Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ





Средневековая или феодальная эпоха в Западной Европе может быть поделена на три периода: зарождение феодализма — VI—X вв., расцвет феодализма — XI—XIV вв., закат феодализма и зарожде­ние капитализма — XV—XVII вв. В данной теме речь пойдет о втором периоде. В это время в экономике Западной Европы со­существовали натуральное и рыночное хозяйство, труд крепост­ных крестьян и труд свободных городских ремесленников. Социальные отношения имели сословный и корпоративный характер. Это означало, что люди имели определенные права лишь как члены сословия (духовенство, дворянство и «третье» сословие) и кор­порации (общины, цеха, гильдии и т.п.). Понятие «права челове­ка» появляется позже, при капитализме. В политической сфере господствовала феодальная раздробленность — власть феодалов на местах была сильной, а власть короля — слабой. Единственное, что объединяло Западную Европу, это христианская религия и като­лическая церковь. Средневековая культура имела религиозную окраску, науки и искусства развивались преимущественно в рамках церкви.

Источниками средневековой экономической мысли являются преимущественно богословские сочинения. Поэтому экономичес­кие воззрения авторов непосредственно переплетены с теологией и, в частности, с решением вопросов религиозного спасения че­ловека. Это спасение не носило персонального характера. Теоло­гия в эпоху Средневековья, особенно католическая, была убеж­дена, что совершенствование человека невозможно без включения его в социум. Это необходимо для преодоления его эгоистичес­кой природы и подчинения более высокой цели — интересам об­щего блага, т.е. блага общества. Поэтому понятие «общее благо» является центральным практически во всех социальных рассуж­дениях богословов.

Во всех текстах средневековых авторов доминирует норматив­ный метод исследования. Он проявляется в том, что преобладают оценочные суждения с позиций христианской морали. Кроме того, рассуждения авторов носили в основном априорный, умозритель­ный характер и выводились на основе логики, весьма изощрен­ной. Помимо этого важным элементом доказательства являлась ссылка на авторитет (Священное Писание или труды отцов церк­ви).

Как особенность метода следует отметить также двойственный характер оценок любых явлений. Он связан с тем, что мир пред­ставлялся богословам, с одной стороны, как божественное творе­ние, пронизанное светом разума Творца, а с другой стороны, ис­порченное первородным грехом. Поэтому во всех мирских явле­ниях богословы стремились найти следы как божественного света, так и земной греховности.

В отношении двойственного характера земного мира можно выделить две характерные позиции средневековых авторов. Ран­ние христиане, в частности Августин Блаженный (354—430), епископ г. Гиппона (Северная Африка) и известный богослов, выступали за строгое подчинение земного мира божественным запове­дям, стремление преодолеть первородную греховность Града Зем­ного. В этот период очень сильным был идеал нищеты, отречения от земной жизни, строгого соблюдения христианской морали, праведная жизнь представлялась как тяжелый труд, физический и духовный.

В более позднюю эпоху, в период расцвета средневековой схо­ластики, доминирующей стала другая позиция, которая четко выражена в трудах Фомы Аквинского (1225—1274). Он считает, что невозможно устроить земную жизнь по законам Божьим в силу неизбежной греховности человеческой природы. Более того, та­кие попытки лишь приведут к рождению новых пороков и бед. Праведная жизнь возможна только вмонастырях, среди тех, кто достиг определенного духовного совершенства. При обустройстве же мирской жизни необходимо учитывать несовершенство чело­века. Поэтому общество должно строиться как в соответствии с божественными законами («естественное право», вытекающее из природы вещей), так и в соответствии с законами, устанавлива­емыми на основе договоренности людей между собой («условное право»). Последние являются корректировкой божественных за­конов в определенной исторической ситуации.

В отношении этих законов действует строгая нормативная уста­новка — требование выполнять их и тем самым действовать по справедливости. Понятие «справедливый» — справедливая цена, справедливое вознаграждение, справедливое распределение и т.д. — является центральным для средневековых экономических воззре­ний. И в данном случае справедливым считается соблюдение или соответствие законам (божественным или условным).







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия