Студопедия — ЛЕЙБНИЦ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЛЕЙБНИЦ






 

Авраам, в Библии избранник Бога, заключивший с ним союз (завет). родоначальник евреев и через Измаила - арабов 50, 224, 241, 423

 

Агарь, в Библии служанка Сарры, по происхождению египтянка, наложница Авраама, прародительница (через сына Измаила) арабов (<агарян>) 86

 

Адам, согласно библейским представлениям, сотворенный богом <по образу и подобию божиему> первый человек, от которого произошел род людской 61, 177, 178, 185, 237, 238, 291, 292, 317, 341, 352, 372, 374, 403, 436, 438, 482, 483

 

Апис, в египетской мифологии бог плодородия; воплощением Аписа считался черный бык с белыми отметинами; впоследствии слился с Осирисом в единое божество Серапис 443

 

Аполлон, в греческой мифологии олимпийский бог, сын Зевса и Лето, покровитель религии, морали и искусств, вестник воли Зевса, бог блага и порядка, предсказаний и оракулов 207, 227, 246, 395-399, 401

 

Арес, в греческой мифологии вероломный и жестокий бог несправедливой войны 227

 

Ариман, Ахриман, в иранской мифологии (Авеста) злое космическое начало, противоборствующее началу доброму Ормазду 224-226

 

Афина Паллада, в греческой мифологии богиня мудрости и справедливой войны, дочь Зевса 398-401

 

Аякс, в греческой мифологии имена мужественных воинов Троянской войны, соискателей руки Елены. У Софокла погребение Аякса, героя, запятнавшего свою честь бесславным поступком,- основная тема одноименной трагедии 341

 

Брама, Брахма, в индуистской мифологии верховное божество, наряду с Вишну и Шивой, создатель вселенной 95

 

Ваал, Балу, Баал, в западносемитской мифологии распространенное прозвище богов отдельных местностей; в Библии осуждается поклонение Ваалам 423

 

Вакх, Бахус, в греческой мифологии одно из имен Диониса, сына Зевса и Семелы, бога вина, виноделия и растительности, покровителя оргиастических культов 307

 

Вейовис, в римской мифологии бог подземного мира (в греч.

мифологии - Плутон), противопоставляемый Юпитеру; отсюда истолкование Вейовиса как <анти-Юпитера> 223

 

Водан, Вотан см. Один Гедеон, в Библии защитник Израиля в борьбе с мадианитянами 239

 

Геркулес, в римской мифологии герой, прославившийся своими знаменитыми подвигами (в греческой мифологии - Геракл) 367

 

Гермес, в греческой мифологии вестник богов, посредник между богами и людьми, покровитель путников, проводник душ умерших в аид 226

 

Давид, в Библии царь Израильско-Иудейского государства (X в.

до II. э.), доблестный воин, искусный музыкант; традиция приписывает ему составление псалмов (Псалтирь) 154, 340, 421, 422

 

Дедал, в греческой мифологии изобретатель столярных инструментов, архитектор и скульптор; вместе с сыном Икаром, сделав крылья, поднялся в воздух; прославился своей хитростью и находчивостью 371, 394

 

Диана, в римской мифологии богиня растительности, родовспомогательница, олицетворение Луны; впоследствии отождествлялась с Немесидой 227

 

Дьявол, Сатана, в иудаизме и христианстве падшее творение Бога; противник бога и людей, предводитель темных сил, царь ада 317, 319

 

Ева, в Библии первая женщина, праматерь рода человеческого 96, 291,295, 300, 317, 424

 

Евтрапел, ростовщик, персонаж <Послания 18. К Лоллию> Квинта Горация Флакка 204

 

Зороастр, Заратуштра, в иранской мифологии пророк и основатель религии зороастризма, живший, согласно преданию, в VII-VI вв. до н. э. автор <Авесты> 95, 99, 223225, 228, 233, 235

 

Иаков, один из первых двенадцати апостолов Иисуса Христа, именуется младшим братом Господним (его мать приходилась родственницей матери Иисуса) 320

 

Иезекиль, Иезекииль, в Библии пророк, священник и визионер, строгий блюститель Закона 421

 

Иеремия, в Библии пророк, живший во второй половине VII в. до н. э., человек, который <спорит и ссорится со всей землей>, богослов, учитель <религии сердца> 421, 423

 

Измаил, в Библии сын Авраама и рабыни-служанки Агари, изгнанный вместе с матерью, после рождения у Сарры сына, в пустыню; бог услышал голос отрока, и через ангела было возвещено, что от Измаила произойдет великий народ 86

 

Иисус Навин, в Библии служитель и преемник Моисея, возглавивший переход израильтян из Египта через реку Иордан и пустыню 422

 

Иисус Христос, в христианской традиции богочеловек, вторая ипостась св. троицы 49-51, 62, 63, 87, 94, 95, 103, 104, 107, 146, 173, 177-179, 186, 187, 189, 210, 252, 397, 422, 474, 476, 477

 

Икар, в греческой мифологии сын Дедала; сделав из перьев и воска крылья, он вместе с отцом поднялся в воздух, но взлетел слишком высоко, так что солнечный жар растопил воск и Икар упал и погиб в море 341

 

Илий, в Библии первосвященник и судья Израиля, наставник Самуила; нечестивые сыновья Илия доставляли отцу много страданий; умер Илий, узнав о гибели сыновей и захвате ковчега божиего филистимлянами 318

 

Иоанн Богослов, любимый ученик Иисуса Христа, апостол, младший брат апостола Иакова (Старшего), автор четвертого евангелия, Апокалипсиса и трех посланий 422

 

Иов, в Библии великий праведник, сохранивший веру в своего бога, несмотря на страдания, которые он претерпел 318, 421

 

Иона, ветхозаветный пророк, проглоченный большой рыбой и освобожденный богом, услышившим его мольбу, после трех дней пребывания в чреве рыбы 163, 201, 423

 

Иосиф, в Библии сын Иакова и Рахили, проданный в рабство завистливыми братьями; добившись высокого положения в египетском государстве, Иосиф встречается со своими братьями, но не мстит им 421

 

Ипполит, в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы; погибает, оклеветанный своей мачехой Федрой 207, 315

 

Ирмин, в германской мифологии божество, предположительно родоначальник одной из трех называемых Тацитом германских племенных групп - герминонов 224-226

 

Исайя, в Библии великий пророк, родившийся около 765 г. до н.

э., обличал развращенность нравов; богослов и учитель 422

 

Исида, в египетской мифологии богиня плодородия, воды и ветра, олицетворение женственности и семеййой верности; сестра, а затем и супруга Осириса 223, 379

 

Иуда Искариот, в Новом завете один из двенадцати апостолов Иисуса Христа; предал его за 30 сребреников, впоследствии в отчаянии удавился 352, 394, 396

 

Кассандра, в греческой мифологии дочь Приама и Гекубы, прорицательница, прорицаниям которой не верили 207

 

Кефал, персонаж греческой мифологии; нечаянно убил свою жену Прокриду копьем, подаренным ей Миносом 207

 

Купидон, в римской мифологии божество любви 407

 

Лазарь, в Новом завете брат Марии и Марфы, воскрешенный Иисусом Христом через четыре дня после погребения 316

 

Люцифер, в христианской традиции одно из имен Сатаны 141

 

Мани, мифологизированный образ иранского религиозного реформатора, вероучителя, проповедника и пророка, основателя манихейства 223, 307, 348

 

Манн, в германской мифологии первый человек, сын Туисто, отец родоначальников трех германских племен - ингевонов, истевонов и герминонов 226

 

Медея, в греческой мифологии дочь царя Колхиды, колдунья; страстно влюбленная в Ясона, предводителя аргонавтов, помогала ему добыть золотое руно 235, 329

 

Мелеагр, персонаж греческой мифологии, участник похода аргонавтов, победитель в метании копья и дротика в общегреческих играх 207

 

Меркурий, в римской мифологии бог торговли, который отождествлялся с Гермесом 223, 226

 

Мидас, в греческой мифологии царь Фригии, славившийся своим необычайным богатством; за любовь к золоту был наказан Дионисом 211

 

Митра, в иранской мифологии божество солнца, а также закона, договора, порядка, согласия, обмена и посредничества 224

 

Михаил, в иудаизме, христианстве и мусульманстве великий ангел, архангел. В Новом завете (Апокалипсис) предводитель небесного воинства в битве с силами зла (дьявол, сатана) 317

 

Моисей, в Библии первый пророк Яхве, основатель религии, чудотворец, вождь еврейских племен 49-51, 95, 299, 319, 323, 421, 438, 446

 

Немесида, в греческой мифологии богиня справедливости, а также мести 223

 

Huс, у Вергилия сын Гиртака, спутника Энея, погиб вместе со своим другом Эвриалом во время нападения на лагерь рутулов (Энеида, кн. IX) 329

 

Один, Бодан, Вотан, в германо-скандинавской мифологии верховное божество, олицетворение власти, мудрости и могущества 73

 

Ормазд, Ормузд, в иранской мифологии воплощение доброго космического начала (царства света), борющегося со злом, Ахриманом (царством тьмы) 223, 224, 254

 

Осирис, в египетской мифологии бог природы, царь и судья загробного мира 223

 

Оссия, в Библии последний великий пророк Северного Израильского царства 423

 

Павел, первопрестольный апостол, богослов и проповедник, автор 14 посланий, вошедших в канонический текст Нового завета 61, 103, 104, 140, 155, 192, 255, 320, 397, 487, 490, 493

 

Паллада см. Афина Парки, в римской мифологии богини человеческой судьбы (равнозначные греческим мойрам) 303, 395, 398

 

Пенелопа, в греческой мифологии дочь спартанца Икария, жена Одиссея; во время двадцатилетнего отсутствия Одиссея она, несмотря на домогательства женихов, сохранила супружескую верность 104

 

Петр, один из двенадцати апостолов Иисуса Христа, автор двух посланий, включенных в канонический текст Нового завета; ему предназначены ключи небесного царства 352

 

Плутон см. Вейовис Прокриса, Прокрида, в греческой мифологии дочь царя Ерехтея, жена охотника Кефала, смертельно раненная его волшебным копьем во время охоты 207

 

Прометей, в греческой мифологии сын титана Напета, двоюродный брат Зевса, похитивший у богов огонь для людей 307

 

Психея, в греческой мифологии олицетворение души 207

 

Ровоам, в Библии сын царя Соломона и Наамы, аммонитянки, преемник Соломона, семнадцать лет царствовал в Иерусалиме 318, 421

 

Силены, в греческой мифологии воплощения стихийных сил природы, демоны плодородия 307

 

Тарамис, Тарапис, в кельтской мифологии бог грома 227

 

Тевтот, Тевтат, в кельтской мифологии бог племени, покровитель военной и мирной деятельности 226, 227

 

Тесей, в древнегреческой мифологии герой, сын Эгея и Эфры; по одной из версий, самостоятельно предпринял поход на амазонок, женился на царице амазонок Ипполите 207

 

Тимон, у Лукиана афинянин, живший в конце V в. до н.э.; его ненависть к людям вошла в поговорку 284

 

Тиресий, в древнегреческой мифологии легендарный прорицатель 246

 

Титаны, в греческой мифологии шесть братьев (Океан, Кой, Kpnii, Гиперион, Иапет, Кронос) и шесть сестер-титанид (Тефида, феба, Мнемосина, Тейя, Фемида, Рея) - богов первого поколения, рожденных Геей и Ураном 228

 

Трималхиоп, у Петрония богатый вольноотпущенник 158

 

Туискон, Туисто, в древнегерманской мифологии земнородное божество (по Тациту), сыном которого является первый человек - Манн 226

 

Фаэтон, в греческой мифологии сын Гелиоса (бога солнца) и Климены; не мог справиться с огненной колесницей отца и едва не зажег землю; Зевс поразил его молнией 207, 341

 

Фортуна, в римской мифологии богиня судьбы, счастья, случая, удачи 341

 

Чернобог (Черный бог), в славянской мифологии олицетворение злой доли (горя) в противоположность доброй (Белобог) 223

 

Эпиметей, в греческой мифологии сын титана Иапета и океаниды Климены, брат Прометен 307

 

Юпитер, в римской мифологии царь богов, бог неба, грозы и дневного света (отождествлялся с греческим Зевсом) 207, 208, 222, 228, ЗК!, 395-401

 

Сарра, в Библии жена Авраама, мать Исаака; по ветхозаветным представлениям, от нее ведут свое происхождение <народы и цари народов> 86

 

Саул, в Библии первый царь Израильского государства; преследовал Давида, втайне помазанного на царство Самуилом 154

 

Семей, в Библии <человек из рода дома Саулова>, сын Геры, оскорбляющий царя Давида 318, 421

 

Семела, в греческой мифологии дочь фиванского царя Кадма, мать Диониса 207

 

Семирамида, в греческой мифологии дочь сирийской богини Деркато, жена вавилонского царя Нина; после смерти Семирамида превратилась в голубку 223

 

Лейбниц Г. В.

Л42 Сочинения в 4 т.: Пер. с франц. Т. 4/Редкол.: Б. Э.

Быховский, Г. Г. Майоров, И. С. Нарский и др. Ред. тома, авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. - М.: Мысль, 1989.- 554, [2] с., 1 л. портр.- (Филос. наследие; Т. 108).

 

ISBN 5-244-00371-2 В настоящий том вошло одно из главных произведений Г. В. Лейбница - <Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла>, в котором раскрываются важнейшие категории его философской системы.

Для специалистов-философов, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов.

 

0301030000-102 Л nn,,ni\ or.-подписное 004 (01)89 ББК 87.3 Научно-исследовательское издание

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм СОЧИНЕНИЯ В ЧЕТЫРЕХ ТОМАХ

 

Том 4 Редактор В. П. Гайдамака Младший редактор К. К. Цатурова Оформление серии художника В. В. Максина Художественный редактор С. М. Полесицкая Технический редактор Л.П. Гришина Корректор С. С. Новицкая ИБ? 3850 Сдано в набор 04.10.88. Подписано в печать 11.07.89. Формат 84Х108'/за. Бумага кн.-журн. ими. Обыкн. нов. гарн. Высокая печать. Усл. печатных листов 29,5 с вкл. Усл. кр.-отт. 29,45.

Учетно-издательских листов 33,78 с вкл. Тираж 62 750 экз. Заказ?

1783. Цена 2р. 60 к.

 

Издательство <Мысль>. 117071. Москва, В-71, Ленинский проспект, 15 Ордена Октябрьской Революции, ордена Трудового Красного Знамени Ленинградское производственно-техническое объединение <Печатный Двор> имени А. М. Горького при Госкомпечатп СССР. 197136, Ленинград, П-136, Чкаловский пр., 15.

 

Настоящим томом завершается издание 4-томного собрания сочинений немецкого просветителя-энциклопедиста, философа-идеалиста, ученого и общественного деятеля Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716).

Теоретическая и практическая деятельность Лейбница-ученого исключительно разнообразна. Он один из творцов новейшей математики и математической логики, механики и физики, крупнейший правовед своей страны и эпохи, политик, богослов и историк. С увлечением работал Лейбниц над разрешением многих технических проблем, усиленно ратовал за нововведения в производстве.

В философии Лейбница нашли свое обобщенное выражение многовековая философская традиция и достижения наук того времени. Лейбниц по праву считается основоположником диалектики Нового времени, открывшим одну из самых ярких страниц истории философии - эпоху классического немецкого идеализма конца XVIII - начала XIX в.

В 1-й том Сочинений Лейбница входят произведения по общим вопросам философии. Это трактаты, статьи, диалоги, письма: <О первой материи>, <Краткое доказательство примечательной ошибки Декарта...>, <Рассуждение о метафизике> (систематический очерк метафизики Лейбница), <О приумножении наук>, два отрывка о принципе непрерывности, <Порядок есть в природе...>, два отрывка о свободе, переписка с П. Бейлем, С. Кларком, Н. Ремоном и т. д. Расположенные хронологически, эти работы дают представление об эволюции философского мировоззрения мыслителя.

В конце тома помещены сочинения 1714-1716 гг., которые можно рассматривать как итог философской и научной жизни Лейбница.

Издания Лейбница в переводе на русский язык немногочисленны. Они приходятся на конец прошлого и начало нынешнего века. Большая часть работ переведена впервые.

В настоящем томе помещена вступительная статья доктора философских наук, профессора В. В.

Соколова ко всему изданию.

Во 2-й том входят главное гносеологическое произведение Лейбница <Новые опыты о человеческом разумении>, примыкающие к нему <Размышления об <Опыте...>> и <Предварительные соображения...>, переписка с Д. Мешэм и с Т.

Бёрнетом.

Полемика между Локком и Лейбницем велась не в беседах-дискуссиях и не в непосредственной переписке двух великих философов, которые никогда не встречались лично. Оживленный обмен мнениями происходил через третьих лиц, охотно предлагавших свои услуги. Критическая реакция Лейбница на основные вопросы, решенные с позиций метафизического материализма в <Опыте о человеческом разумении> Джона Локка, нашла развернутое выражение в самом крупном из всех гносеологических сочинений Лейбница. <Новые опыты...> Лейбница противостоят <Опыту...> Локка не только как идеалистическое материалистическому, но и как диалектическое по многим идеям сочинение - метафизическому. <Новые опыты...> - важный источник для изучения метода Лейбница и его гносеологии, через призму которой рассматриваются здесь и вопросы логики, онтологии, этики.

Вступительная статья доктора философских наук, профессора И.С. Нарского знакомит с идеями основного гносеологического сочинения Лейбница и историей его создания, раскрывает его значение.

В 3-й том включены гносеологические и логические трактаты: <О мудрости>, <Размышления о познании, истине и идеях>, <Что такое идея>, <О способе отличения явлений реальных от воображаемых>, <Об универсальном синтезе и анализе>, <Абсолютно первые истины>, <Анагогический опыт исследования причин>, <Об основных аксиомах познания>, <Среднее знание>, <Об искусстве открытия>, <О литературной республике>, <Элементы универсальной характеристики>, <Логические определения>, <Математика разума>, <Опыт универсального исчисления> и др. В том входит также переписка с С. Фуше, Н. Мальбраншем, П. Бейлем, королевой Пруссии Софией-Шарлоттой и курфюрстиной Софией. Большая часть работ впервые переведена на русский язык.

В томе помещены две вступительные статьи: Г. Г. Майоров. <Лейбниц как философ науки> и А. Л. Субботин. <Логические труды Лейбница>.

Каждый том снабжен примечаниями, именным и предметным указателями.

Издание предназначается для специалистовфилософов, преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных вузов.

 

ЛЕЙБНИЦ

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646—1716) — великий не­мецкий философ и ученый-энциклопедист, крупный обществен­но-политический деятель своей эпохи. Родился в Лейпциге в семье юриста и преподавателя философии («мировой мудро­сти») местного университета, в котором учился и сам Лейбниц. В дальнейшем отказался от академической карьеры и поступил на службу к Майнцскому курфюрсту. Выполняя ряд науч­ных, политических и дипломатических поручений, в 70-х годах XVII в. совершил ряд путешествий в Париж и Лондон, где усиленно занимался научной работой. С 1676 г. — на службе у Ганноверского курфюрста в качестве библиотекаря, придворно­го историографа, а также политического советника по внеш­ним делам. В историю естествознания Лейбниц вошел как крупнейший математик, разработавший дифференциальное и интегральное исчисление (независимо от Ньютона сформули­ровал более совершенные методы его), усовершенствовавший счетную машину Паскаля, решивший ряд первостепенных тех­нических проблем своего времени, высказавший ряд гениаль­ных идей в области геологии, биологии, юриспруденции, язы-, кознания и других наук. Был членом лондонского Королевско­го общества и Парижской академии наук. Лейбниц много занимался организацией научной работы, был основателем и первым президентом Берлинской академии наук. Неоднократно встречался с Петром I во время его заграничных поездок в 1711— 1716 гг., выдвигая в беседах с ним идеи распространения

научных знаний в России «1 организации здесь академии! наук. Свои философские идеи\ Лейбниц сформулировал β·\ ряде произведений и множе- \ стве писем к самым различ- ί ным корреспондентам. К чис­лу важнейщих ив»тих про­изведений относятся: «Испо-: ведание природы против ате­истов» (1668), «Рассуждение о метафизике» (1685), «Новая система природы и общения между субстанциями, а так­же о связи, существующей между душой и телом» (1695), «Новые опыты о человече­ском разуме» (1704) — полеми­ческое сочинение, стремящее­ся к систематическому опро­вержению сенсуалистических идей «Опыта о человеческом

разуме» Локка (ввиду смерти последнего Лейбниц отказался от публикации этого важнейшего своего философского про­изведения, которое впервые увидело свет лишь в 1765 г.). За несколько лет до смерти автора появились «Теодицея» (1710) и «Монадология» (1714) — краткое и популярное изло­жение сложившейся идеалистической системы Лейбница. Боль­шая часть его философских произведений написана на фран­цузском и латинском языках, незначительная — на немецком. В Настоящем томе публикуется с небольшими купюрами «Мо­надология» по изданию: «Избранные философские сочинения» Лейбница под ред. В. П. Преображенского (М., 1908). Затем мы воспроизводим отрывки из «Новых опытов» по единствен­ному полному изданию этого произведения (Г. В. Лейб­ниц. Новые опыты о человеческом разуме. М. — Л., 1936). Потом следует отрывок из письма к Вариньену, видному фран­цузскому математику и механику той эпохи, излагающий один из важнейших принципов лейбницеанской метафизики-диалектики — принцип непрерывности. Этот отрывок был впер· вые опубликован в «Книге для чтения по истории филосо­фии» под ред. А. Деборина (М., 1924), откуда он и перепечаты~ вается.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 424. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия