Студопедия — Моральные аспекты науки в обществе экологического риска
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Моральные аспекты науки в обществе экологического риска






Специфические черты морального аспекта науки в обществе риска с наибольшей отчетливостью проявились в современной биоэтике и экологической этике. Но они обнаруживаются и во многих современных вариантах прикладной (в том числе профессиональной) этики.

1. Осмысление и принятие ответственных решений в экологических, биоэтических и иных ситуациях не может осуществляться лишь на основе экспертного заключения только ученых-естествоиспытателей (например, врачей или биологов) или иных экспертов (юристов, политиков и т.п.). Необходимо их сотрудничество с представителями гуманитарных дисциплин и общественности. Недаром Р. Поттер назвал биоэтику новым типом мудрости, интегрирующим научное знание и гуманитарные ценности.

2. Не существует единственной философской, моральной или религиозной доктрины, которая могла бы предложить систему универсально признаваемых ценностей или антропологических идей для решения быстро нарастающего числа конфликтов и затруднений.

3. Сферой принятия решений становится сеть профессиональных, мультидисциплинарных научных и публичных коммуникаций: диалог ученых, политиков, представителей религиозных групп, бизнеса и общественности. Решение принимается не в некотором центре, представляющем моральный авторитет, а в сети институтов публичного форума..

4. Результаты общественного диалога как процесса формирования обоснованных решений имеют двоякую форму. С одной стороны, ответом являются новые внутренние ценности, которые формируются конкретными моральными сообществами (религиозными, профессиональными, философскими и т.д.) в результате публичных обсуждений острейших экзистенциальных ситуаций, провоцируемых научно-техническим прогрессом. С другой стороны, результатом общественного диалога являются внешние, формальные ценности, которые представляют собой формы политического компромисса, достигнутые в результате деятельности публичных механизмов гражданского общества. Эти ценности закрепляются в этических кодексах, декларациях, принципах и правилах, законодательных документах, регламентирующих осуществление тех или иных форм деятельности (например, пересадку органов или тканей человека, квоты на выбросы промышленных газов, проведение спасательных операций в зонах экологических катастроф и т.д.).

5. Предметом экоэтики в обществе экологического риска выступают два типа ответственности: 1) ответственность личности (ученого, бизнесмена) перед собой за самосовершенствование и самореализацию; 2) ответственность за события, возникающие как последствия поступков самореализации. Центральными регулятивными принципами в этих условиях выступают принципы предосторожности и презумпции опасности.

6. Ситуация общества риска характеризуется, с одной стороны, глобализацией рисков, объединяющей человечество и заставляющей искать общий морально значимый ответ; с другой стороны – внутренним расслоением морального сознания и ослаблением влияния моральных авторитетов. При этом экзистенциальная значимость возникающих проблем предопределяет потребность обоснованного принятия решения в режиме «здесь и сейчас», как благоразумный ответ на конкретную историческую ситуацию. Осознание ограниченного ситуацией характера морального ответа делает его принципиально открытым для переосмысления в соответствии с меняющейся ситуацией.

7. Влияние экологической этики в целях сохранения окружающей среды усиливается за счет операционализации и применения этических инструментов. Современная прикладная этика как этика организаций/предприятий становится дополнительным способом социального контроля, все более применяемым по мере возрастания потребности в снижении экологических и техногенных рисков. Она помогает целенаправленно институциализировать такие ценности, как ответственность, «законопослушность», честность, прозрачность, доверие и т. п.

Вопрос 66. Экологическая этика как моральный императив постнекласической науки. Основные парадигмы и принципы экоэтики.

Экологический императив, экологическая ответственность и принцип предосторожности

В новой постнеклассической ситуации формируется новый тип морального сознания – энвайронментальный, который отчасти покрывается понятиями экологической этики и биоэтики. Источниками формирования этого морального сознания являются:

1) экологическое движение, возникшее как осознание угрозы биологическому существованию человека в рамках развития научных технологий и технологического подхода к природе;

2) биоэтическое движение, дополняющее экологическую озабоченность выживанием человечества озабоченностью сохранения идентичности человека (включая моральную идентичность). Клонирование, к примеру, угрожает не только нарушением здоровья созданных новым способом граждан (клонов), но, прежде всего, разрушением основополагающей и для индивидов, и для всех существующих сообществ культурной оппозиции мужского и женского;

3) прогресс науки и техники, превративший традиционные теоретические проблемы (включая антропологические и моральные) в актуальные экзистенциальные проблемы, требующие незамедлительного практического разрешения (например, трансплантация сердца спровоцировала переосмысление такого фундаментального конструкта культуры, как феномен смерти);

4) формирование идеологии культурного и ценностного плюрализма и резкое снижение влияния традиционных источников морального авторитета.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

КОНСТРУКЦИЯ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ВАГОНА Тип колёсной пары определяется типом оси и диаметром колес. Согласно ГОСТ 4835-2006* устанавливаются типы колесных пар для грузовых вагонов с осями РУ1Ш и РВ2Ш и колесами диаметром по кругу катания 957 мм. Номинальный диаметр колеса – 950 мм...

Философские школы эпохи эллинизма (неоплатонизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм). Эпоха эллинизма со времени походов Александра Македонского, в результате которых была образована гигантская империя от Индии на востоке до Греции и Македонии на западе...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия