Актуальность.
Актуальность данной темы выражается в том, что русский космизм (греч. κόσμος — организованный мир, kosma — украшение) — философское мировоззрение, в основу которого положено представление о Космосе и о человеке как «гражданине Мира» (киники, стоики, Кант, Мамардашвили), а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу. В философии понятие Космизма связано с учением древних греков о мире как структурно-организованном и упорядоченном целом. В религиозных системах Космизм является неотъемлемой частью теологии. В науке учение о Космизме основано на теориях о рождении и эволюции Вселенной: концепции Канта-Лапласа (18 в.) об образовании солнечной системы конденсацией пылеобразных масс; теории расширяющейся Вселенной А. Фридмана, разлетающихся галактик Э. Хаббла (20 в.), теории относительности А. Эйнштейна и др. Поток русской культуры (работы философов, ученых, теологов, писателей, поэтов, художников). Мировоззрение, с корнями в мифологическом сознании, в смеси христианства с язычеством. Намеренное противопоставление западноевропейской науке и культуре, поиск примирения ценностей традиционного общества с динамикой цивилизации. Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе. Целью работы является исследование основных идей русского космизма. 1. Основные идеи русского космизма
Ориентация на гуманитарное знание, на литературу и искусство, на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии, особенно с конца XIX века. Отсюда ее своеобразный антропоцентризм, персоноцентризм, который чаще всего предстает в виде "христоцентризма", то есть в виде религиозной философии человека. Но это была лишь одна из тенденций в развитии философии России. Другая тенденция представлена учениями, возникшими под влиянием нового естествознания и в то же время стремившимися к построению широкого гуманистического взгляда на универсум. Речь идет прежде всего о русском космизме - философском явлении, зародившемся в XIX веке, все значение которого, однако, стало ясно только в XX столетии.[1] Русский космизм интересен тем, что в сочинениях ряда философов, ученых-мыслителей (Н. Ф. Федорова, В. С. Соловьева, Н. А. Умова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского) во весь рост встали проблемы единства человека с космосом, космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности. Причина тому - некоторые особенности в развитии русской философии XIX века, стремившейся представить человека не атомарным существом, а личностью, обладающей всем богатством индивидуальности и вместе с тем неразрывно связанной со всеобщим. Концепции космизма во многом опирались на эволюционные воззрения, которые пользовались в России большим признанием.[2] В русском космизме, в свою очередь, представлены две тенденции. Одна - это космизм либо с некоторой примесью фантастики, либо опирающийся на теологию. В философии "общего дела" Николая Федоровича Федорова (1829-1903) центральной стала тема постоянного расширения, под влиянием внутренних импульсов эволюции, поля деятельности человека, включающего, наконец, в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду, полагал Федоров, люди, объединившись, смогут так регулировать природные процессы, что обретут бессмертие и возвратят к жизни, "воскресят" ушедшие поколения. Замысел философии всеединства В. С. Соловьева, как мы знаем, заключался в том, чтобы подготовить человечество к переходу на более высокую стадию эволюции, на вершине которой возникнет "Богочеловечество".[3] Возвышенное, одухотворенное человечество должно, по мнению Соловьева, превратиться как бы в сотворца Бога и выполнить грандиозную задачу перевоплощения универсума: создание мира, освобожденного от гибели, распада, уничтожения, сохраняющего всю полноту и многообразие бытия.[4] Другая тенденция в русском космизме была тесно связана с прогрессом естествознания и развита естествоиспытателями. В 90-е годы XIX века ее представлял физик Николай Алексеевич Умов (1846- 1915). Он подходил к человеку и обществу с точки зрения их места в универсальном процессе роста энтропии, полагая, что история человеческой культуры - не случайное явление в жизни Вселенной, ей предназначено стать могущественным фактором в космическом противодействии хаосу, увеличению энтропии. Эти идеи были углублены и развиты Константином Эдуардовичем Циолковским (1857- 1935). Его научно-технические проекты, столь существенные в становлении космонавтики, были, собственно, техническим приложением к его "космической философии", рисующей космос заполненным различными формами жизни, от примитивных до лучезарных, бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию.[5] Современный человек, по мнению Циолковского, не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство.[6] Идеи русского космизма наиболее полно воплотились в учении Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) о роли биосферы и особенно ноосферы в истории Земли и Вселенной. В этом учении многое соприкасается с работами французских ученых Э. Леруа и П. Тейяра де Шардена, предложивших в 20-е годы XX века термин "ноосфера" для обозначения новой оболочки Земли, возникшей над биосферой и состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Вернадский с тщательностью естествоиспытателя и глубиной мыслителя исследовал значение биосферы в формировании вещества Земли, огромные потенции ноосферы, расширяющиеся с развитием науки и общества.[7] Направление русского космизма привлекательно не только верой в безграничные возможности человеческого прогресса. Весьма существенно, что этот прогресс, как правило, не мыслился вне единства всего человечества и его неуклонного нравственного совершенствования.[8] Термин “русский космизм” сложился в отечественной философии в 70-е гг. ХХ в. в основном в связи с интерпретацией идей Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского и В. И. Вернадского. В историко-философской литературе выделяются три разновидности русского космизма: религиозно-философский (Н. Ф. Федоров); естественнонаучный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский); поэтически художественный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).[9] Выделение разновидностей в русском космизме условно, так как идеи его представителей часто противоречат друг другу. И все же для большинства представителей этого течения характерно признание наличия смысла существования космоса и человека в нем, принятие идеи эволюционного развития связи человека и космоса, выдвижение на передний план практически деятельного начала человека. Важнейшей идеей русского космизма была идея об организации связи человека и космоса.
Заключение Таким образом целесообразно отметить, что проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: · Особенность русского космизма состоит в том, что, никогда не выступая наукой в чистом виде, он предстает как срез отечественного и мирового общекультурного целого, как определенная ориентация русской культуры, как космическое миросозерцание русского народа. Характерной чертой выступает стремление космистов осмыслить поставленные проблемы, отразить отношение к человеку, обществу и природе в глобальных и космических масштабах Изложенная позиция дает основание считать, что именно космизм, как естественнонаучное и религиозное направление, стал проводником глобальных идей в русской философии. Космисты впервые стали обосновывать идею единения людей не только на теоретических доктринах социально-политического, экономического или идеологического порядка, а руководствуясь экологическими, а также этическими соображениями. · Методология и мировоззрение космизма, по мнению современных ученых, будет составлять существенную часть современной науки. Так, например, очень значительна роль идей космистов в активизации исследования космоса, в развитии космических методов исследования земного и околоземного пространства, в формировании нового комплекса наук – комокреатики, космической антропоэкологии, космического землевладения и природоохранных исследований. Космизация науки обусловила интенсификацию исследований биосферы, ее возможных антропогенных изменений, провозгласила приоритет «экологического императива» в условиях коэволюции общества и природы. Именно здесь – на пути расширения и углубления экологизации и космизации сознания, возвращения человеку чувства ответственности, умения соотносить человеческие нужды и потребности с объективными закономерностями биосферы – лежит реальный выход из экологического, политического, социально-экономического и ценностного кризиса, в котором оказалась современная цивилизация. · Русский космизм как определенная ориентация русской науки, философии, религии и культуры стал предтечей идей отечественной современной глобалистики. Это направление предвосхитило современную научную картину мира и осмысление глобальных проблем в терминах синергетики и универсального эволюционизма, а также выступило перспективным способом существования человечества в современном глобализирующемся обществе. Список используемой литературы
1. Бессонов, Б. Н. Философия и образование: учебное пособие / Б. Н. Бессонов; Моск. городской пед. ун-т Москва: МГПУ, 2012 (Москва: Московский городской педагогический ун-т - 307 с. 2. Малинов А. В. Русская философия: исследования, история, историография / А. В. Малинов; Междунар. фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ "Интерсоцис". - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. - 208 с. 3. Миронов, А. В. Философия социо(техно)-природной системы: монография / Андрей Миронов. – М.: МАКС Пресс, 2013. - 191 с. 4. Московченко А. Д. Русский космизм. Автотрофное человечество будущего / А. Д. Московченко; М-во образования и науки Российского Федерации, Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. - Томск: Изд-во ТУСУРа, 2012. - 141 с. 5. Николаенко, Н. М. Космизм как фактор формирования духовной сферы общества / Н. М. Николаенко; Федеральное агентство по образованию, Омский гос. ин-т сервиса, Каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин. - Омск: ОГИС, 2010. - 123 с. 6. Филенко, Л. П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 / Филенко Любовь Павловна; [Место защиты: Белгород. гос. ун-т]. - Белгород, 2012. - 181 с. 7. Философия: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Юриспруденция" / Н. Ф. Бучило и др.; под общ. ред. Л. А. Деминой. - М.: Проспект, 2013. - 358 с.
[1] Московченко А. Д. Русский космизм. Автотрофное человечество будущего / А. Д. Московченко; М-во образования и науки Российского Федерации, Томский гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. - Томск: Изд-во ТУСУРа, 2012. – с.56.
[2] Николаенко, Н. М. Космизм как фактор формирования духов-ной сферы общества / Н. М. Николаенко; Федеральное агентст-во по образованию, Омский гос. ин-т сервиса, Каф. философии и социально-гуманитарных дисциплин. - Омск: ОГИС, 2010. - с.69.
[3] Малинов А. В. Русская философия: исследования, история, историография / А. В. Малинов; Междунар. фонд поддержки социогуманитарных исследований и образовательных программ "Интерсоцис". - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. – с.134.
[4] Филенко, Л. П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт: диссертация... кандидата философ-ских наук: 09.00.13 / Филенко Любовь Павловна; [Место защи-ты: Белгород. гос. ун-т]. - Белгород, 2012. - с.79. [5] Философия: учебник для бакалавров: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности и направлению подготовки "Юриспруденция" / Н. Ф. Бучило и др.; под общ. ред. Л. А. Деминой. - М.: Проспект, 2013. – с.44.
[6] Бессонов, Б. Н. Философия и образование: учебное пособие / Б. Н. Бессонов; Моск. городской пед. ун-т. - М.: МГПУ, 2012..- с.264.
[7] Филенко, Л. П. Русский космизм: социокультурный проект и рациональный конструкт: диссертация... кандидата философских наук: 09.00.13 / Филенко Любовь Павловна Белгород, 2012.-с.101. [8] Миронов, Андрей Витальевич: Философия социо(техно)-природной системы: монография / Андрей Миронов. - М.: МАКС Пресс, 2013.- с.38.
[9] Малинов А. В. Русская философия: исследования, история, ис-ториография / А. В. Малинов; Междунар. фонд поддержки со-циогуманитарных исследований и образовательных программ "Интерсоцис". - Санкт-Петербург: Изд-во Политехнического ун-та, 2013. – с.62.
|