Студопедия — О природе субъективной реальности
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О природе субъективной реальности






 

В предшествующих разделах была представлена история по­иска предмета “психологии вообще”, но не психологии человека. Именно поэтому оказывалось возможным, например, прямо переносить закономерности поведения животных на жизнедея­тельность человека (например, в бихевиоризме). Очевидно, что эти попытки в большинстве случаев приводили либо к редукционизму (сведению высшего к низшему), либо к абстрактной односторонности. И в том и в другом случаях человек терял свою сугубо человеческую специфику. Целостное изображение человека осуществлялось лишь во вненаучных системах человекознания. Но так ли безнадежны попытки преодоления подоб­ной антиномии (либо наука — тогда абстрактность, либо искус­ство — тогда целостность)? Возможно ли построение антропологической пси­хологии (психологии человека), в кото­рой бы одновременно удерживались це­лостность и уникальность конкретного человека (схватываемые в житейской психологии, в религии, в человековедческой практике) и строгость и доказа­тельность законов психической жизни, образцы которых мы находим в науке? Попытаемся двигаться методом последова­тельных приближений.

Попробуйте проанализировать какое-либо свое психическое состояние, например огорчение, страх, плохое настроение, и по­старайтесь найти его причину. В результате внутреннего сосре­доточения вы можете прийти к выводу, что причина вашего на­строения или огорчения лежит вне вас, в окружающем мире, в отношениях с другими людьми, в особенностях вашей деятель­ности или поведения.

Этот факт демонстрирует существенную особенность всех явлений внутреннего мира человека — их связь с внешним ми­ром, неотторжимость от него. Всякое психическое явление полу­чает свою определенность и свое содержание через, связи и отно­шения человека с окружающей действительностью. Психологиче­ский мир человека — это мир в человеке и человек в мире. Внут­ренний мир человека всегда неповторим, пристрастен, но эта пристрастность, неповторимость есть в то же время активное воспроизведение, конструирование, понимание того мира, в ко­тором реально живет и действует конкретный человек.

Это положение имеет принципиальное значение для понима­ния субъективной реальности. Иное ее понимание исходит из пред­ставления о замкнутом в самом себе внутреннем мире человека. Субъекту доступны только явления его сознания, которые он может воспринимать посредством самонаблюдения. Они недоступны для внешнего наблюдения и закрыты для объективного познания. Однако наш собственный опыт, опыт других людей, научно-психологические данные говорят о том, что психическое доста­точно точно ориентирует нас в мире, позволяет нам адекватно строить свое поведение в этом мире. Поэтому относить психиче­ские явления только к внутренним (искать их во внутреннем пространстве человека) ошибочно. Психическое столь же внут­ренне, сколь и внешне.

Разумеется, психология не отождествляет субъективный образ с тем объективным предметом, который находится в реальности, вне сознания человека. Психический образ не зеркальное отобра­жение предмета, но в то же время он и не только продукт мозго­вой деятельности. О психике мы говорим тогда, когда объектив­ный мир предстает перед нами как мир, воспринятый нами.

“Всякий психический факт, — писал С.Л.Рубинштейн, — это и кусок реальной действительности и отражение действи­тельности, не либо одно, либо другое, а и одно и другое; именно в том и заключается своеобразие психического, что оно является и реальной стороной бытия и его отражением — единством ре­ального и идеального”. Психические явления двойственны по своей природе: с одной стороны, они присущи данному телесно­му субъекту, имеют органическую основу, есть продукт и компо­нент органической жизни; с другой — есть активное отражение и результат преобразования окружающей действительности и самого субъекта.

Первичным является реальная, объективная форма сущест­вования психического. Психические процессы и явления — это прежде всего реальные свойства человека, включенные в дейст­вительные процессы его жизни, выполняющие реальные функ­ции в его жизнедеятельности. Вторичным является субъективная форма существования психического, его существование в форме переживания, самосознания. Только на определенном этапе сво­его развития человек становится способным к восприятию и осознанию своего собственного психического мира. Как очень точно отмечал С.Л. Рубинштейн, психологический, внутренний мир человека, мир его сознания есть одновременное выражение субъек­та и отражение объекта.

Определение понятия “субъективность”

 

Человеческая психика имеет сугубо свою специфику; ее природа целиком и полностью определяется характером собственно человеческого способа существования в мире. Поэтому ее понимание и возможности изучения требуют особого понятий­ного оформления. В качестве исходной категории, которую не­обходимо положить в основание психологии человека, выступает субъективность.

Субъективность — это та категория в психологии, которая выражает сущность внутреннего мира человека. Близкими по своему содержанию и смыслу являются понятия “субъективный дух”, “индивидуальный дух”, “душа”, “человеческое в человеке”, “внутренний мир” и др.

Субъективный (subjesticum) — по буквальному переводу с латинского — подлежащий, т.е. лежащий в основе. Субъектив­ность — это исходное начало в человеке, то, что лежит в основе его бытия. Субъективность составляет родовую специфику чело­века; то, что отличает его способ жизни от всякого другого. Субъективность есть форма бытия человека, форма психическо­го и общее обозначение внутреннего мира. Конкретным, види­мым в реальности способом существования психического в чело­веке является его субъективность.

В специальных словарях “субъективность” определяется двояко — негативно и позитивно. Субъективность (субъектив­ное) — это личное отношение к чему-либо, свойственное данно­му лицу; и в то же время — это отсутствие объективности, одно­сторонность, пристрастность. Очевидно, что в этих двух опреде­лениях субъективности неявным образом отразились естествен­нонаучная и обще гуманитарная установки в понимании челове­ческой субъективности. Причем в традиционной научной психо­логии была сохранена только негативная характеристика субъек­тивности, подчеркивающая ее своеобразную ущербность в срав­нении с объективностью. Наша задача — в преодолении двойст­венного позитивно-негативного понимания субъективности, в преодолении ее ущербности.

Прежде всего, еще раз подчеркнем, что субъективность есть факт объективной реальности, она входит в состав реальных жизненных процессов человека, а потому субъективное само и есть объективное. Внутренний мир человека, его сознание, его субъективность исходно выступает не как отношение к действи­тельности, а как отношение в самой действительности.

Разум, желание, чувства, воля реализуют практические отношения человека в мире, обеспечивают ему возможность постановки и достижения сознательно поставленных целей. Человеческая субъективность есть форма практического освоения мира. Само возникновение и существование субъективности обусловлено реализацией именно практических от­ношений человека к другому человеку, миру, обществу, исто­рии, самому себе, овладением и сознательной регуляцией этих отношений.

Как таковое субъективное не противостоит объективному, оно принадлежит объективному, реально-практическому способу жизни человека. Человеческая субъективность противоположна объектности, овеществленности; субъективность (личностность, индивидуальность) исчезает в случае, когда мир, в том числе и сам человек, рассматриваются только в качестве предметов, ве­щей, объектов. Поэтому субъективность не разделяет, не проти­вопоставляет, а связывает человека и мир; она отделяет человека как субъекта жизни, от него же — человека — как объекта внеш­них отношений и манипуляций.

Приведенные выше непростые теоретические положения о человеческой субъективности имеют и научный, и конкретно-практический смысл: человеческая психология пронизывает всю нашу реальную жизнь, все наше бытие; живые человеческие свя­зи и отношения наполнены психологическим содержанием. И поэтому человеческая субъективность — как объективная реаль­ность (а не только феномен нашего сознания) — может стать подлинным предметом психологии человека.







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 579. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Признаки классификации безопасности Можно выделить следующие признаки классификации безопасности. 1. По признаку масштабности принято различать следующие относительно самостоятельные геополитические уровни и виды безопасности. 1.1. Международная безопасность (глобальная и...

Прием и регистрация больных Пути госпитализации больных в стационар могут быть различны. В цен­тральное приемное отделение больные могут быть доставлены: 1) машиной скорой медицинской помощи в случае возникновения остро­го или обострения хронического заболевания...

ПУНКЦИЯ И КАТЕТЕРИЗАЦИЯ ПОДКЛЮЧИЧНОЙ ВЕНЫ   Пункцию и катетеризацию подключичной вены обычно производит хирург или анестезиолог, иногда — специально обученный терапевт...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия