Общая информация о субъекте малого или среднего предпринимательства 7 страница
17:48 Вирджиния: Да, это первый шаг. Это первый шаг. (Вирджиния молча смотрит на Линду, брови ее приподняты, и она слегка кивает головой. Линда тоже молча смотрит на нее в течение примерно пяти секунд, а затем улыбается. Вирджиния знает, как можно помочь Линде сделать шаг к прощению, и прямо вступает с ней в конфронтацию, указывая, что прежде всего ей необходимо переоценить и принять поступки матери.) 17:56 Линда: Сказать ей, чтобы отстала? (Как показывает эта
реакция Линды, ее отказ сказать «спасибо, что уделяешь мне внимание» произрастает из убеждения, что ей необходимо вступить в конфронтацию с матерью, если она хочет разрешить свое негодование — обычное недопонимание. Хотя Вирджиния несколько раз настойчиво проводила различие между намерением и поведением, Линда все еще не может осознать, что она может поблагодарить мать за ее добрые намерения, вовсе не одобряя ее критического поведения.) 17:58 Вирджиния (коротко): Нет. (Вирджиния знает, что конфронтация может только привести к новым трудностям.) Ох. 17:59 Линда: 18:00 Вирджиния: Нет, не это будет первым шагом. Поблагодари ее за внимание к тебе. 18:03 Линда: Ох, благодарю.
18:15 Вирджиния: Да, это первый шаг. Что ты должна теперь сделать, чтобы поблагодарить ее за — делая этот первый шаг — поблагодарить ее за внимание к тебе? (Обратите внимание, как часто Вирджиния повторяет фразу «поблагодарить ее за внимание к тебе». Спрашивая: «Что ты должна сделать, чтобы поблагодарить ее», — Вирджиния просит Линду предоставить ей информацию относительно своих первых действий в этом направлении, при этом она исходит из пресуппозиции, что Линда, в конечном счете, сделает это.) 18:17 Линда: Мне кажется, я должна... изменить мое восприя-
тие и вместо того чтобы (Линда делает обеими руками горизонтальные круги — вперед и назад — изящный жест, показывающий, что она в состоянии принять позицию восприятия своей матери) видеть в этом критику и способ помыкать мной (делает атакующее движение указательным пальцем правой руки), увидеть в этом ее способ выразить любовь ко мне. (Линда делает руками движение на уровне груди от своей «матери» к себе — тот же красноречивый жест, который она использовала раньше, описывая свое ощущение дружеского контакта с Вирджинией [03:25]. Тем самым Линда и вер-бально и невербально показывает Вирджинии конкретный способ, каким можно осуществить рефрейминг материнской критики, превратив ее в «способ выразить любовь» к Линде.) 18:32 Вирджиния: Ну, это может быть не совсем то, но, я думаю, что-то вроде того. Скажи, у тебя есть дети? 18:36 Линда: Нет. (Линда строго осудила свою мать — за
то, что та судила ее! Спрашивая о детях — а затем о «ком-то, кто тебе близок», — Вирджиния ищет человека, на примере которого могла бы помочь Линде увидеть ее собственное осуждение в контексте близких и теплых отношений, т. е. она хочет показать, что Линда может судить кого-то, кого она нежно любит.) 18:37 Линда (мягко): У меня замечательный муж.
18:39 Вирджиния: Прекрасно, можешь ли ты найти здесь кого-нибудь на его роль? (Вирджиния показывает на группу.) Я хочу посмотреть, как ты себя с ним ведешь. Подойдет любой муж. (Линда и вся группа смеются.) 18:47 Линда (разглядывает аудиторию, затем показывает на одного из мужчин): Подойдет любой муж.
18:49 Вирджиния: Да, конечно же. Хорошо. А теперь расскажи мне, как ты его оцениваешь. («Муж Линды» выходит и становится напротив Линды.) 18:55 Линда: Он... как я оцениваю его? 18:56 Вирджиния: Да-да, именно. 18:57 Линда: Он замечательный, добрый и чуткий. 18:59 Вирджиния: Есть ли у него какие-нибудь недостатки? 19:01 Линда (мягко): Нуда. 19:02 Вирджиния: Хорошо, расскажи мне, какие именно. 19:03 Линда (мягко): Ну, иногда он немного размазня.
19:05 Вирджиния: Хорошо. Прекрасно. (Линда и вся группа смеются.). Итак, «ты просто размазня» (Вирджиния наставляет указательный палец на «мужа Линды».) Давай сделаем вот что. (Вирджиния берет правую руку Линды и вытягивает ее указывающим жестом.) Ну, я собираюсь немного преувеличить это. «Ты просто размазня». (Вирджиния предлагает Линде вспомнить, как она сама кого-то осуждает, полностью воспроизведя это поведение здесь и сейчас [ассоциация]. Говоря о преувеличении, Вирджиния облегчает Линде эту задачу, без того, чтобы та почувствовала необходимость оценивать или оправдывать свое поведение.) 19:10 Линда: Но я так не делаю. (Линда отказывается.) 19:11 Вирджиния: Я знаю. 19:11 Линда: Хорошо. 19:12 Вирджиния: Полагаю, ты так думаешь. 19:13 Линда: Ну нет, мы обсуждаем это. (Линда сперва про-
должает отрицать, а потом склоняется к сотрудничеству.) Хорошо. Ты просто размазня. (Обиженно.) Почему ты... почему ты не проявляешь твердость хотя бы время от времени, вместо того, чтобы всегда вынуждать меня говорить людям «нет»? (Вирджиния одобрительно кивает.)
(Линда только что высказала конгруэнтную критику в адрес мужа, которого, как она сказала раньше, она любит, и которого описала как «чудесного, доброго и чуткого». Данный эпизод показывает, что Линда может критиковать того, кого нежно любит. Он является противоположным примером для ее убеждения, что материнская критика свидетельствует об отсутствии любви к ней. Далее Вирджиния предполагает существование параллели между критическим поведением Линды и таковым ее матери. Если Линда осуждает человека, которого она любит, значит и ее мать может делать то же самое.)
19:22 Вирджиния: Прекрасно. Теперь закрой глаза и просто позволь себе (Слова «теперь закрой глаза и...» связывают простое задание с тем, что последует за ним [связка]. Слова «позволь себе» подразумевают, что дальнейшее произойдет автоматически, если Линда не помешает. Вирджиния мягко кладет руку на спину Линды.) погрузиться в то, что ты чувствуешь по поводу этого чудесного суждения внутри себя (используя слово «чудесный» и произнося его теплым, мягким тоном, Вирджиния облегчает Линде возможность принять и осознать свою собственную критику. Линда улыбается и издает короткий смешок), и что твоя мать тоже ощущала. (Говоря «твоя мать тоже ощущала», Вирджиния осторожно предполагает наличие идентичности между Линдой и ее матерью.) 19:30 Линда: Мне это не нравится. 19:31 Вирджиния: Сейчас я хочу, чтобы ты закрыла глаза и посмотрела на свое суждение [связка]. (Вирджиния те-
перь предлагает Линде рассмотреть критическое поведение, которое она только что проявляла, отдельно от себя самой [диссоциация].)
19:35 Вирджиния: Это суждение — возможность для тебя увидеть, что суждения, которые делала ты, и суждения, которые делала твоя мать, были достаточно тяжелы для вас обеих. (Вирджиния снова говорит об идентичности между Линдой и ее матерью и идет дальше, утверждая, что мать была в большей степени жертвой осуждения, чем судьей. Пресуппозиция данного сообщения: «Твоя мать также выносила суждения, которые были трудны для нее». Таким образом, суждение — это уже больше не мать как таковая, но нечто отдельное от нее, причем сама она также испытывает дискомфорт от необходимости выносить суждения. Линда кивает.) Ты заметила это? (Пресуппозиция данного предложения — все вышесказанное.) 19:45 Линда: Угу.
19:46 Вирджиния: Хорошо. Итак, суждения могут сделать человека свободным, а могут заключить его в тюрьму. Они также могут касаться того, что человек видит перед собой (Вирджиния делает жест ладонью перед лицом Линды), и направлять его. Так каких суждений ты хотела бы для себя? (Вирджиния, по видимости, предлагает Линде выбор между тремя возможными вариантами. На самом деле она ограничивает выбор Линды этими тремя возможностями, поскольку маловероятно, чтобы Линда стала тратить время на поиск четвертой возможности. И поскольку первые две альтернативы — свобода и заключение — заведомо неприемлемы для Линды, со стороны Вирджинии это вообще не создание ситуации выбора, а изящный способ предложить Линде новый способ поведения, заключающегося в балансе между суждением и безразличием. Что и подчеркивает жест правой рукой перед лицом Линды.) 1OO 19:58 Линда: Направляющие суждения.
20:00 Вирджиния: Прекрасно. Теперь открой глаза и подумай про себя: «Сейчас я имею внутри себя направляющее суждение». Хорошо? («Теперь открой глаза», -^ это команда, которую, как знает Линда, легко выполнить. Союз «и» является гипнотической связкой для перехода к тому, что Вирджиния попросит Линду сделать дальше, он подразумевает, что это будет так же легко. Просьба «подумать» о наличии у нее направляющего суждения представляет собой первый шаг к пресуппозиции, что оно у нее есть. Поскольку человек вообще обладает способностью думать, Линда не будет возражать против такой попытки. Далее Вирджиния перейдет от просьбы «подумать», что у нее есть направляющее суждение, к соответствующей пресуппозиции.) 20:05 Линда: Угу.
20:07 Вирджиния: Теперь, когда у тебя есть это направляющее суждение (спрашивая «когда», Вирджиния исходит из пресуппозиции, что у Линды уже есть направляющее суждение), как ты используешь (вопрос «как ты используешь» основан на пресуппозиции, что Линда это сделает, остается только узнать, как) это направляющее суждение, чтобы подать своему мужу — как позднее ты подашь своей матери — сигнал (пресуппозиция этого высказывания: Линда позднее сделает то же в отношении матери. Это еще одно ясное указание на то, что Вирджиния имеет четкий план по поводу своего дальнейшего взаимодействия с Линдой на этой сессии): «Я слышу тебя. Я слышу тебя, и позволь мне поделиться с тобой тем, что происходит со мной, когда это происходит». Это твое направляющее суждение. Просто позволь словам выйти из твоего хорошенького ротика и посмотри, что произойдет. (Пресуппозиция предложения «позволь словам выйти» состоит в том, что
они выйдут сами по себе, и все, что требуется от Линды, позволить им сделать это. Вирджиния также использует комплимент — «твой хорошенький ротик», — чтобы помочь Линде, прежде чем она начнет «судить» о чем-либо, войти в позитивное, полное любви состояние.)
(Вкратце все, что Вирджиния только что сказала, сводится к следующему: «Если ты думаешь, что у тебя есть направляющее суждение, у тебя будет направляющее суждение, и, соответственно, ты сможешь сказать нечто полезное своему мужу, а впоследствии и своей матери, и все это произойдет без каких-либо сознательных усилий». Данная разновидность гипнотического сообщения, возможно, не является «логичной», но будучи конгруэнтно сформулированной и переданной, она совершенно неотразима.) 20:34 Линда (размышляет в течение 6 секунд, затем слегка
улыбается; говорит мягким голосом): Я... (придвигается на несколько сантиметров ближе к своему «мужу») Мне очень бы помогло... (Линда протягивает к мужу левую руку ладонью вверх. Это показывает ббльшую эмоциональную вовлеченность, чем в предыдущих высказываниях и суждениях) если бы иногда... ты проявлял больше твердости и брал на себя обязанность говорить «нет» людям по телефону, потому что мне действительно трудно (Линда кладет левую руку на сердце) всегда самой исполнять эту роль.
(Обращение Линды к «мужу» является простым и непосредственным, в отличие от ее предыдущего полного обиды обвинения [19:18]. Поскольку Вирджиния предполагает, что Лин-да чуть позже сделает то же в отношении своей матери [20:17], это, по сути, репетиция последующего прямого обращения к ней.)
20:47 Вирджиния (мягко): Хорошо. Теперь закрой глаза, и я хочу, чтобы ты спросила себя: возможно ли, чтобы ты когда-либо... делала нечто подобное? [связка и переключение референтного индекса] (Изящно спрашивая «возможно ли» [разговорный постулат], Вирджиния облегчает Линде утвердительный ответ, чего не было бы, если бы она спросила: «Делала ли ты нечто подобное?» или «А ты такая же плохая, как он?») 20:58 Линда: Ты имеешь в виду, бывала ли я размазней? 21:00 Вирджиния: Ну, да. 21:01 Линда: Конечно. 21:02 Вирджиния: А на твоем языке? 21:03 Линда: Угу.
21:04 Вирджиния (мягко): Хорошо. А теперь подними свои чудесные глазки и просто посмотри на него и скажи: «Я знаю, что такое ощущать себя размазней, со мной тоже это бывает» [связка]. (Используя встроенный комплимент «чудесные глазки», Вирджиния вносит ощущение принятия и любви в высказывание, которое иначе могло бы выглядеть как требование признать свои недостатки. Линда и вся группа от души смеются.) 21:11 Линда: Угу. (Хотя Линда не выполнила непосредствен-
но того, о чем просила ее Вирджиния, ее реакция ясно показывает, что она сделала это в своем внутреннем опыте, поэтому нет необходимости просить ее проговаривать все вслух. Давая Линде возможность осознать наличие у нее сходного недостатка, Вирджиния помогает той создать с мужем отношения равенства, вместо того чтобы становиться в отношения судьи и подсудимого. Как только Линда усвоит это равенство, ее поведение изменится, так что другим людям станет легче принять то, что она хочет сказать. Признавая сходство между собой и своим мужем, Линда, тем самым, неявно признает и сходство между собой и своей матерью, поскольку Вирджиния еще раньше поставила знак равенства между мужем Линды и ее матерью [20:17].) 21:13 Вирджиния: Прекрасно. Теперь вот что. Когда ты открыла (Вирджиния поворачивается к Линде и берет ее руки I в свои), что ты и сама ощущаешь себя такой же размазней, ты кивала головой... >1:18 Линда: Угу. Верно.
>1:19 Вирджиния: Хорошо. Одна из причин, по которым тебя это беспокоило — когда твой муж делал это, — было то, что ты при этом оказывалась в положении, в котором не хотела быть. 21:31 Линда: Постоянно. 21:32 Вирджиния: Ну, это способ, которым ты принимала это. 21:34 Линда: Хорошо.
21:35 Вирджиния: Хорошо. Нет никакой причины, почему ты должна принимать это, но ты это делала. (Теперь Вирджиния помогает Линде перевести внимание на ее собственную часть данного взаимодействия. Вместо того чтобы ощущать себя «беспомощной», она может выбирать, принимать ей подобное поведение мужа или нет. Таким образом, Линда оказывается в роли активного, а не пассивного участника.) 21:38 Линда: Согласна.
21:39 Вирджиния (отступив в сторону, так что Линда снова может видеть свою «мать», и продолжая правой рукой держать левую руку Линды, обращается к «матери Линды»): Хорошо. Теперь подойди немного сюда, чуть-чуть. И (Линде) помнишь, как я спросила: «Можешь ли ты поблагодарить ее (жест в сторону «матери») за внимание к тебе»? [15:26]. 21:48 Линда: Угу.
21:49 Вирджиния: А ты ответила: «Я не хочу делать этого» [15:46]. Скажи, что для тебя значило поблагодарить ее (жест в сторону «матери» Линды) за внимание к тебе? (Вирджиния начинает описывать этот эпизод в прошедшем времени: «помнишь, как я спросила», «ты ответила», «что это значило». Она могла бы использовать настоящее время: «что это значит». Но помещая возражения Линды в прошлое, Вирджиния, таким 22:00 Линда: 22:19 Вирджиния 22:21 Линда: 22:22 Вирджиния:
образом, ненавязчиво диссоциирует ее от них, облегчая ей возможность подумать об их значении «со стороны». Это также предложение оставить возражения в прошлом и наполнить эти слова новым значением, которое было бы связано с благодарностью матери. Линда следует за Вирджинией и описывает события в прошедшем времени.)
Я думаю, это значило, что, гм... если я благодарна, что она... Давай так, это значило, что я почти собиралась защищать себя сильнее. Если бы я поблагодарила ее за то, что она заметила, что я очень худая, это открыло бы целый новый... (решительно): Нет, это не то, что я сказала1. О-о. 22:24 Линда:
Это совершенно не то, что внимание ко мне. (Слова «внимание ко мне» усилены голосом и, соответственно, представляют собой встроенную команду, которая требует от Линды обратить внимание на то, что предлагает ей сделать Вирджиния.)
Хорошо. Скажи, о чем идет речь. (К этому моменту Вирджиния повторила мысль, выраженную примерно одними и теми же словами, уже десять раз [14:38, 14:40, 14:50, 15:33, 15:36, 15:40, 18:00, 18:05, 21:39, 22:49], но Линда все еще не поняла, так что Вирджиния настаивает.)
22:27 Вирджиния: Я говорю: «Спасибо за твое внимание ко мне». («Внимание ко мне» — это совсем не то, что «замечаешь, что я худая».) 22:31 Линда: 22:33 Вирджиния: 22:38 Линда: Угу! (Линда поднимает глаза во внезапном озарении и смеется.) Разве не лучше, когда на тебя обращают внимание, неважно, каким образом? Ух ты! (Улыбается и медленно качает головой из стороны в сторону, все еще пребывая в неуверенности.)
22:40 Вирджиния: Давай просто посмотрим, что с тобой происходит. (Обращается к «матери Линды».) Не могла бы ты отойти немного назад. (Линде.) И просто скажи — позволь своему телу сказать (Вирджиния снова говорит «позволь» и добавляет «своему телу сказать», исходя из пресуппозиции, что тело Линды — не ее рассудок — заговорит, если только она позволит этому случиться.) «Спасибо за твое внимание ко мне» [прямая команда]. Давай посмотрим, что происходит. (Устанавливая фрейм и в начале и в конце инструкции словами «давай посмотрим, что происходит», Вирджиния обращает внимание Линды на то, что будет происходить в процессе выполнения ее указаний и потом. Таким образом, предложение содержит пресуппозицию, что Линда сделает это, и отвлекает ее внимание от вопроса, хочет ли она это делать.) 22:49 Линда (неохотно): Спасибо за твое внимание ко мне. 22:51 Вирджиния: Хорошо. И это все, за что ты благодаришь. 22:54 Линда: Угу. 22:55 Вирджиния: Прекрасно. Какие внутренние ощущения это у тебя, вызвало? 22:57 Линда: Нечестность. 22:58 Вирджиния: Ах так. Что тут нечестного? 23:01 Линда (вытягивает правую руку с раскрытой ладонью в сторону «матери»): Поскольку мне надоело, что она оказывает мне внимание только путем критики.
23:05 Вирджиния (нетерпеливо): Ты хочешь, чтобы тебя замечали по-другому, и я предлагаю тебе способ, как сделать это [встроенная команда]. (Вирджиния направляет желание Линды получить от матери более позитивную реакцию и связывает его с тем, что она просит сделать.) 23:07 Линда: о нет. Я предпочла бы, чтобы меня вообще не замечали.
23:09 Вирджиния: Я знаю, но это было бы просто ужасно. (Вирд. жиния знает, что изоляция, выражающаяся в полном отсутствии внимания, гораздо более губительна, чем конфликт, связанный с тем, что человек получает только негативное внимание — известно, что маленькие дети, если их игнорируют, проявляют постоянное стремление к поиску контакта, неважно, насколько болезненным он окажется. Линда смеется.)
23:13 Вирджиния: Скажи мне, почему ты возражаешь против того, что здесь происходит? (Поскольку Линда возражает против того, что ей предлагают, Вирджинии необходимо знать, в чем состоят эти возражения, и отработать их, чтобы Линда могла действовать более конгруэнтно.) 23:17 Линда: Потому что я думаю, что моя мать замечает меня
только в негативном смысле. (Линда по-прежнему сосредоточена на поведении своей матери и своих собственных ощущениях в ответ на это поведение и не рассматривает позитивные намерения, стоящие за подобным вниманием.)
23:21 Вирджиния: Хорошо, хочешь ли ты изменить это? (Вирджиния хочет на основе возражения Линды создать мотивацию, для чего использует встроенную команду «изменить это».) 23:23 Линда ** (решительно): Да! 23:24 Вирджиния: Прекрасно. Теперь... 23:25 Линда: Я думаю. (Линда улыбается, осознав амбивалент- ность своего высказывания.)
23:26 Вирджиния: Ты думаешь? (Линда усмехается и кивает; и она и Вирджиния улыбаются; группа смеется. Вирджиния смотрит вниз и влево.) Прекрасно.Теперь я хочу сделать из этого важный вывод, и давай посмотрим, что происходит. 23:31 Линда: Хорошо. 23:33 Вирджиния: Твоя мать на самом деле была убеждена, что ты никогда не заботилась о ней. (Вирджиния сно-
ва просит Линду подумать о мыслях и чувствах ее матери, так чтобы та смогла по-новому понять ее поведение. Говоря конкретнее, Вирджиния берет неявную жалобу Линды — «моя мать никогда не заботилась обо мне» — и превращает ее в «ты никогда не заботилась о своей матери». Однако Вирджиния смягчает данное утверждение, рассматривая его как убеждение матери Линды [модель мира], а не реальный факт.) 23:37 Линда: Гм.
23:38 Вирджиния: Я уверена. Я уверена, она думала, что ты гораздо больше заботишься о своем отце [модель мира]. (С данным утверждением, как известно Вирджинии, Линда в общих чертах согласна, но повторяя его вновь, она с новой силой призывает Линду подумать о чувствах и побуждениях матери — что придаст новый смысл критическому поведению последней.) 23:40 Линда: Гм.
23:41 Вирджиния: Можешь ли ты отчетливо представить (взгляд вверх) или можешь каким-то образом понять, как именно женщина могла бы почувствовать, что кто-то из ее детей (Вирджиния делает жест в сторону Линды) не заботится о ней? (Вирджиния делает жест в сторону «матери». Используя слово «представить», Вирджиния сначала предлагает Линде подумать об этом с диссоциированной позиции, используя разговорный постулат, а затем расширяет формулировку до просьбы «каким-то образом понять» и, тем самым, перекидывает мост к ассоциации и идентификации Линды с ее матерью. Говоря «женщина» вместо «твоя мать», она облегчает Линде обобщенное восприятие ситуации, и даже отчасти намекает на идентификацию с матерью, в конце концов, Линда тоже женщина. У Линды есть пресуппозиция: ее мать не заботилась о ней, так что Вирджиния знает, что Линда знает, как себя чувствует чело- Ю8 23:47 Линда:
век в отношениях с кем-то, кто о нем не заботится. Линда также энергично заявляла, что она и ее мать — совершенно разные люди. Вопрос, поставленный в такой обобщенной форме, тонко и ненавязчиво побуждает Линду попробовать подумать о сходстве, а не о различии между ней и ее матерью.)
Угу. (Хотя Линда согласна, она не дает такого полного ответа, как могла бы, так что Вирджиния продолжает свои попытки дать Линде представление о том, что, должно быть, чувствовала ее мать.)
23:48 Вирджиния: Прекрасно. Тебе когда-нибудь приходилось чувствовать, что некий человек о тебе не заботится? Что он больше заботится о ком-то другом? (Вирджиния могла бы прямо сказать: «Смотри, ты чувствовала, что твоя мать не заботится о тебе». Но вместо этого она использует общий вопрос: «Тебе когда-нибудь приходилось чувствовать, что некий человек о тебе не заботится?» Таким образом, она дает Линде возможность найти другие примеры помимо этого, в то же время не вступая с ней в прямую конфронтацию по поводу ее сходства с ее матерью. С другой стороны, эти слова представляют собой явную инструкцию Линде встать «на позицию ее матери» [переключение референтного индекса] в отношении данного чувства.) 23:53 Линда: О, определенно*. (Теперь Линда дает полный ответ.) 23:54 Вирджиния: Прекрасно. Так что ты знаешь, на что похоже это чувство. Угу.
И твоя мать (жест в сторону «матери»), я думаю, испытывала такое же чувство. Теперь давай посмотрим, что происходит. Твоя мать некоторым образом проявляла защитную реакцию по отношению к тебе. Можешь ли ты представить, в чем это могло проявляться? [Разговорный постулат 23:56 Линда: 23:57 Вирджиния: 24:09 Линда: 24:10 Вирджиния: 24:26 Линда: 24:29 Вирджиния: 24:30 Линда: 24:30 Вирджиния: 24:31 Линда: 24:31 Вирджиния: 24:35 Линда
и встроенная команда.] (Линда несколько раньше говорила о необходимости защищать себя в связи с отсутствием заботы со стороны ее матери. Предполагая, что мать также должна была защищать себя, Вирджиния неявным образом проводит еще одну параллель между Линдой и ее матерью.) Угу.
Хорошо. Она хочет быть, она хочет быть значимым человеком для тебя. (Вирджиния формулирует еще одно позитивное намерение, стоящее за поступками матери, причем это намерение Линда, скорее всего, охотно примет, поскольку она также хочет быть значимым человеком для своей матери.) Посмотри, что она выбирает. Твой вес, твой голос, твои способности к музыке. Кстати, ты случайно не думаешь, что ты слишком худая? (Теперь Вирджиния ищет среди конкретных замечаний, сделанных матерью Линды, вопросы, по которым Линда была бы с ней согласна. Тем самым она продолжает выстраивать аргументы в пользу сходства между ними.)
Я думаю, что я слишком худая, но (смеется) с этим я ничего не могу поделать. (Линда полностью игнорирует точки соприкосновения, поэтому Вирджиния прерывает ее, чтобы дать возможность осознать их.) Но подожди минутку. Что? Подожди минутку [повторение]. Хорошо. Прекрасно, тем самым, ты только что согласилась со своей матерью: «Спасибо. Мне тоже так кажется». (смеется): Я не скажу этого своей матери! (Хотя Линда отказывается произнести это, она, в принципе, соглашается, что та права.)
24:37 Вирджиния: Хорошо, продолжай упрямиться. (Вирджиния исходит из пресуппозиции, что Линда упрямится. На данном этапе достаточно того, что Линда сказала о своем согласии Вирджинии ей нет необходимости говорить об этом своей матери, — а это как раз то, что она отказывается делать в данный момент.) Это нормально. А теперь, что касается твоего голоса. Возможно, бывает, что ты говоришь слишком громко? Ты никогда не замечала этого за собой? 24:47 Линда: Да, конечно.
24:48 Вирджиния: Прекрасно, тем самым ты сказала: «Я тоже это замечаю». (Словами «тем самым ты сказала» Вирджиния создает ситуацию, максимально близкую к тому, как если бы Линда в самом деле сказала это своей матери. Когда Линда позже будет об этом вспоминать, она, возможно, не сможет точно определить, говорила она это на самом деле или нет.) А теперь, обращала ли ты внимание, что ты не... ах да... не-реализуешь свои музыкальные способности? 24:59 Линда: Может быть, с ее точки зрения. Мне кажется, я вполне достаточно их использую.
25:03 Вирджиния: Хорошо. Итак, ты используешь свои музыкальные способности, но она об этом не знает. (В данном утверждении осуществляется тонкий рефрей-минг материнской критики, как «неосведомленности» [смысловой рефрейминг].) Или, если она об этом знает, это не соответствует ее представлениям. (Вирджиния осуществляет рефрейминг данного расхождения, трактуя его просто как результат различия приоритетов [смысловой рефрейминг].) 25:10 Линда: Угу.
25:11 Вирджиния: Кстати, я заметила, что ты проявляешь очень сильное сопротивление мне. (Линда смеется.) И это достаточно типично, поскольку это было бы, как если бы я... Смотри, это игра, в которую играют люди. (Используя обобщение «люди», Вирд-
жиния начинает разговор о проблемах Линды в общих терминах. Она также исходит из пресуппозиции, что люди играют активные роли в этих играх. Используя слово «игра» для описания того, что так беспокоит Линду, Вирджиния превращает причину ее беспокойства в нечто «не вполне реальное» [модель мира]. Вирджиния понижает голос.) И это печальная игра. И таким образом я превращаю моих родителей в демонов и ангелов. 15:25 Линда: Угу.
25:26 Вирджиния: И если бы кто-то из моих родителей (делаетжест в сторону «матери») действительно заботился обо мне, она должна была бы вести себя со мной не так {проводит рукой от «матери» к Линде и обратно), или он должен был бы.
(Хотя Вирджиния использует обобщенные формулировки, ее невербальные сообщения — жесты — ясно показывают, что она говорит о Линде и ее матери. Рассуждая так, как если бы она была одним из упомянутых «людей», Вирджиния облегчает Линде возможность воспринять эти слова как описание ее собственной ситуации — аналогично тому, как несколько выше Вирджиния говорила об убеждении матери Линды в том, что дочь о ней не заботится [23:33]. Таким образом, Вирджиния проводит еще одну параллель между Линдой и ее матерью, предыдущие две минуты были полностью посвящены обсуж-дению вопроса их сходства.)
|