Глава 7. Ст. 1. Оглянись, оглянись, Суламита; оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебяСт. 1. Оглянись, оглянись, Суламита; оглянись, оглянись, - и мы посмотрим на тебя. Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? (в английском переводе Вульгаты «что вы увидите в Суламите, кроме множества шатров]» - прuм. переводчика). Искренность обращения Невесты свидетельствует о непреднамеренности ее ошибки", и поэтому подруги не увидели ее скитаний. Единственное, на что они обратили внимание (и чему очень удивились), - это то, что, едва завершив свой рассказ о красоте и миловидности Жениха, она исчезла с их глаз, поскольку сразу же была допущена на брачную вечерю Агнца. Таким образом, она настолько поднялась над собой и всем творением, что люди полностью потеряли ее из виду. Они умоляют ее повернуться к ним, чтобы увидеть ее в славе и в радости, как недавно видели ее в печали. «Оглянись! - восклицают они. - О, Суламита, храм мира! Оглянись, чтобы мы могли стать на тот же путь и достичь того же блаженства. Оглянись, чтобы быть нашим проводником, нашей поддержкой, нашим утешением. Оглянись, чтобы мы могли пойти за тобой». Вместо Невесты отвечает Жених. Его слова адресованы людям, которые так убедительно настаивает на том, чтобы она повернулась к ним. Он как бы недоволен, что они мешают ее невинной радости от пребывания с Ним. Он и ранее просил их, чтобы они не будили ее. Поэтому Он говорит: «Почему вы так настойчиво упрашиваете Мою Невесту оглянуться? Что вы можете увидеть в ней кроме множества шатров? Она обрела благодать и красоту юных дев, ибо чистый поцелуй, которым я наградил ее, сделал ее в высшей степени чистой. В то же время она обрела силу и мощь войска, потому что связана со Святой Троицей и причастна к божественным атрибутам. Она уже способна вступить в сражение и уничтожить всех Божьих врагов, восстающих против нее.
Ст.2. О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедер твоих как ожерелье, дело рук искусного художника... «О, дщерь именитая! О, дитя Божье! - восклицают юные девицы. - Твои ноги прекрасны, потому что идут вперед, к своему Богу, не зная усталости. Очаровательная красота этого продвижения - это и есть истинный покой, которому ничто не помешает. Это - подлинный путь, который ни в коей мере не исключает отдыха. Напротив, чем больше отдых, тем больше продвижение, и чем стремительнее продвижение, тем безмятежнее отдых. Твои ноги прекрасны еще и потому, что они, направляемые волей Божьей, идут согласно Его провидению. Как прекрасны твои ноги в сандалиях! Каждый их шаг совершается по воле Божьей». Округление бедер указывает на восхитительный характер ее поступков, которые полностью подчинены Божьему руководству. Он - искусный художник, переплавивший и сформировавший эту душу в горниле Любви.
Ст. З. Живот твой - круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями... Под животом подразумевается способность Невесты принимать божественные дары, или, другими словами, покорная, безграничная открытость Богу. Принятая Им, она приобрела эту способность, причем, не только для того, чтобы иметь божественное общение, но также и для того, чтобы иметь возможность зачинать и рожать детей для Иисуса Христа. Живот имеет круглую форму, поскольку принимает много, но ничего не содержит в себе. Он принимает только для того, чтобы расточать. Благодаря этому свойству его можно уподобить Жениху. Он полон ароматного вина, полученного из источника Божественности, то есть отборных добродетелей, дарованных Невесте для служения другим. Ее чрево подобно вороху пшеницы, побеги которой растут, приносят плод и насыщают голодных. Ее духовное плодородие так же обильно и украшено лилиями в знак абсолютной чистоты.
Ст. 4.... Два сосца твои - как два козленка, двойни серны... Для Невесты не было бы смысла рожать детей Жениху, если бы она не могла их прокормить. Поэтому Жених говорит здесь о ее сосцах, желая показать, что она - не только мать, но и кормилица. Воистину, у нее есть обильное питание для своих детей. Ее груди всегда полны, хотя постоянно опустошаются, и нет ни одного мгновения, когда кто-либо не обращался бы к ней с просьбой. Но, несмотря на это, ее груди не бывают пустыми. Напротив, они постоянно восполняются, причем, в такой же степени, в какой отдают свое питание. Они очень удачно сравниваются с молодой двойней серны. Это сравнение помогает нам понять следующую истину: то, что Невеста раздает, она получает исключительно от Бога. Как молодые козлята привязаны к материнской груди, так и Невеста зависит от своего Жениха - подателя благ, которые она раздает людям. Ст. 5.... Шея твоя - как столп (в английском переводе Вульгаты - «башня» - прим. переводчика) из слоновой кости; глаза твои - озерки Есевонские, что у ворот Батраббима («у ворот дочери толпы» - прим. переводчика); нос твой - башня Ливанская, обращенная к Дамаску... Шея из слоновой кости символизирует силу. Сила зависит от пребывания в Боге, и поэтому сила Невесты не вызывает сомнения. Это башня, в которой она укрывается от любой опасности и обнаруживает приближение врагов. Глаза символизируют способность различать, и когда эта способность берет начало в Боге, то она становится озером - источником всех благословений и средством исцеления любой болезни. Бог употребляет разум, добровольно подчиненный Ему, на благо ближнего. Эти озера находятся у ворот дочери толпы. Дитя толпы - не что иное, как воображение и фантазия, которые тревожат разум и наносят ему вред, прежде чем он научится различать добро и зло. Но теперь это уже не имеет значения, поскольку ее больше не беспокоит поверхностное и грубое вмешательство чувств. Бог как бы закрыл дверь между духом и чувствами. Нос - это символ рассудительности, которая, подобно башне Ливанской, крепка и неприступна. Это провидение и рассудительность Самого Бога, которые Он дарует Невесте взамен человеческой рассудительности. Эта небесная рассудительность устремлена только в одном направлении - навстречу божественному Провидению. О, божественная Рассудительность, ты убирает со своего пути рассудительность человеческую! Насколько ты превосходишь рассудительность людей - даже самых благоразумных!
Ст. 6. …Голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями (в английском переводе Вульгаты – «и волосы на голове твоей, как царский пурпур, окаймленный потоками вод» - прим. переводчика). Голова Невесты подобна горе, которая устремляется ввысь, к Богу, а волосы, олицетворяющие все ее дарования, настолько всецело принадлежат Богу, что Невеста не имеет на них никаких прав. Если у нее и есть какое-либо дарование, то оно принадлежит Ему. Это - достояние Жениха. Таким образом, голова Невесты украшена царским пурпуром. Этот пурпур окаймлен потоками вод, чтобы, благодаря сходящей с Небес благодати, яркость его цвета стала идеальной. Но, кроме того, голова Невесты является своего рода распределительным каналом, регулирующим милости Божьи - принимающий их и направляющий обратно, к Богу, не удерживая что-либо для себя. Эта благодать орошает духовные сады.
Ст. 7. Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Бог, наблюдая в Невесте Свое точное отражение, восхищается Своей красотой и восклицает: «Как ты прекрасна и как привлекательна, возлюбленная Моя! Как светится Моя красота в тебе! Ты - Моя радость, так же как Я - радость Моего Отца. Ты отражаешь Меня в жизни, подобно дорогому зеркалу, доставляешь Мне бесконечную радость. Ты прекрасна и восхитительна, потому что облачена в Мои совершенства. Но если ты - Моя радость, то Я твоя радость, и мы оба испытываем одно и то же.
Ст. 8. Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. «Твой стан (то есть, твоя душа) похож на прямую пальму. Милости, которыми Я окружил тебя, не изменили твоего устремления вверх и не склонили тебя к земле. Напротив, подобно прекрасной пальме ты никогда не была такой прямой, как сейчас, когда на тебя возложен наиболее тяжелый груз. Женские особи пальмового дерева имеют две особенности. Во-первых, чем прямее их ствол, тем больше плодов они приносят, и, во- вторых, они плодоносят только тогда, когда находятся в тени мужской особи. Этими же особенностями обладает и Невеста. 80первых, она никогда не склоняется, даже на сантиметр, под тяжестью Божьей благодати, и, во-вторых, она не может существовать в отдалении от Жениха. Ее груди удачно уподоблены кистям винограда. Эта душа подобна винограду, который весь сок отдает виноградарю. Чем больше ее притесняют и гонят, тем более великодушной и щедрой она становится по отношению к своим притеснителям…
Ст. 9. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от Яблоков... Юные девицы, услышав сравнение Царя Славы и воспламенившись желанием обрети эти же милости, единодушно восклицают (или, скорее, одна из них, выражая чувства всех остальных): «Я влезу на пальму и ухвачусь за ветви ее. Я хочу подражать этой Невесте, и если она, настолько мудрая и богатая, захочет стать для меня матерью, то я буду ее дочерью и смогу пережить те же ощущения 46. Ее слова будут для меня, как кисти винограда с изысканным вкусом, а чистота ее учения будет овевать меня своим благоуханием».
Ст. 10... Уста твои - как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Юная дочь Сиона продолжает восхвалять Невесту. Под устами она имеет в виду ее дух, который можно сравнить с наилучшим вином, так как он устремлен в Бога и не останавливается ни перед какими преградами". Это вино услаждает Жениха, Который принимает Невесту в Себе, изменяя и преображая ее в Свой образ. Она доставляет Ему радость и удовольствие. Он формирует и совершенствует ее, побуждая все больше и больше погружаться в Него и преображаться в Его образ. Воистину, великая радость - быть напитком Божьим, и только Невеста может похвастаться ею. Это - ее наивысшее благо и конечная цель.
Ст. 11. Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Невеста, слушая девиц, признает и даже подтверждает истинность их утверждений. «С тех пор, как страстная любовь моего Возлюбленного полностью поглотила меня, я всецело растворилась и потерялась в Нем. Сейчас я больше, чем когда-либо, уверена, что принадлежу моему Возлюбленному, поскольку Он преобразил меня в Себя. Он уже не может покинуть меня, и потому я больше не боюсь разлуки». О, Любовь! Ты уже не отвергнешь душу, подобную этой! И, можно сказать, она утверждена в любви навеки, поскольку усовершенствована и преображена этой любовью. Теперь Возлюбленный не видит ничего в Своей Невесте, что не принадлежало и не служило бы Ему. Он уже не может отвести от нее взгляда, как не может перестать видеть или любить Себя.
Ст. 12. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах... Невесте больше нечего бояться, поскольку Бог стал для нее всем, и она находит Его во всем. Ее больше не интересуют материальные сокровища; необходимость прятать или оберегать их отпала. Невеста вошла в состояние славной Божьей бесконечности. Это единение с Женихом, несмотря на все отличия между Богом и творением, стало совершенно естественным для нее. Она больше не боится потерять Его, поскольку не только едина с ним, но и преображена в Него. Именно поэтому она призывает Его выйти за пределы дома или сада. «Приди, возлюбленный мой, - говорит она, выйдем в этот мир, чтобы завоевать его для Тебя. Теперь для меня не существует никаких границ, поскольку мое место - в Самом Боге, и где бы я ни была, я все равно- в Нем.
Ст. 13. Поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе (в английском переводе Вульгаты - «там Я дам тебе груди мои» - пpuм. переводчика). Она зовет своего Жениха пойти куда-нибудь, потому что теперь она полна сил. И, подобно Богу, Который внешне действует активно, а внутренне пребывает в покое, эта душа спокойна внутри себя, но чрезвычайно активна снаружи. Она уже не допускает прежних ошибок", не размышляет ни о себе, ни о своих плодах, но видит все в Боге. В сфере церковной жизни она видит тысячи дел, которые необходимо сделать для славы Жениха, и трудится изо всех сил по воле Провидения и в полном соответствии своему призванию. Но объясни, о, прекрасная Невеста, что ты имела в виду, когда сказала Жениху: «Там Я дам Тебе груди мою»? Разве не Он сделал их плодоносными и наполнил молоком? Ах! Невеста имеет в виду, что, находясь в состоянии совершенной свободы духа и души, очищенная от эгоизма, трудясь для Его славы, она отдаст Ему весь свой плод и напоит Его молоком своих грудей. Он наполнил их, и Невеста хочет, чтобы именно Он опустошил их.
Ст. 14. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный. Какое восхитительное единство! У Жениха и Невесты все общее. Все, чем обладает Жених, становится также и ее собственностью. У нее больше нет никакого достояния и никаких интересов, кроме Его, и потому она говорит как юным, так и опытным душам: «Благовоние, которое пустили мандрагоры, достигло даже нас. Все, что есть у меня, мой Возлюбленный, Твое, а все Твое - мое. Я отдала Тебе все - всевозможные превосходные плоды, совершенные поступки и произведения все без исключения. Я отдала Тебе все мои дела - как старые, которые Ты производил во мне в самом начале, так и новые, которые Ты производишь через меня сейчас. Нет ничего, что я не подчинила бы Тебе, в том числе - свою душу со всеми ее побуждениями и свое тело со всеми его чувствами и способностями. Я все посвятила Тебе, и поскольку Ты доверил эти плоды мне, позволив воспользоваться ими, то я сохранила их для Тебя, ибо обладать и пользоваться ими - исключительно Твое право.
Примечания: 45 Степень духовной зрелости человека не имеет значения. Если он ушел от Бога, ему в первую очередь следует признать свой грех и обратиться. (<Оправдания,>, 1. 38.) 46 Это произошло потому, что в ней обитает Бог. Как железо после прикосновения магнита начинает притягивать другие кусочки железа, так и Невеста, являясь храмом Божьим, притягивает других людей какой-то скрытой силой. Они часто начинают молиться или размышлять, оказавшись в ее присутствии, и желают больше безмолвствовать, чем говорить. Бог использует это для того, чтобы Самому обратиться к ним. Это - признак единения и любви. «Оправдания», 1. 83. 47 Вино принимают форму сосуда, в который его помещают, потому что оно не обладает достаточной плотностью. Налитое в емкость, оно ограничивается пределами этой емкости, в совершенстве соответствуя ее форме. Человеку же по природе не свойственна подобная гибкость. Он обладает собственной формой (своими привычками и наклонностями) и очертаниями (своеволием), и если он не желает отказываться от них, то выглядит в глазах людей неуступчивым (упрямым и своенравным). «Возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное», - говорит Господь Бог (Иез. 11: 19). Это означает: «Я исцелю их от жестоковыйности». Дерево, железо и камень должны пройти пресс, молот и огонь, чтобы изменить свою форму. То же самое можно сказать и о сердце, которое жестко и нечувствительно к божественному воздействию и продолжает упорствовать в своей воле и укореняться в наклонностях, обусловленных порочной природой. Мягкое же и уступчивое сердце названо расплавленным или растопленным. (Св. Франциск де Саль, «О любви Божьей», книга VI, гл.12.) 48 Если человек, вопреки воле Божьей, предпочитает действовать, то это говорит о его серьезном недостатке. Раньше Невеста предпринимала какие-то шаги, в то время как Бог требовал от нее полной бездеятельности. Это было необходимо для того, чтобы она могла умереть для всякого влияния своих побуждений. Теперь же, не предпринимая никаких действий, она стала подобной мягкому воску или другому податливому материалу, с которым Бог делает все, что хочет. Так душа достигает единственно истинного и совершенного состояние активной бездеятельности, при котором она руководствуется не своими побуждениями, а побуждениями Святого Духа. («Оправдания», 1. 114.)
|