Студопедия — Институты, механизмы и особенности культурно-идеологической сферы традиционно-религиозной правовой семьи (иудаистское право)
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Институты, механизмы и особенности культурно-идеологической сферы традиционно-религиозной правовой семьи (иудаистское право)






Два фактора способствовали этому. Первый – наличие крепкой внутренней дисциплины в еврейских общинах, стремившихся осуществлять и развивать судебную автономию. Второй фактор был сугубо внешним: власти готовы были признать внутреннюю автономию еврейских общин. Им было разрешено иметь свои судебные учреждения, школы, синагоги, дома для престарелых, органы самоуправления и т.п. За предоставление этих прав и проявление терпимости к чужеземцам, еврейские общины обязаны были выплачивать властям солидные налоги. Кроме этого каждый член общины нёс в индивидуальном порядке определённые обязанности перед государством, в котором проживал – платил налоги, участвовал в его защите от внешних врагов, молился за благополучие властей. Все эти обязанности вытекали из широко известного принципа, установленного еврейскими мудрецами (талмудистами) – «Дина демалхута – дина» (государственный закон имеет силу религиозного постановления, и он обязателен и для евреев). Таким образом, основной особенностью еврейского права является его неотъемлемая связь с религией. На этом принципе и основывается религиозно – правовая система иудаизма.

Сам термин еврейского права рассматривается как один из возможных переводов с иврита выражения «мишпат иври» (ירבע טפשמ), где первое слово имеет значение «суд», «правосудие», «закон», «обычай» и т.д. и используется для обозначения той части религиозных текстов, которая касается взаимоотношений человека с обществом и человека с государством.

Еврейское право прошло огромный путь от своего создания до сегодняшних дней. Чтобы понять пути развития еврейского права, следует остановиться на двух основных моментах, определяющих его сущность. Во-первых, развитие еврейского права во все периоды, даже после изгнания народа из его страны, не было следствием абстрактного теоретизирования и изучением Торы как самоцели, а явилось результатом того, что это право было живым, действующим, применяемым в повседневной практике. Понятно, что после разрушения Иерусалимского Храма проблемы ритуальной чистоты, жертвоприношений и храмовой службы изучались только теоретически, так как не имели практического значения. Но все другие части религиозного права, включая взаимоотношения человека и Всевышнего, человека со своими ближними, человека и общества, продолжали относиться к практическим «мицвот» (заповеди), действующим в повседневной жизни. Второй момент, вытекающий из первого, - постоянное и непрерывное развитие еврейского права.

Еврейское право существовало и применялось в повседневной жизни, несмотря на то, что народ был изгнан из своего государства. Этому способствовали два фактора. Первый - внутренний, в основе которого – сущность и характер еврейского права и его роль в духовной и культурной жизни народа. Второй фактор – внешний, и он обусловлен государственно-правовым восприятием понятий власти и судопроизводства.

Внутренний фактор – основа характера еврейского права, которое является религиозным и национальным. Религиозным, так как в соответствии с основами еврейской веры, источник еврейского права – Божественное Откровение. И так же, как жизненная сила и непреложность религиозных установлений, определяющих своё отношение к Творцу, таких, как молитвы, соблюдение Субботы и праздников, законы кошерности, не пострадали оттого, что народ оказался в изгнании, жизнеспособность законов, определяющих отношения между людьми, между личностью и коллективом, и касающиеся торговли, труда, материального ущерба, уголовного права и т.п., полностью сохранилась и продолжала развиваться в диаспоре в рамках еврейской автономной общины. И в тех, и в других – в чисто религиозных установлений и в сугубо юридических - еврейская мысль находит решение всех проблем в едином источнике в Торе.

Таким образом, изучая Тору и религиозное право, евреи заучивали и основы юридических прав. Это послужило основой для формирования определённых принципов: так же еврей обязан соблюдать сугубо «религиозные» предписания, дабы не согрешить, он должен строжайшим образом придерживаться и «юридических» законов иудаизма, ибо нарушение их – не менее тяжкий проступок. Религиозный характер и тех, и тех и других с особой силой подчеркнут на высокой ступени еврейских ценностей – в письменной Торе.

Имея ярко выраженный религиозный характер, еврейское право было в то же время сугубо национальным, и его развитие связано исключительно с творчеством сынов еврейского народа. Этим еврейское право отличается от других религиозно-правовых систем, которые создавались и развивались не представителями одного народа, а приверженцами данных конфессий разных наций.

Еврейский народ во всех диаспорах рассматривал еврейское право как свое национальное достояние и как главную и существенную часть своей культуры. И так как еврейский народ, находясь на чужбине, в изгнании, продолжал существовать как нация, а не как религиозная секта, он нуждался в постоянном и непрерывном развитии своего права – важной национальной ценности, в которой ярко проявлялась его сущность.

Еврейское религиозное право феномен не только в области юриспруденции, но и сточки зрения религии. В нём гармонично сосуществуют важнейшие религиозные принципы с гражданской моралью. Наверное, поэтому его часто называют библейским правом, или религиозным правом. Под ним понимают содержащиеся в библии нормы, которые регулируют социальные отношения и социальный строй.

И этого можно сделать вывод, что всё еврейское право основано на библейских текстах, при изучении которых из общего принципа, делаются частные практические выводы, применяемые в конкретных жизненных условиях. На этом основании можно проследить некую историю развития еврейского религиозного права: в первые века новой эры в раввинистических кругах было канонизовано Пятикнижие. Названное «Торой», что можно одновременно перевести и как Закон и как Учение. Этот текст превратился в своего рода конституцию еврейского народа. Однако, несмотря на то, 4 из 5 книг Торы (кроме книги Бытие), в самом деле полны различных заповедей и постановлений, не так уж просто, а зачастую практически невозможно из их формулировок сделать заключение о способе их исполнения.

Действительно, различные заповеди и постановления в Торе имеют различные варианты трактовки. В первые века нашей эры заповеди действительно соблюдались по-разному. Так, содержащаяся в книге Второзаконие заповедь «Не вари козлёнка в молоке матери его», на большей части Земли Израиля понимались как запрет на смешивание мясных и молочных продуктов при изготовлении пищи. В Галилее же традиционно готовили птицу в молочном соусе, считая, что заповедь касается лишь мяса рогатого скота. А Филон Александрийский понимал эту заповедь буквально, то есть только в отношении мяса козлёнка.

Таким образом, из-за различий в толковании в иудаизме сразу после канонизации Пятикнижия стали развиваться механизмы, позволяющие правильно трактовать заповеди. Эти механизмы получили название «Галаха».

Сам термин «Галаха» имеет несколько значений. В самом широком и наиболее распространенном смысле слово «Галаха» - это нормативная часть Устного Учения, т.е. Талмуда. Галаха охватывает все указания Талмуда, все законы и правила, определяющие отношения между Богом и людьми и людей между собой.

Таким образом, законодательная функция Галахи имеет непререкаемое авторитетное обоснование ее установлений, все их можно распределить на несколько основных групп. Тематически установления Галахи сгруппированы в 6 разделах Мишны, породившей всю последующую галахическую литературу: «Посевы» – законы, относящиеся к земледелию и отражающие, в основном жизнь еврейского народа на земле Израиля; «Праздник» – о праздниках, постах и памятных днях; «Женщины» – о семейной жизни; «Ущербы» – гражданское и уголовное судебное право; «Святыни» – о ритуалах, связанных с Храмом; «Чистота» – о ритуальной чистоте. Одни галахические установления издавна являются лишь материалом для теоретического изучения, как, например законы храмовых жертвоприношений, знание которых, согласно традиции, понадобится при даровании Господом Третьего Храма в мессианскую эпоху. Другие, имеющие также, казалось бы, лишь историческую и традиционную ценность, в некоторый момент приобрели новую актуальность: например, с возникновением государства Израиль и возвращением евреев к сельскохозяйственным занятиям вновь вступила в действие часть законов о земледелии. Третьи были, и продолжают оставаться важными для евреев в любые времена и на любой территории: например, законы о праздниках а также о разрешённой и запрещённой пище и способах её приготовления, называемые законами кашрута.

Галаха стала основой еврейского религиозного права. Одна из важнейших причин ее существования и постоянного обновления состоит в противоречии между неизменным по самой своей природе каноном (Торой) и историческим развитием, в результате которого человек и народ оказываются в новых ситуациях, требующих осмысления с точки зрения законов иудаизма. Галаха позволяет приспосабливаться к новым условиям жизни, не противореча основному религиозному закону, она постоянно проверяется в свете современной действительности. Таким образом, Галаха в своей основе имеет основы законов Торы, но в то же время она неразрывно связана с реальностью. Именно это позволяет еврейскому праву существовать столь долгое время, сохраняя свою первоначальную сущность.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 1270. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия