Общая информация о субъекте малого или среднего предпринимательства 2 страница
Кэйси: Прекрати давить на меня. Я имею в виду, это действу- ет наоборот, детка, — когда ты требуешь внимания, это меня расхолаживает. Вирджиния: Я знаю, что вы говорите на основании обширного опыта. Это звучит не очень конкретно, а не могли бы вы сказать конкретнее? Что именно вы хотели бы, чтобы Марджи изменила в общении с вами? Кэйси: Конечно. Это что-то вроде того, что одно дело, когда вы и дети хотите пойти в парк, а другое — когда вы хотите пойти в парк с детьми. (1983) Вирджиния также знала, что если человек хочет, чтобы кто-то другой (или другие) изменился, — неважно, насколько обоснованно такое требование, — он автоматически занимает позицию бессилия, попадает в зависимость от готовности других людей брать на себя обязательства. По-настоящему позитивный результат должен быть связан с теми изменениями, которые может осуществить он сам. Вопрос: «Что вы можете сделать, чтобы он (она) отреагировал желательным для вас образом?» — может перенести фокус внимания человека на то, что он сам может сделать для улучшения ситуации. Будучи одним из первых психотерапевтов, имевших достаточно отваги для проведения сеанса одновременно с целой семь- ей, Вирджиния также понимала, что желаемый результат для каждого индивида должен быть в то же время желаемым или, по меньшей мере, приемлемым и для всех остальных членов семьи. Когда клиент предлагал ей позитивно сформулированный результат, она начинала действовать осторожно, но настойчиво. Если произведенное вмешательство не работало, она пробовала как-то изменить его или переходила к другим вмешательствам до тех пор, пока не получала желаемые результаты. В тех случая, когда Вирджиния все же фокусировалась на прошлом, она, как правило, имела при этом целью наглядно продемонстрировать паттерны взаимодействий, которые присутствовали и в настоящем. Еще одной причиной обращения к прошлым событиям могло быть намерение пересмотреть их, придавая им более позитивный смысл в отношении настоящего. Позитивное намерение Одним из самых сильных аспектов работы Вирджинии было допущение, что поведение каждого человека, каким бы ужасающим оно ни казалось, имеет в своей основе позитивные намерения. И она использовала эти позитивные намерения в качестве прочного фундамента для достижения согласия и поиска более позитивных чувств, способов коммуникации и поведения. Известен, по крайней мере, один случай, когда она помогла участникам группы, в которую входили бывшие узники одного из нацистских лагерей смерти и бывшие охранники того же самого лагеря, лучше понять друг друга и прийти к признанию их человеческой общности. Вирджиния, даже если не облекала это в слова, всегда, тем не менее, предполагала наличие позитивного намерения и проводила различие между намерением и поведением. Она верила, что в глубине души все люди стремятся к хорошему, даже если они делают нехорошие вещи. Я слышала, как вы говорили, что начали делать это [кричать на детей], стремясь угодить Марджи. (1983) Среди того, что я обнаружила, я вижу огромное чувство заботы и любви со стороны вашего отца ко всем вам, детям и со стороны вашей матери ко всем вам, детям. Но я думаю, что они не всегда проявляют их так, как могли бы. (1983) Уверенность, что человеком движут позитивные намерения, меняет наше отношение к его проблемному поведению. Речь идет о том, что мы можем принять намерение человека и его человеческие качества, хотя и не одобряем само поведение. Вместо того чтобы спорить или бороться с ним, мы можем объединиться для поиска альтернативных вариантов поведения, которое устраивало бы нас обоих. Никаких обвинений Вирджиния никогда никого не обвиняла. Она исходила из предпосылки, что жестокое и деструктивное поведение является просто результатом отсутствия возможности научиться реагировать более позитивно. ...Мы учимся на основе всего нашего опыта. Правильно? Я не говорю, что это плохо, я просто говорю, что мы усваиваем определенные вещи. (Satir, 1983) Вы выходите из себя. Что же, такие вещи иногда случаются. (1983) ■ Хорошо. А теперь, что произошло бы, если бы ничего из этого не могло случиться без помощи всех? (1983) Как считала Вирджиния, психотерапевт является своего рода педагогом, и его задача — объяснить и показать клиентам, что они могут воспринимать, реагировать и действовать способом более приемлемым и эффективным, чем их настоящее поведение. Проблема всегда в нас самих. Проблема — это не проблема, это способ, каким человек организует свое поведение. То, что разрушает человека, не есть «проблема». Если мы научимся действовать по-другому, мы будем по-другому относиться к проблемам, и они изменятся сами. (1989) Часто, стремясь сообщить человеку мысль, о ценности и достоверности его собственного опыта — каким бы он ни был, — Вирджиния предлагала ему представить, что у него на шее висит медальон, сделанный из какого-то красивого, по его мнению, материала: На одной стороне написано «Нет», и это означает: «Спасибо, что обратили на меня внимание, но то, что вы просите, сейчас меня не устраивает, поэтому ответ будет отрицательным». Вы поворачиваете его, а на другой стороне написано «Да». Это значит: «Спасибо, что обратили на меня внимание. То, что вы просите, вполне меня устраивает, поэтому ответ будет п оложитель ны м». И теперь, если вы в какой-то момент оробеете, вы возьмете в руки ваш медальон и повернете его той стороной, которая вам действительно подходит. Вы посмотрите на то, что там написано, и будете знать, что сказать. (1989) Умение человека просто понимать, устраивает ли его данное требование или предложение, ценно само по себе. Научив- 22 шись отвечать простым «нет» или «да», можно избежать всех этих «должен», «обязан», неконгруэнтности, замешательства, защитных реакций и обвинений, которые так часто возникают, когда человек пытается казаться не тем, кто он есть на самом деле. Равенство Вирджиния часто использовала ролевые игры, чтобы показать разрушительные результаты типичных и освященных традицией семейных паттернов доминирования и подчинения. Она также использовала ролевые игры для того, чтобы научить членов семьи альтернативному способу поведения — общению на равных. В качестве психотерапевта Вирджиния намеренно действовала с позиции равенства как в своем вербальном, так и невербальном поведении. Например, разговаривая с ребенком, она могла наклониться, чтобы их глаза находились на одном уровне, а еще она часто предлагала детям (и вообще невысоким людям) встать на стул, чтобы сравняться в росте с взрослыми людьми. Она непрерывно демонстрировала, насколько лучше относиться к другим людям как к равным. Вирджиния часто использовала местоимение «мы», включая себя, тем самым, на равных в семейную борьбу: «Я думаю, мы все должны с этим бороться [контролировать гнев]» (1983); «Вы знаете, когда мы выходим из себя, нам трудно что-либо разглядеть» (1983). Она также нередко могла сослаться на собственный опыт, который имел сходство с опытом кого-то из членов семьи. Включая себя, таким образом, в ситуацию, она запускала эффективный процесс, который многие называют нормализацией, — т. е. способность рассматривать трудности просто как нормальную проблему, ожидающую решения. Когда у нас возникают трудности, мы часто неоправданно преувеличиваем их масштабы, что, разумеется, сильно осложняет поиск решения. В то же время умение воспринять трудности как нормальное явление может стать важным шагом на пути к их преодолению. Еще один аспект обучения равным отношениям связан с гибкостью, которую Вирджиния проявляла относительно исполняемых ролей: «Любой из нас может быть как учителем, так и учеником для другого человека» (Satir, 1989). Это убеждение проходило че- рез всё, что она делала, и с особенной очевидностью проявлялось в том, как она просила членов семьи поправить ее, если она ошибается в оценке их взаимоотношений. Будучи очень прямым человеком, Вирджиния была при этом очень осторожной, так что часто переспрашивала, уточняя, что именно она слышала, и просила членов семьи при необходимости вносить исправления и уточнения. Давайте проверим, правильно ли я вас услышала. Речь идет о том, как ваш отец, если я не ослышалась, выражает свои мысли... По вашим ощущениям он приходит в страшный гнев или что-то в этом роде? (1983) Хорошо. Позвольте мне показать вам, что я вижу в данный момент. Я просто хочу набросать некую картину, а вы потом поможете мне ее проверить... Это всего лишь мое собственное представление, оно может совершенно не соответствовать действительности, но может и соответствовать. (И затем она переходит к созданию «семейной скульптуры», отражающей ее представление.) (1983) Позвольте мне вернуться немного назад, просто чтобы проверить, правильно ли я поняла. Часть этой сцены, изображает поддержку, которую вы могли бы получить, если бы ваши дети делали больше, чем вы просите. Ваша сцена об этом? (1983) Вот что, как мне показалось, вы сказали до этого. Я правильно вас услышала? (1983) Если члены семьи не соглашались друг с другом, Вирджиния могла сказать что-нибудь вроде: «Каждый создает свой собственный образ» или «Все в порядке, это проблема всех людей» (1983). Таким образом, она подтверждала достоверность личного опыта каждого члена семьи, избегая принимать чью-либо сторону в споре о том, кто прав и кто виноват. Ее любимые фразы, которыми она заполняла паузы в процессе обдумывания, это «Хорошо», «Правильно», «Отлично», что буквально означает: «Все в порядке». Если кто-то не соглашался с тем, как она описывала тот или иной опыт, она, как правило, просто произносила: «О, значит, я ошиблась», — и просила человека пояснить, в чем именно. Или она могла поблагодарить за уточнение и переключиться на что-то другое. Работа на позициях равенства позволяет психотерапевту одновременно решить 3 важные задачи. Во-первых, она показывает, как отойти от участия в той борьбе за доминирующее положение, которая очень часто возмущает и осложняет семейную коммуникацию. Во-вторых, гарантирует, что психотерапевт не будет включен в семейную иерархию и не станет частью проблемы вместо того, чтобы стать частью решения. Наконец, в-третьих, акцент Вирджинии на равенстве имеет и еще более глубокий смысл. Основой споров и конфликтов всегда является неполная информация и подчеркивание различий. В предельном случае каждая сторона воспринимает другую настолько отличной от себя, что отказывает ей в принадлежности к человеческому роду. Напротив, понимание и сострадание основываются на более полной информации и подчеркивании сходства между людьми. Вирджиния концентрировала внимание на присущих людям общих чертах, подводя к пониманию того, насколько все мы, в сущности, похожи друг на друга. Вирджиния верила, что при наличии достаточно обширной базы общего опыта и возможности взаимопонимания все споры между людьми могут быть разрешены. В приведенном ниже примере она сначала напоминает о детском опыте отца семейства, а затем проводит параллели между ним и его собственным сыном. Вирджиния: Как вы думаете, что делал ваш отец, когда вы не могли сделать то, чего он хотел от вас? Кэйси: Он требовал, чтобы я нес ответственность за мою ма- ленькую сестренку, и он требовал, чтобы я вел себя, как мужчина, хотя обращался со мной, как с ребенком. Вирджиния: То есть это были как бы два сообщения: «будь мужчиной» и «не будь мужчиной». Кэйси: Ну да. Что его действительно восхитило, так это то, что я стал водить мотоцикл в двенадцать лет, и он думал, что это очень по-мужски. Он обошел весь город, представляя меня своим приятелям, особенно когда я выиграл гонку. Если я падал или тому подобное, я был плохим мальчиком. Я должен был заботиться о сестре. Вирджиния: Возможно, это похоже на то, что Коби должен заботиться о Лизе и Люси. Тут есть сходство? (1983) j Предоставление позитивного альтернативного выбора Хотя данная техника доказывает свою неэффективность уже на протяжении не одного столетия, многие люди все еще пытаются пресекать проблемное поведение непосредственно, с помощью разного рода наказаний. Если миллиарды опытов на крысах что и доказали в экспериментальной психологии, так это то, что наказание не способствует устранению приобретенного поведения. Наказание просто подавляет данное поведение, создавая конфликт между противоположными мотивами. Большинство людей уже имеют вполне достаточно конфликтов, и им совершенно не нужны новые. Напротив, Вирджиния знала, что если вы научите человека более приемлемым и комфортным способам осуществлять взаимодействие с другими людьми, он просто не захочет возвращаться к старым, болезненным и разрушительным. Как сказала много лет назад Мама Йокум*: «Добро лучше зла, потому что оно приятнее». Большинство психотерапевтов пытаются вычитать проблемное поведение. Вирджиния, наоборот, спрашивала себя: «Что я могу добавить в существование этого человека, чтобы он больше не хотел вести себя таким образом?» Я никогда не стараюсь прекратить поведение. Я говорю: «Ладно, вы приобрели такой навык. Теперь давайте посмотрим, можем ли мы приобрести другие». (Satir, 1984) Такое поведение не является чем-то дурным, оно просто говорит нам, что мы имеем возможность чему-то научиться, и все. Чему бы мы ни научились, мы можем оставить это в прошлом и научиться чему-то еще. Мы не должны сначала «разучиться» делать что-то, чтобы научиться другому. Это работает не так. Поэтому мы не должны беспокоиться о том, как освободиться от того, чему мы научились. Что мы действительно должны сделать, так это понять, чему мы научились, и затем поискать, чему мы хотим научиться еще. (1984) Когда Вирджиния на одной из сессий помогла мужу, Кэйси, получить позитивную реакцию от его жены, Марджи, предложив ему просто дотронуться до нее, она сказала: Персонаж серии комиксов «Малыш Эбнер», созданных в 1934 г. А. Каппом. Герои комиксов — жители вымышленного захолустного городка Собачий-Угол в США. — Примеч. пер. 26 Это стало для вас новостью? Что вы можете так влиять на кого-то? (Кэйси: «Нуда».) Так может, эта сцена поможет вам понять, каким в действительности может быть ваше влияние. Вы более чем достаточно наслушались о том, как ужасно вы кричите. Вы знаете подобный способ воздействия. Но есть множество других возможностей. Вот одна из них, так что вы теперь и ее знаете (1983). Рефрейминг поведения и восприятия Вирджиния особенно славилась своим умением так менять восприятие человека, что он начинал видеть те или иные события в более позитивном свете, что существенно облегчало решение его проблем. Ворчание матери становилось доказательством ее заботы о детях, наказание за слишком позднее возвращение домой превращалось в защиту со стороны любящего отца. Однажды Вирджиния работала с женщиной, которая в детстве подверглась жестокому обращению со стороны отца. Он страшно избил ее кнутом, а затем отвез в дом ее дедушки и бабушки, бросил там и больше не вернулся. Вирджиния интерпретировала этот отказ от собственной дочери как предельное проявление отцовской любви. Отец понял, что теряет контроль над собой, поэтому он оставил дочь с бабушкой и дедом и никогда не встречался с ней, лишая себя малейшей возможности причинить ей боль еще раз. Характерные для работы Вирджинии поиск позитивного намерения, отказ от обвинений и акцент на желаемом результате также представляют собой эффективные способы рефрейминга. Они меняют смысл поведения и его восприятие, приводя в результате к возникновению более позитивных чувств и более конструктивного поведения. Можно выделить два основных типа рефрейминга: контекстный и смысловой. Контекстный рефрейминг помещает «проблемное» поведение в другой контекст, тот, в котором оно может иметь определенную ценность. Нацример, отец может рассматривать «упрямство» своей дочери как отрицательную черту, до тех пор пока не подумает об этом в контексте ее возможной встречи с человеком, имеющим дурные намерения и пытающимся склонить ее к чему-либо. Любое поведение может представлять ценность в определенном контексте. Даже убийство может оказаться оправданным и необходимым в ситуации самозащиты. Контекстный рефрей-минг зависит от способности психотерапевта находить контексты, в которых клиент мог бы рассматривать «проблемное» поведение как имеющее определенную ценность. Следующим шагом является подтверждение ценности поведения в определенных контекстах и затем — поиск альтернативных форм поведения для тех ситуаций, в которых то же самое поведение может создавать проблемы. Часто Вирджиния рассматривала проблемное поведение как совершенно неосознаваемый ответ на прошлые ситуации, в которых человек не имел достаточной информации и чего-то не понял. Вирджиния: Хорошо. Итак, вы сказали мне, что у вас был прекрасный образец родительского поведения в лице вашего отца и совершенно ужасный — в лице вашей матери. Марджи: Верно. Вирджиния: Сейчас я хочу сказать вам, Марджи, о чем это говорит мне... и, может, мы сумеем заполнить этот пробел. Получается, что у вас не было модели материнского поведения женщины. Марджи: Верно. Вирджиния: Хорошо. И это говорит мне еще кое о чем. Что какие-то части вашего самоощущения как женщины оказались утрачены. Марджи: Совершенно верно. (1983) Установив, что некая реакция принадлежит прошлому контексту, Вирджиния могла затем попытаться внести изменения и добавления в восприятие человека и осмысление им ситуации, так чтобы он научился реагировать более позитивным и уместным образом в текущем контексте. Смысловой рефрейминг меняет значение поведения в данном конкретном контексте. Например, если отец кричит на сына, сын может увидеть причину в том, что отец его не ценит и не любит. Если же мы посчитаем, что отцом руководит желание сделать жизнь сына лучше, но его способности к коммуникации ограничены, потому что его собственный отец был жесток с ним, мы придадим этому крику несколько более позитивное значение. В результате сын будет по-другому реагировать на него, что, в свою очередь, изменит и реакцию отца. Очень легко накричать на того, кто презрительно смотрит сквозь тебя, и очень трудно — на того, кто проявляет понимание и уважение. Часто Вирджиния осуществляла рефрейминг, просто используя для описания проблемного поведения другие слова. Смысловые оттенки, привносимые новым описанием, приводили к более положительному восприятию поведения. Вирджиния, например, описывала отцовский гнев как способ, которым тот «выражает свои мысли» (1983). Когда жена Кэйси потянулась, чтобы прикоснуться к нему, и он описал свои ощущения как «странные», Вирджиния использовала формулировку «новые ощущения» (1983). Позже на этой же сессии она переопределила критику как возможность чему-то научиться: «Так что когда я спрашиваю, способны ли вы воспринимать критику, я всего лишь имею в виду, способны ли вы учиться» (1983). Я сам однажды слышал, как Вирджиния сказала подростку, от которого забеременели 2 его одноклассницы: «Прекрасно, в конце концов, мы теперь знаем, что у тебя хорошая способность к оплодотворению». Говоря это, она вовсе не собиралась потворствовать его поведению. Она хотела только преодолеть обвинения, оскорбления и нападки с его стороны, чтобы они могли стать союзниками и вместе начать работать над поиском решения. Книга Бэндлера и Гриндера «Рефрейминг» (Bandler & Grinder, 1982) представляет собой по большей части вытяжку из тех паттернов рефрейминга и согласования, которые Вирджиния использовала, чтобы помочь членам семьи обрести общее для них пространство, где они могли бы взаимодействовать. В «Рефрейминге» также описаны процедуры, с помощью которых можно облегчить процесс приобретения этих важных психотерапевтических навыков. Действие Еще одной существенной составляющей эффективности Вирджинии был ее упор на действии. Она понимала, что человек может измениться только в том случае, если будет иметь полный опыт того события или восприятия, на которые слова способны всего лишь указать. Слова не обладают никакой энергией, если они не запускают образ. Слово само по себе, как таковое, не содержит ничего. Одна из вещей, о которых я думаю постоянно, это вопрос: «Какие слова могут послужить толчком для образов у данного человека?» А затем человек следует чувствам, которые вызвал у него образ. (1989) Вирджиния неоднократно указывала, что люди склонны придерживаться привычной формы поведения или возвращаться к ней. Активно используя новые формы поведения, человек превращает их в привычные. Вирджиния часто советовала людям, что им говорить и как говорить. Она иногда могла даже сказать это сама, демонстрируя при этом на невербальном уровне, чего именно она от них хочет. Если вы переходите к новому поведению и позволяете себе реализовать его, оно становится привычным, так что первый шаг на пути к изменению — это действовать «как если бы». Сейчас прошло уже много времени с тех пор, когда действовать «как если бы» означало мошенничать. На самом деле то, что происходит при этом, дает нашим системам новый набор стимулов для ответа... Если я хочу помочь человеку делать то, что ему нравится, вместо того, что он имеет обыкновение делать, я помогаю ему также придумать, как он мог бы отыграть прямо передо мной эти новые возможности. (1989) После того как десятилетняя Лиза отреагировала на слезы своей матери, сказав: «Все было так печально» (1983) и добавив, что все члены семьи ощущают себя нежеланными, произошел следующий диалог: Вирджиния: Я хотела бы предложить тебе одну вещь, потому что это может оказаться полезным. Я собираюсь выяст нить, действительно ли каждый член семьи знает, что значит ощущать себя нежеланным, но я хотела бы знать, что произошло, если бы ты действительно почувствовала это и сказала: «Вы знаете, прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит». Что, как ты думаешь, могло бы произойти, если бы ты произнесла эти слова? Лиза: Тогда моя мама, наверное, сказала бы, что на самом деле она меня любит. Вирджиния: Тогда, возможно, твоя мать подошла бы к тебе и сказала, что на самом деле она любит тебя? Это как-то помогло бы? Лиза (кивает): Это просто снова сделало бы меня счастливой. Вирджиния: Это просто снова сделало бы тебя счастливой. Хорошо. Ты сидишь здесь, но мне интересно, сможешь ли ты, просто для тренировки, просто, чтобы все могли услышать и ты сама могла услышать, сказать: «Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит». Можешь ли ты сказать эти слова? Лиза: Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит. (1983) В то время как члены семьи пробовали новые способы взаимодействия друг с другом, Вирджиния внимательно следила за их невербальным поведением, чтобы убедиться в конгруэнтности коммуникации. Заметив неконгруэнтность, она могла спросить об их ощущениях в данный момент, чтобы сделать коммуникацию более полной и понятной. Особенно ее интересовали те чувства разочарования и тоски, которые, невысказанные, стояли за жестокими словами и холодным молчанием. Вирджиния полагала, что подобные чувства можно преодолеть посредством более ясной коммуникации. Позвольте мне убедиться. Судя по выражению вашего лица — я не уверена в том, что вы сейчас чувствуете, Сьюзи, — чувствуете ли вы на самом деле, что это серьезное соглашение? (1983) Вирджиния: Кстати, Марджи, как вы себя почувствовали, когда Лиза подошла к вам, когда вы плакали? Марджи: Хорошо. Вирджиния: Вы можете сказать это ей? Марджи (глядя на Лизу). Я чувствовала себя хорошо. Я чувствовала себя в безопасности. (1983) Оказав одному или нескольким из членов семьи помощь в осуществлении изменений, Вирджиния могла попросить их снова поучаствовать в реальной жизненной ситуации, для того чтобы она могла проверить и оценить проделанную работу. В том случае если Вирджиния замечала проявления вербального или невербального поведения, которое могло помешать чистой и точной коммуникации, она останавливалась, чтобы прояснить их и продемонстрировать человеку, как собирать информацию и реагировать на возражения. Таким образом она показывала, как можно достичь «чистого звучания» коммуникации и получить соответствующий позитивный ответ от других членов семьи. Убедившись, что все члены семьи чувствуют свое участие во взаимодействии, Вирджиния спрашивает их: Вирджиния: Что произошло бы, если, испытывая подобное ощущение, вы выразили бы его словами, как это сделала Лиза? Как вы думаете, Кэйси, что произошло бы, если бы вы сказали эти слова? «Прямо сейчас я чувствую, что никто меня не любит»?, Кэйси: Но я сказал. Я сказал это раньше. Вирджиния: Этими словами? Кэйси: Ну, я сказал: «Всем наплевать на меня». Вирджиния: О, это же совершенно другое дело. (Поднимается с места и наставляет указательный палец на Кэйси.) Потому что вы знаете, что это значит — «Вам не следовало бы плевать на меня», и это не то же самое, что сказать «Я сейчас чувствую, что меня никто не любит». (Садится, продолжая смотреть в глаза Кэйси.) (1983) Вирджиния использовала действия, чтобы перевести надежды и разочарования в соответствующее им поведение, обеспечивая, таким образом, ясность и однозначность коммуникации и в вербальном, и в невербальном плане. Когда другие члены семьи давали ответ, она могла прояснять и их сообщения тоже. Когда Марджи выразила желание стать ближе своему мужу, Вирджиния сказала: Вирджиния: Что же, попробуйте выразить свое желание в действии — сделайте это и посмотрите, что произойдет. (Марджи наклоняется вперед и касается колена Кэйси.) То, что вы сейчас делаете, вам будет намного проще, если вы перейдете сюда. Марджи: Действительно, вместо того чтобы тянуться. (Теперь Марджи сидит напротив Кэйси, рядом с ним, касается его колена и улыбается ему.) Вирджиния: Сейчас я кое-что заметила. Обратите внимание, что произошло, когда вы сделали это. Что произошло? Марджи: Он, вроде бы, немного отодвинулся. Вирджиния: Это то, что вы увидели? Марджи: Может быть, он не вполне уверен, что он чувствует. Вирджиния: Я видела пару движений, но я не уверена. Но вы можете спросить Кэйси, что он, по его мнению, сделал. Я видела, как он сначала слегка подвинулся вперед, а затем — немного назад. (Смотрит на Кэйси.) Вы сделали именно это? Кэйси: Угу. Вирджиния: Хорошо. Какие ощущения вы испытали, когда Марджи рискнула последовать своему желанию приблизиться к вам? Кэйси: Странные. Вирджиния: Хорошо. Это были новые ощущения. Кэйси: Угу. Вирджиния: А теперь, если отбросить ощущение странности, что вы чувствуете, когда она сидит здесь? Кэйси: Как так и надо. Вирджиния: И это значит? Кэйси: Ну, мне приятно. Вирджиния: Я бы хотела, чтобы вы сказали это ей. Кэйси: Мне хорошо. Как-то тепло, пушисто... (1983) Семейная скульптура представляет собой один из широко известных приемов, с помощью которых Вирджиния переводила слова в действия. Используя его, Вирджиния наглядно отображала систему семейных взаимодействий, помогая членам семьи увидеть себя более ясно. Она создавала из членов семьи живые картины, или скульптуры, отражающие их типичные способы взаимодействия: поддержку, привязанность, обвинения, заискивание, включение, исключение, дистанцию и близость, сильные и тесные отношения и т. д. (1983). Иногда она добавляла опоры, например веревки, чтобы более явно продемонстрировать, как члены семьи ограничивают друг друга посредством жестких правил и ролей, страхов, обязанностей и долгов. А иногда, напротив, исходная скульптура приходила в движение и превращалась в «балет напряжений», показывая после- довательность взаимодействий между членами семьи (1983). Такая упрощенная драматизация помогала членам семьи увидеть постоянно повторяющиеся процессы, характеризующие их взаимодействие независимо от контекста. Когда Вирджиния учила их новым способам взаимодействия друг с другом, эти изменения, как правило, происходили в большом разнообразии контекстов. Вирджиния много двигалась, стремясь создать физический контакт между собой и каждым членом семьи поочередно. Она также часто прерывала непродуктивные взаимодействия, просто становясь между участниками и мешая им, таким образом, увидеть друг друга. (Когда я впервые увидел Вирджинию, а это было в начале 1960-х гг., трехдюймовые каблуки и пышный начес на голове служили немалым дополнением к ее собственным 6 футам — поистине титан среди психотерапевтов.) Заставляя членов семьи реагировать на нее, а не друг на друга, она облегчала появление позитивных ответов. Получив более благоприятный отклик, она устранялась с дороги и позволяла им взаимодействовать дальше. Когда супружеская пара, описанная в книге «Сатир: шаг за шагом», зашла в тупик, потому что каждый из них начал неодобрительно отзываться о внешности другого, Вирджиния решила прервать их и поработать с женой отдельно. Она вклинилась между супругами и повернулась лицом к женщине. Вирджиния: Ладно, ладно. Прервитесь на минутку. (Кэйси встряхивает головой и недоверчиво улыбается.) Я собираюсь сделать это прямо сейчас (Вирджиния ставит свой стул напротив Марджи, закрывая ее от Кэйси, одновременно с этим Вирджиния отводит правую руку назад, так, чтобы коснуться колена Кэйси), потому что хочу соединить вас. У вас есть такое желание, и ваше желание... Я делаю это намеренно, вы знаете, что (намекает на тот факт, что она спрятала Кэйси), хм, ваше желание состоит в том, что вы хотели бы прикасаться к нему. (1983)
|