Петербургские повести” Н.В. Гоголя
Петербургские повести” Н.В. Гоголя ( Тематическая консультация)
Средипроизведений Гоголя, появившихся в 30-егоды, пять повестей принято называть петербургскими. Опубликованы они были в разное время. В 1835 г. В сборнике “Арабески” (1835) появились первая редакция “Портрета”, “Невский проспект”, “Записки сумасшедшего”. В 1836 г. В пушкинском “Современнике” — “Нос”. Вторая редакция “Портрета” публикуется в том же “Современнике” в 1842 году. И в первом собр. сочинений Гоголя в 1842 году выходит “Шинель”. К ним примыкают повести “Коляска” (1835) и “Рим” (1842), помещенные Гоголем в 3 томе собрания соч. без каких-либо разграничений с пятью другими. Сам Гоголь никогда не объединял эти повести в особый цикл наподобие “Вечеров...” или “Миргорода”. Тем не менее в историю русской культуры они вошли именно как целое. Эти пять произведений связывает действительно очень многое: сквозные темы; общность проблем, родство стиля, ассоциативные переклички, единство сложного, но целостного авторского взгляда. В них ощутим синтетизм гоголевского мышления. Он проявился в одновременной работе над повестями миргородского цикла, петербургскими повестями, историческими трудами и статьями об искусстве. Для Г. познание человека — познание целостное и универсальное; оно, по мнению писателя, тем более необходимо, что современный мир раздроблен и человеческая природа искажена. Познание Г.— это познание художественное (К. С. Аксаков называл его художником «durch und durch», художником насквозь). Вместе с тем Г. в 1830-е гг. нуждается и в собственно философском осмыслении мира. Современный писатель должен быть историком и поэтом, у которого знание идеального человека (каким он должен быть по своей сущности) совмещается с знанием и изображением конкретного человека. Важно представить жизнь во всей ее полноте: в ее ничтожности и высоких, прекрасных возможностях одновременно. В одной из гоголевских статей (“Об архитектуре нынешнего времени”) читаем: “Истинный эффект заключен в резкой противоположности; красота никогда не бывает так ярка и видна, как в контрасте”. Автор петербургских повестей — стремится совместить самый обобщенный, универсальный взгляд на действительность и внимание к вещному, обыденному, даже низменному. Для Г. это не только метод, но и — в свою очередь — предмет осмысления. С сер. 1830-х гг. и до конца жизни он осмысляет природу творчества в целом, его сущность и предназначение, а также своеобразие и миссию своего писательства. Поэтому в составе «Арабесок» — статьи об искусстве («Скульптура, живопись и музыка», «Об архитектуре нынешнего времени», «Несколько слов о Пушкине, «Последний день Помпеи») и повесть «Портрет», посвященная проблемам искусства. А в петербургском цикле повестей искусство в его внутренней сложности и мессианском предназначении более непосредственно сведено с действительностью: и вечное искусство, и современная действительность существуют на равных, с одинаковой сложностью проблем, в едином художественном мире. Образ мира в петербургском цикле по-своему един. Это современная писателю действительность, тот мир и «дерзких мечтаний», и меркантильных расчетов, из которого являлся рассказчик «Старосветских помещиков», чтобы «сойти» на минуту в сферу тихой и «необыкновенно уединенной жизни». В центре внимания — Петербург как самый европеизированный город России, своего рода символ цивилизации. Но всеобъемлющий гоголевский взгляд не в состоянии замкнуться на четко очерченных географических границах: контекст сборника воссоздает мир по-своему всеохватный, рядом с Петербургом — Украина («Коляска») и Италия («Рим»). Мир провинциального городка и «вечного города» (как традиционно именовался Рим), первый похожестью, второй — контрастом, оттеняют, усиливают впечатление раздробленности, изломанности гротескного по своей сути петербургского мира. Мир Петербурга у Г.— реальный, узнаваемый и в то же время — фантастический, ускользающий от понимания, почти ирреальный. В этом проявляется еще одна важная черта гоголевского писательского сознания: действительность постигается во всей ее глубине неким смещением пропорций, ее бытового облика, заострением, преувеличением скрытых ее сторон; в этом случае все мелкое, как будто невидимое, «крупно» бросается в глаза. Действительность в петербургских повестях необычна: исчезает с лица коллежского асессора майора Ковалева его собственный нос («Нос»), ведут переписку собачки («Записки сумасшедшего”), после смерти чиновника Башмачкина является некое его подобие для свершения своеобразного возмездия («Шинель»), необыкновенным способом становится богатым художник Чартков («Портрет»). Но фантастическое у Гоголя выступает как свойство самой реальности, нераздельно связано с реальностью и почти никого не беспокоит: Ковалев гневается на сбежавший нос и пытается его найти, Чартков тотчас становится модным художником, Поприщин возмущен пустотой переписки и утверждает, что «правильно писать может только дворянин». Утрачена естественность, нормальность мира. Петербургская тема имела в середине 30-х годов историко-философский смысл, была связана с размышлениями писателей о будущем России, Европы. Но повести Гоголя имеют и социально-бытовой смысл. Каждый из персонажей представитель определенной общественной группы, клеточка среды. В русской литературе Петербург подчеркивает социальные контрасты жизни. И у Гоголя он сочетание крайностей: величия и ничтожества, бюрократии власть имущих и темной жизни “петербургских углов”. В статье “Петербургские записки 1836 года” Гоголь писал: “Трудно схватить общее выражение Петербурга, потому что в городе этом царит разобщение”. Поэтому в цикле мотив одиночества человека в эпоху всеобщей раздробленности, гибели прекрасного — сквозной. Описанием главной улицы Петербурга начинается первая повесть цикла. “Невский проспект — всеобщая коммуникация” Петербурга. Его образ символ современного мира. По Невскому проспекту движется вереница усов, бакенбард, дамских рукавов, шляпок, мелькают ножки, но нет лиц! Вместо людей какие-то внешние признаки, наружный вид. Этой видимостью подменяется представление о достоинстве и ценности человека. Мы попадаем в мир нарушенных пропорций, где спутано отношение части и целого, значительного и мелкого, важного и ничтожного. В восторженной интонации описания Невского проспекта читатель чувствует иронию автора, слышит то, что автор скажет в конце повести: “О не верьте этому Невскому проспекту!” Несоответствие внешнего и внутреннего, представлений и сущности — главная тема первой повести. В художественном мире Гоголя часто встречаются обширные обобщения. Его любимое слово “все” или “все что ни есть”. Это понятие было формулой его идеала, выражало представление о некоем согласованном целом. В идеальном мире “Вечеров...” и “Тараса Бульбы” слово “все что ни есть” звучит патетически, выражая строй жизни целого коллектива. В петербургских повестях эта идеальная мерка стала пустотой, а слово ее выражающее — комическим словом. То и дело в речи повествователя важное “все” оборачивается в пустое “ничто”. Так, о таланте поручика Пирогова смешить девиц говорится, что “для этого нужно большое искусство или, лучше сказать, совсем не иметь никакого искусства”. (Как будто это одно и то же: большое искусство и никакого искусства). Раздробленность современной жизни в “Невском проспекте” подчеркивается в видении Пискарева: “ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе”. Раздробленная, фантастическая действительность имеет у Гоголя два лица, две стороны: пошлое, комическое и трагическое. Есть Невский проспект дневной и ночной. Днем здесь бакенбарды, усы, талии замещают всего человека. Вечернее освещение порождает новые точки зрения, новые проблемы. От вечернего фонаря расходятся в разные стороны поручик Пирогов и художник Пискарев. Их истории образуют две параллельные и контрастные линии сюжета “Невского проспекта”. Одного влечет красота, другого интрижка. Обоих ждет неудача, но каждый по-своему переживает свое поражение и находит свой выход: один погибает, другой продолжает жить, легко забывая свой стыд и позор. Действительность меркантильна и бездуховна. Однако гоголевское видение жизни — видение не сатирическое. Ему чужда позиция отстранения и беспощадной иронии, тем более сарказма. Так же как в ничтожном мире старосветских помещиков автор сумел увидеть поэзию непосредственности и неизбежно утрачиваемой и поэтому ценной простоты, так и в петербургской жизни он неустанно подмечает трагизм и человечность, как бы ни были они отрывочны и преходящи. Трагична не только участь петербургского художника Пискарева, трогательны последние минуты разумной жизни Поприщина, беззащитен, кроток и поэтому не только смешон Башмачкин. Гоголь-художник с беспощадностью обнажает скрытую суть жизни, разрушая благопристойность ее внешней видимости, но одновременно он сберегает в себе и доверие к жизни, ибо, по его убеждению, без этого нет искусства. «Для успокоения и примирения всех нисходит в мир высокое созданье искусства». Искусство должно “примирить» с жизнью в ее бытийной, философской сущности, а не в той или иной социальной, общественной форме, которая преходяща. Искусство призвано открыть человеку святость, тайну жизни, ее оправданность. О примиряющей миссии искусства говорит в «Портрете» художник, написавший таинственный портрет. Годами уединения и смирения он искупает зло, содеянно
|