История Луганского края
Первый луч солнца в нашей стране ложится именно на луганскую землю. Луганщина – самый восточный регион Украины. Прекрасна и самобытна равнина, идущая от долины Северского Донца. К югу откроется взору Донецкий кряж, а на крайнем севере в пределы области заходят отроги Среднерусской возвышенности...
Несколько сотен лет назад территория области представляла собой бесконечную степь, где водилось бесчисленное множество птиц – куропатки, дрофы, стрепеты... Высоко в небе парили соколы, ястребы, орлы и орланы. В лесах жили медведи, олени, лоси, дикие лошади, кабаны. Сегодня остались только кабаны, олени, лоси, которые являются предметом охоты, однако их отстрел строго регулируется. А чучела исчезнувших видов животных можно увидеть разве что в местных музеях...
Велики подземные богатства Луганщины. Миллиардами тонн исчисляются ее запасы высококачественных антрацитов и коксующихся углей. Именно из нашего края началась история Донецкого каменноугольного бассейна – Донбасса: здесь в начале ХVII века были открыты его первые угольные месторождения. Вскоре в бассейнах рек Белой и Лугани предприимчивые помещики и крестьяне открытым способом стали добывать себе топливо, а в 1795 году в районе города Лисичанска впервые в Донбассе началась промышленная разработка угля для Луганского чугунолитейного завода.
Луганщина сегодня – это край угля и металла, химии и машиностроения, сельскохозяйственного производства, специализирующегося на животноводстве, птицеводстве, выращивании зерновых культур, в том числе и подсолнечника. Недаром в символике некоторых районов области подсолнух изображен как геральдический знак.
Территория нынешней Луганской области, а она была образована в 1938 году, заселялась издавна. Исследование археологических памятников позволяет сделать вывод о том, что первобытные люди жили здесь около 150 тысяч лет назад. В нескольких местах области специалистами открыты стоянки поздних неандертальцев.
С IV тыс. до н. э. донецкие степи преобразились – человек перестал быть жителем исключительно речных долин, освоив искусство верховой езды и добавив к привычному земледелию пастушеское подвижное скотоводство. В эпоху меди-бронзы, как показывают археологические раскопки, велись здесь и разработки медных руд. Сохранившиеся до сегодняшнего дня реальные свидетельства тех древних времен – рукотворные холмы высотой до 4-5 метров, курганы, которые были родовыми кладбищами. Многие такие курганные погребения уже исследованы.
Наиболее древним народом, жившим на территории края, о чем есть упоминания в письменных источниках, были киммерийцы. По некоторым источникам, женщины этого народа не уступали в мужестве мужчинам, возможно, и превосходили их, и назывались они амазонками. Киммерийцы владели секретами художественного литья из серебра, золота, железа, умели изготовлять хорошее холодное оружие.
С начала железного века в крае появляются кочевые племена иранского происхождения – скифы и сарматы, затем – алано-болгарские племена (праболгары). В IX-XIII веках бассейн Северского Донца заселяли кочевые племена тюркского происхождения: печенеги, торки, половцы. На территории области выявлены и исследованы половецкие курганные погребения, вблизи которых, как правило, находились каменные изваяния (бабы). Сегодня с целью сохранения памятников половецкого искусства эти скульптуры переданы музеям и в лапидарий Луганского педагогического университета имени Тараса Шевченко. В нашем музее, например, экспонируется скульптура головы половецкого юноши из камня, найденная у села Причепиловка Славяносербского района. Очень ценна и не имеющая аналогов «Чернухинская мадонна» – единственное среди всех каменных изваяний, известных как на территории Восточной Европы, так и на прародине половцев – в степях Алтая и Тувы. Уникальность ее заключается в том, что на груди матери изображена дочь. Это изваяние было найдено у села Чернухино Перевальского района.
Обнаруженное на территории Луганской области боевое древнерусское оружие (топоры и меч) свидетельствует о сражениях между русскими воинами и половцами. Есть и вероятность того, что именно здесь произошла битва князя Игоря с половцами, увековеченная в знаменитом «Слове о полку Игореве».
Позднее наш край познал татаро-монгольское нашествие. С середины ХV века в результате распада Золотой Орды донецкие степи оказались в центре ожесточенной борьбы между Большой Ордой и Крымским ханством. Постоянные войны привели к тому, что эти земли стали называться Диким полем. Под этим названием подразумевалась огромная часть территории между Днепром и Доном, которая отделяла Русское государство от Крымского ханства. Через наш край проходила одна из дорог – татарских перелазов – кальмиусская. По ней крымские и ногайские татары осуществляли опустошительные набеги на южные окраины Российского государства.
Однако уже во второй половине ХVІ столетия Русское государство начинает разворачивать в южных степях пограничную сторожевую и станичную службу. Сюда приходят донские и запорожские казаки, которые по местным рекам строят укрепленные города, сторожевые посты, зимовники. Через территорию области проходил «секретный шлях» из Запорожской Сечи на Дон и Кагарлык.
Донские казаки селились по Северскому Донцу и его левым притокам Деркулу, Айдару, Боровой. Одна из драматичнейших страниц их истории связана с тем, что они охотно принимали и использовали для работы в своих хозяйствах бежавших от помещиков крестьян. Помещики жаловались императору Петру І на эти незаконные действия. По их настоянию в наш край были посланы царские войска под командованием князя Юрия Долгорукого с целью возвращения крепостных крестьян их владельцам. Однако девизом донских казаков было: «Возврата беглых с Дона нет».
Конфликт достиг своего апогея в 1707 году. Жители донских станиц и городков, а вместе с ними и беглые крепостные крестьяне, объединившись в отряд под предводительством атамана Кондратия Булавина, решили выступить против царских войск. В ночь с 7 на 8 сентября 1707 года повстанцы на реке Айдар близ Шульгин-городка разбили их, а князя Долгорукого убили.
Расправа последовала жестокая: Петр І, сконцентрировав свои войска, при помощи верхушки казаков Войска Донского разгромил повстанцев, а их предводитель Булавин был вынужден застрелиться. По указу императора все казачьи городки, жители которых принимали участие в бунте, были разорены и сожжены.
Лишь в 30-х годах ХVІІІ века началось повторное заселение этих земель. Оно велось за счет расширения границ Острогожского cлободского полка. После поражения украинских войск под руководством Богдана Хмельницкого от Польши украинцы, спасаясь от религиозного, духовного гнета польской шляхты, вынуждены были бежать на южные окраины Российской империи. Российские цари способствовали такому заселению пустующих земель. Так и образовалась новая территориальная единица – Слободская Украина. Она состояла из пяти слободских полков: Сумского, Харьковского, Охтырского, Острогожского, Изюмского. Западная и северо-западная части современной Луганской области входили в состав последних двух полков. По распоряжению московского правительства в 1732 году из ряда здешних сел слободские казаки, служилые люди и крестьяне были переселены на территории, поселения которых стали жертвами разгрома булавинского бунта.
Однако этот первый этап заселения края – народная колонизация – оказался бесперспективным: казачьих поселений было мало. Как ни странно, но дальнейшее решение этой проблемы было найдено в плоскости религии.
Документальные источники того времени свидетельствуют о большой миграции народов православного вероисповедания, попавших под духовное и физическое иго турков, в Австро-Венгрию. Патриотически настроенные и мужественные сербы, хорваты, венгры, поляки, волохи были ярыми врагами Оттаманской империи, готовыми вести борьбу с турками вооруженным путем. Постепенно взоры этих патриотов стали направляться в сторону России, к которой на рубеже ХVІІ-ХVІІІ веков переходила пальма первенства в борьбе с турецко-татарскими завоевателями. Идея привлечения патриотов православного вероисповедания принадлежала еще Петру Великому, но осуществить ее он не успел.
Замысел военной колонизации земель, расположенных между Северским Донцом, Бахмутом и Луганью, путем расселения офицеров православного вероисповедания – бывших подданных Австрийской империи – начал воплощаться в жизнь при императрице Елизавете Петровне. Она обратилась к царствовавшей тогда в Австро-Венгрии Марии-Терезии с просьбой не препятствовать сербским офицерам и офицерам других национальностей перейти на службу в Россию.
Так и начался с 1752 года приток в донецкие степи военных переселенцев православного вероисповедания, принявших военное подданство и присягу, в составе двух конных гусарских полков под командованием Райко Прерадовича (Родиона Депрерадовича) и Ивана Шевича.
Земля предоставлялась им на правах ранговой дачи: чем выше ранг и должность, тем больше земли при условии заселения ее в установленный срок народом семейным и оседлым. Селились ротами. Земля, отведенная для поселений рот Шевича и Прерадовича, получила название Славяносербии. Районный центр Славяносербск есть в Луганской области и по сей день.
Народная легенда гласит, что российский император Петр Великий, возвращаясь из Азовского похода, остановился со своей свитой на горе близ села Городище нынешнего Беловодского района. Оттуда открывалась живописная картина: под горой протекали белые воды реки Деркул, а долину устилали зеленые заливные луга с душистыми травами. Император сказал своим вельможам и соратникам: «Быть здесь государеву конезаводу!» Преждевременная смерть Петра I помешала осуществлению задуманного, но уже императрица Екатерина II реализовала эту идею.
...Над куполом главной конюшни Деркульского конного завода словно парит изящный силуэт скачущей лошади. Такой же символ осеняет и Лимаревский, и Новоалександровский конезаводы. Лошади верой и правдой служили и служат людям, а многие поколения беловодчан трудились на этих заводах, отрабатывая у лошадей качества, которые приводили местных тяжеловесов и скакунов к победам на соревнованиях самого высокого ранга и высоким оценкам на международных аукционах.
Всего на Луганщине четыре конных завода: Деркульский, Лимаревский, Новоалександровский и Стрелецкий. Самая богатая история – у Деркульского. Основан он 235 лет назад. Комплекс его зданий является памятником архитектуры XVIII века. Много лет здесь разводили чистокровных английских лошадей для кавалерийских полков российской армии. С начала прошлого века взялись за орловских и русских рысаков и вырастили много лошадей международного класса.
В Беловодском краеведческом музее экспонируется фотография, на которой изображен светло-гнедой со звездочкой на лбу и с белоснежными «чулками» на задних ногах красавец конь, покрытый алой попоной. На ней надпись на английском языке: «Задорный. Вашингтон. Интеркубок». Удивительна скаковая судьба Задорного: 42 раза он выступал на ипподромах страны, а также в Варшаве, Будапеште, Берлине, Лоурели (США) и одержал 22 победы! Высоких успехов на международных соревнованиях добивались и добиваются ныне также многие лошади других конных заводов Луганщины.
В конце ХVIII века удачно завершился ряд войн, которые Россия вела на Черноморском побережье. Перед ней открывался выход к Черному морю, а завоевание Крыма требовало укрепления южных границ государства. С этой целью использовались старые турецкие крепости и строились новые. Для них и для создаваемого Черноморского флота требовались пушки, орудия, гранаты. Промышленный Урал далеко от южных границ, а значит, здесь нужна была новая металлургическая база.
Выбор такого места для организации чугунолитейного завода был поручен давно работающему в России шотландскому специалисту Карлу Гаскойну. Изучив полезные ископаемые края, он предложил лить пушки из чугуна, а не из меди, а завод разместить у слияния рек Лугани и Ольховой. Так зародился город Луганск. Уже в 1800 году завод дал первую продукцию. Пушки и снаряды луганского производства были отменного качества.
Вскоре завод был закрыт, а позднее перепрофилирован в патронный. Заводской поселок постепенно разрастался, и в 1882 году Луганск стал уездным городом. Первой его улицей была Английская: здесь селились английские специалисты, приехавшие на строительство литейного завода. Тут же был построен дом директора завода Гаскойна. На этой улице, кстати, два столетия назад в семье датского врача родился известный этнограф, писатель, автор знаменитого «Толкового словаря великорусского языка» Владимир Даль.
Луганский чугунолитейный завод и его специалисты были пионерами литейного дела на Украине, а их теоретические работы, достижения в освоении художественного литья и сегодня представляют большую ценность. Толчком к дальнейшему развитию города послужило основание на рубеже ХIХ-ХХ веков ряда промышленных предприятий, инвестированных иностранным капиталом. Немецкий предприниматель Гартман основал здесь общество машиностроительных заводов Гартмана. Это и явилось началом истории Луганского паровозостроительного завода, который вскоре стал одним из лучших в мире.
В середине XX века предприятие перешло на выпуск тепловозов, которые экспортировались почти в три десятка стран мира.
Луганщина – край индустриальный, подавляющее большинство его населения проживает в городах. В южной части области сосредоточены крупнейшие предприятия по добыче и переработке угля, на западе сконцентрированы такие химические гиганты, как северодонецкое производственное объединение «Азот», «Краситель» в городе Рубежное, «Лисичанскнефтеоргсинтез» (нефтеперабатывающий завод), завод резинотехнических изделий в том же Лисичанске... Север области – это сотни сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств.
Насыщенность территории области производственными предприятиями, интенсивное распахивание земель и скотоводство, к сожалению, не способствовали сохранению богатейшей прежде степной флоры и фауны. Чтобы все-таки сберечь для потомков степной ландшафт и пойменную растительность на Луганщине, созданы заповедники и заказники.
В 25 километрах северо-восточней областного центра расположен Станично-Луганский филиал Луганского государственного заповедника площадью почти 500 гектаров, покрытых разнообразной растительностью. В основном его территорию составляют естественные леса. В центральной пойме Северского Донца преобладают леса и луга, в понижениях – болота. Есть здесь и пойменные озера, в которых обитает рыба и ценный эндемин фауны Европы – русская выхухоль. В заповеднике поселились косули, лоси, дикие кабаны...
А на северо-востоке Луганщины, как раз там, куда первыми приходят украинские рассветы, расположился второй заповедный участок заповедника – Стрельцовская степь. Когда-то этот ландшафтный участок простирался единым массивом площадью около 25 тысяч гектаров. Он находился в ведении Стрельцовского конезавода и использовался под выпас лошадей. С созданием же совхозов и колхозов эти земли были распаханы, и о былом великолепии нетронутых целинных степей свидетельствует лишь сохраненный заповедный участок площадью тоже около 500 гектаров. Его центральная часть являет собой ровное плато, а окрестности переходят в овраги и балки. Под воздействием жестких климатических условий здесь в течение тысячелетий сформировался особый тип растительности, где наряду с типичными степными растениями встречаются также не характерные для этой местности представители лесостепи и даже лугово-лесной растительности.
Южнее Луганска расположено третье отделение Луганского государственного заповедника – Провальская степь. В отличие от Стрельцовской она состоит из степных и каменистых участков с небольшими байрачными лесами. По-своему оригинален и интересен здешний растительный и животный мир.
А настоящей жемчужиной нашего края стали Кременские леса. Они расположились буквально в нескольких километрах от крупнейших центров химической промышленности – Северодонецка, Рубежного и Лисичанска. По народным легендам, именно из кременских великанов-сосен на Дону близ Воронежа строились первые корабли российского императора Петра I. На десяти с лишним тысячах гектаров лесного массива такие сосны и сегодня соседствуют с другими деревьями, кустарниками и голубыми озерами. Не случайно именно здесь действуют санатории, детские оздоровительные лагеря. Богатая флора и фауна – раздолье для охотников, рыбаков, грибников и просто любителей природы.