Студопедия — Представления о нарциссизме Эриха Фромма
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Представления о нарциссизме Эриха Фромма






 

«... одним из наиболее плодотворных и прозорливых открытий Фрейда является понятие нарциссизма» (Александровский Ю.А.). Фромм полагал, что «нарциссизм является пристрастием такой интенсивности, которая у многих людей сравнима с половым инстинктом и инстинктом самосохранения».

В работе «Душа человека, ее способность к добру и злу» Фромм показал роль нарциссизма в национализме, национальной ненависти и психологической мотивации и войнах. Э. Фромм раскрывает значение личного нарциссизма в психической и социальной жизни индивида, исследует депрессивные (меланхолические) реакции как ответа на нарциссическую травму.

С точки зрения Э. Фромма рассматривать нарциссизм нужно с точки зрения психической энергии, которая не идентична энергии полового инстинкта.

Фромм объясняет нарциссизм на примерах первичного нарциссизма новорожденного и нарциссизма душевнобольного. Новорожденный еще не имеет отношения к внешнему миру (по терминологии 3. Фрейда, еще не состоялось определение объекта). То есть внешний мир не существует для новорожденного, он не в состоянии сделать различие между «Я» и «Не-Я». Для новорожденного внешний мир еще не возник как реальность, для душевнобольного он уже перестал существовать в качестве реальности.

Особый же вид нарциссизма, пограничного между нормой и душевной болезнью, Э. Фромм называет тот нарциссизм, который можно наблюдать у людей, обладающих необычайной властью. «Египетские фараоны, римские императоры, представители рода Борджиа, Гитлер, Сталин и Трухильо — все они обнаруживают определенные сходные черты характера. Они обладают абсолютной властью; им принадлежит последнее слово, включая жизнь и смерть. Власть делать все, что они хотят, кажется безграничной. Они — боги, и только болезнь, возраст или смерть могут им как-то повредить. Решение проблемы человеческого существования они пытаются найти в том, что делают отчаянную попытку перешагнуть границы этого существования. Они пытаются поступать таким образом, как будто не существует границ для их прихотей и жажды власти... Это такое безумие, которое проявляет тенденцию к постоянному усугублению в течение жизни. Чем больше человек пытается стать Богом, тем более он изолирует себя от всех остальных людей; эта изоляция нагоняет на него все возрастающий страх. Ему кажется, что все являются его врагами, и, чтобы справиться с этим страхом, он должен все более укреплять свою власть, свою беззастенчивость и свой нарциссизм».

Э. Фромм рассматривает нарциссизм так же, как М. Балинт и 3. Фрейд — больше экономически, т.е. куда инвестированы психические силы и энергия индивида. Одновременно Фромм подробно описывает тип личности, у которой нарциссизм проявляется в норме или на уровне патологии характера, выделяя таких личностей в отдельную категорию уже не по принципу распределения психической энергии, а по сходным психологическим особенностям.

Описывая внешние проявления нарциссизма в обыденной жизни и в объектных отношениях, Фромм указывает: «Этот человек (нарциссическая личность) является типичным представителем тех, кто занят только собой и интересуется другими лишь постольку, поскольку они являются эхом его собственной персоны. Даже когда они проявляют себя как люди любезные, готовые помочь, они делают это зачастую лишь потому, что сами себе нравятся в этой роли; они употребляют всю свою энергию на то, чтобы восхищаться собой, вместо того чтобы посмотреть на вещи глазами человека, которому они помогают. По каким признакам можно узнать нарциссичного человека? Есть тип, который легко распознаваем. Ему присущи все черты самодовольства. Если он бросает несколько незначительных слов, по нему видно, что у него осталось чувство, как будто он сказал нечто очень важное. Обычно он совсем не слушает других и едва ли интересуется тем, что они говорят. (Если он умен, то пытается скрыть это, задавая вопросы и принимая вид заинтересованного слушателя.) Нарциссичного человека можно также узнать по очень чувствительной реакции на любую критику. Эта чувствительность может выражаться в том, что он оспаривает обоснованность критики, реагирует на нее гневно или депрессивно. Во многих случаях нарциссическое ориентирование может скрываться за скромным и безропотным поведением; на самом же деле нередко случается, что нарциссичный человек делает покорность предметом своего самолюбования. Как бы ни выглядели различные формы выражения нарциссизма, общим для них всех является отсутствие подлинного интереса к внешнему миру».

Фромм также отмечает внешние признаки нарциссизма: специфическую усмешку, которая одним придает выражение самодовольства, а другим позволяет выглядеть сияющими от счастья, вызывающими доверие, ребячливыми. Многие нарциссичные личности непрерывно говорят, часто за едой, при этом они сами забывают о еде и заставляют других ждать себя. Общество и еда не так важны для них, как их «Я».

Фромм: «Наиболее элементарная форма нарциссизма проявляется у среднего человека в его отношении к своему телу. Большинству людей нравится собственное тело, лицо и фигура, и, если их спросить, хотели бы они поменяться с кем-нибудь, кто, вероятно, гораздо красивее их, они ответят на это решительным отказом. Еще более показателен тот факт, что для большинства людей вид и запах их собственных испражнений ничего не значит (некоторые считают его даже приятным), в то время как к испражнениям других людей они испытывают явное отвращение».

Объектные отношения: сниженная способность нарциссической личности учитывать интересы других наравне с собственными и полная неспособность учитывать чужие интересы у патологических нарциссов.

Нарциссизм по Фромму, может также проявляться не через самовозвеличивание и высокомерие, а через нарочитое смирение и самоуничижение: «Некая женщина проводит ежедневно по многу часов перед зеркалом, причесываясь и подкрашиваясь... Она прямо одержима своим телом и своей красотой, и ее тело является для нее единственной значительной реальностью... Другая женщина (это вполне может быть и та же самая, только несколькими годами позже) страдает от ипохондрии... Хотя она и не пытается себя приукрасить, эта женщина также все время занята своим телом, поскольку постоянно боится болезней.... В данном случае для нас важно знать, что за обоими феноменами скрывается одинаково нарциссичная занятость собственной персоной, ограничивающая проявление интереса к окружающему миру».

Э. Фромм считал, что те же нарциссические принципы управляют и «моральной ипохондрией». Человек, постоянно занятый собственной правильностью - неправильностью, перфекционистски относящийся к собственному моральному облику, ничуть не менее нарциссичен и занят собой, нежели человек, который сделал предметом своего нарциссизма не мораль, а что-то иное.

Фромм подчеркивал, что тип нарциссизма, который К. Абрахам классифицировал как негативный нарциссизм, обнаруживается особенно отчет­ливо в состоянии меланхолии (депрессии). И что у нарциссических личностей подобные состояния характеризуются чувствами собственной недостаточности. Для понимания специфических фрустрационных реакций нарциссической личности в связи с травмами самооценки важными являются положения Э. Фромма о том, каким образом наносится нарциссическая травма и почему одно и то же событие для двух разных нарциссических людей может быть или травмирующим, или нет. Нарциссичный человек по Фромму совсем не обязательно должен делать предметом своего нарциссизма всю свою личность. Часто он снабжает нарциссизмом только отдельные ее аспекты, например честь, интеллигентность, физические способности, остроумие, внешность. Он идентифицирует себя с одним частным аспектом себя самого. «Если мы спросим, что есть «он», то правильный ответ должен быть следующим: «он» — это его разум, его слава, его богатство, его совесть и т.д. Все идолы разных религий также представляли собой различные частные аспекты человека». Для нарциссичного человека каждое из этих частных свойств, образующих основу его концепции себя, может быть объектом нарциссизма. К примеру, некто, чье Я представлено его имуществом, вполне может смириться с опасностью потерять свое достоинство, но угроза его имуществу была бы для него равнозначна угрозе жизни. Кому-то, чье Я выражено в его интеллигентности, будет настолько неловко сказать глупость, что из-за этого он может впасть в глубокую депрессию. Поэтому, нарциссической травмой, по Фромму, будет лишь то фрустрирующее событие, которое затрагивает именно тот компонент самости, на котором базируется нарциссизм данной личности. И если разрешительный удар наносится по одному из значимых компонентов самости, следует полное разрушение позитивного представления о себе, приводящее к специфической нарциссической фрустрации.

По тем же причинам нарциссичный человек реагирует в высшей степени озлобленно на любую критику, обращенную в его адрес. Он склонен воспринимать эту критику как враждебную атаку, поскольку, основываясь на своем нарциссизме, он не может себе представить, что она может быть справедливой. Реакцией на затронутый нарциссизм может быть не только взрывная ярость, но и, напротив, депрессия. «Нарциссичный человек обретает чувство идентичности посредством своего возвеличения. Внешний мир не является для него проблемой, поскольку ему самому удалось стать миром, в котором он приобрел чувство всезнания и всемогущества. Если затронут его нарциссизм и если он по известным причинам, например по причине субъективной или объективной слабости своей позиции относительно позиции своего критика, не может позволить себе приступ ярости, он впадает в депрессию. Он не имеет отношения к миру и не интересуется им; он ничто и никто, поскольку он не развил свое Я» как центр своих отношений с миром. Если же его нарциссизм затронут настолько сильно, что он не может его больше восстановить, то его «Я» разрушается, и его субъективной реакцией на это является чувство депрессии».

Э. Фромм выделил две доступных нарциссической личности стратегии защиты. Одна из них - укрепление нарциссизма, чтобы никакая критика извне не могли поколебать нарциссическую позицию. Такая стратегия усиливает отрыв от реальности, от реальных представлений о себе, усугубляется психическая патология. Вторая стратегия приносит большее удовлетворение, но, одновременно, является и более социально опасной. Она состоит в попытке преобразовать действительность таким образом, что она до известной степени будет соответствовать его нарциссическому представлению о себе. «Последнее относится к личностям, активно участвующим в общественной жизни, опережающим вспышку потенциального психоза гарантированными аплодисментами и одобрением миллионов сограждан. Наиболее известным примером подобной личности является Гитлер. Здесь мы имеем дело с экстре­мально нарциссичным человеком, который, вероятно, заболел бы ярко выраженным психозом, если бы ему не удалось побудить миллионы людей поверить в образ, который он сам себе создал». Кроме механизма неприятия критики, Э. Фромм описал, правда, не называя его, механизм психологической защиты обесцениванием.

Тема восприятия ближнего окружения также подробно рассматривалась Э. Фроммом («нарциссическое расширение»). «Его (нарциссического человека) идея, его знания, его дом, а также люди, входящие в «сферу его интересов», становятся объектами его нарциссической склонности».

Фромм полагал, что нарциссизм, так же как половой инстинкт и инстинкт самосохранения, имеет важную биологическую функцию. Биологически, с точки зрения выживания, человек должен воспринимать себя как нечто гораздо более важное, чем все его окружающее. «Без нарциссизма он, вероятно, был бы святым, - но велик ли шанс на выживание у святых? То, что было бы очень желательно с духовно-рели­гиозной точки зрения - чтобы вообще не было нарциссизма — было бы в высшей степени опасно со светской точки зрения, согласно которой необходимо сохранить жизнь. Телеологически это означает, что природа человека в значительной мере должна быть снабжена нарциссизмом, чтобы дать ему возможность выжить». По Фромму, выживанию служит оптимальный, а не максимальный нарциссизм, совместимый с социальным сотрудничеством. С другой стороны, индивидуальный нарциссизм может превращаться в групповой, и тогда род, нация, религия, раса и так далее становятся объектами нарциссического предпочтения. Таким образом, нарциссическая энергия остается, но она применяется в интересах сохранения группы вместо сохранения жизни отдельного индивида.

По мнению Э. Фромма, в патологии нарциссизма следует различать две его формы - доброкачественную и злокачественную. Доброкачественный нарциссизм — это нарциссизм, направленный на результат собственных усилий. Это гордость результатами своего труда или творчества. При злокачественном нарциссизме его предметом является не то, что человек делает или производит, а то, что он имеет, например собственное тело, внешний вид, здоровье, богатство и т.д. В первом случае человек занимает активную позицию в жизни, он взаимодействует с внешним миром и имеет стимул для своего дальнейшего развития. Во втором - деятельность подменяется заботой о сохранении образа себя в собственной психике и впечатления, производимого на других, для подпитки самооценки, и человек отдалятся от реальности, занятый тем, как сохранить нарциссическое ядро собственного «Я», «...он будет вынужден все более изолировать себя в своем нарциссическом блеске», что означает постепенную подмену реального образа Я образом Я фантастическим. Предмет нарциссической гордости бывает иллюзорен, порой заметен лишь самому нарциссически озабоченному собой человеку. В этом случае риск получить нарциссическую травму резко увеличивается, поскольку у него не остается реалистического и надежного способа привести в гармоничное соотношение свое нарциссическое видение себя и окружающую действительность».

2.7. Взгляды на нарциссизм Микаэля Балинта

 

М. Балинт («Базисный дефект») полагал, что нарциссизм не есть желание вернуться в абсолютно счастливое состояние, а напротив, следствие дефекта самости, который сформировался в детстве. Дефект формируется в условиях окружения, который Балинт назвал «шизофреногенным» - то есть не гармоничным. Балинт разрабатывает идею о негармоничных отношениях нарциссической личности и внешней среды, о роли этой дисгармонии как в формировании нарциссической патологии, так и в дальнейшем взаимодействии нарциссической личности с окружающим миром. Он описывал негармоничное отношение матери к своему ребенку: это «...любовь... чрезмерна, но вместе с тем и обусловлена. Ребенок никогда не может соответствовать этому условию». Это основной момент в формировании у личности нарциссической структуры (черт характера): внешнее обожание, которое имеет непременное условие — соответствовать определенным стандартам, чаще всего недостижимым. Ребенок не научается самоприятию, его четкий образ себя подменяется некой расплывчатой картиной, в которой присутствуют негативный образ себя и, одновременно, образ себя улучшенного, каким, как подразумевается, ребенок должен быть.

Таким образом, закладывается потенциальная база для нарциссических объектных отношений и самоотношения в будущем, так как ребенок бессознательно воспринимает родительский посыл — любви просто так не бывает, чтобы любили, нужно соответствовать неким критериям, соблюдать условия, любовь может появиться только после положительной внешней оценки. Сочетание трех важных психических аспектов из жизни нарциссической личности: заложенная в детстве дисгармоничность в отношених с окружающим миром, прямая зависимость самочувствия и самоощущения от внешней оценки, так как собственные представления о себе слабы и уязвимы, и, как возможная реакция на низкую оценку - аффект стыда, далее агрессия или специфические нарциссические депрессивные реакции.

М. Балинт размышляет о повседневных взаимоотношениях нарциссических личностей: «...вряд ли мы могли наблюдать, чтобы в реальной жизни эти личности могли существовать автономно. Обычно они образуют пары со своими отщепленными двойниками по типу таких известных литературных персонажей, как Фауст и Мефистофель, Дон Кихот и Санчо Панса, Дон Жуан и Лепорелло, и т.д... без его (ненарциссического партнера) помощи и руководства обаятельный и с виду независимый нарциссический герой влачил бы жалкое существование». То есть Балинт указывает на потребность нарциссической личности в отражении (позднее об этом скажет С.М. Джонсон). Получая достаточное позитивное отражение, нарциссическая личность может поддерживать хотя и патологическое, но все же стабильное душевное равновесие, так как это отражение «подпитывает» ее потребность в позитивной оценке, некоторым образом давая внешнюю замену несформированным внутренним структурам. Наличие такого отражения дает возможность нарциссической личности избегать или компенсировать неизбежные нарциссические травмы, которые, при их достаточной силе и точной направленности, вероятно, могут привести к краху суммы позитивных представлений о себе и к возникновению нарциссической депрессии. Не менее важен у Балинта и еще один аспект объектных отношений нарцисса — ненарциссический партнер нарциссической личности принимается функционально, его ценность равна той функции, которую он выполняет в жизни нарцисса.

По М. Балинту, нарциссических личностей нельзя назвать уверенными и независимыми, так же как и стабильными, хорошо владеющими собой или самостоятельными. Как правило, они очень чувствительны «...к любому рассогласованию между своими ожиданиями и тем, как их окружение в действительности обращается с ними; их легко ранить и обидеть, и эти обиды терзают их долгое время.».

Шизофрению и злокачественные зависимости, а также невротические нарциссические расстройства Балинт объединяет в один класс исключительно с экономической точки зрения - куда инвестировано либидо. Балинт объединяет под понятием «нарциссические расстройства» все нарушения, связанные с уходом в себя, а также с сосредоточенностью на себе, в дальнейшем не разделяя их в зависимости от типичных черт, характерных аффектов, спектра защит.

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 2358. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия