Глава 8. Ст. 1. О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей
Ст. 1. О, если бы ты был мне брат, сосавший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Невеста хочет достичь еще большего единения с Богом. Хотя эта преображенная душа уже находится в постоянном и неизменном союзе со своим Творцом, она, тем не менее, подобна жене, озабоченной состоянием домашних дел. Она вынуждена заниматься хозяйством, хотя и не перестает быть женой. Но бывают моменты, когда небесный Жених жаждет более близкого общения со Своей Невестой. Именно об этом она сейчас просит. «О, если бы ты, Мой Жених, был также и моим братом, сосавшим груди моей матери! (то есть, Божественной Сущности)", - восклицает она, - то я постоянно пребывала бы вместе с Тобой у грудей Божественности. Вдобавок к этому исключительному преимуществу, я встречалась бы с Тобой на улице, и наш союз становился бы еще теснее». Она просит еще об одной милости - чтобы ее внешнее состояние соответствовало внутреннему. Внутреннее состояние меняется раньше внешнего, поэтому какое-то время у человека еще остаются определенные незначительные слабости. Они скрывают избыток благодати и не разочаровывают Жениха. Тем не менее, эти слабости возбуждают презрение со стороны людей. «Так пусть же Он настолько преобразит мою внешнюю жизнь, - восклицает Невеста, - чтобы меня не осуждали! Я прошу это для славы Божьей, а не для собственной выгоды, потому что я больше не способна заботиться о себе».
Ст. 2. Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих. Невеста оказывается связанной с Богом самым тесным образом. Жених - в ней, а она - в Нем. Это подобно тому, как пустая ваза, выброшенная в океан, наполняется той же самой водой, которая окружает ее. Снаружи и изнутри одно и то же вещество. Подобное происходит и с Невестой, которая, находясь в своем Женихе, в то же время несет Его в себе. И куда же она несет Его? Только туда, куда она может идти: на лоно своего Отца - в место, где она родилась. Невеста взволнована оттого, что Жених открывает ей Свои тайны. Он учит ее каждой истине, которую необходимо ей знать. О, удивительное познание! Божественные истины можно познать только в божественной тишине! Слово так много говорит душе, так наставляет ее, как не в силах наставить самые просвещенные учители. Когда Жених учит верную Невесту, постепенно проникая в нее все глубже и глубже и расширяя ее скрытые возможности, она побуждает Его выпить ароматного вина и свежего сока гранатовых яблок. Это - плод ее милости, ибо она с величайшей искренностью предлагает Ему все то, что Он дарует ей. Это замкнутый круг: Жених дарует Невесте, а Невеста отдает Жениху. О, несравненная Невеста! Что мне сказать? Ты - находишься в общении со Святой Троицей, ибо постоянно отдаешь то, что принимаешь.
Ст. З. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Как было сказано ранее, Бог обнимает Невесту двумя руками. Первая рука - это Его всемогущая защита, а вторая - совершенная любовь. И эти святые объятия есть свидетельство их неразрывного единения. Невеста, заявляя о том, что рука жениха обнимает ее, подразумевает грядущие события, поскольку принимает эти божественные объятия за супружеский поцелуй. Она говорит о нем, как о событии, которое будет продолжаться в вечности. Но следует заметить, что она всегда говорит о нем в настоящем времени.
Ст. 4. Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, - не будите и не тревожьте возлюбленной, доколе ей угодно. Жених требует не будить Его возлюбленную ото сна. Он повторяет Свое требование трижды, потому что существуют три разновидности внутреннего сна. Первый - когда душа, находясь в состоянии гармонии, испытывает сильный восторг, намного превосходящий чувства. Во время этого сна чувства отделяются от объектов нечистой любви, тем самым очищаясь. Именно поэтому Жених просит не будить Невесту Второй сон - это таинственная смерть, когда Невеста угасает в объятиях любви". Как бы Жених ни хотел, этот сон необходимо прервать - Невеста должна пробудиться от звука голоса Божьего, призывающего ее из могилы смерти к духовному пробуждению. Третий сон - это дремота постоянного отдыха в Боге. Это - восторженный и в то же время тихий, спокойный и устойчивый покой, не приводящий к перемене чувств, когда душа, отвергнув себя, входит в Бога. Этот ее покой никогда не должен быть потревожен. Но, надо заметить, Жених хотел, чтобы не был потревожен ни один из снов Невесты, и чтобы она продолжала покоиться в Его руках. Первый отдых - обещанный покой, второй _ дарованный, а третий - утвержденный, вечный. Это не означает, что он не может быть нарушен, поскольку Невеста все еще свободна. Жених не мог бы сказать: «Доколе ей угодно», - если бы это не определялось ее волей. Просто после такого единения (если исключить крайнюю неблагодарность и неверие) она уже никогда не сможет поступить вопреки воле Жениха. Тем временем Божественный Жених, хваля Свою Невесту и позволяя другим хвалить ее в Его присутствии, старается постоянно наставлять ее. Чтобы показать ей, что самодовольство и презрение людей может привести к такому прискорбному результату, как отделение от Него, Он открывает ей низость ее происхождения и испорченность природы. Это делается с единственной целью - помочь ей сохранить свое смирение.
Ст. 5. Кто это восходит от пустыни (в английском переводе Вульгаты здесь добавлено «исполненная радости» - прим. переводчика), опираясь на своего возлюбленного? Под яблонью разбудила я тебя: там родила тебя мать твоя, там родила тебя родительница твоя (в английском переводе Вульгаты - «Под яблоней разбудил Я тебя: там была опорочена мать твоя, там она была обесчещена, и затем родила тебя» - прим. переводчика). Невеста покидает пустыню. Это пустыня чистой веры, но не только. Это еще и пустыня эгоизма. Невеста бежит с радостью, потому что она удовлетворена. Она подобна сосуду, наполненному до краев ключевой водой, которая разбрызгивается во все стороны для пользы окружающих. Она больше не зависит от самой себя и потому больше не боится избытка своей радости. Она не боится поражения, потому что ее Возлюбленный, наполняющий ее радостью, всегда рядом, и она может опереться на Него. О, драгоценное обретение - потеря всех сотворенных опор! Сам Бог стал поддержкой нашей души! Под яблоней разбудил Я тебя. Я поднял тебя ото сна таинственной смерти, пробудил тебя от сна твоей порочности, избавил от испорченной, порочной природы, которую передала тебе твоя мать через свой грех. Ибо Бог имеет две цели по отношению к человеку: во-первых, Он хочет избавить его от порочности и злобы его испорченной природы, а, во-вторых, - восстановить эту природу в первозданном состоянии, сделать ее для Бога такой же прекрасной и чистой, какой она была до падения Евы. В своей невинности Ева всецело принадлежала Богу, однако, совершив прелюбодеяние с дьяволом, оставила своего Творца. И мы все причастны к пагубным последствиям этого поступка. Мы пришли в этот мир как незаконнорожденные дети, не имеющие представления о том, кто наш настоящий Отец. Нас нельзя было принать принадлежащими Богу, пока мы не были законно признаны через крещение. Но даже после этого мы все еще имеем признаки того презренного греха. Мы сохраняем в себе злобу, противостоящую Богу, и это продолжается до тех пор, пока Он решительным образом не удаляет ее, отвлекая душу от самой себя, очищая ее от всякой распущенности, наделяя благодатью невинности и побуждая потеряться в Нем. Таким образом Он выводит ее невинной из-под яблони - того места, где была опорочена ее мать - человеческая природа.
Ст. 6. Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она – пламень весьма сильный. Жених предлагает Невесте положить Его как печать на ее сердце, ибо, поскольку Он - источник ее жизни, то должен быть и ее печатью. Именно Он препятствует ей покинуть столь благословенное состояние. Таким образом, она - запечатанный колодец, который никто, кроме Него, не может ни открыть, ни закрыть. Он также хочет, чтобы она положила Его как печать на свою внешнюю жизнь и на свои дела, чтобы все было сохранено для Него и ничто не было задействовано без Его указаний. Таким образом, она есть сад, который Жених закрывает и который уже никто не может открыть (Откр. 3:7). «Ибо любовь, - говорит Жених, - крепка, как смерть». Этими словами Он дает понять Своей возлюбленной, что может совершать в ней все, что Ему угодно. Он побуждает Невесту умереть для всего, чтобы она могла жить только для Него. Но ревность люта, как преисподняя, и потому Он так тщательно ограждает Свою Невесту. Он так сильно жаждет ее посвящения, что малейшее проявление неверия (предположение настолько же прискорбное, насколько и невероятное) вызвало бы в Нем вспышку негодования, в результате чего она незамедлительно была бы изгнана в ад. Стрелы любви - стрелы огненные, которые освещают тьму до тех пор, пока горят. О, Агнец, накладывающий и снимающий семь печатей! (Откр. 5:5). Запечатай Свою возлюбленную так, чтобы она могла выйти только через Тебя и для Тебя, ибо духовный брак сделал вас неразлучными навек.
Ст. 7. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то оп был бы отвергнут с презреньем. Если большие воды привязанностей, противоречий, страданий, нищеты и бедствий не могут потушить любви Невесты, то ее не потушат и потоки посвящения Божественному Провидению. Напротив, они сберегут эту любовь. Если человек мужественно отказался от всего богатства и от самого себя в надежде обрести чистую любовь, то глупо полагать, что после такой попытки достичь блага, ценимого выше всего (поистине стоящего дороже всей вселенной), он вернется к тому, от чего отказался. Это невозможно. Бог таким образом показывает нам основательность и неизменность подобного состояния и то, насколько сложно человеку, достигшему его, вернуться к прежнему образу жизни.
Ст. 8. Есть у нас сестра, которая еще мала, и сосцов нет у нее; что нам будет делать с сестрою нашею, когда будут свататься за нее? Невеста бесконечно счастлива со своим Женихом. у них полное взаимопонимание. Они обсуждают с ним проблемы других людей, причем, настолько свободно, словно решают какие-то семейные вопросы. «Что мы будем делать, - говорит она, - с этой еще маленькой и слабой, но чистой и простой душой. Она наша сестра (Невеста всегда называет так подобных людей). как мы будем общаться с ней? У нее еще нет сосцов, то есть, она еще не готова к божественному браку и потому не в состоянии помогать другим. Как нам поступить с ней?» Именно таким образом Невеста советуется с Иисусом по поводу других людей.
Ст. 9. Если бы она была стена, то мы построили бы на ней палаты (в английском переводе Вульгаты - «бастионы» - прим. переводчика) из серебра; если бы она была дверь, то мы обложили бы ее кедровыми досками. Жених отвечает: «Если бы она была стеной (под стеной подразумевается твердость в следовании воле Божьей), то мы начали бы возводить на ней бастионы из серебра, чтобы защитить ее от врагов человеческих рассуждений, размышлений о себе и коварства эгоизма. Но если она всего лишь дверь (только начала удаляться от суеты), то мы обложим ее прочными и красивыми кедровыми досками милостями и добродетелями.
Ст. 10. Я - стена, и сосцы у меня, как башни; потому я буду в глазах его, как достигшая полноты. Невеста в восторге от наставления и обещаний, только что полученных от Жениха. Она приводит себя в качестве примера успешной реализации Его плана. «Я сама, - восклицает она, - стена, и груди мои - башни, которые могут служить прибежищем и защитой множеству душ. Они дают уверенность и мне, потому что я в Его глазах обрела мир в Боге, которого никогда не лишусь.
Ст11. Виноградник был у Соломона (в английском переводе Вульгаты - «Мирного» - прим, переводчика) в Ваал-Гамоне; он отдал этот виноградник сторожам; каждый должен был доставлять за плоды его тысячу серебреников. Мне кажется, о, мой Бог, что Тебе нравится предвосхищать все возможные сомнения и возражения. Можно предположить, что эта душа, уже не владея собой и не совершая никаких дел, больше не имеет никаких достоинств. Ты - Бог Мира, имеющий виноградник. Основной уход за ним Ты доверил Своей Невесте, которая сама - виноградник, посаженный в многолюдном месте. Ты сделал Свою Невесту матерью неисчислимого множества людей. Ты назначил в качестве сторожей Своих ангелов, и это принесло большую пользу как Тебе, о, Боже, так и самой этой душе. Ты дал ей право воспользоваться этими плодами и отведать их. У нее есть преимущество в том, что она едва ли когда-либо подвергнется опасности потерять или разочаровать Тебя, не переставая приносить пользу, заслуживающую награду.
Ст. 12. А мой виноградник у меня при себе. Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести - стерегущим плоды его. Чистая Невеста уже не заявляет: «Я не стерегла виноградника моего». Тогда люди хотели вынудить ее присматривать за ним вопреки воле Божьей. Но этот виноградник доверен ей ее Женихом... Ах! Как она заботится о нем! Все свои действия - и внутренние, и внешние - она в совершенстве согласует с Божьими принципами, выполняя их с удивительной легкостью, поскольку теперь она абсолютно свободна. Верность Невесты достойна восхищения. Возделывая виноградник и заботливо ухаживая за ним, она весь доход оставляет Жениху. Она отдает сторожам справедливую плату и ничего не оставляет себе. Совершенная любовь не знает корысти.
Ст. 13. Жительница садов! Товарищи внимают голосу твоему, дай и мне послушать его. Жених хочет слушать голос Невесты. Он предлагает ей, по существу, стать апостолом, чтобы обучать других. «Ты, о, Моя Невеста, - говорит Он, - живешь в вечноцветущих садах Божественности, где ты обитала с момента завершения зимы. Эти сады прекрасны как разнообразием цветов, так и превосходными плодами, которые в изобилии растут в них. О, моя Невеста! Я постоянно удерживал тебя рядом с Собой в этих садах радости. Оставь на мгновение покой, полный свежести и тишины, которым ты наслаждаешься, и дай Мне послушать голос твой». Этими словами Жених предъявляет Своей Невесте два одинаково восхитительных требования. Во- первых, она должна выйти из полной тишины, в которой до сих пор пребывала. На протяжении всего этого периода она оставалась в глубокой тишине, потому что это было необходимо ей для достижения простоты и единения с Богом. Теперь же, когда она всецело утверждена в этом единстве, Он хочет даровать ей, как плод ее совершенного состояния, восхитительную гармонию многообразия и единения. Он хочет, чтобы Невеста добавила к тихому общению с Богом в глубине души (то есть, состоянию единения) внешнюю хвалу уст. Это - слабая тень того, что будет происходить во славе, когда душа, после векового погружения в полную тишину, символизирующую Божественность, получит свое прославленное тело. Даже в этой жизни, когда процесс совершенствования человека не может быть прерван внешними действиями, его тело воздает определенную хвалу. Эта хвала достигает своего апогея, когда душа (в своем тихом общении с Богом) и тело (хвала уст) приходят в гармонию. Бог говорит через пророка: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» (Ис, 29: 13). Хвала, которая исходит из глубины сердца, но не подтверждается словами - это не совершенная хвала. И душа, и тело человека должны совместно участвовать в этом процессе. Итак, принцип совершенного поклонения можно сформулировать следующим образом: в нем участвует как тело человека, так и его душа. Словесная хвала не мешает, а, напротив, подчеркивает выразительную душевную тишину, а тишина души, в свою очередь, не является преградой для достойной хвалы уст. Однако душа, привыкшая к глубокой и невыразимой тишине, боится прерывать ее и потому имеет некоторые затруднения в словесном выражении. Жених, желая избавить Невесту от этого изъяна, вынужден призвать ее заговорить. «Дай мне послушать твой голос! - восклицает Он. - Настало время говорить. Обращайся ко Мне устами своими, восхваляй Меня так же, как ты это делаешь без слов, в своем восхитительном молчании». Отныне Невеста может свободно общаться с Ним, выражая свою хвалу как безмолвно, так и словесно. Он также предлагает ей открывать людям духовные истины и учить их познавать Его волю. Это одна из основных задач Невесты. Она должна наставлять и обучать духовной жизни возлюбленных Жениха, которые еще не находятся с Ним в таком тесном общении. Таким образом, Жених хочет, чтобы Невеста обращалась к Нему как мысленно, так и вслух, и чтобы она говорила о Нем другим.
Ст. 14. Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических. Невеста теперь не имеет никаких других интересов, кроме интересов Жениха. Это касается ее отношения к себе и к любому другому творению. Человек, жаждущий Божьей славы, видя, как кто-то бесславит Его, взывает: «Беги, Возлюбленный мой! Оставь этих людей, которые не предлагают Тебе благоухания. Беги к тем душам, которые, как горы бальзамические, возвышаются над зловонным туманом порочности этого мира. Эти горы источают аромат наилучших добродетелей, которые Ты насадил. И это можно сказать только о тех душах, которые пребывают в истинном покое». Невеста к этому моменту уже настолько глубоко погрузилась в Божественную Праведность, что не может желать иной участи ни для себя, ни для кого-либо другого. Она жаждет только того, что ей приготовила Божественная Праведность как во времени, так и в вечности. В то же время она уже обладает более совершенной милостью к ближним и служит им только ради Бога и по воле Божьей. Хотя она и готова быть в любой момент отлученной за братьев, подобно Св. Павлу (Рим. 9:3), и непрерывно трудится во имя их спасения, тем не менее, она безразлична к своему успеху. Ее не может огорчить ни собственное осуждение, ни осуждение какого-либо другого человека, так как она на все смотрит с точки зрения Божьей Праведности. Она не может вынести только одного - когда люди бесславят Бога, потому что, с момента обретения совершенной милости, которая есть чистейшая добродетель, Ее знамя - любовь. Мы не должны полагать, что душа Невесты! постоянно жаждет ощутимого присутствия Жениха, а также непрерывного обладания Им. Ни в коем случае. Однажды она уже оказалась в состоянии совершенства, когда пылко стремилась к этому восхитительному обладанию. Тогда это было ей необходимо, чтобы иметь возможность двигаться по направлении к Нему, но теперь стало излишним. Ее возлюбленный действительно обладает ею в совершенстве, причем, как в духовном плане, так и в душевном. Это реальность, не изменяющаяся, не ограниченная ни временем, ни пространством, ни какими материальными факторами. Ей больше нет причин тосковать о Нем, и, кроме того, она находится в таком совершенном состоянии отрешения от всего, что не может сосредоточиться ни на каком желании. Ее не прельщают даже радости Рая51. И это состояние является подтверждением того, что Жених обладает ею в глубине ее естества. Вот почему она согласна с тем, чтобы Он посещал другие сердца, приобретал их, очищал и совершенствовал, чтобы Он шел туда, где Ему приятно находиться. Там Он сможет радоваться душам, благоухающим благодатью и добродетелями. Что касается ее самой, то она желает только одного - чтобы Он был автором ее чувств. Пренебрегает ли она таким образом божественными посещениями и утешениями? Вовсе нет. Она слишком почитает дело Божье и слишком покорна ему, чтобы так поступать. Однако подобные посещения и утешения больше не свойственны ее состоянию. Она уже в них не нуждается. Потеряв свою волю, она не может больше ничего желать. Это прекрасно выражено в исследуемом стихе. Безразличие этой души настолько велико, что она не может склониться ни в сторону обладания, ни в сторону лишения". Смерть и жизнь для нее равно приемлемы, и хотя желание жизни в ней несравнимо крепче, чем когда-либо, она не может желать рая, потому что находится в руках своего Возлюбленного. Таков результат глубочайшей смерти. Хотя она в таком состоянии более, чем когда бы то ни было, способна помогать другим и заботливо служить тем, кого посылает ей Жених, это не является ее желанием. Она даже не может делать это без особого указания Провидения". Примечания: 49 Иоанн Креста дает еще одно равно справедливое и очень красивое толкование данного отрывка (диалог Жениха и Невесты, строфа 28). Когда Невеста говорит: «Сосавший груди матери моей», - то имеет в виду уничтожение плотских склонностей и страстей, образом которых является молоко нашей матери Евы. «Тогда, встретив Тебя на улице (то есть, вне себя, в состоянии уединения и обнаженности духа), я могла бы целовать Тебя в тишине, и таким образом моя природа, очищенная от всего временного, земного и духовно несовершенного, могла бы соединиться с Твоей посредством любви», Это достижимо только в духовном браке и представляет собой ничто иное, как поцелуй, который Бог принимает от человека. Здесь никто не относится к нему с презрением и не смеет оскорблять его, так что ему уже не докучают ни дьявол, ни плоть, ни мир, ни собственные наклонности. И исполняется слово: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал» (П. Песн. 2: 11) 50 Мистики подразделяют участь умершего человека на три этапа: он завернут в саван, погребен и находится в земле до дня Суда. Он уже свободен от каких-либо страстей или чувств. Мы с уверенностью можем сказать, что полностью умерли для плоти, если все эти состояния имели место в нашей жизни и проявились во всех подробностях. Если мы остаемся бесстрастными (и это касается как временного, так и вечного) по отношению к своим недоброжелателям, то можем считать себя в отношении к ним мертвыми. Тогда давайте разберемся: мертвы мы или только умираем, потому что различие между этими двумя состояниями неуловимо. Люди, переживающие постоянные мучения, очень близки к смерти, однако, это еще не критерий. И мне представляется, что в наше последнее - время вряд ли найдется человек, который бы по своему состоянию соответствовал трем вышеупомянутым характеристикам. (Иоанн Св. Сэмпсона, «Дух Кармила», гл. 12.) Как непросто среди духовных людей найти такого, кто действительно был бы свободен от каких-либо страстей! Где нам найти нищего духом, не привязанного к творению? Нам придется дойти до края земли в поисках этой драгоценной жемчужины. (<<Подражание Иисусу Христу», книга П, гл. 11.) 51 На мой взгляд, очевидно, что тот, чье счастье в Боге, не может желать собственного счастья. И такой человек не желает другого счастья, кроме того, которое от Бога, в Боге и для Бога. Таким образом, никакая цель и даже никакая слава небес не может быть источником удовлетворения, а, следовательно, - объектом желания. Желание - это всегда дитя Любви. Если моя любовь только в Боге и только для Него, то мои желания будут лишены эгоистических ~ побуждений и будут устремлены только к Нему. Это желание не имеет ничего общего с желанием любви, вытекающим из ее отсутствия. Поскольку Бог бесконечно совершенен и навеки благословен, а счастье человека заключается именно в этом совершенстве и блаженстве Божьем, то и желания его должны нести в себе заряд блаженного покоя. Это состояние не может быть свойственно тем, кто все еще любит Бога из беспокойства о себе, а также тем, кто любит и ищет себя в привязанности к Богу. Тем не менее, не следует полагать, что Бог не может вложить подобные намерения и желания в того, кто кажется Ему добрым. Он иногда побуждает человека восклицать: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Фил. 1:23) В другом же случае, находясь под сдерживающим влиянием любви к братьям и будучи абсолютно свободным от любых эгоистичных рассуждений, этот человек восклицает: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих') (Рим. 9:3). Эти явно противоречивые чувства прекрасно согласуются в глубинах души. Итак, хотя духовный человек стремится только к единению с Богом, Бог все-таки время от времени возбуждает в нем, когда считает необходимым, другие желания. Однако они отличаются от прежних - эгоистических. Отныне они возбуждаются Самим Богом, Который теперь Сам определяет цели и планирует действия человека. Человек даже не знает об этих планах, пока Бог не откроет их ему прямо или косвенно. Желание, обращенное на себя, это неизбежное следствие воли, еще не очищенной от эгоизма. Но, поскольку весь замысел Божий сводится к уничтожению воли творения и замене ее на Свою, то Он должен избавить человека и от всех эгоистичных желаний. Есть еще одна причина, по которой Бог дает человеку осознанные желания. Намереваясь даровать ему какое-либо благословение, Он вначале вселяет желание его, чтобы услышать и удовлетворить просьбу. «Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое» (Пс. 9:38). Он подготавливает сердце и удовлетворяет просьбу. «Утешайся Господом, И Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4). «Сам Дух ходатайствует за нас» (Рим. 8:26), а, значит, это - желания и просьбы Святого Духа. Иисус Христос, обитающий в человеке, заявляет: «Я И знал, что Ты всегда услышишь Меня» (Иоан. 11:42). Если человек сильно желает умереть, то он, наверняка, умрет. Желание унижения намного уступает желанию радовать Бога, однако, поскольку Богу угодно смирять человека при помощи клеветы, Он вкладывает в него большую жажду к унижениям. Я называю это жаждой, чтобы отличать ее от желания. Подчас Он склоняет человека молиться о чем-то конкретном, когда совершенно очевидно, что эта молитва исходит не по собственной воле, а по воле Божьей. Человек не свободен молиться о том, о ком хочет, и когда хочет, но, когда он молится, его просьбы всегда бывают услышаны и удовлетворены. Это не производит никакого самодовольства, ибо человек полностью осознает, что именно Тот, Кто владеет им, молится и отвечает на Свои собственные прошения. Все это можно понять, но очень трудно выразить словами. (<<Оправдания,), 1, 80.) 52 Благословляя Бога и благодаря Его за каждое событие Провидения, мы поистине возрастаем в святости. Но, предоставляя Богу исключительное право заботиться о нашем желании и действовать в нас и через нас, мы делаем более возвышенное и благословенное дело. Если мы без какого-либо беспокойства о том, что происходит (хотя мы и ясно понимаем это), занимаем наше сердце Божественной добротой и благостью и сосредотачиваем наше внимание только на них, преклоняясь перед ними с благодарением, то мы достигаем большей святости. Дочь искусного врача лежит в продолжительной горячке, и, зная о глубокой привязанности и исключительной любви отца, она говорит одной из своих подруг: «Я чувствую себя очень плохо, однако я никогда не размышляю о лекарствах, потому что ничего не знаю об их исцеляющих свойствах. Я могу ошибиться в них. Так почему бы мне просто не доверить всю, заботу об этом своему отцу, который знает, что необходимо делать для моего выздоровления, и который сделает все возможное? Мне вовсе не нужно об этом думать - он подумает за меня. Мне вовсе не нужно желать чего-либо, потому что он позаботится обо всем необходимом. Я позволю ему выбирать то, что он считает лучшим. Я буду только с любовью смотреть на него и демонстрировать свою безусловную уверенность в его любви». На его вопрос, не желает ли она, чтобы он пустил ей кровь для облегчения состояния, дочь отвечает: (Я - твоя, мой отец. Я не знаю, что мне следует желать, чтобы поправиться. Делай, что считаешь нужным. Что касается меня, то мне достаточно любить и почитать тебя от всего сердца, что я и делаю». И вот, ее рука перевязана, и отец вскрывает ей скальпелем вену. В это время дочь ни на миг не отводит своих глаз от его лица. Она неотрывно, с любовью, смотрит на него, ничего не говоря, лишь повторяя время от времени: «Мой отец любит меня, и я - полностью его». Когда манипуляция закончилась, она не поблагодарила его, а просто повторила те же слова привязанности и дочерней уверенности. (Св. Франциск де Саль, «О любви Божьей», книга IX, гл. 15.) 53 Чем чище и проще материя, тем более она пригодна для использования. Ничто не может быть чище или проще воды, и какое широкое применение она находит благодаря своей текучести! Не обладая какими-либо собственными качествами, она с легкостью поддается всевозможным воздействиям. Сама по себе безвкусная, она может иметь бесконечное количество вкусовых оттенков. Бесцветная, она восприимчива к окраске в любой цвет. То же самое происходит с Духом и Волей в состоянии простоты и чистоты. Они могут проявляться только по воле Бога, точно так же, как вода изменяет свой запах или оттенок по воле того, кто использует ее. Эти качества второстепенны и привнесены в воду извне. И именно это делает ее способной проявлять их. Таково, я чувствую, и состояние моей души. Она не может больше различать или узнавать что-либо в себе, и это делает ее чистой. Однако она принимает все, дарованное ей, ничего не присваивая себе. Если бы вы попытались определить свойства воды, то пришли бы к выводу, что главное ее свойство - полное их отсутствие. Но вы можете возразить, что вода бывает разного цвета. Смею сказать, что это не вода имеет цвет, а то вещество, которое добавлено в нее. То же самое можно сказать и о форме. Поскольку вода текуча и податлива, она тотчас принимает форму сосуда, в который наливается. Если бы она имела собственные свойства, то не смогла бы принимать любую форму, обретать любой вкус, источать любой запах и отображать любой оттенок. («Оправдания», 1. 184.) Жанна Гийон Избранные сочинения Пояснения и размышления на книгу Песня Песней царя Соломона
Отв. редактор: Т. Бойко Лит. редактор: Т. Романенко, И. Кобяковский Обложка: А. Волосенко Макетирование: Н. Христевич Заказать книги издательства Христианского Библейского Братства св. апостола Павла вы можете по адресу: Украина Россия 02002, г. Киев, а\я 157, 192239, г. Санкт-Петербург, тел. +38 (044) 416-7953 а\я 128, тел. +7 (901) 300-8132 е- mаil:kiеv@роlkа.соm.па e-mail:bratstvo@peterlink.ru Лицензия ИД NI 02166 от 2Н.06.2ОО0 г. Подписано" печать 16. 11.2006. Формат60х88/16 Объем 8 П.)1. Печать офсетная, Доп, тираж 3000 3К3. Зак.№812 Издание МРОЕХ.Миссии Руфь. 192239, С.-Петербург, а/я 128. Отпечатано с готовых диапозитивов в ГYП «Типография "Наука» 199034. Санкт-Петербург; 9 линия, 12
|