Пространство и время как атрибуты бытия
Учение о пространстве и времени относится к числу важнейших разделов онтологии, поскольку изучение любого явления предполагает его пространственно-временное описание (в частности, ответы на вопросы: где? и когда?). Под пространством понимают протяженность предметов (длинный, высокий, большой и т.п.) и их расположение относительно друг друга (справа, выше, дальше и т.п.). Под временем понимается длительность процессов (продолжительность), их последовательность (раньше, позже), а также скорость их протекания (быстрее, медленнее). Явление, изучаемое с точки зрения его пространственных свойств, есть предмет (нечто неизменное), а явление, изучаемое с точки зрения его временных свойств, есть процесс (нечто изменчивое). В истории философии обсуждение темы пространства и времени привело, прежде всего, к вопросу об их онтологическом статусе. Для субъективного идеализма пространство и время – субъективны и являются элементами субъективной реальности, то есть, человеческого сознания. Например, И.Кант (см. 2.6.1) относил пространство и время к априорным формам чувственного познания, трактуя их как компоненты внутренней структуры нашего мышления, позволяющие человеку упорядочить хаос ощущений и ориентироваться во внешнем мире. Экзистенциализм (см. 2.7.5) пространство и время ставил в зависимость от экзистенции человека, ссылаясь, в частности, на феномены «замедления» времени или его «остановки» при особых состояниях сознания (например, в «пограничной ситуации»). Объективный идеализм и религиозная философия признавали объективный, независимый от человеческого сознания, статус пространства и времени, но связывали их существование с процессом творения мира (Богом, Абсолютной Идеей и т.п.). Материалистические учения рассматривали пространство и время как элемент объективной реальности, связывая их, так или иначе, с сущностью бытия. В понимании характера этой связи исторически сложились два подхода: субстанциальный и реляционный. При субстанциальным подходе ( исторически первом ) пространство и время рассматривались как самостоятельные субстанции, несвязанные друг с другом и с материей. Истоки данной концепции можно обнаружить уже в античном атомизме. Например, Демокрит, утверждавший, что «начала мира – это атомы и пустота», признавал пространство (пустоту) в качестве самостоятельной сущности как условие движение атомов. В ХУП веке субстанциальная трактовка пространства и времени получила дополнительное обоснование в классической механике и надолго утвердилась в европейской науке и философии. Введение Ньютоном понятий «абсолютного времени» и «абсолютного пространства» означало закрепление за ними статуса полной объективности и независимости от бытия (от материальных предметов и явлений). Пространство Ньютон представлял как пустое вместилище для тел, а время – как идущие сами по себе «мировые часы», или как «чистую длительность», «ось времени», на которую можно «нанизывать» события. Кризис субстанциальных представлений о пространстве и времени наступил в период революции в физике конца Х1Х - начала ХХ века, когда для объяснения нового класса изучаемых объектов (элементарных частиц) на смену ньютоновской классической механике пришла квантовая механика, появилась теория относительности, утвердились неэвклидовы формы геометрии. Это привело к формированию реляционного подхода к пространству и времени. Общая теория относительности, показала зависимость пространственно-временных параметров от скорости движения материального объекта. (Речь идет о так называемых «релятивистских эффектах» – уменьшение длины отрезка и замедления времени в объектах, скорость которых приближается к скорости света). В общей теории относительности пространственно-временные параметры зависят от силы притяжения и изменяются вблизи мощных гравитационных объектов во Вселенной (происходит искривление пространства и замедление времени). Таким образом, реляционная концепция рассматривает пространство и время как неотъемлемые и взаимосвязанные атрибуты бытия,или, в терминологии философского материализма, как формы существования материи,которые отдельно от нее не существуют. Релятивистский подход привел к пониманию того, что в мире нет единого, универсального пространства и времени, а в силу многообразия материальных объектов, существуют многообразие причинно-временных явлений. Поэтому в современной онтологии возникло учение о различных видах пространства и времени,в рамках которого предлагается различать: - физическое пространство и время,присущие объектам, изучаемым современной физикой и связанные с физическими формами движения материи. Здесь используются не только классические представления о трехмерности пространства и одномерности времени, но и концепция четырехмерного пространства-времени (при объяснении явлений микромира), а также другие модели n-мерного пространства-времени. - х имическое пространство и время - та часть физического пространства и времени, в котором существуют и протекают химические процессы. Понятие «химическое время» включает в себя период существования химических веществ, скорость или периодичность протекания химических реакций, а также другие свойства химических явлений (например, «химические часы»). Химическое пространство характеризуется определенным расположением атомов и формой взаимодействующих молекул, определенной пространственной концентрацией химических веществ или группированием молекул и т. п. - биологическое пространство и время – термины, появившиеся с развитием биологии для выражения параметров, в которых существуют и протекают биологические процессы. Биологическое пространство-время неразрывно связано с пространством-временем неживой природы (физическим и химическим) и не может существовать вне него, но биологические процессы протекают в биологическом времени, а живые организмы находятся в биологическом пространстве. Биологическое пространство-время имеет свои особенные принципы организации. Существует пространство и время жизни организма; пространственная асимметрия строения живых организмов и их органов. В биотопе (части среды обитания биоценоза) существует определенная пространственная и временная организация жизни входящих в его состав организмов, той же особенностью обладает и вся биосфера Земли. В биологии давно используется понятие «биологические часы» – околосуточные ритмы, заданные извне физическими закономерностями смены дня и ночи, природными состояниями, определяемыми вращением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. - с оциальное пространство и время – понятия, активно «работающие» в современном социальном познании. Социальные способы организации пространства и времени появились с возникновением общественной жизни. Они, с одной стороны, как бы вписывались в пространственно-временные структуры неорганического и органического мира: деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на развитие общества и на темпы социальных изменений влияют астрономические, геологические, биологические катаклизмы. С другой стороны, социальные пространство и время имеют особенности, которые отличают их от природных пространственно-временных явлений. Специфика социального пространства и времени связана с наличием в них целей, идей иидеалов,то есть, социальные пространство и время наделяются смыслами, которые привносит в них человек как активный субъект социокультурной деятельности.Так возникаетсакральное пространство храмов, памятников, сакральное время религиозных праздников, особое пространство и время для работы и отдыха и т.д. Понятие «социальное время» позволяет более глубоко осмыслить проблему темпов развития различных государств, которые неравномерны (иначе говоря, социальные процессы носят нелинейный характер), поставить вопрос о направленности развития (прогресс, регресс или застой), принять решение об ускорении общественного развития и т.п. Возникновение в рамках реляционного подхода многочисленных концепций пространства и времени привело к выводу о необходимости различать: - реальное пространство и времякак объективную реальность, как объективно существующие атрибуты бытия; - перцептуальное пространство и время – это субъективное восприятие человеком реального пространства и времени (лат.perseptio – воспринимать), причем восприятие это протекает в доступной для органов чувств человека форме (у других живых существ – иные способы восприятия и, следовательно, иные способы ориентировки в реальном пространстве и времени); - к онцептуальные пространства и время – это многочисленные теории (концепции), которые разрабатывает наука и философия, изучая реальное пространство и время; это знание носит вероятностный характер, ибо истинность его в полной мере еще не установлена. Таким образом, категории пространства и времени играют значительную роль не только в философии, но и в современном научном познании. Многочисленные формы их интерпретации свидетельствуют о сложности и противоречивости этих фундаментальных онтологических понятий.
|