Студопедия — Международный российско-германский конкурс Дней германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!» – 2015
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Международный российско-германский конкурс Дней германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!» – 2015

 

Философские работы

(Часть I)

 

ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ (1921)

(М.: "Гнозис", 1994.)

 

И все, что знаешь глубоко, не понаслышке,

можно сказать тремя словами.

Кюрнбергер

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 

<…> В книге обсуждаются философские проблемы и показано, как я надеюсь, что постановка этих проблем зиждется на непонимании логики нашего языка. Смысл книги в целом можно сформулировать приблизительно так: то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о том же, что сказать невозможно, следует молчать.

Итак, замысел книги - провести границу мышления, или, скорее, не мышления, а выражения мысли: ведь для проведения границы мышления мы должны были бы обладать способностью мыслить по обе стороны этой границы (то есть иметь возможность мыслить немыслимое). Такая граница поэтому может быть проведена только в языке, а то, что лежит за ней, оказывается просто бессмыслицей.<…>

<…> я считаю, что поставленные проблемы в своих существенных чертах решены окончательно. И если я не заблуждаюсь на сей счет, то <…> ценная сторона это работы в том, что она показывает, сколь мало дает решение этих проблем.

 

 

1. Мир есть все, что происходит.

1.1 Мир — целокупность фактов, а не предметов.

1.11 Мир определен фактами и тем, что это все факты.

1.12 Ибо целокупность фактов определяет все, что происходит, а также все, что не происходит.

1.13 Мир — это факты в логическом пространстве.

1.2 Мир подразделяется на факты.

1.21 Нечто может происходить или не происходить, а все остальное окажется тем же самым.

2. Происходящее, факт, — существование со-бытий.

2.01 Со-бытие — связь объектов (предметов, вещей).

2.011 Для предмета существенно, что он должен быть возможным компонентом какого-то со-бытия.

2.012 В логике нет ничего случайного: если предмет может появляться в некоем со-бытии, то возможность этого со-бытия уже заложена в нем.<…>

2.0123 Если объект известен, то известны и все возможности его появления в со-бытиях.

(Каждая такая возможность должна быть заложена в характере объекта.) Нельзя задним числом открыть новую возможность.

2.01231 Для такого ознакомления с объектом не обязательно знать его внешние свойства, но необходимо знать все его внутренние свойства.

2.0124 Если даны все объекты, то тем самым даны и все возможные со-бытия.

2.013 Каждый предмет существует как бы в пространстве возможных со-бытий. Представить себе это пространство пустым можно, вообразить же предмет вне этого пространства нельзя.<…>

2.014 Объекты заключают в себе возможность всех ситуаций.<…>

2.02 Объект прост.<…>

2.0271 Объект — устойчивое, сохраняющееся; конфигурация — меняющееся, нестабильное.

2.0272 Конфигурация объектов образует со-бытие.

2.03 В со-бытии объекты сцеплены друг с другом, как звенья цепи.

2 031 В со-бытии объекты определенным образом соотносятся друг с другом.

2 032 Способ взаимосвязи объектов в со-бытия суть структура со-бытия.

2.033 Форма — возможность структуры.

2.034 Из структур событий складывается структура факта.

2.04 Мир — целокупность существующих со-бытий.

2.05 Целокупность существующих со-бытий определяет и то, какие со-бытия не существуют.

2.06 Действительность — существование и не-существование со-бытий.

(Существование со-бытий мы также называем положительным фактом, не-существование — отрицательным.)

2.061 Со-бытия независимы друг от друга.

2.062 Из существования или не-существования одного со-бытия нельзя заключить о существовании или не-существовании другого.

2.063 Мир — действительность во всем ее охвате.

2.1 Мы создаем для себя картины фактов.

2.11 Картина представляет определенную ситуацию в логическом пространстве, представляет существование и не-существование со-бытий.

2.12 Картина — модель действительности.

2.13 Объектам в картине соответствуют элементы картины.

2.131 Объекты представлены в картине элементами картины.

2.14 Скрепляет картину то, что ее элементы соотносятся друг с другом определенным образом.

2.14 Картина — факт.

2.15 Определенное соотношение элементов в картине — представление о том, что так соотносятся друг с другом вещи. Назовем эту связь элементов картины ее структурой, а возможность такой структуры — формой изображения, присущей данной картине.

2.151 Форма изображения — возможность того, что вещи соотносятся между собой так же, как элементы картины.

2.1511 Так картина связывается с действительностью; она соприкасается с ней.

2.1512 Она подобна мерилу, налагаемому на действительность. <…>

2.17 То, что в картине должно быть общим с действительностью, дабы она могла по-своему — верно или неверно — изобразить ее, есть присущая ей форма изображения.<…>

2.181 Если формой изображения служит логическая форма, то картина называется логической картиной.

2.182 Всякая картина является и логической картиной. (Напротив, не всякая картина является, например, пространственной.)

2.19 Логическая картина способна изображать мир.

2.2 Общим с изображаемым в такой картине является логическая форма изображения.

2.201 Картина создает представление о действительности, изображая возможность существования и не-существования со-бытий.

2.202 Картина изображает какую-либо возможную ситуацию в логическом пространстве.<…>

2.223 Чтобы узнать, истинна или ложна картина, ее нужно со­поставить с действительностью.

2.224 Из картины самой по себе нельзя узнать, истинна она или ложна.

2.225 Не существует какой-то априори истинной картины.

3. Мысль — логическая картина факта.

3.001 «Со-бытие мыслимо» означает: «Мы в состоянии представить себе ту или иную его картину». 3.01 Целокупность истинных мыслей — картина мира.

3.02 Мысль содержит возможность той ситуации, которая мыслится ею. Что мыслимо, то и возможно. 3.03 Нелогичное немыслимо, ибо в противном случае нужно было бы мыслить нелогично.

3.031 Когда-то говорили, что Бог мог бы сотворить все, кроме того, что противоречило бы логическим законам. — Дело в том, что невозможно сказать, как бы выглядел «нелогичный мир».

3.032 Изображать в языке нечто «противоречащее логике» столь же невозможно, как и изображать в пространственных координатах фигуру, противоречащую законам пространства, или же указывать координаты несуществующей точки.<…>

3.12 Знак, с помощью которого выражается мысль, я называю знаком-предложением. Знак-предложение — предложение в его проективном отношении к миру.<…>

3.5 Примененный, обдуманный, знак-предложение есть мысль.

4. Мысль — осмысленное предложение.

4.001 Целокупность предложений — язык.

4.002 Человек обладает способностью строить языки, позволяющие выразить любой смысл, понятия не имея о том, как и что обозначает каждое слово. — Так же как люди говорят, не зная способа порождения отдельных звуков. Повседневный язык — часть человеческого устройства, и он не менее сложен, чем это устройство. Люди не в состоянии непосредственно извлечь из него логику языка.

Язык переодевает мысли. Причем настолько, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли; дело в том, что внешняя форма одежды создавалась с совершенно иными целями, отнюдь не для того, чтобы судить по ней о форме тела. <…>

4.003 Большинство предложений и вопросов, трактуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Большинство предложений и вопросов философа коренится в нашем непонимании логики языка.<…> И неудивительно, что самые глубокие проблемы — это, по сути, не проблемы.<…>

3.324 Отсюда с легкостью возникают фундаментальнейшие подмены одного другим (которыми полна вся философия).

3.325 Во избежание таких ошибок следует употреблять знаковый язык, который бы исключал их, поскольку в нем бы не применялись одинаковые знаки для разных символов и не использовались внешне одинаковым образом знаки с разными способами обозначения. То есть знаковый язык, подчиняющийся логической грамматике — логическому синтаксису. <…>

4.014 Граммофонная пластинка, музыкальная тема, нотная запись, звуковые волны — все они находятся между собой в таком же внутреннем отношении отображения, какое существует между языком и миром. Все они имеют общий логический строй.<…>

4.023 <…> Предложение конструирует мир с помощью логического каркаса, и поэтому в предложении, если оно истинно, действительно можно усмотреть все логические черты реальности. <…>

4.1 Предложение представляет существование и не-существование со-бытий.

4.11 Целокупность истинных предложений — наука в ее полноте (или целокупность наук).

4.111 Философия не является одной из наук.

(Слово «философия» должно обозначать нечто, стоящее под или над, но не рядом с науками.)

4.112 Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений.

Результат философии не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений.

Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми.<…>

4.113 Философия ограничивает спорную территорию науки.

4.114 Она призвана определить границы мыслимого и тем самым немыслимого.

Немыслимое она должна ограничить изнутри через мыслимое.

4 115 Она дает понять, что не может быть сказано, ясно представляя то, что может быть сказано.

4 116 Все, что вообще мыслимо, можно мыслить ясно. Все, что поддается высказыванию, может быть высказано ясно.

4 12 Предложение может изображать всю действительность, но не в состоянии изображать то общее, что у него должно быть с действительностью, чтобы оно могло изображать ее, — логическую форму. Чтобы иметь возможность изображать логическую форму, мы должны были бы обладать способностью вместе с предложением выходить за пределы логики, то есть за пределы мира.<…>

5.6 Границы моего языка означают границы моего мира.

5.61 Логика заполняет мир; границы мира суть и ее границы. Стало быть, в логике нельзя сказать: в мире имеется это и это, а того в нем нет.

Это предполагало бы, что мы исключаем какие-то возможности, а такого не может быть: ведь в противном случае логика должна была бы выйти за пределы мира, если бы эти границы поддавались рассмотрению лишь извне.

Мы не можем мыслить то, что мыслить не в наших силах; значит, то, что мы не в силах мыслить, мы не в состоянии и сказать.

5.62 Это замечание дает ключ к решению вопроса, насколько истинен солипсизм.

То, что солипсизм подразумевает, совершенно правильно, только это не может быть сказано, но оно обнаруживает себя.

То, что мир является моим миром, обнаруживается в том, что границы особого языка (того языка, который мне только и понятен) означают границы моего мира.<…>

5.632 Субъект не принадлежит миру, а представляет собой некую границу мира.

5.633 Где в мире должен быть обнаружен метафизический субъект? Ты говоришь, что дело здесь обстоит совершенно так же, как с глазом и полем зрения. Но в действительности ты не видишь глаза. И ничто в поле зрения не позволяет делать вывод, что оно видится глазом.

5.6331 То есть огрубленная форма визуального поля не такова:

Глаз --------

 

5.634 Это связано с тем, что никакая часть нашего опыта не является одновременно и априорной. Все, что мы видим, могло бы быть и иным. Все, что мы вообще в состоянии описать, могло бы быть и другим.

Не существует априорного порядка вещей.

5.64 Здесь видно, что строго проведенный солипсизм совпадает с чистым реализмом. "Я" солипсизма сжимается до непротяженной точки, остается же соотнесенная с ним реальность.

5.641 Таким образом, в философии о "Я" действительно можно в определенном смысле говорить непсихологически. «Я» привносится в философию тем, что «мир есть мой мир».

Философское «Я» — это не человек, не человеческое тело или человеческая душа, с которой имеет дело психология, но метафизический субъект, граница — а не часть — мира. <…>

6.13 Логика не учение, а отражение мира. Логика трансцендентальна.<…>

6.3 Исследование логики означает исследование всего закономерного. Вне логики же все случайно.<…>

6.373 Мир независим от моей воли.

6.374 Если бы даже произошло все, чего мы желаем, это было бы лишь, так сказать, милостью судьбы, ибо между волей и миром нет логической связи, которая бы обеспечивала это. Предполагаемая же физическая связь сама по себе - это ведь не то, на что могла бы быть направлена наша воля.

6.375 Как существует лишь логическая необходимость, так существует и лишь логическая возможность.<…>

6.41 Смысл мира должен находиться вне мира. В мире все есть, как оно есть, и все происходит, как оно происходит; в нем нет ценности - а если б она и была, то не имела бы ценности.

Если есть некая ценность, действительно обладающая ценностью, она должна находиться вне всего происходящего и так-бытия. Ибо все происходящее и так-бытие случайны.

То, что делает его неслучайным, не может находиться в мире, ибо иначе оно бы вновь стало случайным.

Оно должно находиться вне мира.

6.42 Поэтому и невозможны предложения этики.

Высшее не выразить предложениями.

6.421 Понятно, что этика не поддается высказыванию. Этика трансцендентальна.<…>

6.4312 Бессмертие человеческой души во времени, то есть вечное продолжение ее жизни и после смерти, не только никак не подтверждается, но не оправдывает всегда возлагавшихся на него надежд и в качестве допущения. Живи я вечно — разве этим раскрывалась бы некая тайна? Разве и тогда эта вечная жизнь не была бы столь же загадочной, как и нынешняя? Постижение тайны жизни в пространстве и времени лежит вне пространства и времени.

(Ведь здесь подлежит решению вовсе не какая-то из проблем науки.)

6.432 С точки зрения высшего совершенно безразлично, как обстоят дела в мире. Бог не обнаруживается в мире.

6.4321 Факты всецело причастны лишь постановке задачи, но не процессу ее решения.

6.44 Мистическое — не то, как мир есть, а что он есть.<…>

6.5 Для ответа, который невозможно высказать, нельзя также высказать и вопрос. Тайны не существует.

Если вопрос вообще может быть поставлен, то на него можно и ответить.

6.51 Скептицизм не неопровержим, но явно бессмыслен, поскольку он пытается сомневаться там, где невозможно спрашивать.

Ибо сомнение может существовать только там, где существует вопрос; вопрос — только там, где существует ответ, а ответ — лишь там, где нечто может быть высказано.

6.52 Мы чувствуем, что, если бы даже были получены ответы на все возможные научные вопросы, наши жизненные проблемы совсем не были бы затронуты этим. Тогда, конечно, уж не осталось бы вопросов, но это и было бы определенным ответом.

6.521 Решение жизненной проблемы мы замечаем по исчезновению этой проблемы.

(Не потому ли те, кому после долгих сомнений стал ясен смысл жизни, все же не в состоянии сказать, в чем состоит этот смысл.)

6.522 В самом деле, существует невысказываемое. Оно показывает себя, это --- мистическое.

6.53 Правильный метод философии, собственно, состоял бы в следующем: ничего не говорить, кроме того, что может быть сказано, то есть кроме высказываний науки, — следовательно, чего-то такого, что не имеет ничего общего с философией. — А всякий раз, когда кто-то захотел бы высказать нечто метафизическое, доказывать ему, что он не наделил значением определенные знаки своих предложений. Этот метод не приносил бы удовлетворения собеседнику — он не чувствовал бы, что его обучают философии, — но лишь такой метод был бы безупречно правильным.

6.54 Мои предложения служат прояснению: тот, кто поймет меня, поднявшись с их помощью — по ним — над ними, в конечном счете признает, что они бес-смысленны. (Он должен, так сказать, отбросить лестницу, после того как поднимется по ней.)

Ему нужно преодолеть эти предложения, тогда он правильно увидит мир.

7. О чем невозможно говорить, о том следует молчать.

Международный российско-германский конкурс Дней германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!» – 2015

В рамках Дней германских и российских короткометражных фильмов «Вкратце!» – 2015, которые пройдут в Волгограде и Волгоградской области в марте 2015 года, открыт приём короткометражных фильмов из регионов Германии и России на международный конкурс.

 

В проекте Дней 2015 года конкурс короткометражных фильмов расширен до международного российско-германского. Заявки принимаются на фильмы, созданные в ряде регионов России и Германии, а также от авторов, которые постоянно проживают на этих территориях: Россия – федеральные округа: Южный, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский и Сибирский; Германия – федеральные земли: Рейнланд-Пфальц, Саар, Саксония, Саксония-Анхальт, Шлезвиг-Гольштейн, Тюрингия, Гессен, Мекленбург – Передняя Померания, Нижняя Саксония, Бремен.

Формат фестиваля в 2015 году – формы повествования, язык кино и литературы. Организаторы предлагают авторам обратить внимание на особенности взаимодействия языка кино и литературы, уделить особое внимание сценарию фильма. Тема конкурса – «Я и Ты / Мы и Другие». Концепция конкурсапредполагает обращение к темам межличностного и межгруппового взаимоотношения в психологическом, философском и других контекстах.

Категории короткометражных фильмов, принимаемых на конкурс:

- игровое кино,

- документальное кино,

- анимация,

- экспериментальное кино / видеоарт.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Людвиг Витгенштейн | Рулькова Вероника

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 316. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Тема 5. Организационная структура управления гостиницей 1. Виды организационно – управленческих структур. 2. Организационно – управленческая структура современного ТГК...

Методы прогнозирования национальной экономики, их особенности, классификация В настоящее время по оценке специалистов насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования, но на практике, в качестве основных используется около 20 методов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия