Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О прекрасном





 

Сущность прекрасного, Кампанелла видит в приобщении к благу. «Внутренне присущее вещи благо состоит в мощи, мудрости и любви. Отсюда и признаки их в высшей степени прекрасны для нас: свет прекрасен потому, что он обладает великой мощью и распространяет свое сияние. Однако сама по себе красота не есть мощь, но является признаком мощи…. Еще с большим правом именуются прекрасными признаки мудрости: такие ее творения, как картины, статуи, искусно сотканные и вышитые одежды, философские книги, поэмы, благоустроенная в видах устойчивости и процветания государственная деятельность, потому что все они раскрывают идею мудрости, которая сохраняет и оберегает нас…. Прекрасны и признаки любви, такие, как веселость, обходительность, благоволение, поскольку тот, кто любит нас, способствует нашему самосохранению; а признаки ненависти – безобразны».

Далее в «Метафизике» он пишет: «Для совершенной красоты необходимо, чтобы прекрасны были все части, чтобы они не свидетельствовали о примеси небытия, каковая есть недостаток». И еще в «Поэтике»: «Мы называем красоту проявлением блага. Изначальные же и сущие сами по себе блага суть Мощь, Мудрость и Любовь. Ибо эти прималитеты (первоначала) дают бытие вещам и сохраняют их; их признаки содержат в себе красоту, признаки же противного – безобразие».

 

О наслаждении

 

«Как природа есть подражание богу, так и наше искусство есть внешняя природа и подражание природе».

Рассуждения Кампанеллы таковы: «Мы утверждаем, что наслаждение есть либо ощущение блага, либо результат этого ощущения. Благо же то, что способствует самосохранению, потому к нему и стремятся. Следовательно, наслаждение есть ощущение блага, и оно возбуждается чувством самосохранения и тем, что ему содействует. Страдание, напротив, есть ощущение зла... Все, что каким-либо образом содействует нашему самосохранению, доставляет нам наслаждение…»

«Подражание содержит в себе наслаждение, ибо обеспечивает нам полезные блага и заключает в себе чувство самосохранения, будучи его причиной. То же, что заключает в себе чувство самосохранения, как бы являясь его признаком, именуется прекрасным. Прекрасное есть свидетельство блага и представляет нам его – за то и любимо».

 

 

«Город Солнца»

Обстоятельства написания

Сочинение было написано во второй половине 1601 года после перенесения страшной пытки «велья», когда жизнь Кампанеллы висела на волоске. «В течение сорока часов, – гордо писал он в «Богословии», – я был вздернут на дыбу с вывернутыми руками, и веревки рассекали мне тело до костей, и острый кол пожирал, и сверлил, и раздирал мне зад и пил мою кровь, чтобы вынудить меня произнести перед судьями одно только слово, а я не пожелал его сказать, доказав, что воля моя свободна». Лежа на тюремной койке в ожидании смерти, и боясь, что она придет раньше, чем он успеет изложить свои чаяния и основные взгляды на общественную жизнь, он, преодолевая боль, мучительно писал. Писал в строжайшем секрете от надзирателей, так как камеру то и дело обыскивали. Уверенность, что его идеям суждено в корне преобразить жизнь людей, помогала ему претерпеть все. И наяву и в полузабытьи его мысли были полны Городом Солнца.

Годами он в мельчайших подробностях продумывал все стороны жизни общиной. Он вникал во все мелочи: знал, как одеваются граждане Города, что едят, чем болеют. Идеи, которые он должен был изложить, вошли в его плоть и кровь, но теперь, в тюрьме, ему было очень трудно доверить бумаге свои сокровенные мысли. Ему приходилось постоянно иметь в виду, что при всей его выработанной годами заключения осторожности он не мог полностью обезопасить себя от случайностей. Он работал с огромным упорством. Искалеченная рука никак не поспевала за мыслями.

Краткое описание

и основные идеи

Город находится на холме, который возвышается на просторной равнине; он разделен на семь окружностей. На вершине холма возвышается круглый храм без стен, но имеющий свод. Над сводом – купол с отверстием «над алтарем», который расположен в центре. Город построен так, чтобы уловить малейшее благодатное влияние звезд. Им управляет жрец по имени Солнце. Ему помогают Пон, Син и Мор, что значит «Мощь, Мудрость и Любовь». Каждый выполняет обязанности соответственно его имени. Окружности крепостных стен как снаружи, так и изнутри, украшены фигурами и картинами на исторические сюжеты. Есть магистры, управляющие добродетелями.

Благоустройство города – характерная урбанистическая философия, берущая начало у Альберти (1404-1472). Он считал, что архитектура является искусством самым высоким и близким к природному порядку, служащим для достижения счастья и нравственности.

Социальная программа Кампанеллы лежит в основе всех его на первый взгляд столь разнородных и даже противоречащих друг другу сочинений. Господство в обществе социального неравенства, частного интереса, как главных причин всех бедствий, порождает ничем не сдерживаемое себялюбие, пренебрежение к интересам других людей, общества в целом. Все эти пороки воплощены для Кампанеллы в макиавеллизме. Для человечества есть только один путь – путь к разумной жизни общиной, где блага, производимые природой и людьми, принадлежат в одинаковой степени всем, где каждый человек может полностью развивать все свои духовные и телесные способности.

 

Коль позабудет мир «мое», «твое»

Во всем полезном, честном и приятном,

Я верю, раем станет бытие,

Слепое чувство – зрячим, не развратным,

Высоким знанием – тупость и лганье,

И гнет тирана – братством благодатным.

 

Общность всего имущества, в том числе и личного, сочетается в утопии Кампанеллы с сохранением разделения умственного и физического труда: в то время как одна часть общества (большинство) занимается физическим трудом, функции организации производства, научного и политического руководства обществом целиком переданы в руки особой группы. Едино стадо, един пастырь – в этом евангельском изречении воплощена мечта Кампанеллы. Этой центральной идее подчинена вся его политическая программа, вся его практическая деятельность.

Непременное условие для процветания государства Кампанелла видел в здоровье и правильном воспитании подрастающего поколения. Он придавал особенно важное значение вопросам общественного воспитания детей. Схоластика и зубрежка отжили свой век. Кампанелла подчеркивал большую роль наглядности в обучении и утверждал, что легче всего можно усвоить науки при помощи картин. Труд и физические упражнения сделают людей здоровыми и красивыми, а правильное обучение – всесторонне образованными.

В детях с юных лет воспитывается любовь к труду. В Городе Солнца нет бездельников и тунеядцев – здесь работают все. Солярии добились больших успехов в естествознании, технике, медицине. Они построили машины, облегчающие труд человека, научились предсказывать погоду, создали совершенное оружие. Вся жизнь в Городе Солнца подчинена науке, болезни сведены до минимума, разрешена проблема долголетия. Радость и веселья царят в Городе. После трудового дня все собираются за обильными столами общих трапез, потом слушают музыку, поют или, сойдясь парами, начинают стройную и прекрасную пляску под колоннадами.

Солярии высоко чтут своих сограждан, которые отличились трудовыми подвигами, выдающимися изобретениями или героизмом на войне. Но, торжествуя победу над врагами, не употребляют своей мощи во вред другим; для них целью войны является не уничтожение, а совершенствование побежденных. Государство Солнца – могучее и миролюбивое государство.

В «Городе Солнца», Кампанелла много писал об астрологии и воздействии звезд на человеческую жизнь, но в итоге заключает, что нет такого воздействия на человека, исходит ли оно от звезд или других людей, которое могло бы поколебать его решения, если он тверд в нем. Если человек даже под пытками решил в душе молчать, то и звезды, «которые воздействуют издалека и мягко, не могут заставить нас поступать против нашего решения!»

Недаром он звался «Кампанеллой» – «Колоколом»! Колоколом, зовущим к борьбе за справедливость, возвещающим начало новой эры, золотого века человечества.

Заключение

Страстотерпец, пасынок судьбы, – Кампанелла, – он напоминает плод, созревший не ко времени. В Париже он интересовал тех, чьи мысли были обращены к прошлому или непосредственному настоящему, но не тех, чей взгляд был устремлен в будущее. Декарт отказался от предложения встретиться с ним. А Галилей был крайне холоден, и ни разу не удостоил письменным ответом на его немалочисленные письма. Кампанелла пережил свое время; он явился последним из могикан Возрождения.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 369. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия