Мифология мужского. Роль мифов в формировании личности мужчины. Проблема восприятия мужчин женщинами.
Разнообразные варианты социопсихологических факторов определяют во многом различия психологии полов и соответственно содержание понятий мужественности и женственности. В связи с этим возникает вопрос о «вторичности» тех или иных свойств, считающихся признаками половых различий. Психологические исследования женственности и мужественности обычно строятся на выделении определенного набора черт, которые рассматриваются a priori как характерные для пола. На основании таких исследований делаются выводы о наличии женских и мужских черт характера у отдельных лиц. К признакам женственности принято относить, например, пассивность, зависимость, заботливость,, стеснительность, неуверенность, подчиняемость и др. К признакам муже-ственности — агрессивность, независимость, целеустремленность, рациональность. Обращает на себя внимание относительность специфичности этих характеристик для лиц женского и мужского пола, их зависимость от конкретных условий воспитания, культурной среды, принятых стереотипов поведения и т. д. Совершенно естественно, что черты, определявшие половые различия в Х1Х в. в странах евроамериканской цивилизации, потеряли свою значимость в XX в., во второй его половине, для большинства стран Европы и для Северной Америки. Это в особенности касается черт, оцениваемых как признаки мужественности: независимость, целеустремленность и др. Особенность гендерных стереотипов заключается в том, что они традиционно воспринимаются как жесткофиксированные представления о «женском» и «мужском». Биологические различия, которые присущи мужчинам и женщинам, в культуре преобразуются в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения следует считать «мужскими», а какие «женскими». Гендерные модели поведения характеризуются строгой иерархией: мужское начало связывается с главенством, властью; женское представляется как второстепенное, подчиненное, и это воспринимается как естественно данное. В результате возникает гендерное неравенство, которое проявляется в том, что женщины не приравнены к мужчинам в своих юридических, социальных, экономических и политических правах; для женщин ограничен доступ к ресурсам, экономическим и политическим возможностям, ограничено представление интересов своей общности. Это приводит к тому, что женщины дисфункционально реализуют собственный потенциал, их жизненные силы в воспроизведении и совершенствовании своей жизни заметно ослабевают. Гендерные стереотипы, пронизывая все формы общественного сознания, способствуют укоренению таких неявных ценностных ориентаций и установок, которые способствуют восприятию всего мужского как доминирующего, позитивного и значимого, а женского - как второстепенного и менее значимого. Рассматривая понятие «гендерный стереотип» и обращаясь при этом к понятию «гендер» исследователи отмечают, что гендер определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальные и семейные роли, в целом, он определяет социальные статусы. А поскольку социальные статусы действуют в рамках культурного пространства, то это означает, что гендеру соответствует гендерная культура [1]. Гендерная культура создает социально-обусловленные представления о специфичности женского и мужского, на этой основе строится распределение социальных ролей и функций между мужчинами и женщинами и соотношение их социальных статусов. Точнее, «мужчина» и «женщина» - это примеры биологических различий, а «мужское «и «женское» относится к сформированным гендерной культурой чертам поведения, которые должны социально соответствовать полам. С раннего детства происходит обучение гендерно обусловленным социальным нормам и правилам поведения, ценностям, и благодаря этому возникают социально детерминированные представления о мужчинах и женщинах; из поколения в поколение передаются нормы поведения и система убеждения в обычаях, традициях, философских идеях, морали, художественном творчестве, историческом наследии. Традиционная культура задает главные ориентиры всем сферам жизнедеятельности, в то же время сама традиционная культура не является нейтральной по отношению к мужчинам и женщи-нам. Можно констатировать тот факт, что культура транслирует во все сферы жизни, включая сферу сознания, неоднозначное отношение к женщинам и мужчинам как представителям разных социальных и демографических общностей. Оно выражается в том, что представления о женщинах в традиционной культуре трактуется через отличие от «другого» - мужского, которое рассматривается самостоятельно. По мнению Т.А. Клименковой, мужчина выступает как представитель всеобщности, всего человечества, призванный говорить от его лица, его миссия понимается как общезначимая, связанная с выполнением основной и важнейшей для цивилизации задачи; женщина понимается как выражающая нечто частное [2, с. 6]. Такие представления свойственны выраженному патриархальному характеру современной культуры. На то, что культура имеет патриархальный характер, указывают многие исследователи, в частности, О. Вовченко. При этом автор определяет патриархат как «социальный институт, в котором мужчины силой или убеждением «опускают» женщину на «вторичное» (после себя) место в обществе, заставляя их поверить, что такое положение отражает естественное состояние, так как в существующем мире «женское» всегда подчинено «мужскому» [3, с.40]. Такой тип культуры утвердился, по мнению исследователей, по нескольким причинам: во-первых, сама социальная организация общества имеет патриархальный порядок, который оказывает непосредственное воздействие на социокультурное пространство. Во-вторых, с точки зрения развития человечества, стадия патриархата сменила стадию матриархата и все изменения социума находятся под его влиянием. В-третьих, культура в значительной мере создавалась усилиями мужчин. Через становление культуры совершенно определенного типа указанные причины влияют на сознание и самосознание женщин и мужчин. Для обоснования влияния данных причин на самосознание женщин можно обратиться к мифологии. В древнейших мифах встречается упоминание о первичной андрогинности полов, во многих космогонических мифах оба начала - мужское и женское - выступают на равных как две противоположности, от слияния которых возникло небо, земля и люди [4, с.9]. В эпоху создания мифов женщина занимала весьма почетное место. При смене матриархата патриархатом соотношение «мужского» и «женского» стало рассматриваться иерархично, и в мифологии стал преобладать дуалистический принцип противопоставления женского как худшего и мужского как лучшего. В результате возникают такие противоположности, как жизнь - смерть, где в жизнь образе Рода, мужского божества, а смерть в образе женского божества. Мифологические представления внесли такие нормы и ценности в социальные взаимоотношения мужчин и женщин, которые послужили основой для стереотипизации сознания и самосознания, согласно этому стало закономерным считать справедливым мужскую справедливость и доминирование и женскую негативность и подчинение. Важно отметить, что на самосознание женщин оказывает негативное влияние как господство мужского, так и превалирование женского: в первом случае все, что относится к женскому, оценивается по меркам мужских представлений, т.е. нормы, ценностные ориентации, мировоззренческие установки женщин формируются в социокультурной дистанции полов. Во втором случае происходит девальвация мужского. Но, как в первом, так и во втором варианте сохраняется отчуждение и жесткое разграничение мужчин и женщин. Со временем происходит смещение акцентов от только «женской истории» к действительно общей истории гендерных отношений, которая пока еще находится в стадии становления [9]. Такие тенденции в развитии истории демонстрируют общие тенденции в изменении самосознания: от одной крайности к другой, и только потом - к срединному положению, без перекосов. В массовом сознании распространены патриархальные доминанты, и с этой точки зрения социальная дифференциация полов может быть выражена так: мужчине должна принадлежать ведущая, активная роль в мире, обществе, семье, а женщине - подчиненная, пассивная. Существуя в массовом сознании, указанные доминанты отражаются и на результатах деятельности, под их влиянием оказывается и сознание, и самосознание индивидов. В общественном сознании стереотипы мужского доминирования и женской подчиненности воспринимаются как выражение «мужественности» и «женственности». Особенностью стереотипа «женственности» является чрезмерная идеализация: чем более женщина скромна, послушна, благожелательна и чем менее склонна к рассуждениям и принципиальности, те она более женственна. Вместе с тем идеализируются дом, семья, дети, эмоциональная забота о других. На этом фоне вся остальная деятельность женщины теряет значимость. Все остальные сферы деятельности для мужчин, где востребованы специфические мужские качества - сила, власть, смелость, прагматизм, рассудительность. Всякое отклонение от стереотипа расценивается как утрата женщиной своей женственности, и может привести к неудачам в личной жизни и в реализации своих способностей. Но от таких стереотипов страдают и мужчины. Следуя стереотипу «мужественности», им необходимо быть всегда сильными, преуспевающими, не знать поражений. Но в силу того, что в современном обществе подавляющее большинство мужчин получают исключительно женское воспитание, у мужчин может быть и слабый характер, слабая воля, они больше нуждаются в защите и поддержке. Сравнение стереотипов мужественности и реальности позволяет отметить их несоответствие, и это вызывает внутреннее беспокойство, чувство неудачника, стрессы, страх, противоречия, которые могут «компенсаторно» выливаться в агрессию, в алкоголизм, в девиацию. Таким образом, традиционные стереотипы «мужественности» и «женственности» могут вызывать негативные последствия по причине жестких предписаний того, что приоритетно для женщин, а что - для мужчин. Свобода выбора каждого становится весьма ограниченной, и это вызывает торможение развития личности и индивидуальности. Существующая культура представляет интересы мужской общности как основные. Женщины, женская общность рассматривается относительно мужчины, через мужское, что обеспечивает им второстепенность и подчиненность. Закрепляясь с помощью гендерных стереотипов в мифах, философии, морали, праве, истории, такое положение воспринимается как естественное.
|