СИСТЕМА ОЦЕНКИ
При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве примера может быть рассмотрена стобалльная система оценивания, которая привязана к традиционной отечественной системе (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). При этом для каждого вида проверочных работ в течение семестра назначается максимальное количество баллов, в которое может быть оценено их отличное выполнение. В конце семестра реальные баллы, полученные студентами за то или иное задание (вид деятельности), суммируются, и эта сумма считается итоговой оценкой успеваемости студента. Она также может быть переведена в качественную оценку по заранее заданным правилам. (Например: от 76 до 100 баллов — отлично, от 66 до 75 баллов — хорошо, от 50 до 65 баллов — удовлетворительно, до 50 баллов — неудовлетворительно). Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его главное отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу студента в течение семестра (при условии, если студент имеет баллы по каждому виду работы). Итоговая (семестровая) письменная контрольная работа проводится в сессию. Максимальная оценка за работу 20 баллов. Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов. В том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно». «Хорошо» – 66-75 баллов. «Удовлетворительно» – 50-65 баллов. Положительная оценка итоговой письменной работы – не менее 12 баллов. В том случае, если студент получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «неудовлетворительно».
Технологическая карта
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ 1. Понятие мировоззрения. Структура и функции мировоззрения. Предфилософское значение мифологии и религии. 2. Философия как теоретическая форма мировоззрения. Основной вопрос философии. Предмет философии. Рефлексивный характер философии. Функции философии. 3. Философия как самосознание культуры, проблематизация жизни и познания. Основные разделы философского знания Философия, наука, искусство, религия: связь и различия. 4. Античная философия. Натурфилософия Милетской школы. Релятивизм Гераклита Эфесского, атомизм Демокрита. Элейская школа о бытии. 5. Античная философия: классический этап. Софисты о человеке и познании. Основные идеи Сократа, Платона и Аристотеля. 6. Античная философия: эллинистическо-римский этап. Атомизм, стоицизм, скептицизм (философы и идеи). 7. Философия европейского Средневековья: общая характеристика и основные этапы. Патристика. Особенности философско-религиозного мировоззрения. Роль схоластики в развитии логики. 8. Августин (Блаженный) Аврелий: природа зла и свобода воли. Историософия: идея смысла и направленности истории в учении о «Граде земном» и «Граде Божьем». 9. Фома Аквинский: метафизика, учение о гармонии веры и разума, этико-политические воззрения. Доказательства бытия Бога. 10. Идейное содержание и мироощущение Ренессанса. Гуманистические идеи. Натурфилософия эпохи Возрождения. 11. Социокультурное содержание эпохи Нового времени. Ориентация философии на математику и естествознание. Полемика эмпиризма и рационализма. Теория познания Ф.Бэкона и Р.Декарта. 12. Учение о субстанции, ее атрибутах и модусах Б.Спинозы. Монадология и панлогизм Г.В.Лейбница. 13. Просвещение как культурно-историческая эпоха: специфика идей и принципов. Английское Просвещение. Скептицизм Д.Юма и Дж. Беркли. 14. Социальная философия Т.Гоббса. Индивидуализм и натурализм в понимании общества. Идея войны «всех против всех». Общественный договор и происхождение государства: абсолютный суверенитет и функции. 15. Дж.Локк об обществе и государстве. Естественное состояние людей и происхождение государства. Теория разделения властей. Трудовая концепция собственности. Локк – родоначальник либерализма. 16. Французское Просвещение о связи человека и социальной среды, частного и общего интереса, о разумном эгоизме. Материалистические идеи П.Гольбаха, П.Гассенди, Ж.Ламетри, К.Гельвеция. 17. Французское Просвещение. Антиклерикализм и свободомыслие Вольтера. Концепция общественного прогресса Ж.Кондорсе. Д.Дидро о свободе и отчуждении человека, развитии цивилизации. Ш.Монтескье: географический детерминизм, классическая формула разделения властей. 18. Культурно-историческая концепция Ж.Ж.Руссо: происхождение социального неравенства, теория общественного договора и народного суверенитета, критика цивилизации. 19. Общая характеристика философии И.Канта: дуализм, агностицизм. Этика категорического императива. Учение о праве, государстве, гражданском обществе. Философия истории как моральная телеология. 20. И.Г.Фихте: философия – «наука наук». «Я» как исходный пункт мышления. Единство разума и воли. Деятельность – высший принцип учения о человеке как практически-нравственное отношение к миру. Ф.Шеллинг: теория трансцендентального идеализма. Учение об интеллектуальной интуиции. 21. Г.В.Ф.Гегель: общие характеристики философии. История как самопознание свободы. Право как бытие свободы. Гражданское общество и государство. 22. Л.Фейербах: антропологический материализм. Критика религии. Диалектика отношений «Я» и Ты». Гуманистическая этика любви. 23. Основные этапы развития и национальные особенности русской философии. «Русская идея» как проблема самопознания отечественной философии и культуры. 24. Историософия П.Я.Чаадаева. Культурно-исторические типы Н.Я.Данилевского. 25. Философские идеи Л.Н.Толстого и Ф.М.Достоевского. 26. В.С.Соловьев: философия «всеединства» и идея истории как богочеловеческого процесса. Философия С.Булгакова: обоснование целостного христианского мировоззрения. 27. Человек и история в философии Н. Бердяева. Смысл истории. Размышления о судьбе России. Критика коммунизма. 28. Философский иррационализм. Основные идеи «философии жизни»: В. Дильтей, А. Бергсон, Г. Зиммель, Ф. Ницше, О. Шпенглер. 29. Философия экзистенциализма: теоретические истоки и общая характеристика. К.Ясперс, Ж.П.Сартр, А.Камю. 30. Философия М.Хайдеггера: понятие метафизики и ее основная проблема. Бытие человека в мире. «Язык – дом бытия». Подлинное и неподлинное существование. 31. Философская антропология: основные идеи М.Шелера, Х.Плесснера, А.Гелена, М.Бубера. 32. Проблема бытия в философии. Бытие и сущее, небытие, ничто, становление, субстанция. Монистические и плюралистические концепции бытия. Понятия материального и идеального. 33. Универсальные свойства бытия: пространство и время, движение и развитие. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности. 34. Научные, философские и религиозные картины мира. Философский смысл антропного принципа. 35. Сознание и психика. Сознание и мышление. Рассудок и разум. Сознание и самосознание. Язык и речь.. Взаимосвязь языка, сознания и мышления. Функции языка. 36. Сознательное и бессознательное. Психоанализ З.Фрейда. Коллективное бессознательное (архетипы) К.Юнга. 37. Общественное сознание и его формы. Связь и различия индивидуального, группового и массового сознания. 38. Культура как предмет философского анализа (основные подходы). Опредмечивание и распредмечивание как способ существования и развития культуры. Функции культуры. Элитарная и массовая культура: функции и взаимосвязь. 39. Возникновение и эволюция идеи цивилизации. Линейные и циклические концепции цивилизации. Проблема современного «конфликта цивилизаций». 40. Понятие общества. Единство человеческой деятельности и общественных отношений. Субъекты, источники и движущие силы общественного развития. 41. Материалистическое понимание истории. Формационная концепция общественного развития. 42. Основные формы социальной эволюции и развития человека. Отличительные черты традиционного, индустриального и постиндустриального общества. 43. Модернизация как культурно-исторический процесс. Дихотомия «традиционное общество» - «современное общество». Особенности и проблемы модернизаций в России. 44. Единство общества и природы. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы (роль техники). Сущность, причины и состав глобальных проблем современности. Перспективы мировой цивилизации: Учение о ноосфере, идеи и предложения Римского клуба. 45. Многообразие видов познания. Научное и вненаучное познание. Структура научного познания, его уровни, методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. 46. Научная методология как философская проблема. Диалектика и синергетика. Особенности описания, объяснения и предвидения в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании. 47. Проблема истины в науке: основные концепции. Характеристика научной истины. Проблема критерия истины (верификация, фальсификация, практика). 48. Идеология как ценностная форма общественного сознания. Возникновение и развитие концепций идеологии. Функции идеологии. Идеология как современная мифология. Идеология и утопия. 49. Проблема родовой сущности человека. Тело, душа, дух как модусы человеческого существования. Представления о совершенном человеке в разных культурах. Человек как единство индивидуального и личностного развития. 50. Ценности человеческого существования. Понятие ценности. Нравственные, религиозные, правовые и эстетические ценности и их роль в жизни человека. 51. Проблема смысла жизни, смерти, любви, счастья. Судьба человека как единство свободы и необходимости. Свобода и ответственность, свобода внешняя и внутренняя. 52. Понятие Модерна. Философия постмодернизма как выражение «радикальной плюральности». Ризома – метафора гетерогенности и нелинейности современной культуры. Критика «онто-тео-телео-фалло-фонологоцентризма» западной культуры. Метод деконструкции. Концепция симулякра.
|