ПОЛЕВАЯ СОЦИАЛЬНОСТЬ
Совокупность эсконов, объединенных хрональными взаимосвязями, проявляет признаки единого эскона. Чем сильнее хрональные взаимосвязи, тем больше проявляются признаки единения.
Полевая социальность – одно из проявлений полевой взаимосвязанности. Полевая социальность проявляется как в органической, так и неорганической средах. Чем выше сходство организмов, тем сильнее между ними хрональная взаимосвязь. Поэтому эсконы схожих организмов автоматически образуют единую систему, проявляющую свойства единого эскона. Классическое обозначение такой системы – «эгрегор».
Эгрегор – нечто гораздо большее, чем сумма эсконов. Если эскон организма является аналитическим и руководящим органом организма, то эгрегор – аналитический и руководящий орган сообщества организмов. Эгрегор управляет организмами, входящими в его состав. Аналитические и функциональные возможности эгрегора качественно выше, чем у эскона любой отдельно взятой особи, входящей в его состав. Чем больше эсконов в составе эгрегора, тем масштабнее его возможности. Эволюция закрепляет и развивает всё, что способствует жизнеспособности популяции. Полевая социальность – важный фактор жизнеспособности. Соответственно, эволюция эгрегоров является неотъемлемым компонентом общего эволюционного процесса.
Эгрегоры организуют жизнедеятельность и защищают жизнеспособность популяций всех видов жизни, начиная с простейших. Члены социума, теряя некоторую часть самостоятельности, получают в социальном сосуществовании больше шансов на выживание. Чем ниже эволюционный уровень вида, тем меньше самостоятельности имеют члены эгрегора.
Например, жизнедеятельность особей колонии микробов практически всецело контролируется эгрегором и потому колония проявляет признаки единого организма достаточно явно.
По мере эволюционного развития расширяются функциональные возможности организмов. Расширение спектра функциональных возможностей, их качественное развитие влекут увеличение необходимых размеров организмов. Расширяется необходимое для организма жизненное пространство. Увеличивается расстояние между особями и, соответственно, возрастает разница условий, в которых они пребывают. Соответственно, возрастает количество обрабатываемой информации. Это повышает актуальность самостоятельности действий, а значит, актуальность собственного сознания. Поэтому по ходу эволюции жизнеспособность особи всё больше зависит от способностей собственного эскона. По мере развития сознания влияние эгрегора смещается на уровень подсознания. Барьер между сознанием и подсознанием существует, кроме всего прочего, и для обеспечения самостоятельности мышления. Сознание решает задачи собственной жизнеспособности. Эгрегор решает задачи, связанные с жизнеспособностью сообщества.
Между схожими организмами неизбежно существует неощутимое для сознания и органов чувств единение. Организмы вроде бы живут сами по себе и даже не общаются. Но если наблюдать за ними со стороны, то станет очевидной скоординированность их жизнедеятельности. Сообщество организмов в этих случаях ведёт себя как единый организм.
Наглядные примеры из животного мира – движения стаи рыб или птиц. В больших стаях рыб сотни особей одновременно поворачивают в ту или иную сторону, совершая синхронные движения плавниками и хвостами. Интересные и выразительные картины координации жизнедеятельности наблюдаются в колониях бактерий: миллионы особей способны скоординированно перемещаться, совершать сложные маневры, объединяться в сложно устроенные образования, приспособленные для охоты и переваривания добычи. В колониях бактерий есть бактерии-разведчики. Они находятся на внешних границах колонии и специализируются на изучении и освоении для нее нового жизненного пространства. Армия разведчиков разделена на группы. Так вот, когда группа разведчиков движется на освоение территории, тысячи жгутиков на поверхностях десятков клеток этой группы движутся синхронно. Общеизвестна высокая координация жизнедеятельности в колониях социальных насекомых – муравьев, термитов, пчел. В сообществах организмов любого уровня организации – от микробов до людей – наблюдается определённая координация жизнедеятельности, которая была бы невозможна без полевой социальности. Наиболее выразительно явления хрональной взаимосвязи и полевой социальности проявляются в жизни микроорганизмов и социальных насекомых, а также в жизни идентичных близнецов.
|