Взгляды на нарциссизм Карен Хорни
К. Хорни систематизировала свои представления о нарциссизме и нарциссической личности к 1950 году «Неврозы и личностный рост»). Она одной из первых обратила внимание на нарциссизм современного общества и культуры и на влияние социокультурных феноменов на вариативность невротических проявлений, в том числе на ту специфику и общества, и его невротичных членов, которую современные исследователи с полным правом назвали бы нарциссической. Высокая степень выраженности нарциссизма является результатом самоинфляции, что означает следующее. «Человек любит себя и восхищается собой за достоинства, не имеющие адекватного обоснования он ожидает любви и восхищения со стороны других за качества, которыми не обладает или не обладает в той степени, в которой их себе приписывает» (Неврозы и личностный рост. Борьба за самореализацию). Хорни рассматривает нарциссизм как одно из направлений процесса патологического развития, как защита от тревожности через идентификацию с воображаемым «идеальным Я». «Реальное Я», средоточие сущностного конструктивного личностного потенциала, борется за выживание с таким безжалостным и неумолимым противником, как «идеальное Я». Невозможность самореализации ведет к деструкции индивидуальности. Автор считает, что нарцисс, любящий фантазийный идеальный образ, не способен к истинной заботе о себе (Соколова Т.Е.). Хорни дифференцирует понятия «самоценность» и «нарциссизм» (как самоинфляция), подчеркивая, что высокая степень выраженности нарциссических характеристик отражает искажение нормального развития личности и охватывает все области ее жизни: отношения, работу, социальную жизнь и, как результат образует своеобразную специфику формирования и развития личностной системы ценностей в соотношении с общественными нормативами. По Хорни, характер наиболее распространенной невротической патологии может меняться в зависимости от социальных и культурных норм, стереотипов и тенденций, преобладающих в обществе. «Тот факт, что большинству людей в данной культуре приходится сталкиваться с теми же самыми проблемами, наводит на мысль, что эти проблемы порождены специфическими жизненными условиями, существующими в данной культуре. О том, что они не представляют проблем, общих для «... человеческой природы, свидетельствует следующее: мотивационные силы и конфликты в других культурах отличны от наших». Карен Хорни не использует термина «нарциссизм», а описывает ведущую проблематику современного ей общества, провоцирующего или усиливающего невротические конфликты. И среди наиболее типичных для современной цивилизации конфликтов она называет и конфликт «...между навязчивой скромностью и желанием быть героем или героиней» (Культура и неврозы) (конфликтность нарциссического отношения к себе). Описанные Карен Хорни специфические особенности современного общества Н. Мак-Вильямс назовет «провоцирующими нарциссическую озабоченность». Современное общество порождает «эмоциональную изоляцию, потенциальное враждебное отношение между людьми»(там же). Она также отмечает, что «... в западной цивилизации на первом месте стоит индивидуальное соперничество, на котором эта культура построена. Экономический принцип соперничества влияет на человеческие взаимоотношения,...соблазняя одного индивида превзойти другого...» По К. Хорни, такие социокультурные условия неизбежно приводят к соревновательности, а, следовательно, и к зависти. К. Хорни описывает наиболее характерные для прозападной современной культуры проявления неврозов и аспекты, которые имеют самое прямое отношение к личностям нарциссического типа: «одной из доминирующих черт невротиков в наше время является их чрезмерная зависимость от одобрения... со стороны других людей. Все мы хотим, чтобы нас любили и ценили, но у людей, страдающих неврозом, их зависимость... от одобрения несоразмерима тому значению, которое другие люди играют в их жизни.... У невротиков имеет место неразборчивый голод на благорасположение или высокую оценку безотносительно к тому, любят они данного человека или имеет ли для них какое-либо значение суждение этого лица». Такая чувствительность к внешней оценке у невротиков может скрываться под маской безразличия. Хорни пишет также о противоречии между желанием невротиков получать любовь и собственной их малой способностью испытывать это чувство по отношению к другим людям. Или же между требованием чрезмерно заботливого отношения к себе и полным отсутствием заботы о других. Хорни в своей работе «Невротическая личность нашего времени» описывает внутренний мир человека, который в глубине души не считает себя достаточно хорошим и достойным, и который пытается стать достойным в глазах других при помощи специфического поведения и внешней атрибутики. В описании такого невротика нетрудно узнать тех, кого более поздние психологи назовут личностью с нарциссическими чертами или нарциссической личностью.
|