, пролезают в щели, расположенные в разных участках иг­ровой площадки, подлезают под натянутый шнур.

Необходимо приучать ребенка подчиняться правилам игры уже в младшей группе. Наиболее целесообразно это делать так, чтобы правило опиралось на роль и игровую ситуацию. Для этого в под­вижную игру вносят различные атрибуты, с их помощью ребенок входит в роль, а в роли он, естественно, подчиняется правилам.

Итак, в развитии творческой активности детей важное место отводится эмоционально-образной методике руководства воспи­тателя. Расширяя двигательный опыт детей, воздействуя образным словом на воображение, воспитатель стимулирует и направляет творческо-исполнительскую игровую деятельность каждого ребенка.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 528. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия