Студопедия — ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ВОСПИТАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ДВИЖЕНИЙ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ






Подвижные игры как часть физической культуры занимают важ­нейшее место во всестороннем воспитании ребенка. Они отражают.Нцеалы общественного воспитания, заложенные как общечелове­ческой культурой, так и культурой отдельных народов.


Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека. Уже в Древней Греции понимали взаимосвязь и взаимозависи­мость движения и психических процессов. Древние греки высоко ценили грациозность движения, считая, что грацией отличаются только «произвольные движения», а среди них движения, пред­ставляющие собою выражение «моральных ощущений». По их мне­нию, движения, не имеющие иного источника, кроме чувствен­ной природы, при всей их произвольности, относятся только к природе, которая сама по себе никогда не возвысится до грации. Грациозность, самовыражение в движении они относят к прекрас­ным проявлениям души. В произвольных движениях, где имеет место грация, там движущим началом является душа и в ней заключает­ся причина красоты движения. По мнению древнегреческих фило­софов, грация, красота не дана природой, а создается самим че­ловеком. Ф.Шиллер писал, что техничными, красивыми, граци­озными, выразительными движения человека становятся лишь бла­годаря мысли.

В древних культурах Индии, Китая, Японии одухотвореннос­ти движений уделялось значительное внимание. С философско-религиозных позиций человек рассматривался как единствотгло-ти и духа.

Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной де­ятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отра­жательной роли мозга. Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение — конечное выражение всякого психического акта, мысль — это рефлекс, за­торможенный в своей двигательной части, и что всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В работах В.М.Бехтерева и его сотрудников (Н.М.Щелованова, М.П.Дени­совой, Н.Л.Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависи­мость двигательных и психических функций ребенка. В указанных исследованиях содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и дей­ствий определяется в единстве. Благодаря системному подходу пси­хологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовы­ражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка.

В настоящее время имеются исследования, в том числе и зарУ" бежные, отражающие влияние телесных поз на психику. УтверЖ"


дается, что некоторые психические особенности человека имеют определенный мимический паспорт (К.И.Платонов, В.А.Белов и др.). Американские психотерапевты используют напряженные позы для коррекции психики. Регулярное использование напряженных поз помогает войти в контакт с собственным телом и сохранить чувство гармонии. По мнению специалиста из США Орсона Бина, двигательные упражнения используются для психокоррекции, по­могая человеку вернуться к первичной природе, снять эмоцио­нальное напряжение. По его мнению, эмоциональное напряжение можно снять, используя упражнение «Велосипед». Важную роль в этом играет также «школа мяча». Она помогает свободному само­выражению, ведет к личностному совершенствованию. Ребенок при­выкает открыто выражать свои эмоции, у него появляется воз­можность пережить обширный диапазон чувств. Эмоциональная раз­рядка помогает взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями.

Методика М.Фелденкрайса имеет целью восстановление гра­циозности и свободы движений, утверждающих образ «Я», рас­ширение самосознания и развитие возможностей ребенка и взрос­лого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формирует­ся ловкость, умение найти наиболее эффективный способ дви­жения.

Интересен подход к совершенствованию развития личности по методу Матиаса Александера. Он утверждает, что человеческий орга­низм есть единое целое и деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция привычных телесных поз, их улучшение помогает создать правильное взаимоотношение частей тела и пси­хики. Язык жеста не менее выразителен, чем язык слов. Цепкость и ловкость прекрасно развивается «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста.

Известный русский актер М.Чехов доказал, что выразитель­ный жест оказывает влияние на культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М.Чехов формирует связь между дви­жением и словом, движением и эмоциями. Человек, многократно проделывающий одно и то же волевое и выразительное движение, Получает в результате также соответствующую эмоцию.

При проведении подвижных игр значительное внимание следу-61 Уделять комплексному подходу в проведении игры. С этой целью Детям читают художественную литературу, просматривают и об-сУ*Дают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривают кар­аны, осуществляют наблюдение за окружающей природой, про-^Дят беседы и используют другие методические формы подведе-'Ия детей к осознанию сюжета и задач игр. В играх «День и ночь»,


«Море волнуется» и других, им подобных, при объяснении реко­мендуется пользоваться сюжетным рассказом. Например, днем ба­бочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают, пол­зают. Наступает ночь и все звери и животные засыпают в той позе в какой застала их ночь. В игре «Сделай фигуру» предлагается приду­мать индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам: «Спорт­смены», «Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное место отводится поощрению детей, придумавших не­обычную фигуру, красиво и образно ее выполнявших. Особенно по­ощряются дети, преодолевшие неуверенность, робость и достиг­шие выразительности движений.

В оценке ребенка за точку отсчета берется его собственное до­стижение, проявление им осознанности и творчества. Следует от­метить, что каждый может и должен придумать свое движение, игровой образ, отражая в нем свою индивидуальность, неповто­римость. К оценке выполнения заданий можно привлекать детей. Они способны анализировать, кто лучше, интереснее, точнее пе­редает образ в движении. Выразительность движения, поэзия же­ста, его одухотворенность играют важную роль в осмыслении дви­жения, образности его воспроизведения.

Лучшему использованию двигательного опыта детей (при обу­чении физическим упражнениям) способствует формирование творческой направленности деятельности детей при обучении фи­зическим упражнениям в подвижных играх.

Психокоррекционное воздействие физических упражнений осу­ществляется при использовании разнообразных игр с мячом (для разных положений рук, туловища, головы при отбивании мяча), пальчиковой и глазодвигательной гимнастики, включенной в фи­зические упражнения.

Красота движения проявляется в совершенном физическом конт­роле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Ф.Шиллер справедливо пи­сал: «Реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он воспроизводит».

Творческая активность имеет важнейшее биологическое значе­ние и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.

Особое место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. В дошкольных учреждениях используются только их элемен­ты, подводящие ребенка к более сложным спортивным игровые действиям при дальнейшем его обучении в школе.








Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 417. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия