СТРАДАТЬ БЫВАЕТ ПОЛЕЗНО
Все религии проповедовали вход в страхи и страдания как путь оздоровления, самосовершенствования и продвижения к Богу. Лучшие представители религий понимали, что энергия, заключенная в сильных ощущениях, есть путь к Богу и что, только пройдя через личный опыт страданий, можно познать более глубокий смысл жизни. Продвинутые мастера единоборств, маги и монахи всех времен знали это. Поэтому мы можем понять, почему многие святые сознательно поддерживали в себе чувства страдания, унижения, мысли о смерти, почему они выбирали практики аскетизма для освобождения от внутренних ограничений. Регулярное воздержание в приеме пищи, полный отказ от сексуального удовлетворения и закаливание дополнялись другими практиками. В России многие совершенствующиеся носили вериги (тяжести), становились молчальниками (давали обет молчания), столпниками (стояли несколько лет на одном месте, питаясь подношениями), принимали обет нищеты. Было распространено юродствование с целью перенесения моральных унижений и освобождения от социальной обусловленности. По всей Европе подобная практика получила такое распространение, что невозможно было отличить добровольного Христа ради юродивого от сумасшедшего или опустившегося нищего. Максим Горький в повести «Детство» вспоминает, как мать кормила одного из таких юродивых. Она считала его святым, а отец был уверен, что это просто бездельник. Считается, что Будда после нескольких лет аскетизма и самоистязаний с единомышленниками получил просветление и увидел другой путь – через радость, а не через искусственные страдания. Он вышел из леса и стал проповедовать. Он говорил, что искусственные самоограничения дают пищу гордыне и тем самым уводят от Бога. Не надо специально искать страданий. Вся жизнь человека и есть страдание. Препятствия на пути к цели, обида, уязвленное самолюбие, зависть, страхи, болезни и смерть ежесекундно присутствуют в жизни людей. Осознайте эту боль существования, преобразуйте энергию боли в энергию чистой радости бытия, ощутите в проблемах божественную любовь. Мастер управления реальностью использует для совершенствования любые события своей жизни и переводит неприятные эмоциональные и физические ощущения в собственный энергетический запас. «Один телефонный звонок очень меня расстроил. У меня до этого никогда не было приступов тревожности, хотя как психотерапевт я много помогал людям с этой проблемой. После телефонного звонка мое тело похолодело, мое сердце колотилось, я застыл и был в ужасе. Я действительно не понимал, что со мной происходит. Кристи, как хорошая жена, сказала: “У тебя приступ тревожности”. Не приходится говорить, что я боролся с этим, сопротивлялся ему, накрывался одеялами. Это было страшно. Позже я сказал себе: “Жду-не дождусь моего следующего приступа тревожности”. Почему? Потому что в нем было так много энергии, которую можно использовать. И действительно, где-то через две недели, бам, сильное сердцебиение, сухость во рту, застывшее в ужасе тело. Но в этот раз, сохраняя определенное “наблюдающее присутствие”, я понял, что происходит. Я лег на пол и сосредоточил внимание на моем теле, на страхе, ощущениях, как энергии. Моим отношением к этому было: “будь что будет”. Скоро я почувствовал, как мое сердце открылось. Я был раним, удивительно соединен с самим собой, я испытал прекрасное состояние. Вот возможность такого вида практики» (Стивен Волински).
*****
Когда жизнь приносила испытания, мастера самосовершенствования не пытались никого осудить за перенесенные страдания, а стремились достичь смирения и принять жизнь такой, какая она есть. «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иаков 1:2). «Для меня все прекрасно, что прекрасно для тебя, о Вселенная. Ничто не может для меня прийти слишком рано или слишком поздно, все своевременно для тебя» (Марк Аврелий). «Вы не грешник, вы невежда. Вам не мстит Бог, вы просто познаете его» (Ф. Ницше). «Со смирением принимай свою судьбу как вызов, а не как повод для сожаления» (К. Кастанеда). Рассказ страдалицы за религиозные убеждения. «Вошли шесть женщин с ивовыми прутьями. Последовал приказ: “Разденьтесь!” Я разделась. “Снимите и рубашку”, – сказали мне. Они были так нетерпеливы, что сами сорвали ее с меня, и я осталась обнаженной по пояс. Привязывая, стягивая веревки изо всей силы, они насмешливо спрашивали меня: “Не больно ли тебе?” И затем стали истязать меня с яростью, приговаривая при каждом ударе: “Молись теперь своему Богу!” И в это мгновение я ощутила величайшее утешение, подобного которому я никогда не испытывала, при мысли, что я подверглась бичеванию во имя Христа и что его милосердие пребудет со мной. Как жаль, что я не могу описать то чувство непостижимой силы, утешения и мира, какое я ощущала внутри себя. Это чувство было до такой степени сильно, что привело меня в состояние восторга» (У. Джемс). Здесь мы наблюдаем создание текучести энергии, что привело к состоянию просветления.
*****
Много энергии заключено в привязанности к пище. Поэтому разумная практика ограничения в еде продлевает жизнь и здоровье. Основная энергия здесь приходит от правильного преодоления себя. Бесконечное количество энергии заложено в сексуальных потребностях. Технику работы с сексуальной энергией принято называть тантрой. Сексуальная йога, или тантра, вызывает большой интерес на Западе. Тема сексуальности сильно эмоционально заряжена, и все, что связано с сексом, хорошо продается. Поэтому тантра, как она обычно подается, – это всего лишь маркетинговый прием; под ее видом «продвинутые гуру» продают возможность сексуальных наслаждений. Такая интерпретация тантры используется как морально допустимое оправдание для реализации подавленной сексуальности либо для получения более сильного наслаждения в сексе. На самом деле только 1% тантрической йоги имеет отношение к сексу непосредственно. В тибетских практиках сексуальная энергия рассматривается как энергия, не отличающаяся от любых других ее видов, и ее используют для целей духовного совершенствования, повышения здоровья и развития интуиции.
|