Студопедия — Общая информация о субъекте малого или среднего предпринимательства 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Общая информация о субъекте малого или среднего предпринимательства 4 страница






Вы осознаете, что приходят дурные чувства, а затем приходит злость?(Увас есть дурные чувства, которые возникают перед злостью.) (1983)

Что бы вы хотели с этим сделать? (Вы можете что-то сделать.) (1983)

Что такое вы увидели и услышали прямо сейчас, что вызвало у вас недоверие? (Недоверие является результатом текущего восприятия.) (1983)

После внедрения одной или нескольких инструкций, подан­ных в форме пресуппозиций, Вирджиния часто спрашивала: «Что вы чувствуете по этому поводу?» Большинство людей, когда им задают вопрос об их чувствах, задумываются, чтобы проверить свои ощущения и найти слова для их описания (что не всегда

происходит при ответе на другие вопросы). Как правило, такие действия отвлекают внимание человека на себя, не позволяя ему заметить пресуппозицию.

Насколько сильно вы хотите поступить в соответствии со своими желаниями прямо сейчас и принять на себя риск, что кто-то из вас может оказаться обиженным? (Вы хотите поступить в соответствии со своими желаниями прямо сейчас и принять на себя риск, что кто-то из вас может оказаться обиженным.) (1983)

А теперь, если отбросить ощущение странности, что вы чувствуете, когда она сидит здесь? (Есть еще какие-то ощущения, кроме ощущения странности.) (1983)

Вирджиния терпеть не могла манипулировать людьми, одна­ко она систематически использовала пресуппозиции, чтобы де­лать людей более сильными и побуждать их улучшать собственную жизнь. Дополнительные примеры использования пресуппозиций и их подробное обсуждение вы можете найти в приложении I.

Встроенные команды

В традиционном гипнозе используется множество прямых команд, таких как «расслабьтесь», «спите» и т. д. Поскольку че­ловек способен осознавать получаемые прямые команды, он мо­жет осознанно им сопротивляться.

Напротив, Милтон Эриксон использовал встроенные коман­ды, т. е. помещал команды в более длинное предложение и выделял их с помощью невербальных средств — изменяя интонацию, гром­кость голоса, используя особый жест, взгляд, наклон головы и т. д.

Человек способен полностью расслабиться.

Как замечательно крепко спать и видеть приятные сны.

Это примеры «смешанной» коммуникации. Слушатель осо­знанно реагирует на целостное высказывание, при этом не осоз­навая встроенную команду и неосознанно на нее реагируя. Такие команды могут оказаться особенно эффективными, если данное предложение, по видимости, обращено к кому-то еще.

Хотя встроенные команды были эксплицитной частью рабо­ты Эриксона, очень немногие психотерапевты используют их си­стематически, в особенности за отсутствием формальной гипно­тической индукции. Однако Вирджиния использовала такие команды в полной мере, и эффективность ее работы была во многом обус­ловлена именно этим.

Обсуждая то, как отец приходит в ярость и начинает кри­чать, Вирджиния говорит сыну: «Какой-то способ — а ты гово-

ришь о том, что он мог бы найти какой-то способ справляться с этим по-другому — это то, на что ты надеешься?» (1983) Выде­ленные курсивом слова — это встроенная команда, обращенная к отцу и подчеркнутая более громким голосом.

Пару минут спустя Вирджиния повторяет команду: «Хоро­шо, допустим. Я сейчас стараюсь сделать именно то, что мы об­суждали раньше, когда ты сказал, что, может быть, твой отец сможет по-другому проявлять свой темперамент, и я думаю, что мы все должны бороться с этим» (1983). Вирджиния выделяет команду, поворачиваясь к отцу и кивая ему с закрытыми глазами.

Вскоре после этого Вирджиния говорит: «Ты хотел бы, что­бы твой отец смотрел на это немного по-другому, но как именно, как ты сам считаешь?» (1983) Вирджиния смотрит на отца и де­лает жест в его сторону.

Выслушав рассказ о том, как мать отсутствовала в течение двух месяцев и отец в это время прекрасно справлялся с детьми, и определив, что мать сравнивает поведение своего мужа с идеа­лизированным образом собственного отца, Вирджиния говорит ей: «Хорошо. Каковы шансы, что сейчас, Марджи, вы можете понять, действительно можете понять, что Кэйси способен с удо­вольствием заниматься детьми?...И посмотреть, как далеко вы можете позволить этому зайти?» При этом Вирджиния пристально смотрит на Марджи, ее правая рука слегка подпирает щеку и она кивает головой.

Марджи: Я не знаю, как далеко. Дети расстраивают Кэйси.

Вирджиния: Мы обсудим это немного подробнее, но сейчас мне надо выяснить, хотите ли вы понять, что Кэйси на са­мом деле хочет заниматься детьми. Вы можете не знать об этом. (Вирджиния наклоняет голову вниз, ее глаза закрыты, ее голос становится мягче.)

Связки

Иногда, чтобы человеку было легче сделать то, о чем она его просит, и чтобы у него не возникало возражений, Вирджиния сперва предлагала ему выполнить какие-то действия, которые большинство людей находят несложными и вполне приемлемы­ми. Например, она давала указание: «Посмотрите на меня», «За­кройте глаза» или «Подойдите поближе». За этой простой инст-

рукцией следовало «и», а после него — то задание, которое Вирджиния на самом деле хотела дать человеку. Начиная с про­стой задачи, она как бы подразумевала, что следующую задачу будет выполнить так же легко.

Сейчас я хочу, чтобы вы на меня посмотрели и выслушали меня действительно внимательно. (1983)

Теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на Кэйси, ощутили его кожу под вашими пальцами и сказали мне, что вы чувствуете. (Кэйси широко улыбается.,) (1983)

Хорошо. Теперь. Когда вы посмотрите на Кэйси и скажете это ему, поскольку это новый шаг, я думаю, что в этот момент вы чувствуете себя уязвимой для критики. (1983)

Хотя подтекст, подразумеваемый смысл, действует слабее, чем пресуппозиция, он также облегчает человеку опыт нового восприятия и поведения. Вирджиния использовала подтекст так же часто, как и пресуппозиции. Когда Коби говорит: «Как бы я хотел быть постарше», — Вирджиния отвечает: «Ты хотел бы быть старше. Ну, тут я не слишком много могу сделать», — и смеется (1983). Подтекст здесь таков, что зато она может много сделать в других отношениях.

Специфическое использование обобщений

Многие психотерапевты склонны выражаться туманно. Од­нако Вирджиния использовала общие утверждения целенаправ­ленно, стремясь осуществить изменение. Непосредственно в нача­ле сессии, описанной в «Сатир: шаг за шагом», Вирджиния говорит:

Вирджиния: Итак, Кэйси и Марджи, и Люси, и Лиза, и Коби, и Бет­ти... Я вспомнила! Сьюзи... Ох, я пропустила тебя. По­дойдите сюда и выбирайте — любой стул, какой вам нравится — и мы можем расставить их кругом. Здесь нет ничего фиксированного. (1983)

Слова Вирджинии «здесь нет ничего фиксированного» озна­чают, что «все можно изменить» и, по видимости, относятся к расстановке стульев. Однако поскольку она делает это утвержде­ние в виде обобщения, используя так называемую «именную группу без референтного индекса», его можно также отнести к семье и семейной коммуникации. Утверждения, подобные этому, подго­тавливают членов семьи к мысли о том, что изменения возможны и что каждый человек может жить такой жизнью, какой он хочет.

Определив болевые точки семьи, Вирджиния могла начать разговор о них в самых общих выражениях, используя такие со­бирательные слова, как «люди», «мы», «эти вещи», «что-то» и т. д. Вот, например, ее реакция на озабоченность семьи вопросами выражения гнева. Вирджиния говорит:

Вы знаете, что, когда мы выходим из себя, нам трудно понять, как это происходит. (1983) Вы вышли из себя. Что ж, такие вещи иногда случаются. (1983) Я думаю, мы все должны с этим бороться. (1983) Мы извлекаем уроки из всего, что с нами происходит. Ведь так?Дело не в том, что это плохо, просто мы можем узнать некоторые вещи. (1983)

Знаете, странным образом я пришла к мысли, что когда люди не знают, как им сказать о том, чего они хотят, и не знают, как им это получить, борьба является для них наиболее простым путем. Смотрите, я думаю, если мы не знаем, как сделать то, что нам действительно хочется, но знаем, как бороться, это немного нам помогает, хотя и приносит много боли. (1983)

Даже если из контекста было ясно, о чем именно идет речь, Вирджиния обсуждала больные темы в самых общих выражени­ях, не связывая их непосредственно с человеком, который являлся причиной возникших трудностей. Она переопределяла, изменя­ла фреймы, объясняла общие принципы или высмеивала банально­сти — все это, не вовлекая того, о чьих проблемах шла речь, и не превращая его в центр внимания. Использование подобных при­емов на ранних этапах сессии позволяло ей создать фундамент для будущих изменений. Позже, когда ей уже удавалось вызвать изменения, которые показывали направление для завершения работы, она начинала работать над проблемой, привлекая к этой работе непосредственно тех, кто был ее источником. Поскольку Вирджиния использовала юмор в сочетании с общими утверж­дениями и примерами, ей было нетрудно вернуть человеку шутли­вый настрой, если он вдруг застревал в чрезмерной серьезности.

Единственным способом прояснить для себя смысл общего утверждения является поиск подходящего к нему опыта в соб­ственной жизни. Если утверждение сформулировано достаточно широко, к нему подойдет почти любая ситуация из соответству­ющей категории опыта. Общие утверждения побуждают всех чле­нов семьи — так же как всех наблюдателей или зрителей, присут­ствующих на демонстрационной сессии, — приложить их к себе, к собственному опыту. Таким образом, хотя, по видимости, Вир­джиния осуществляла вмешательство, направленное на одного

конкретного участника, на самом деле она в этот момент работа­ла со всеми членами семьи, так же как и с любым человеком, находящимся в пределах слышимости. Поскольку ее вмешатель­ство подталкивало каждого из членов семьи к осуществлению внутренних изменений, связанных с одной и той же проблемой, они часто приходили к общему для них пониманию, что, конеч­но, теснее сближало их друг с другом.

Манера Вирджинии описывать проблемы в общем виде да­вала всем присутствующим на сессии возможность поработать над своими собственными сходными проблемами и переживани­ями. Одновременно данное обстоятельство существенно затруд­няло изучение ее методов, поскольку наблюдателю трудно было оставаться достаточно отстраненным и беспристрастно фиксиро­вать, что именно и как именно она делает.

Сдвиг временных предикатов

Осуществляя изменения, Вирджиния умела искусно исполь­зовать особенности восприятия времени. Каждое предложение содержит глагол, и этот глагол стоит либо в прошедшем, либо в настоящем, либо в будущем времени. Использование прошедше­го времени отделяет и отдаляет человека от события или поступ­ка, в то время как использование настоящего времени связывает его с ним. Описание проблемного поведения в прошедшем вре­мени указывает на то, что данное поведение принадлежит про­шлому, что оно ушло, очистив место для нового поведения. Что касается описания возможного нового поведения, мы можем на­чать его в будущем времени, а затем перейти к настоящему, пред­полагая, таким образом, что оно уже реализовалось в действи­тельности. Описывая прошлые события, а затем переходя к их текущим последствиям, мы можем создать новые и более полез­ные убеждения по поводу причинно-следственных отношений.

Такой сдвиг временных предикатов может стать мощным инструментом для изменения реакций человека, в особенности если использовать его в сочетании с пресуппозициями. Я не на­шел примеров использования Вирджинией данной техники в транс­крипте 1974 г. (в книге «Сатир: шаг за шагом»), но зато множе­ство их содержит приводимый в следующем разделе транскрипт 1986 г. «Примирение с родителями». Возможно, она добавила эту технику в свою работу где-то в промежутке между ними. Более

54 подробное описание техники сдвига временных предикатов вы можете найти в конце книги в приложении I или же в книге «Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами»* {Change Your Mind and Keep the Change, Andreas S., Andreas C, 1987), гла­ва 2 «Использование времени».

Различие между восприятием и реальностью: «модель мира»

Вирджиния отчетливо осознавала, что в процессе работы ос­новные изменения происходят с образом мира или способом вос­приятия мира человеком. Если меняется восприятие, изменяют­ся также и убеждения, реакции и поведение. Как только меняется восприятие человека и его чувства, становится гораздо легче на­учить его более эффективным способам коммуникации.

Очень часто те трудности, с которыми сталкивается семья, обусловлены твердым убеждением каждого ее члена, что мир ус­троен строго определенным образом. Данное убеждение не при­носит пользы, поскольку подразумевает, что речь всегда идет о реальности, которая не может измениться. Нередко Вирджиния выслушивала, что говорит ей тот или иной член семьи, и затем формулировала сказанное заново в терминах его восприятия. Разница между тем, каким в действительности является окружа­ющий мир и каким он кажется, как человек смотрит на него и думает о нем, очень тонка, но она открывает перед нами возмож­ность взглянуть на те же самые события по-другому. В приводи­мых ниже примерах курсивом выделены слова и словосочета­ния, указывающие на способ восприятия.

Ты хотел бы, чтобы твой отец смотрел на это немного по-другому. (1983)

Что произошло, когда Сьюзи дотронулась до ваших волос? Что вы думаете об этом? (1983)

Каждый создает своп собственный образ, так что давайте посмотрим. (1983)

Коби: Ну да, мэм, но вы знаете, он слишком легко выходит

из себя.

*Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результата­ми. — СПб.: прайм-Еврознак, 2004.

Вирджиния: Я понимаю. Итак, ты думаешь, что иногда твой отец считает, что ты что-то сделаешь, но ты не делаешь этого и тогда не знаешь, как сказать ему, или он тебя не слу­шает или что-то вроде этого? Ты это сказал? (1983)

Вирджиния моделировала различие между реальностью и восприятием и на примере собственного поведения, когда пред­лагала клиентам собственное понимание их ситуации.

Хорошо. Позвольте мне показать вам, что я вижу в данный момент. Я просто хочу набросать некую картину, а вы потом поможете мне ее проверить... Это всего лишь мое собственное представление, оно может совершенно не соответствовать действительности, но может и соответствовать. (1983)

Приемы, упоминаемые в этом разделе, часто описывают как элементы гипнотической коммуникации. Вирджиния, как прави­ло, довольно резко отзывалась о гипнозе, поскольку ей не нрави­лась сама идея манипулирования людьми. Однако данный тип гипнотической коммуникации являлся важной частью ее рабо­ты, что с наибольшей очевидностью проявлялось в «процессах» или «медитациях», проводимых ею в больших группах. Во время этих медитаций она просила присутствующих закрыть глаза и расслабиться, а затем приглашала их в тщательно структурирован­ное и откровенно гипнотическое путешествие. Пример такой гип­нотической медитации Вирджинии приводится в приложении IV.

Вирджиния также использовала другие паттерны гипноти­ческой коммуникации — как вербальной, так и невербальной. Более подробную информацию об этом можно найти в книгах Бэндле-ра и Гриндера «ТРАНСформации» (TRANS-formations. Bandler & Grinder, 1981) и в первом томе «Паттернов гипнотических тех­ник Милтона Эриксона»* (The Patterns of Hypnotic Techniques of Milton H. Erickson. Bandler & Grinder, 1975).

Физический контакт

Одним из наиболее ярких фирменных приемов Вирджинии была ее способность использовать прикосновения. Хотя, вероят­но, именно этот аспект ее деятельности является наиболее спор­ным (в господствующих направлениях психиатрии любые физи-

*Бэндлер Р, Гриндер Дж. Гипнотические паттерны Милтона Эриксона. — СПб.: прайм-Еврознак, 2005.

ческие контакты между психотерапевтом и клиентом все еще ка­тегорически запрещены как неэтичные), она придавала ему прин­ципиальное значение. Прикосновения — это существенная часть семейной близости. Исследования показали, что без них младен­цы, о которых в остальном тщательно заботятся, могут умереть. Кроме того, члены семей, испытывающих проблемы, либо вовсе не прикасаются друг к другу, либо прикосновения связаны для них с выражением гнева и разочарования, или же ограничены сексуальным контактом.

Помимо того что прикосновения являются принципиально важным элементом близких отношений, они также помогают при­влечь внимание человека, причем делают это более эффективно, чем взгляд или оклик, — а внимание необходимо для научения. Вирджиния настаивала на использовании прикосновений для усиления любой позитивной коммуникации и закрепления но­вых навыков и, таким образом, для упрочения изменений. В пре­дыдущих разделах есть несколько соответствующих примеров.

Иногда Вирджиния начинала с того, что устанавливала фи­зический контакт с детьми, которые, как правило, более открыты такому воздействию, чем взрослые. И вскоре она в буквальном смысле дотягивалась до каждого члена семьи. Каждый, кто имел опыт такого рода контакта с Вирджинией, скажет вам, что это было просто, непосредственно и воспринималось совершенно ес­тественно. Она, вероятно, прикасалась к своим клиентам в тече­ние одной сессии столько раз, сколько большинство психотера­певтов не делают за год, и это позволяло ей создавать позитивные связи между всеми членами семей, в которых ласковые прикос­новения были исключены или их место заняли насилие и жесто­кость.

В видеозаписи «Камни и цветы» {Of Rocks and Flowers. Satir, 1983) можно увидеть, как Вирджиния работает с семьей, где отмечались случаи тяжелого физического насилия со стороны обоих родителей. В одном из эпизодов, когда она работает с двумя маленькими детьми, без взрослых, она предлагает им не­жно прикоснуться к ее лицу, а затем спрашивает, не хотят ли они сделать то же самое со своими родителями. После этого она зовет обратно родителей и терпеливо обучает и тех и других, предлагая, чтобы дети инициировали подобный контакт по не­сколько раз в день.

Затем она демонстрирует обоим родителям разницу между тем, что значит грубо схватить ребенка в гневе и заботливо, но твердо удержать его от совершения какого-то действия. Она про­должает учить их, пока оба родителя не демонстрируют на уров­не поведения, что они усвоили эту разницу. Для тех, кто хочет подробнее изучить, как она это делает, в приложении II приве­ден транскрипт данной сессии; еще лучше посмотреть саму ви­деозапись.

В интервью, которое она дала после этой сессии Рамону Кор-ралесу из Института семейной психотерапии в Канзас-Сити, Вир­джиния поясняет, как она использует прикосновения.

Там произошло столько всего, и они так запугали своих детей, что если бы вы захотели использовать один-единственный образ, их можно было бы представить в виде монстров. Поэтому одна из вещей, которые я хотела сделать, — это проверить, способны ли дети давать ответ в виде прикосновений. И я использовала для этой цели себя, предложив им прикоснуться руками к моему лицу. Это было своего рода зеркало для всей семьи, для членов этой семьи. А затем я позволила им и даже поощрила сделать тоже в отношении ихсобственныхродителей. Смотрите, прикосновения, которые возникают в тех условиях, которые были в тот момент, говорят то, что невозможно выразить словами. И вся та часть, где была нежность, это также и часть целого.

Теперь, что касается меня, мое прикосновение немногое сможет вам передать, если я не интегрировала себя, если я не достигла настоящей целостности — тогда не будет движения энергии. Если я чувствую, что должна прикоснуться или что мне нужно быть осторожной с прикосновениями... это не будет работать. Потому что это не трюк, и это не стратегия. Это форма передачи живой энергии от меня и ко мне. А вот если это условие выполнено, то я знаю, что одно прикосновение приведет к обмену энергетическими потоками — истинное ощущение, что одно человеческое существо в буквальном смысле соприкасается с другим человеческим существом — и это, вероятно, имеет больше ценности, чем многие часы работы, в которой этого нет.

Вы знаете об опытах, когда ребенка оставляют в теплой воде? Конечно, некоторые прикосновения связаны с сексуальными или агрессивными намерениями. И очень многие люди только по этой причине отвергают прикосновения вместо того, чтобы сказать: «Хорошо. Это не те прикосновения, которых мы хотим». Нет больше ничего, что мы хотели бы отвергнуть из-за подобных обвинений. Мы не отказываемся использовать слова по той причине, что не хотим с их помощью обвинять — мы находим другие слова. И я должна откровенно признаться, что если бы

58 я не владела энергией, которая передается через прикосновения,

я определенно не смогла бы получить таких действительно хороших результатов, как сейчас.

Итак, вот наиболее значительные паттерны, которые делали работу Вирджинии настолько эффективной, и все они вполне очевидным образом присутствуют в приводимом далее транскрип­те. Каждый из этих паттернов можно разделить на более мелкие составляющие и описать более детально, кроме того, в ее работе имеется еще много других поддерживающих невербальных эле­ментов. Я предлагаю читателям изучить видеозапись и транскрипт и попытаться выделить дополнительные паттерны, чтобы про­должить, тем самым, наше постижение секретов работы Вирджи­нии.

Более тонкие особенности восприятия и поведения Вирджи­нии с трудом поддаются описанию — ее чувство времени, инто­национные паттерны, невербальные признаки, по которым она распознавала реакцию членов семьи на конкретные вмешатель­ства и т. д. Многие из этих элементов вы можете усвоить, если будете изучать ее видеозаписи, а также делать в своей работе то, что делала Вирджиния, когда пристально наблюдала за тем, как члены семьи реагируют друг на друга и на ее вмешательства, и отбирала те из них, которые работают, отбраковывая бесполезные.

В начале того семинара, откуда взят приведенный в этой книге транскрипт, Вирджиния описала причины, по которым она ока­залась там.

Я понимаю, что это очень важное событие. И его значение состоит в том, что мы собрались вместе и участвуем в записи, создавая нечто, что, я убеждена, окажется очень полезным. Вы знаете, в течение многих лет мы общались с людьми, писали книги. И знаете, при всех книгах, которые были написаны, при всех словах, которые были сказаны, не думаете ли вы, что мы можем сделать больше?

Мне кажется, есть что-то еще, что мы должны узнать о нас самих. Когда появилась возможность делать видеозаписи, я не сразу осознала открывающиеся возможности. Но я начала понимать их значение, и, возможно, эти образы более важны, чем что бы то ни было еще. Быть в состоянии что-то увидеть — крайне важно для того, чтобы суметь создать что-то новое. (1989)

Я исхожу из теории, что цель моей терапевтической работы — расширить способы, которыми индивиды справляются друг с другом и с самими собой, придать этим способам новое направление, изменить их так, чтобы люди могли разрешать свои проблемы более здоровым и уместным образом. Сама по себе проблема не представляет проблемы, проблема — в спо­собе ее разрешения. Решение проблем является результатом самооценки, правил, принятых в семейной системе, и связей с внешним миром.

Вирджиния Сатир (1983)

 

 

Транскрипт «Примирение с родителями»

 

 

В марте 1986 г. Вирджиния Сатир провела семинар, в кото­ром приняли участие более 30 психотерапевтов и препо­давателей. Целью этой встречи было создание видеозапи­си ее психотерапевтической работы. Вирджиния провела два дня в телевизионной студии, показывая и объясняя группе различ­ные приемы, которые она использовала При работе с членами семьи. В результате получилось 7 видеозаписей общей продол­жительностью 8 часов (Satir, 1989).

 

 

Ближе к полудню первого дня Вирджиния попросила при­сутствующих поделиться своими впечатлениями по поводу тех особенностей семейной динамики и коммуникации, которые она демонстрировала в течение предыдущих двух часов. Одна из уча­стниц — Линда, 39 лет, — попросила слова и сообщила, как глу­боко она потрясена работой Вирджинии: «Я испытала небывалое чувство глубочайшего единения с людьми», — сказала она. Лин­да начала описывать испытываемый ею самой конфликт между ощущением «невероятной силы» связи с людьми и «чувством очень сильной печали по поводу дистанции, которую я часто ощущаю между собой и другими людьми».

 

 

Попросту говоря, Линда хотела обладать способностью ус­танавливать контакт с людьми, но у нее были двойственные чув­ства по этому поводу. Вирджиния приняла данный результат как желаемый и посвятила целую сессию тому, чтобы достичь его. Вскоре после того как она начала исследовать эту двойственность, Линда проявила сильное негодование в адрес своей матери. Тог­да Вирджиния начала работу, цель которой состояла в том, что-

бы Линда смогла простить свою мать и почувствовала к ней вме­сто негодования сострадание и любовь.

 

 

Поскольку Линда теперь испытывала сострадание и прости­ла «подлости» своего детства, ей стало легче почувствовать свою связь с другими людьми. В проведенном через 3 года интервью было продемонстрировано обширное влияние, которое данная сессия оказала на отношения Линды с матерью и на ее способ­ность устанавливать связи с людьми.

 

 

Данная сессия представляет собой особенно выразительный пример психотерапевтической работы Вирджинии. Ее полную запись можно найти на 3 кассете («Примирение с родителями») из серии «Семейные отношения», которая была записана на том семинаре выходного дня (серия из семи записей: Family Relations. Satir, 1989). В конце сессии Вирджиния сказала: «Я уже говори­ла вам о том, что работаю с семьями вот уже более 40 лет, и я замечаю очень и очень многое. Все, к чему я стремлюсь, вы толь­ко что видели».

 

 

Для тех, кто хочет тщательно изучить манеру работы Вирд­жинии, ниже представлен транскрипт этой сессии. Транскрипт приведен практически дословно, из него, чтобы сделать текст бо­лее ясным, исключены только некоторые небольшие повторы и всяческие «гм». В силу того что транскрипт дословный, некото­рые предложения выглядят на бумаге довольно странно. Однако буквально воспроизводя те слова, которые говорила Вирджиния, мы позволяем читателю убедиться, что он имеет дело с точной записью всего, что происходило на той сессии.

 

 

То, что написано в скобках, — это либо описание невербаль­ных элементов поведения, либо комментарии к происходящему. Хотя, конечно, невозможно передать все подробности невербаль­ных взаимодействий, которые можно увидеть в видеозаписи — положение тела, позы, жесты, мимику, мимолетные улыбки и взгля­ды, паузы, изменения тона и громкости голоса, темпа речи и т. д. — все же здесь представлены достаточно подробные описания, что­бы читатель, не располагая видеозаписью, мог проследить общий поток событий.

 

 

Комментарии, поясняющие действия Вирджинии или реак­ции Линды, приведены в скобках и выделены курсивом. В квад­ратных скобках приводятся краткие описания, указывающие на конкретные паттерны — например [смысловой рефрейминг], —

62 описанные в предыдущем разделе. Тот, кто хочет просто позна­комиться с транскриптом, может опускать эти комментарии".

 

 

Числа, с которых начинается каждый абзац, показывают время (минуты и секунды), прошедшие с начала сессии. Это сделано, во-первых, для того, чтобы показать, сколько времени длился каждый этап работы, и, во-вторых, чтобы сделать более удобны­ми ссылки на тот или иной момент сессии в комментариях.

Транскрипт

 

 

00:00 Вирджиния: Я хотела бы сейчас услышать от кого-нибудь из присутствующих, что они испытали во время этого последнего эпизода. Есть кто-нибудь, кто хотел бы рассказать мне об этом — о том, что он испытал?

00:11 Линда: Я хочу.

 

 

00:12 Вирджиния: Подойди сюда. (Вирджиния протягивает правую руку, Линда выходит вперед и берет ее за руку левой рукой.) Спасибо. И твое имя?..

00:20 Линда: Меня зовут Линда.

00:21 Вирджиния: Линда. Привет, Линда.

00:22 Линда: Привет. Все это в целом стало для меня сегодня

 

 

очень эмоциональным переживанием (делаетжест вправо правой рукой). И я думаю, что лично со мной произошло то, что я начала испытывать не­бывалое чувство глубочайшего единения с людь­ми. И я где-то между ощущением невероятной силы (делает жест вправо правой рукой) и ощу­щением, что я — полная размазня (делает жест влево). (Линда издает легкий смешок, и вся группа смеется вместе с ней. Линда продолжает улы­баться.)

 

 

(Линда сформулировала четкий последовательный конф­ликт между двумя полярностями: «невероятная сила» и «пол­ная размазня». Она также с помощью жестов показала, что воспринимает эти полярности как пространственно рассорти­рованные: «сила» находится справа от нее, в то время как «раз­мазня» находится слева.)

 

 

00:50 Вирджиния: Хорошо, я нарисовала себе эту картину. (Реак­ция Вирджинии очень специфична. Она не просто говорит «Я понимаю», она явно пока­зывает, что у нее есть визуальный образ того, о чем говорит Линда.) Мы пойдем дальше, да. (Когда Вирджиния это говорит, она смотрит вверх и влево, чтобы воспроизвести в памяти зритель­ный образ. См. приложение III. Фраза «мы пой­дем дальше» основана на пресуппозиции, что можно пойти дальше. Затем она обращается к группе, одновременно делая жест левой рукой в сторону Линды.)

 

 

00:53 Вирджиния: Кому-нибудь из вас знакомы такие ощущения, когда чувствуешь: «Я действительно могу это сде­лать» (делает энергичный жест левой рукой), а затем: «О, нет, я просто вареная макаронина»? (Все тело Вирджинии моментально обмякает и ссутуливается.) Кому из вас знакомо такое со­стояние? Покажите, кто из вас знает, о чем я го­ворю? (Вирджиния поднимает руку, и люди, нахо­дящиеся в зале, тоже поднимают руки.) О, чудесно! Замечательно.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 273. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия